Студийные альбомы Пола Маккартни в XX веке
Краткий обзор студийных номерных альбомов, записанных сэром Полом Маккартни с 1970 по 2000 гг. Как и прежде, оценка альбомов производится по пятибалльной системе.
1. McCartney
Даты выпуска: 17 апреля 1971 г. — Великобритания, 20 апреля 1971 г. — США.
Ничто человеческое было не чуждо будущему обладателю рыцарского титула. Насильственный разрыв с группой, которая была долгих 13 лет его плотью и кровью, произвёл на Маккартни сокрушительное воздействие. Депрессия и злоупотребление алкоголем — как средство борьбы с ней — дали себя знать: музыкант не смог собраться с душевными силами, чтобы обратиться за помощью в работе над задуманным сольным альбомом к кому-нибудь из друзей — ведь все они, так или иначе, были связаны с остальными битлами. Но Полу было очень нужно погрузиться в творчество, вот и пришлось творить в гордом одиночестве. И получился немного странный, сыроватый альбом, в котором битл сам сыграл на всех без исключения инструментах.
По прошествии времени звучание альбома приобрело налёт ностальгической грусти. Но едва выйдя в свет, он произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Особенно благодаря авто-интервью Маккартни, которым комплектовались все промо-копии для радиостанций.
Автор всего-то и хотел показать этим альбомом и этим интервью, что крепко стоит на ногах и способен продолжить работу без поддержки группы. Однако его действия многими были восприняты как издевательство над бывшими коллегами по Битлз. Благодаря этому невольному «чёрному пиару» альбом отлично раскупался охочей до сенсаций публикой.
Позиции в хит-парадах: 2-я в Великобритании, 1-я в США.
Лучшие треки: “Every Night”, “Junk”, “Maybe I’m Amazed”.
Оценка: 3,5
2. Ram
Даты выпуска: 17 мая 1971 г. — США, 28 мая 1971 г. — Великобритания.
На этот раз Маккартни не стал рисковать, взяв на себя ответственность за все инструменты, и пригласил студийных музыкантов — барабанщика Денни Сьювелла (Denny Seiwell) на барабаны и гитариста Дэвида Спинозу (David Spinozza). Практически весь материал был написан на мысе Кинтайр, где Пол предусмотрительно приобрел ферму для летнего отдыха. Свежий сельский воздух и ощущение абсолютной свободы от всяческих житейских дрязг плавно перетекли в песни, сочиненные при вдохновляющей поддержке молодой жены Линды.
Получился великолепный альбом, полный разнообразных находок, красивейших мелодий, крепко сколоченного рок-н-ролла и ярких гармоний. Коллекцией этих жизнерадостных песен Маккартни словно хотел показать, что он ни в коем случае не собирается мстить ни бывшим коллегам, ни ополчившимся на него критикам за все насмешки и издевательства, выпавшие на его долю за прошедший год.
Джон Леннон с его склонностью к яростному цинизму и сарказму усмотрел в альбоме нападки на свою персону. Особенно его раздразнили фотографии, помещённые на конверте альбома. Линда Маккартни мастерски зафиксировала прекрасное настроение и полную гармонию, которые сопровождали их семью на мысе Кинтайр. Но не только это вывело из себя Джона (оказывается, и без битлов Полу может быть хорошо!). Он не мог поверить, что Маккартни не собирается бороться ни с ним, ни сбывшими коллегами, не полезет в драку, чтобы ответить ударом на удар, а поступит как истинный христианин: после правой щеки подставит левую.
Да, в песнях, если очень постараться, можно было усмотреть нападки на Джона (хотя, как утверждал сам автор, ничего подобного там не присутствовало). А вот этого стерпеть Леннон не мог! И излил своё раздражение, спародировав обложку альбома своего старого друга. Он сфотографировался на открытку, вместо барана, которого держит за рога Пол, схватив за уши жирную деревенскую свинью.
Позиции в хит-парадах: 1-я в Великобритании, 2-я в США.
