Образ. Троица. Непознаваемость
ОБРАЗ. ТРОИЦА. НЕПОЗНАВАЕМОСТЬ
Сразу хочу заметить, что, размышляя о Троице, я ни в коем случае не рассматриваю Её в качестве объекта. Бог не представляется объектом, поскольку Он их всех сотворил. Тварное создание не может быть творцом себя, в точности так же, как и художественное произведение не способно стать художником. Иначе говоря, созданный объект никогда не станет Создателем. Кроме случая с человеком, созданным по образу и подобию Творца.
Тем не менее, любое наше размышление, при попытке его подать, не обходится без объектных представлений. Иначе у нас не получается. Посему здесь вынужденно используется применение языка объектности для отдалённого понимания того, о чём идёт размышление. Используется. Но подразумевается суть целиком внеобъектная. И этому, пожалуй, способствует лишь образное восприятие.
Образ. Это отнюдь не облик. Облик объективизирован, а образ — сущность внеобъектная. Он ощущается ни зрением, ни слухом, ни осязанием, ни запахом, ни вкусом, он возникает на глубинном подсознательном уровне. Или умозрительно. А перечисленные пять чувств несут на себе участь проводников для приёма этой сущности, подобно очевидной проволоке, проводящей таинственное электричество к лампочке. Объектно он может лишь изобразиться, то есть, предстать вышедшим из своей глубинной сущности, иначе говоря, объективироваться. Однако именно нематериальное ощущение образа может стать путём познания внеобъектной области нашего многопланового мира.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Здесь образ, несомненно, имеет глубинный, внеобъектный смысл.
Троица. Речь о Троице-Творце в Ветхом Завете наблюдается там, где говорится, что Бог и Мы — одно и то же. Текст намекает на некое Божье единство. И ещё есть подтверждающий намёк в эпизоде с тогдашним ещё не Авраамом, а Аврамом: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него». Бог явился как некое Три. Позже появился догмат о Троице как Отце, Сыне и Духе Святом, основанный на тщательном изучении Нового Завета. И выражен в Символе веры. И размышления мои зиждутся на этом догмате.
Образ Бога-Троицы. Как его понимать? Положим, что Образ Бога неотделим от Бога, и Сам является Богом. Это Божественный Образ, стало быть, внеобъектный. Допустим, что Он и есть — Божья ипостась. И, конечно же, Сыновья. Христос. Ибо Сын рождён Богом-Отцом. А рождённое представляет собой именно образ, и не иначе. Образ только рождается, иного способа появления у него нет. Мы так и говорим: родился образ. А он, кстати, относится и к слову. Слово всегда образное. Потому-то им изображается всё бывающее и не бывающее, что мы и делаем повсеместно. Слово способно и переводить нечто непредставимое во вполне умозрительный образ.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло».
Один из Нас — Христос, Образ Троицы. Именно он как Сыновья ипостась знал добро и зло, о чём свидетельствует Благая весть.
Итак, Образ Бога, он же Слово — по-видимому, Сыновья ипостась. И она — непременно действенная. Бог-Троица Словом сотворил миры. Иначе говоря, Слово Бога есть творческое Его начало.
Всем известные первые строки Благой вести от Иоанна прямо свидетельствуют о значении Слова. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
И действительно. Христос говорил: Отец, пославший Меня. Слово именно посылается. Христос молил: не как Я хочу, но как Ты. Слово исходит из Говорящего. Христос говорил: Я и Отец — одно. Слово и Изрекающий — одно. Христос говорил: путь к Богу только через Меня. Да. Лишь благодаря Слову, доступно узнать о существовании пути. И благодаря Образу.
«И сказал Бог». Эта фраза повторяется в Шестодневе. И в этой же фразе уже сокрыта Троица. Есть Изрекающий, есть Слово и есть Дух при изречении. Бог-Троица произвёл действие Своей Сыновьей ипостасью. Слово у Бога — рождается. Иного способа его явления не существует. А рождение Слова немыслимо без Духа. Иначе Оно не произведётся, не «прозвучит» (конечно же, в божественном смысле). Христос рождён Богом-Отцом благодаря Духу Святому. И на небесах, и на земле. Христос — Слово-Образ. Иисус Христос, воплощённый Девой Марией очеловечился и явил божественный образ в человеке. Не облик, но образ. И хоть Он выглядел схожим со всеми людьми, масштаб Его личности превосходил Его же человеческую природу совершенно неописуемо. Разве можно сравнить Божье творение мультивселенной вместе со столь же необъятным ангельским миром, и человеческое творение, скажем, хоть всех агломераций городов вместе с оружием массового уничтожения?
Троица — это Изрекающий (Рождающий), это Слово-Образ (Рождённый), это «Звучание» (Дух).
Бог-Отец, будучи Творцом, бессмысленен без Слова-Образа и без Духа Святого Животворящего, то есть, производящего рождение Образа. Иначе говоря, не станет ничего сотворённого без Слова-Образа, ибо свой образ, в свою очередь объективированный, имеет всякое сотворённое.
Слово-Образ не проявляется, минуя Дух. Без него Он нем. Слово-Образ неосуществим без рождения. Рождение не бывает без Отца. Рождающего.
