Смысл Жизни. 5

Смысл Жизни.
5.

   Вышел на парадокс: в жизни без человека смысла нет, она просто случается и происходит тем или иным образом, и это при том, что сознание есть во всём проявленном, но в жизни, в которой уже возникает человек, как мыслящее, познающее существо, смысл тоже может возникать. Смысл в жизнь привносит человек. Жизнь осмысливается только человеком. Возможно, что в этом и состоит предназначение человека. Или одно из его предназначений.
   Это одна из загадок сознания: как смысл возникает и исчезает. Вот он есть, а вот его нет, вот он один, а вот уже стал другим, или как у разных людей обнаруживается различный смысл. Происходят изменения в человеке, с человеком в процессе познания, и изменяются параллельно смыслы. Потому и возможно переосмысление. Получается какой-то волшебный калейдоскоп смыслов. А общий Смысл для всего человечества? И на этот вопрос тоже можно ответить по-разному. Хорошо бы каждому со смыслом своей жизни разобраться, а потом уже пытаться обобщать. И, как ни странно, каждый кто разобрался и нашёл смысл для себя, и сделает именно такой смысл всеобщим, осуществив перенос частного на общее.
   Если есть «кто», тогда возможен и смысл, но не у жизни, а у него и для него – этого познающего субъекта. Такой субъект и пытается везде отыскать хоть какой-нибудь смысл, а если не получается, то приписывает происходящему наиболее подходящий, с его точки зрения, смысл.
   Когда мы спрашиваем о смысле, мы же обращаемся к кому-то, не так ли? Это не вопрос вообще, а конкретный вопрос, потому что если оно вообще, то и будет никак, ничем, и смысл обнаружен не будет. Задаём вопрос или себе, или другому человеку, или человечеству в целом, будто бы обладающему коллективной субъектностью, если уж мы считаем, что существует коллективное сознание, бессознательное и единый организм человечества. Прежде вопроса о смысле жизни или чего-то там, должна случиться жизнь в Бытии, затем случиться сам человек как вид внутри жизни, и у него должно включиться познание. Прежде смысла должен быть человек. А лучше два: задающий вопрос и дающий ответ. На крайний случай, даже два в одном. И это не по одинокие случаи, мы разделённые в себе существа.
   Казалось бы, разобрались и теперь уже точно всё понятно, и со смыслом покончено. Этот вопрос интересует исключительно человека.
   А не тут-то было! Загадки остаются.
   Но почему вообще могло возникнуть представление, что смысл так же возможен без человека? Как такое возможно?! Откуда эти догадки, прозрения? Или это обычные, свойственные уму, сомнения и подозрения? Пусть это уловка ума, его подлые и коварные происки, некая хитроумная подмена, или проекция, но такая идея ведь не возникнет на пустом месте, должна быть для этого почва и причины. И каковы причины? Что это за скрытая пружина?
   Семя сомнения упало в почву познания и проросло чащей знаний.
   За счёт чего человек осуществил перенос с себя на природу, вселенную и Бытие свою озабоченность смыслом? А захотел и перенёс! С одной почвы на другую. И стал множить смыслы и знания. Видимо за счёт идеи тождественности и равенства между всеми частями Целого. Только при всей тождественности мы все разные, а при всём равенстве не равны. Человек мог размышлять следующим образом. Мол, если это есть во мне, то несомненно и обязательно есть и у Высшего. Различие лишь в том, что у Всевышнего всё в высшей степени. Человек конечен, как физическое существо и вещество, и все проявления, достижения и постижения человеческие тоже конечны. А Высшее бесконечно во всём и вечно, ничем не ограничено. Странность же в том, что при таком подходе Низшему человек наличие смысла не приписывает и не находит такового в низших формах жизни, а тем более у неживой материи. Если есть Высшее и Низшее, а человек посередине и у человека имеется способность создавать смысл, то правильнее было бы чтобы смысл был везде, или же нигде, и при втором варианте человек являлся бы в таком случае исключением из правила. А ощущение исключительности у человека имеется.