Лучшие треки: “Dear Boy”, “Uncle Albert / Admiral Halsey”, “Monkberry Moon Delight”.
Оценка: 5
3. Wild Life
Даты выпуска: 7 декабря 1971 г. — Великобритания, 8 декабря — США.
Удивительный во многих отношениях альбом. Он до сих пор поражает какой-то нехарактерной для перфекциониста Маккартни расхлябанностью, если не сказать недоделанностью. Но, в то же самое время, удивительно, что этот альбом сохранил первозданную свежесть и по прошествии 40 лет. Ларчик открывается просто: Пол хотел, чтобы его новая группа звучала по-рок-н-ролльному грязно и непринуждённо. Ну, примерно так же, как Битлз гамбургских времён.
Большим плюсом альбома (в чём-то даже перевешивающим музыкальную составляющую) стал его конверт. Точнее, фотография на лицевой стороне, которая призвана была отразить представление Пола Маккартни о дикой, — то есть свободной от условностей, стрессов и страстей, — жизни. Столько солнечного света, блеска воды и прозрачности воздуха, наверное, не источает ни одна из обложек рок-альбомов!
Позиции в хит-парадах: 11-я в Великобритании, 10-я в США.
Лучшие треки: “Bip Bop”, “Dear Friend”, “I Am Your Singer”.
Оценка: 4
4. Red Rose Speedway
Даты выпуска: 30 апреля 1973 г. — США, 4 мая 1973 г. — Великобритания.
Альбом предполагалось сделать двойным, но этого не произошло. А вот богатое оформление — осталось. Продуманный дизайн и фотографии в буклете, составляющие иллюстративную часть альбома, оказались лишёнными песен Денни Лейна (Denny Laine), инструментала Генри Маккалоха (Henry McCullough), песни Линды “Seaside Woman”, а также великолепнейшей “С’Moon”. Без этих композиций альбом оставляет какое-то странное ощущение незаконченности.
Что помешало Полу довести свой замысел до ума — не очень понятно. Возможно, его извечная склонность к перфекционизму и недовольство работой продюсера Глина Джонса, которого он просто-напросто отстранил от работы. А вот Алан Парсонс не попался ему под горячую руку. Да и как можно отогнать от звукорежиссерского пульта человека, параллельно создающего будущий аудиофильский шедевр группы Pink Floyd! Так что при желании можно на “Red Rose Speedway” услышать отголоски “The Dark Side Of The Moon”, особенно в гипнотической композиции “Loup (1st Indian on the Moon)”.
Позиции в хит-парадах: 5-я в Великобритании, 1-я в США.
Лучшие треки: “My Love”, “One More Kiss”, “Loup (1st Indian on the Moon)”.
Оценка: 4
5. Band On The Run
Даты выпуска: 5 декабря 1973 г. — США, 7 декабря 1973 г. — Великобритания.
Неизвестно, насколько Пол Маккартни вдохновлялся соединением спорта и музыки, давая своему очередному альбому под маркой группы Wings название “Band On The Run” (что можно перевести как «Оркестр на пробежке»). Название, кстати, — в лучших битловских традициях, с извлечением из слов их второго, а то и третьего смысла. Поэтому на обложке изображена группа заключённых, пустившихся в бега, то есть банда совсем не в музыкальном смысле слова (хотя среди прочих в ней присутствовали и музыканты Wings).
Одна из лучших в истории рок-музыки альбомных обложек облекала собой не менее замечательную звуковую начинку. Не удивительно, что альбом “Band On The Run” был продан тиражом более 6 миллионов по всему миру.
На территории Советского Союза этот альбом пользовался необычайной популярностью, о которой сам автор вряд ли мог догадываться. Для него, например, был большой неожиданностью выбор битл-фэнов из бывших советских республик, которые с поразительным единодушием проголосовали за включение песни “Mrs. Vandebilt” в сет-лист киевского концерта Маккартни в 2008 году. Теперь сэр Пол часто исполняет эту вещь на своих концертах, до сих пор полагая, что выбор сделан исключительно украинцами, которым лихой мотивчик припева напоминает народный танец гопак.