Дух Святой не состоится без «дышащего» Отца, и не имеет смысла без «звучащего» Слова.
Во всём здесь сказанном нет перечня взаимозависимостей. Здесь — единство. Каждая ипостась — Божественна, и каждая ипостась различна, и все ипостаси неразрывны. Причём, Троица не «состоит» из трёх ипостасей, поскольку они не являются объектами, о чём сказано в начале данной статьи. И каждая ипостась ни из чего не «состоит» по той же причине. В этом смысле и находится простота Бога. Заметим снова, что и Образ, о котором здесь идёт речь, ни в коем случае не объект. Ведь даже художественный образ в любом виде искусств непременно «скрывается» за представленным изображением. Словесным, живописным, музыкальным, архитектурным и всяким иным. Данное обстоятельство и свидетельствует о высоком профессионализме художника. Образ объектно неуловим.
Возвратимся к созданию человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Бог-Троица создал человека по Своему образу и подобию. Возникает вопрос: что означают образ и подобие? Объяснений множество. Но дозволено углядеть в цитате из Библии неожиданный смысл, где слова «образ» и «подобие» объединены в нечто единое: «подобно образу». Можно полагать, что человек создан именно подобным Слову-Образу. Подобным. А слово «подобие» имеет целый ряд значений. Подобный — похожий, но не тот же самый, не оригинал. И подобный не означает одинаковый. Подобные фигуры могут различаться каким угодно масштабом. Человек подобен Слову-Образу, однако масштаб его (в божественном смысле) совершенно иной. Здесь представляется возможным заметить, что неспроста во второй фразе отсутствует слово «подобие» Сказано «по образу» и только. Действительно. «По образу» и означает «подобно образу». Человек вовсе не образ Бога и, тем более, не подобие Его. Человек — подобие образа Бога. Мы ещё читаем в Библии: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». По подобию сотворил, но не подобным Себе. Можно иначе сказать: человек создан как подобие, словно подобие, будто подобие. Так и выходит: подобие образа. Оба этих слова действительно сливаются воедино.
Отмечу: данная трактовка ни в коем случае не опровергает известные толкования великих богословов. Лишь выдвигает некое предположение, достойное внимания.
И созданный человек способен творить, подобно Слову-Образу. Но его творчеству, и нам уже известно, не бывать без Бога-Отца и Духа Святого. Потому-то человеческое творчество — поистине дар Божий.
Иисус Христос — Образ Бога. Мы же — подобие этого Образа. Но совершенно иного масштаба (в божественном смысле).
Христос вознёсся на небеса. Он в глазах людей обрёл Свой истинный масштаб, объемлющий всё сообщество Вселенных.
И несколько мыслей об изображении Троицы. То, что сделал Рублёв, — чрезвычайно гениально. Здесь три ангела или три ветхозаветных мужа. Мы видим чистейший символизм, без излишних выдумок относительно представленности трёх лиц. Даже есть разночтения в разгадывании, Кто из ангелов Кого представляет. Подчёркиваем: представляет, а не изображает. Ибо Образ Бога — один. Это Сыновья ипостась.
В связи с высказанным я соглашаюсь со многими знатоками иконописи относительно неприемлемости так называемой «Новозаветной Троицы», где изображён Бог-Отец в виде старца, а Дух Святой в виде голубя. Образ Бога — Сын. Иных образов у Него нет. Посему и тройной образ совершенно неуместен. Троица изображаема либо символично (у Рублёва), либо единственно в образе Иисуса Христа, ибо Он и есть Образ единой Троицы.
Теперь и в заключение, скажем о непознаваемости Бога. Всякое познание — постижение сути. Без представления сути познание бывает лишь частичным, поверхностным или даже ложным. А Бог — Сущий. Что значит «Сущий»? Возьмём за аналог иное слово: «имущий». Это человек, владеющий имуществом. Но сам-то он имуществом не является. Он его властелин, то есть, превыше и вне всякого имущества. И Бог. Он владеет сутью. Владеет. Но Сам сутью не является. Постигать нечего. Вот вам тут и вся трансцендентность.
29.04.2021
Свидетельство о публикации №221052500998
Виктор Долгалев 2 25.05.2021 19:56 Заявить о нарушении
К Георгию Саликову :
Ознакомился со свежым вашым "Продолжительность".
Что замечу: был такой Н.А.МОРОЗОВ (который 25 лет в шлиссельбургской тюрьме)
Он написал Основы качественного математического анализа.
(И ряд других серъёзных книг. Кстати - откровенно замалчиваемых. Методом вначале умолчания, а потом пере приватизацыи на своё имя мыслей Морозова, изменяя их под себя.)
Там приходит к выводу : точка - не точка. А некий тор, не могущий быть меньшым определённой меры принцыпиально.
И не к Морозовскому, а к вашему: сказали бы : мера - есть договорная величина. - это кратче.
Мера предполагает договаривающихся. Или одного, но договаривающегося с собою на дальнейшее время или опыты измерения иные. Т.е. принятие стандарта. Типа Госта.
Успеха вам !
Георгий Сотула 09.11.2021 19:46 Заявить о нарушении