Распутник

29 декабря, в канун Нового года, смотрели спектакль «Распутник» в постановке обаятельной и прекрасной актрисы Юлии Родионовой, попробовавшей себя в качестве режиссера. Почему она выбрала пьесу Э.Э. Шмитта, философа и писателя? Пришлось разбираться в вопросе, прибегнув к Википедии, чтобы узнать об авторе, посмотреть интервью, которое дал г-н Шмитт во время посещения России. Купили пару сборников его пьес и рассказов.
Между строк заметим, что наибольшее впечатление от прочитанного получили от «Оскара и Розовой Дамы» в силу удивительного сочетания простоты и глубины мысли. А вот пьеса «Распутник» сложна для восприятия, при этом смотрится на сцене камерного театра на одном дыхании. Г-н Шмитт защитил докторскую диссертацию по наследию Дидро.
И вот на сцене появляется Дидро в воплощении Александра Волхонского. Великий энциклопедист в белом хитоне и обворожительная госпожа Тербуш в исполнении не менее обворожительной Олеси Зиновьевой, лежа на громадной постели, рассуждают о прекрасном и мудром, одновременно пытаясь заняться любовью. Но, как обычно бывает в подобных ситуациях, кто-то непременно пытается нарушить идиллию, а именно – молодой помощник г-на философа, Баронне (Сергей Шляпников). Он постоянно врывается в покои со своим навязчивым желанием поскорее завершить написание первой в мире Энциклопедии, тем более что осталась самая малость – последняя и самая легкая статья «МОРАЛЬ». Это что-то вроде того, что такое хорошо и что такое плохо.
Вот в сущности пьеса про это… но преподнесенная с необыкновенным философским юмором, искренностью и глубиной мысли, рассуждениями об измене, грехопадении, порочности и свободе. В мире, где нет свободы, не может существовать ни добродетель, ни порок, считает Дидро.
Брак как условие нерасторжимости обязательств похож на безумие, так как противоречит закону о переменах в природе. Нет в мире ничего вечного и постоянного, тем более в отношениях мужчины и женщины. Любовь к телу и душе должны составлять единое целое. Конечно, не все женщины лепят из мужчин статуи или приковывают их на цепь, но ведь и такое с нами случается.
Так что же все-таки написал герой пьесы Шмитта в разделе Мораль? «Каждый человек ищет свое счастье. Существует лишь одно-единственное стремление: быть счастливым. И одна-единственная обязанность – быть счастливым».
Отметим блистательную игру актеров, не только упомянутых, но и всего состава (Ирины Шавкуновой, Василисы Борок). Художник Анатолий Шубин и по костюмам Ольга Гусак погрузили зрителей в куртуазный 18-й век. Предтеча сексуальной революции, как называют Дидро, перенесен из века 18-го в 1960-е годы и воспринимается нами как современник.
Если вы, уважаемые, обладаете тонким чувством юмора и способностью любить, обязательно приходите посмотреть эту легкую, воздушную и при этом облеченную в сложные философские диалоги пьесу.
Юлия Родионова, не смотря на настойчивые приглашения выйти на сцену, так на ней и не появилась. Скромный, замечательный человек, актриса и уже заявившая о себе режиссер, она нашла свое счастье, делая счастливыми зрителей и актеров. Как говаривал распутник Дидро, мы ВСЕ обязаны быть счастливыми. Спасибо за истинное удовольствие от постановки.
Поклонник ваших талантов Валерий Бунтури.
P.S. Очень близкая по духу пьеса в фильме «Дезире» (1996 г.) в главных ролях с Ж. П. Бельмондо и Фанни Ардан настолько камерна, что не поставить ее в вашем камерном театре было бы… странно. Она непременно будет иметь большой успех. И Вам, Юлия, это под силу…


Рецензии