Позиции в хит-парадах: 1-я в Великобритании, 1-я в США.
Лучшие треки: “Band On The Run”, “Mrs. Vandebilt”, “Picasso’s Last Words”.
Оценка: 6
6. Venus And Mars
Даты выпуска: 27 мая 1975 г. — США, 30 мая 1975 г. — Великобритания.
Маккартни семимильными шагами шёл к той самой вершине рок-н-ролльного Олимпа, которую он покинул невзначай, расставшись с Битлз. Создавая “Venus And Mars”, он учёл все недостатки предыдущих своих сольных творений: расхлябанность альбома “McCartney”, сыроватость и щенячью непосредственность “Ram”, гаражный непричесанный саунд “Wild Life”, псевдогламурные излишества “Red Rose Speedway” и, наконец, чрезвычайную спонтанность “Band On The Run”. В новом альбоме всё подвержено строгой дисциплине, точно отмерено, взвешено и отшлифовано до блеска. Именно в этой расчётливости и можно усмотреть недостаток «Венеры и Марса». В остальном же — идеальная работа. Комар носа не подточит!
Ко времени записи этого альбома Джон Леннон, пребывающий в затяжном отпуске от собственной жены, сменил гнев на милость по отношению к старому товарищу. В начале 1975 года Маккартни навестил его в Лос-Анджелесе, где друзья поджемовали, выпили-закусили, после чего Джон просто-таки загорелся желанием принять участие в студийной работе Пола над материалом для будущего альбома.
Если бы это произошло, статус “Venus And Mars” возрос бы до заоблачных вершин. И тогда никакой досужий щелкопер не смог бы себе позволить поднимать свой рейтинг за счет Пола и Линды Маккартни. А так, даже корреспондент New Musical Express не погнушался облить их грязью, вменив в вину излишнее самодовольство: они, якобы, возомнили себя «Манфредом и Каином, а все остальные —пыль у них под ногами». Эта «обличительная» статья, кстати, была переведена на русский язык и, к вящему удовольствию чиновников Минкульта СССР, опубликована в журнале «Ровесник». Советские же меломаны пропускали жесткую критику и тупые наезды на Пола, вникая в суть, а точнее — додумывая её.
Позиции в хит-парадах: 1-я в Великобритании, 1-я в США.
Лучшие треки: “Rock Show”, “Spirits Of Ancient Egypt”, “Love In Song”.
Оценка: 5
7. At The Speed Of Sound
Даты выпуска: 25 марта 1976 г. — США, 26 марта 1973 г. — Великобритания.
Весьма успешный в коммерческом отношении, альбом имел ещё и политическую подоплёку. Стена, изображенная на обложке, являла собой полную противоположность группе «Крылья», двигавшейся, судя названию, со скоростью звука. Стена это была, конечно, прежде всего, символом разделения человечества языковыми, политическими и пограничными барьерами. Но символ этот воплощал также и реальный физический объект — Берлинскую стену. Получается, что Маккартни за целых три года до альбома Pink Floyd “The Wall” призвал к разрушению Стены. И не случайно альбом “At The Speed Of Sound” начинается песней, в которой говорится напрямую: «Впустите их, дайте войти» (‘Let ’em In’).
Впервые группа Wings на этом альбоме предстала в полном смысле группой, в которой, якобы, даже нет явного лидера. Демонстрируя похвальную демократичность, Пол предоставил возможность каждому своему музыканту подготовить и исполнить собственную композицию. А Денни Лейн как ветеран команды получил право аж на 2 песни. Заметим, что Маккартни, будучи продюсером, учел опыт Джона Фогерти, который, увлекшись игрой в подобную демократию, «завалил» альбом Creedence Clearwater Revival “Mardi Grass”. В результате “At The Speed Of Sound” получился достаточно цельным, звучащим на одном дыхании, являя собой едва ли не единственный положительный пример использования принципа демократии.
Позиции в хит-парадах: 2-я в Великобритании, 1-я в США.
