1. Глава Субботним днём

Аля Хатько и Олег Вайнтрауб.

 

   Сегодня была суббота. Как всегда, у Зои суббота - это день уборки. Хотя мать всё время, когда была жива, наставляла дочь, что суббота в библейском писании - это день отдыха. Но у женщины никогда не было времени заниматься уборкой в будние дни. Работа занимала всё время. А придя домой, поужинаешь, и хочется скорее принять душ и прилечь. Иногда даже и телевизор не хочется включать. Да и смотреть там в последнее время совершенно нечего. Пропагандисты, как договорились и свои, и «союзного государства» трындят одно и то же, как всем на свете жить плохо. А вот только у нас всё отлично. Куда ни глянь везде чистота, порядок. Зарплаты с каждым годом всё выше и выше. И то, что скоро американский доллар сдохнет, останется наша, родная «валюта». Хотелось бы верить всему этому бреду. Только осознание происходящего у Зои уже явно не то, что был хотя бы лет 10 тому.

Зоя недавно отметила своё 35-летие. Выглядела немного моложе своих лет. Может, влияло то, что не была полной, как в её возрасте подружки. Они вышли замуж, обзавелись детьми и расслабились. Только вот у Зои не сложилось с семьёй.
Сначала захотела получить высшее образование. Кстати, окончила педагогический институт, факультет иностранных языков. И теперь учила детей в средней школе немецкому языку. Что там говорить, не хотят дети совсем учиться, за редким исключением. Теперь в голове не законы физики, не иностранные языки, а неизвестно что. Они бегали, шумели, спорили на перерывах. Они влюблялись по-настоящему, а что теперь? Теперь наслышаны и наглядно всё высмотрели уже из телевизора. Теперь всё напоказ.

  С такими мыслями Зоя Васильевна и занималась уборкой. Она не оставляла без внимания ни один укромный уголок в своей квартире. А квартира была двухкомнатной.

 Зоя накинула на плечи куртку, натянула сапожки и понесла выбрасывать мусор. Только открыла входную дверь, как в глаза кинулась неприглядная история: облокотившись на мусорный контейнер, стоял мужчина. По виду она признала, что это самый настоящий бомж. Он потрошил мусорные пакеты. Что-то отыскивал в них съедобное и тотчас отправлял себе в рот. Зоя ужаснулась. Теперь же эпидемия гриппа куриного или свиного страшная бушует, а он стоит себе и грязными руками кладёт бог весть, что себе в рот. Китайцы вон в масках ходят, а тут такое…
 Так и стояла Зоя с мусором перед контейнером, не решаясь выбросить мусор. Боялась или стеснялась побеспокоить обедающего мужчину. Он перестал жевать и уставился на женщину. Зоя успела увидеть, что у мужчины глаза карие. Блестят то ли от лихорадки, то ли сами от природы такие светящиеся. На голове надета спортивная шапочка неопределённого от возраста и грязи цвета. Ростом он был выше среднего. Куртка на нём и штаны также не первой свежести.
Первым не выдержал мужчина:
-Здравствуйте!
-Здравствуйте, - ответила Зоя. И сама, не понимая, как и почему, вдруг ни с того, ни сего сказала:
-Вы кушать хотите, не правда ли?
-Да, я три дня ничего не ел. Был болен, ничего в горло не лезло, а теперь вот …. - и он замолчал.
-Так, пойдёмте в квартиру. Я вас накормлю.  - решительно сказала Зоя., выбросила в мусор и, не оглядываясь, пошла к подъезду, открыв, придержала дверь и проследовала дальше в свою квартиру. Мужчина молча шёл следом.
Придя в квартиру, она ощутила невыносимый запах, который источал бомж. Её прямо выворачивало наизнанку. Но она собрала всю волю в кулак, пригласила снять куртку и вымыть руки. Когда тот снял куртку под ней оказалась только тонкая летняя майку.
-Не холодно вам так легко одеты?
-Тот только пожал плечами:
-Самые морозы прошли. Не замёрз ведь. Значит, и теперь не пропаду. Весна на носу.
Зоя обратила внимание, что безымянный палец левой руки замотан грязной тряпкой и про себя решила, что после того, как покушает, мужчину надо обязательно искупать. Но это потом, а теперь надо кормить. И она налила тарелку горячего борща, который только недавно сварила. Положила две ложки сметаны в борщ, а сама стала в микроволновке греть гуляш.
-Хозяюшка, а хлебушек у вас есть? – несмело спросил мужчина.
-Ой, простите! Сама то я хлеб редко употребляю. Вот и гости мои часто обижаются, что на столе всё есть, кроме хлеба, – смеясь, выложила перед гостем несколько ломтиков хлеба.

