Густав Малер

Я не считаю себя большим ценителем, знатоком музыки. Но хорошую музыку люблю с детства.
В семидесятых годах прошлого века  часто бывал в Челябинске по делам. Один раз моим соседом по гостиничному номеру оказался сотрудник  одного из московских НИИ, коллега по общей работе. В свободное время мы вели интересные беседы. В частности, о музыке; выясняли музыкальные пристрастия. Они не совпадали. Однажды сосед спросил: « А вы знаете кто  в Москве, в интеллектуальной среде, сейчас наиболее популярен? И сам ответил « Густав Малер, его ставят чуть ли не в один ряд с Бетховеном». Имя это я слышал, а произведения  Малера слышать не доводилось.
В нацистской Германии на исполнение музыки композитора наложили запрет, она была объявлена «дегенеративной». После войны Малер попал в список запрещенных к исполнению в СССР композиторов. В шестидесятые годы  Д. Шостакович напишет: «Радостно жить в такое время, когда музыка Густава Малера завоевывает себе повсеместное признание. Сила его гения покоряет всех, кому дорого музыкальное искусство».
В большой степени « возвращение» Малера в СССР обязано К. Кондрашину и Г. Рождественскому. Однако широкой трансляции произведений Малера не последовало, вот почему я их  и не слышал.
Теперь, в Германии, я навёрстываю упущенное. Сижу  как-то в удобном кресле и слушаю   Малера. Звонок в дверь. Почтальон посылочку принёс. Забрал я  у него посылочку,  расписался. А он стоит, не уходит и говорит примерно следующее: извините, я хочу хоть пару минут послушать моего любимого Малера.
 В  шверинском кафедральном соборе (SCHWERINER DOM) часто проводятся концерты классической музыки, в том числе светской. Возможно, исполнялись и произведения Малера – он весьма почитаем в Германии. А пару лет назад в соборе была организована выставка картин, навеянных художнику отдельными произведениями композитора.
«Пока я могу выразить мое переживание в словах, я наверняка не сделаю из него никакой музыки. Потребность высказаться музыкально-симфонически возникает только там, где царят смутные ощущения, у двери, которая ведет «в другой мир», — мир, где вещи не отделяются больше друг от друга местом и временем» ( Густав Малер)


Рецензии
Сразу оговорюсь, это не рецензия...

В фильме Лукино Висконти "Смерть в Венеции"
по рассказу Томаса Манна звучит музыка Малера...
Нечто, типа, трио великих имён...

Всего доброго, Юрий.
З. Ч.

Зоя Чепрасова   05.12.2023 07:00     Заявить о нарушении
Спасибо за " не рецензию", всё верно Вы говорите. И я о том же на FACEBOOK - о великом " трио". Там же выложил своё фото причала Венеции - картинка очень похожа на начальные кадры " Смерть в Венеции ". Каждое утро слушаю Адажиетто, чего и Вам желаю.

Юрий Бровер   05.12.2023 08:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.