Лучшие треки: “Let ‘Em In”, “Silly Love Songs”, “Beware My Love”.
Оценка: 4,5
8. London Town
Дата выпуска: 31 марта 1978 г.
В той же степени, в какой альбом касается столицы Великобритании, он мог бы быть посвящён и столице Франции. По крайней мере, каждому из этих основополагающих европейских городов посвящены две открывающие альбом песни, составляющие нечто вроде сюиты. Лондон и Париж — близнецы братья?!
Обе песни — это зарисовки в стиле музыкального импрессионизма, рисующие особенности обеих столиц. Серебряный дождь, льющийся на грязную мостовую, в лиловый полдень, когда бобби с красным воздушным шариком, привязанным к ноге, арестовал его — таким увидел Лондон Пол Маккартни однажды воскресным днём и написал песню “London Town”.
А в другой день в одном из кафе на левом берегу Париже Полу Маккартни и пришли на ум строчки песни “Caf; On The Left Bank”, поскольку автор вновь созерцал обычную картину воскресного отдыха парижан и гостей города: «небольшая толпа французов у витрины магазина телевизоров, смотрит, как Шарль де Голль произносит речь; зато англоговорящий народ дует немецкое пиво и очень громко судачит».
Альбом “London Town” был записан, как и “Band On The Run”, группой Wings в формате трио. Однако, в отличие от своего бодрого предшественника, получился слегка меланхоличным. “London Town” — пасторальный альбом. Заглавная песня задаёт тон всей пластинке, создавая атмосферу слегка промозглого, но всегда сдержанно романтичного Лондона. Отчасти он напоминает битловский “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”. Не музыкально, конечно, хотя прекрасных мелодий там хоть отбавляй.
Сходство с шедевром Битлз заключается в самом подходе к подбору песен. Альбом начинается вполне осмысленным посланием на заданную тему, но чем дальше от начала, тем меньше упоминаний о любимом городе (так же, как и на «Сержанте» — о его мистическом оркестре). Заметим, как это укладывается в традицию русских юбилейных застолий, где под конец пиршества все и думать забыли о юбиляре, главном фигуранте мероприятия.
Позиции в хит-парадах: 2-я в Великобритании, 4-я в США.
Лучшие треки: “London Town”, “Caf; On The Left Bank”, “With A Little Luck”.
Оценка: 5
9. Back To The Egg
Даты выпуска: 8 июня 1979 г. — Великобритания, 11 июня 1979 г. — США.
Ни с того ни с сего, как может показаться, Макка решил вернуться «к корням», то есть к корневому рок-н-роллу. Но, всё же, на новом уровне. И решение его только из нынешнего дня выглядит странным. А в 1978-м, когда велась работа над альбомом, на всех теле- и радиоканалах бушевали и никак не могли успокоиться панк-рокеры, и экс-битлу показалось разумным продемонстрировать этим соплякам, откуда вообще-то «ноги растут». Одна беда: Пол неправильно рассчитал свои силы. Точнее, не смог преодолеть свою разносторонность, которая не позволила ему написать однотипные, но однозначно энергично-рок-н-ролльные песни. Вместо этого получилось разношёрстное собрание забавных — не более того — треков, претендующих на спонтанность и сыроватость атмосферы 50-х.
Его устремлений никто не понял. Альбом был принят крайне холодно, даже несмотря на присутствие грандиозной композиции “Rockestra Theme”, для записи которой Пол ангажировал едва ли не весь цвет тогдашнего классического рока, включая великого и безумного «Бонзо» из Led Zeppelin. Со-продюсером “Back To The Egg” выступил, кстати, Крис Томас (Chris Thomas), в 1968 году работавший с Битлз над «Белым альбомом».
Альбом зафиксировал для истории последний состав группы Wings, кроме неизменной троицы, включавший гитариста Лоуренса Жубера (Laurence Juber) и барабанщика Стива Холли (Steve Holly). И, соответственно, стал последним под вывеской Wings.