   К её удивлению мужчина ел очень тихо. Не чавкал, не «сербал», как иногда мать говорила…

   Когда тарелка с борщом была пуста, гость попросил добавки:
-Простите, хозяюшка, я уже забыл, когда первое кушал, а борщ и подавно.
Зоя с удовольствием подлила добавки и поставила тарелку с гуляшом и картошкой. Вскипятила чайник.
-Ох, и накормили же меня, хозяюшка. На три дня, как минимум. Спасибо вам за вашу доброту и милость. Я помолюсь за ваше благополучие непременно при первой же возможности.
-Ладно вам. Зовут меня Зоя…Васильевна, а вас?
-А я Николай…Когда-то Анисимовичем по батюшке величали, а теперь вот бомж. И кличка у меня Миклуха.
-Странно, а почему же Миклуха? – удивилась Зоя.
-Это очень длинная история. Вижу, что вам недосуг со мной лясы точить. Пригрелся я у вашего очага, так на улицу и уходить не хочется.
-Нет, нет, Николай! Пока что на улицу я вас не отпущу. Я хочу, чтобы вы приняли ванну, смыли с себя грязь всю. Давно не мылись?
-Да летом в реке, и больше не было возможности.

  Зоя про себя ужаснулась. Как же так случилось, что люди живут невесть где, невесть что кушают, и никому совершенно до них нет дела. Что же это за государство такое? Неужели за наши налоги нельзя открыть какой-нибудь приют для этих несчастных людей. Есть же за границей какие-то ночлежки. Да и при царской власти были, а что теперь?
-Так я пойду, несмело повторил гость.
Зоя очнулась от своих мыслей и решительно направилась в ванную, и начала наполнять её водой.
-Пока не примите ванну, никуда я вас не отпущу.
-Милая женщина! Да как же я после ванны надену эти свои тряпки? Вы даже не знаете, что в них вши кишат. Стаями ходят. Я и так боюсь, чтобы вам не оставил наследство.
Зоя немного задумалась, а потом решительно сказала:
-С этим мы как-нибудь справимся. Заходите в ванную. Снимайте с себя всё и складывайте вот в этот мусорный пакет. Пока вы будете смывать с себя грязь, я схожу в секонд-хенд и куплю одежду.
-И вы меня оставите одного в своей квартире? – недоуменно спросил бомж.
-Оставлю, оставлю! Голым ведь никуда не уйдёте. А на всякий случай квартиру поставлю на охрану. Дверь из ванной не открывайте, а то сработает сигнализация, и через пять минут квартиру возьмут под охрану трое с автоматами.
-Ого, как у вас всё поставлено! И часто таких, как я гостей принимаете, Зоя Васильевна?
-Нет, вы у меня первый.
-А мужа, что ли нет?
-Нет, не успела пока обзавестись.
-Да, давайте уже заходите в ванную, и отдавайте мне вашу одежду. Воду поменяйте и не один раз. Не жалейте. Да, вот вам безопасная бритва. Она новая, побрейтесь. А вот ножницы. Как сможете, так и срежьте ваши волосы. Желательно везде, чтобы не было где обитать вашим противникам. После, когда приду, я побрею голову наголо. Шевелюра видно у вас богатая. Но ничего, к лету отрастите, я думаю.