   Вот и получается, что в Бытии смысла нет, или мы его не находим, но вот у Того, Кто заварил всю эту кашу, сотворив творение, якобы был некий Высший Смысл, Замысел, Идея. А, какова фишка?! В Бытии нет, но мы создадим кого-то, кого назовём «Всевышний Господь – Творец вселенной» и Ему припишем наличие Божественного Смысла. Во как зашифровали! Просто для человека этот Смысл временно закрытый и недоступный. А может и не временно, а вечно. И вот человек при помощи познания хочет проникнуть в святая святых – в Тайну Творца и открыть тайный всеобщий Смысл. Говорят, что Дьявол искусил человека познанием. Но может, сам же Дьявол и принял форму человека, чтобы осуществить свой эго-замысел и уподобиться Творцу? А на самом деле преследовал лишь ту же мысль и желание – быть оппонентом и противником Бога? Потому что, если и есть Дьявол, то у Него должно быть и своё предназначение. Идёт ли борьба за человека между Богом и Дьяволом? Оставлю эти размышления для другой темы.
   Где же собака порылась? То есть человечество догадалось (додумалось), что до него в природе никакого смысла не было, и никто им не заморачивался, и только после того, как природа разродилась человеческим существом и оно начало развиваться в человека при помощи познания, то вдруг стали возникать и смыслы.
   Но как физическая материя, механическая природа превратилась в живую природу, да ещё и родить разумное существо, наделённое самосознанием?! Снова загадка. Точно был кто-то, пусть невидимый и нематериальный, кто смог осеменить мёртвое и вдохнуть в него жизнь. Это чудо Жизни. До ещё задолго до этого возникло чудо Бытия, возникшего из не-бытия. Как механическое беспорядочное движение физических частиц породило внутри себя процессы и структуры, выделив некое пространство, которое оформилось в космос – стройной, правильной, стабильной, совершенной, упорядоченной системой со всеми вытекающими из этого космическими силами, явлениями, тенденциями, закономерностями и законами? Кто строил?! Как?! И главное – Ему-то зачем это было нужно??!! Слава Творцу вселенной!

   Если есть нечто большее по масштабу за человека, а человека берём за точку отсчёта всех измерений, как меру всех вещей, некая Сила, бесконечно превосходящая человека как вид со всей его потенцией, создавшая не только человека, но всех живых существ, и среду их обитания – природу, Землю, Солнечную систему, вселенную, материю и энергию, то есть во всём этом и некий Высший Смысл. Должен быть – решает «человек познающий».
   А что если «сила есть, ума не надо»? Это о людях. А если это применить и к Силе? Но вряд ли. Да как же сотворить такую грандиозную вселенную, крутящуюся миллиарды лет, без помощи ума?! Творящая Сила должна быть априори разумной.  Без Космического Разума тут явно не обошлось. Так считают люди. Но как оно на самом деле никто не знает. Нет людей, нет и знаний.
Пока что эта явность и ясность, по поводу Космического Разума, для нас темна. Остаётся неразрешимой загадкой. Но человечество не сдаётся.
   Все уже, наверняка, слышали про чёрные дыры, тёмную энергию и тёмную материю. Учёные явно увлеклись тёмным, стали на сторону Тьмы и поклоняются Ей. Шучу. Но в каждой шутке… «Бог есть Свет». Нам это тоже говорили, и мы верили, старались поверить. Как вдруг учёными выясняется, что свет, энергия, вся проявленная материя и вещество вселенной составляют лишь 5% от всего объёма и массы космоса. А 95% - сплошная тьма, всё тёмное. А как же тогда Бог-Свет? Вот уж эти чёртовы атеисты!
   Понятно, что Бога мы всегда притягиваем за уши или дёргаем за бороду, когда пытаемся Его определить, пользуясь примерами из физической природы вселенной. Есть ведь и метафизическое, духовное. Мы познаём познаваемое, а Бог непознаваем. По Сути Своей Он непознаваем, являясь Тайной, а мы к Нему со своими смыслами лезем.
   Значит, Суть не есть Смысл. Есть Божественная Суть, но смысл всегда человеческий. Смысл – это понимание, возникающее в результате познания, мышления, или это выводы, сделанные в результате логических операций в уме. Вычисляли, описывали, сравнивали и остановились на чём-то, выбрали и подытожили. А Суть бессмысленна, бесполезна, часто бессловесна и безмолвна, и доступна лишь в осознанности.