Позиции в хит-парадах: 4-я в Великобритании, 8-я в США.
Лучшие треки: “Baby’ Request”, “Rockestra Theme”, “Winter Rose/Love Awake”.
Оценка: 3,5
10. McCartney II
Дата выпуска: 16 мая 1980 г.
Июль и август 1978 года Пол Маккартни провел за работой над своим вторым абсолютно сольным альбомом, где он снова не доверил никому, кроме себя, ни одной инструментальной партии.
И опять, как и на “Back To The Egg”, главным его желанием было «умыть» выскочек — скороспелых новомодных звезд. Современный саунд, неожиданный подход к аранжировке, небанальное музыкальное мышление — всё это было подвластно ему. А именно эти составляющие в основном и определяли стилистику “new wave”, музыки, повальное увлечение которой постигло британскую молодежь. 37-летний «старичок» не захотел отставать от моды.
Результат — налицо. Когда Маккартни отказывается от вдохновляющего Божественного начала и начинает работать на потребу публике, волшебство его музыки истончается и потихоньку улетучивается. Именно так получилось с “McCartney II”, главной особенностью которого оказались не современные и, в общем, интересные музыкальные формы, а вымученность, придуманность. Публика, однако, наплевала на отсутствие гениальной спонтанности и проголосовала за альбом трудовым «фунтом». В Британии альбом легко достиг первого места. Вот что значит вовремя вскочить на подножку уходящего поезда «новой волны»!
Позиции в хит-парадах: 1-я в Великобритании, 3-я в США.
Лучшие треки: “Coming Up”, “Waterfalls”, “Nobody Knows”.
Оценка: 3,5
11. Tug Of War
Дата выпуска: 26 апреля 1982 г.
Надо отдать должное самообладанию и твердости характера Пола: потрясения, выпавшие на его долю в 1980-м, не сказались на работоспособности. Японская тюрьма, вынужденная отмена гастролей, распад Wings, а затем трагическая гибель Джона Леннона, — всё это могло бы подкосить кого угодно, но только не Пола Маккартни, жизненных сил в котором, кажется, припасено на десятерых. Альбом “Tug Of War” получился хоть и неровным, но очень честным. И самое главное, в нём не было ни единой нотки разочарования, рождённой печальными событиями високосного 80-го года. Этот лонгплей, созданный под руководством битловского продюсера Джорджа Мартина и при поддержке Стиви Уандера, Карла Перкинса, Ринго Старра, — стал своего рода апофеозом торжества жизни над смертью. Что ощущается даже в самой печальной песне альбома, “Here Today”, посвященной памяти любимого друга Джона.
Даже если Маккартни и не удалось довести все задумки до конца, сама спонтанность и импровизационная непосредственность, которую ему редко удавалось сохранять при работе в студии, придают “Tug Of War” неповторимое очарование.
Позиции в хит-парадах: 1-я в Великобритании, 1-я в США.
Лучшие треки: “Tug Of War”, “Here Today”, “Wonderlust”.
Оценка: 4,5
12. Pipes Of Peace
Дата выпуска: 31 октября 1983 г.
Бледной тенью своего предшественника назвала критика этот альбом. “Pipes Of Peace” и в самом деле слишком уж напоминал предыдущую работу Маккартни. Странно, что продюсер Джордж Мартин этого сходства не заметил и не предпринял спасительных мер. Впрочем, почти половина материала записывалась во время сессий “Tug Of War”, так что не удивительно, что новый альбом выглядел потерянной половинкой двойника.
Но это ещё полбеды. Куда девались шероховатость, спонтанность, нагловатость эксперимента и художественная смелость, которые придавали предыдущему альбому притягательность и очарование? Новый продукт от Маккартни получился вопиюще коммерческим, доведенным до неестественного лоска, а, значит, не слишком жизнеспособным. Присутствие на пластинке двух вещей, сотворенных в коллаборации с чрезвычайно модным певцом Майклом Джексоном, только усугубляли дело. Публика, хоть и дура, всё же почувствовала неладное. Точнее, — неискренность маэстро. Отчего альбом достиг в Британии только 4-го места.
