Золотой век

Золотой век. Очерки истории античной половой морали.

В науке золотым веком человечества принято считать период правления Перикла ок. V в. до нашей эры. Однако, термин «золотой век» нередко употребляется более расширительно, применительно ко всему античному периоду человеческой истории. Золотой век человечества отнюдь не отличался  сплошным благоденствием, полным миролюбием и всеобщим процветанием. Тем не менее, он остался в памяти как неповторимый образец чистых, незамутненных цивилизацией отношений мужчин и женщин, естественного следования природе и радости бытия.

Древние эллины, жившие за семь-восемь веков до нашей эры, отличались наивной детскою непринужденностью. Они не ведали стыда и запретов. Физическое наслаждение, обладание предметом своей страсти были для них также естественны, как еда и питье.

Гомер славит прекрасную Елену, из-за которой разразилась Троянская война: "Не обвиняйте изящнообутых троянцев и ахеян, что они за подобную женщину претерпели столько несчастий! Женщина подобна богине".

Ему вторит замечательный поэт русского Серебряного века О.Мандельштам:
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.


Но и у Гомера, и у Гесиода, и у Эсхила отсутствуют воспевания любви как отвлеченного переживания, не направленного на конкретный объект. Во времена классической древности любовь прежде всего была деятельной, властной, требовавшей поступков и доказательств. Проявления чувственной любви были куда ближе и понятней, чем сложные душевные переживания. Поклонение женщине, не основанное на  желании обладать, унижало античных героев и нередко вызывало насмешки и считалось унизительным.

В жизни эллинов причудливо переплеталось героическое и смешное, божественное и плотское, общегосударственное и глубоко личное. Здоровой чувственностью были пронизаны все сферы общественной и частной жизни. Непременным элементом эллинского быта являлись так называемые симпосии /греч. symposion - пиршество/ - совместные трапезы, попойки. Под руководством симпосиарха, участники философствовали, наслаждались музыкой и танцами гетер, украшали себя цветами и распевали скалионы (застольные песни). При этом предавались обильным возлияниям и неумеренному чревоугодию. Переполненные желудки тут же опорожняли искусственно вызываемой рвотой. Случалось, что симпосии плавно переходили в оргии. Достоинства симпосий ценились тем выше, чем обильнее и изысканее сервировался стол. Кулинария в эпоху эллинизма приобрела значение искусства, возбуждающего желания. Недаром философ Хрисипп (ок. 280 - ок. 204 до н.э.) называл книгу Архестратоса "Гастрономия" эротической.

Жители ахейской колонии Сибарис вошли в историю благодаря изнеженному образу жизни и пристрастию к роскоши. Именно сибариты прославились как авторы своеобразных шуток, носивших, по мнению Марциала, чересчур откровенный характер. Уроженец города Милет в Ионии Аристид (ок. 100 до н.э.) получил признание как автор весьма фривольных “Милезийских рассказов”. Это произведение было переведено на латинский язык Л.Корнелием Сисенной и пользовалось огромной популярностью у римлян. Признавая заслуги сочинителя, они именовали сочинения такого рода “милезиями” или “ионикологами”.

Именно грекам мир обязан распространением особого рода литературы, которую в наше время принято называть эротической или даже порнографической. Знаменитый Сотад из Маронеи, живший в начале III в. до н.э., сочинял столь неприличные стихи и прозу, что один из современников советовал читать их лишь людям взрослым и обладающим физическим здоровьем.

В конце концов Сотадес жестоко поплатился за свой длинный и грязный язык. Будучи в Александрии, он позволил себе двусмысленную остроту по поводу женитьбы Птолемея Филадельфа на собственной сестре Арсиное.  За что немедленно был брошен в темницу, где и закончил свои дни. Огромной популярностью пользовались также сочинения писательницы и гетеры Элефантис (Элефантиды). Ее книги, богато иллюстрированные соблазнительными рисунками, весьма ценились тогдашними эротоманами, а в эпоху Римской империи уже считались классикой жанра. До нашего времени ни одна из них, к сожалению, не дошла.

В Древней Греции погоня за наслаждениями не считалась преступлением. Искатели приключений всегда могли удовлетворить свои потребности. К их услугам были целые кварталы в крупных портовых городах. Особенно славился Коринф, расположенный на пересечении важных торговых путей. Искусство, с которым бесстыдные коринфянки обирали купцов и мореплавателей, стало просто легендарным, а само название города приобрело нарицательный смысл продажной любви.

Добропорядочные матери семейств тоже не всегда хранили свою честь. И это несмотря на то, что пойманные с поличным любовники подлежали смерти или телесному наказанию (по выбору обманутого мужа). Иногда пылкому любовнику удавалось откупиться и избежать огласки и скандала. Иногда наказание было весьма оригинальным: виновному в прелюбодеянии загоняли  в задний проход черную редьку. Случалось, что предприимчивые и лишенные предрассудков супруги устраивали неосторожным чужестранцам настоящие провокации и сознательно заманивали их в ловушку.

По мере сил государство боролось с аморализмом, подрывавшим устои общества. В 621 г. до н. э. афинский правитель Драконт сильно ужесточил ответственность за нарушение супружеской верности. Но, как показала история, запреты и ограничения редко останавливают любовь. Глубоко убежденные, что судьба человека решается на небесах, древние греки смотрели на жизнь фаталистически и во многом брали пример со своих богов.

Продолжение следует.


Рецензии