   Смысл, так или иначе, упирается в какие-то границы, и должен быть оформлен при помощи символов и знаков, слов и чисел, образов и понятий. Суть же безгранична и ничем не обусловлена.
   Смысл – это попытка мышления поймать Суть. А поймать невозможно. Но человек и должен пытаться это проделывать и осуществить, даже зная о невозможности, и только так выходя за пределы собственных ограничений.
   Человек прекрасно описан известными нам древними мифами, сказками и притчами. Древнее человечество было способно на это.
   Что человек проделывает с реальностью? С красотой, любовью, истиной, счастьем? Человек всё идеальное кладёт на Прокрустово ложе и отрезает всё, что кажется ему лишним, неудобным, непонятным, неприятным. Человеческий ум – такое Прокрустово ложе, а человек во многих своих проявлениях тот же Прокруст, и ведь делает это из лучших побуждений. А что есть, к примеру, познание? Это Сизифов труд. Смыслы обретаются, но и теряются, и мы снова вынуждены к ним устремляться и искать. Мы обречены пытаться познать Тайну, догадавшись, что Она непознаваема. Но можем при этом довольствоваться знаниями и достижениями прогресса. Человечество описало себя в мифах. По мере развития научно-технического прогресса потребность в мифах исчезла, их заменила наука (научные концепции как разновидность мифов) и люди потеряли способность к мифологичности. Человечество развиваясь в каких-то направлениях, чего-то и лишается, и есть заметная тенденция к вырождению. Становясь умнее, люди становятся тупее.
   Смысл рождается только в процессе познания. И он ограничен рамками познания. Но познание – это лишь часть Сознания. И выходя за рамки познания и знаний (а это возможно!) человек может терять смысл. Это происходит при расширении сознания, перевороте сознания, взрыве сознания, потере сознания, в стрессовых ситуациях и шоковых состояниях. Иногда потеря смысла - это ужасно, болезненно и убийственно, а иногда благотворно и исцеляющее. Освобождение от смысла и впадение в бессмысленное существование часто является признаком выпадения человека в животное или механическое состояние, что чревато депрессиями, апатиями, или наоборот, агрессией, ненавистью. Теряя смыслы или отказываясь от них люди теряют и чудесность их возникновения, теряют человеческую структуру, огромные пласты человеческой культуры. Неподготовленный к потере смысла человек будет обескуражен потерей, подавлен, потерян, демотивирован, дезориентирован, деморализован. Нельзя неподготовленному сознанию открывать бессмысленность всего происходящего в жизни, творящегося во вселенной. Это опустошённость. Тогда человек или саморазрушается и погибает, или прибегает к палочке-выручалочке – вновь обращается к поиску Высшего Смысла. Ладно, к чёрту человеческие смыслы, но где-то ведь есть вечный спасительный Божественный Смысл! Верую!
   И опять противоречия, противопоставления, подмены и переносы.
   Духовный путь – это движение от смысла к смыслу, от смыслов к Смыслу, смыслопостижение, и в процессе пути изнашивание всех смыслов и принятия бессмысленности того, что быть и случается, с сохранением восприятия чудесности. И человек пропускает через себя опустошённость, освобождаясь от личности и «эго». И обретает связь с пустотой, будучи осознанным. Пустота больше не пугает и не отталкивает, а принимает путника в себя, когда путник сдаётся как «эго».
   Отпусти все смыслы, все представления, идеи о Смысле, концепции. Ты продолжишь быть. Смысл был нужен, чтобы ты хорошенько поискал и напрягся, а потом нужно отпустить и расслабиться. И возможно случиться осознание. А если не случится, то попробуй всё то же самое ещё раз, и ещё. Пока оно не случиться. Отпусти, и будешь свободен. Если свободен, нужен ли Смысл? Да, Он был нужен для поиска выхода, к которому и вёл тебя, для освобождения. Но освободившийся человек свободен и от Смысла, в котором больше нет необходимости. Так же чудесно, как созревал и возникал в человеке смысл, в нём может созреть и расцвести осознанность. Смысл в том, чтобы человек не только бытийствовал, но и был осознан в бытийствовании. Осознание не заботится ни о хлебе насущном, ни об удовольствиях, ни о мире и судьбах людских, ни о прошлом и будущем, ни о смерти, ни о смысле жизни.


Рецензии