Позиции в хит-парадах: 4-я в Великобритании, 15-я в США.
Лучшие треки: “Pipes Of Peace”, “Say Say Say”, “Average Person”.
Оценка: 3,5
13. Give My Regards To Broad Street
Дата выпуска: 22 октября 1984 г.
В какой-то момент Маккартни захотел снять фильм о самом себе, любимом. При этом он решил не отходить далеко от принципа битловских фильмов, в которых был представлен лишь характерный имидж Четвёрки, но не личности музыкантов во всей полноте их проявления. Таким образом, в фильме “Give My Regards To Broad Street” мы имеем дело с аватаром, то есть отражением реального Пола Маккартни в сознании поклонников.
Поскольку сценарий написал сам экс-битл, в данном ремесле, мягко говоря, не профи, то сюжет получился шитый белыми нитками, хотя и был основан на реальных событиях. Если бы в фильме не было ещё и музыки, вряд ли кто из зрителей досмотрел бы его и до середины. Но всё-таки главным действующим лицом ленты был не Пол, а его песни. От того и сейчас, по прошествии почти трёх десятков лет, фильм смотрится на одном дыхании.
Саундтрек к фильму получился просто великолепным. Маккартни не стал сильно заморачиваться сочинением свежего материала (фильм включает в себя всего-то четыре новых вещи, в том числе и 19-секундный отрывочек «Коридорной музыки»), а перепел в обновлённых аранжировках собственные проверенные хиты, придав им не только необычное звучание, но и неожиданные акценты. Получившийся замечательный набор песен имеет важную особенность: в него включены аж целых четыре композиции, написанные Полом для альбома Битлз “Revolver”. Это ли не повод задуматься, какой же период в творческой карьере Маккартни — сочинителя популярных песен — можно считать лучшим?
Мнение по этому вопросу самого автора песен фильм представляет вполне ясно и отчетливо!
Позиции в хит-парадах: 1-я в Великобритании, 21-я в США.
Лучшие треки: ‘No More Lonely Nights’, ‘For No One’, ‘Ballroom Dancing’.
Оценка: 4
14. Press To Play
Даты выпуска: 22 августа 1986 г. — Великобритания, 19 сентября 1986 г. — США.
Один из самых недооценённых альбомов не только Маккартни, но и вообще в истории рок-музыки. Можно было бы сказать, что он обогнал своё время. Что именно сейчас, в XXI веке, он воспринимается «на ура», не то что в середине туманных 80-х, когда электронная поп-музыка с её «пластилиновым» звуком драм-машинок заполонила всё и вся. Но — нет, что-то не сходится.
Пол в который раз решил оттолкнуться от царившего тогда модного саунда и создать красивое, яркое, полное причудливых узоров звуковое полотно, при этом достаточно современно звучащее. Стремление — ничего не скажешь — похвальное. Для его воплощения Пол прибег к помощи Эрика Стюарта, прекрасного мелодиста из группы 10СС, в качестве соавтора. Но, как оказалось, Маккартни не учёл простой истины: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».
Результат получился напоминающим персидский ковёр, который можно долго разглядывать, но как-то нога не поднимается по нему ходить. Так и “Press To Play” — его можно долго слушать, оценивая выдумку автора, изощренность аранжировок, безупречный саунд-продюсинг, но очень трудно просто наслаждаться этой музыкой, для чего, собственно, она и предназначена.
Позиции в хит-парадах: 8-я в Великобритании, 30-я в США.
Лучшие треки: “Footprints”, “Talk More Talk”, “Only Love Ramains”.
Оценка: 4
15. СНОВА В СССР
Даты выпуска: 31 октября 1988 г. — СССР.
Эйфория, охватившая Запад после того, как в Советской России начались перемены под названием «перестройка и гласность», передалась и Полу Маккартни. Он и сам толком не мог объяснить своего решения записать пластинку именно для Совдепа. Так или иначе, Пол решил поддержать «новую Россию» и её «перестройку», подарив ей самое дорогое — рок-н-ролл.