  Магазин секонд-хенд находился от квартиры Зои метрах в пятистах. Она знала продавщицу. Это была двоюродная сестра. Вкратце рассказала историю, какой гость у неё сегодня моется. Валентина только головой покрутила:
-Ох, Зойка, тебе на твою голову только приключений с бомжами и не хватало! Нашла же мужика себе, и где? На помойке! - не церемонясь выговаривала родственница.
И как же она оказалась права, впоследствии думала Зоя Васильевна. Валя, как в воду глядела, когда так говорила о приключениях. Ну, будем рассказывать всё по порядку.
  Вместе с Валентиной подобрали недорого полный гардероб, начиная с трусов и носков, и кончая курткой и приличной спортивной шапкой, и тёплым шарфом. Правда, запах от одежды шёл специфический. Но он был лучше того, который исходил от бомжа, когда тот зашёл в квартиру.

  Довольная Зоя вошла в квартиру, сняла верхнюю одежду и постучала в ванную. Услышав разрешение, приоткрыла дверь. Шторка была задвинута.
-Как водичка?
-Ох, Зоя Васильевна! Мне кажется, что я второй раз сегодня на свет появился.
-Я оставлю полотенце и одежду здесь на стиральной машине. Когда надоест купаться, одевайтесь, будем смотреть, что делать с вашей причёской.

  Минут через 20 появился Николай в красивой клетчатой рубашке и голубых джинсах.
-Зоя Васильевна, а как это вам удалось угадать мой размер? Всё, как на меня шито, - оглядывая себя произнёс мужчина. А Зоя смотрела на него и не могла отвести глаз. Перед ней стоял совершенно другой человек. Лицо немного бледное, но гладко выбритое. На голове совсем короткая стрижка ёршиком. А глаза так и пронизывают насквозь. Да, глаза карие и блестящие. На вид казалось ему лет 45-50 не более. Но спросить она постеснялась. 
 -Мужчине совсем такая красота и не нужна, подумала Зоя.
-Вот я собрал волосы в пакет, чтобы не засорить канализацию. Куда бы это выбросить, чтобы насекомые, если остались не вылезли.
-Давайте я вынесу в мусорку.
-Нет, что вы! Я сам это сделаю!
-Я вас не отпущу. Вы же говорили, что после болезни. А теперь нагрелись в ванне и сразу на улицу, что ли? Нет! Немного посидите, отдохните. Сейчас чаем с малиновым вареньем напою. Тогда и пойдёте.

 Зоя решительно взяла из рук мужчины пакет. Взгляд невольно остановился на руках. Пальцы были длинные. Аристократические. Ногти пострижены.
-Надо же, какой молодец. Догадался и ногти привести в порядок, - подумала Зоя. А ещё…Ещё на безымянном пальце левой руки, там, где днём была грязная тряпица, блестел золотой перстень. А на нём было какое-то изображение. Зое неудобно было так в упор рассматривать, она отвела взгляд от перстня и удивлённо подняла глаза на своего гостя.
-Зоя Васильевна, вы хотите у меня что-то спросить?
Женщина ничего не ответила. Натянула куртку. Ноги сунула в шлёпанцы и выскочила с пакетом на улицу. Когда вернулась, гость стоял перед зеркалом, и рассматривал себя со всех сторон.
-Давайте я вам немного подправлю причёску. Спереди вроде, как ничего получилось у вас, а вот сзади не очень. У меня есть машинка с насадками. Иногда племянник забегает, чтобы кое-где укоротить волосы. Да и муж двоюродной сестры средства на парикмахерской экономит.
 Причёска получилась даже очень ничего. Видно было, что Николай доволен.
-Ну, а теперь можно и почаёвничать. Сказала Зоя и ушла на кухню. Вскоре на столе появились блинчики с творогом, розетки с малиновым вареньем, а в кружках дымился ароматный чай.
-Ой, как же вкусно чай пахнет, – потянул носом гость
-Этот чай травяной. Иван-чаем в народе травку зовут.
-А по-научному – кипреем, – добавил Николай.
Зоя удивлённо подняла на него глаза.
-А вы откуда знаете?
-Ох, уважаемая хозяюшка. Я очень много знаю. У меня ведь высших образований, аж два, скажу не хвастаясь.
Зоя так и схватилась за голову:
-Это что такое твориться! Человек с двумя высшими образованиями является самым, что ни на есть настоящим бомжом?
-А хотите, если у вас есть время, я расскажу вам о себе и как я докатился до такой жизни?


продолжение http://proza.ru/2021/05/25/708


Рецензии