Впрочем, писать новые песни он не стал, поскольку это требовало весомых затрат, и ограничился известными рок-н-ролльными стандартами, многие годы тревожившими его сердце. А особенно — после выхода в 1975 году пластинки “Rock’n’Roll” Джона Леннона.
Получилось мило, но не более того. Всё-таки “СНОВА В СССР” — это не полноценный студийный альбом, а скорее студийный джем, сыгранный на одном дыхании, хоть и за два дня.
Позиции в хит-парадах (1991 г., после выпуска альбома на Западе): 63-я в Великобритании, 109-я в США.
Лучшие треки: “Twenty Flight Rock”, “Summertime”, “Midnight Special”.
Оценка: 3,5
16. Flowers In The Dirt
Даты выпуска: 5 июня 1989 г. — Великобритания, 6 июня 1989 г. — США.
Впервые за много лет Пол Маккартни никому ничего не доказывал. Он решил просто записать альбом, что называется, «в охотку». То есть обычные песни, без всякой претензии на откровение, но достаточно непростые как по содержанию, так и по звучанию, — чтобы соответствовали «звёздному» уровню их исполнителя. Для подстраховки был приглашён весьма уважаемый Полом Элвис Костелло, своеобразный музыкант, выпирающий из всех рамок, в том числе и из рамок породившей его «новой волны».
Как ни странно, благодаря именно тому обстоятельству, что Маккартни не стремился к экстравагантности и не особенно гнался за модой, альбом получился гораздо более удобоваримым, чем практически всё, что Пол записал в 80-х годах. В меру хитовый, в меру изящный, в меру красивый, в меру роковый, он не поражал воображения. Но и не разочаровывал!
Позиции в хит-парадах: 1-я в Великобритании, 21-я в США.
Лучшие треки: “My Brave Face”, “This One”, “Distractions”.
Оценка: 4,5
17. Off The Ground
Даты выпуска: 1 февраля 1993 г. — Великобритания, 9 февраля 1993 г. — США.
Настал момент, когда Пол вспомнил о странно-прекрасных временах, когда у него была своя группа. Wings, несмотря на постоянную текучку кадров, звучали как ансамбль единомышленников. Охваченный ностальгией экс-битл решил вернуться к идее полноценного рок-н-ролльного бэнда, отчего “Off The Ground” получился очень цельным, «групповым» альбомом, хотя и вышел под именем одного маэстро Пола Маккартни.
Кстати, воспоминание о Wings неожиданным образом вызвала и обложка диска, где с небес свисают босые ноги участников нынешней группы Маккартни, — подобно тому, как на конверте “Wild Life” музыканты Wings, сидящие на поваленном стволе дерева над лесным ручьём, болтают босыми ногами по поверхности воды.
Однако, в отличие от легкомысленных Wings образца 1972 года, на “Off The Ground” Пол предельно серьёзен. Он поднимает непростые вопросы, обращённые к современникам, которые живут, не задумываясь о том, что значит «быть человеком», не осознавая ни собственного предназначения, ни задач, стоящих перед всем человечеством. Глубокая работа глубокого музыканта, выполненная в легкой и свободной манере.
Позиции в хит-парадах: 5-я в Великобритании, 17-я в США.
Лучшие треки: “Looking For Changes”, “Hope Of Deliverance”, “C’mon People”.
Оценка: 4,5
18. Flaming Pie
Даты выпуска: 5 мая 1997 г. — Великобритания, 20 мая 1997 г. — США.
И всё же битловская сущность Маккартни должна была когда-то проявить себя в полной мере, даже несмотря на то, что после благословенных 60-х минуло уже почти три десятка лет. Он записал свой самый битловский по уровню солнечной энергетики альбом, когда любимая жена Линда пошла на поправку после продолжительного курса лечения. Казалось, ничто более не предвещало печального исхода, а даже наоборот. И волна радости, поглотившая Пола, полностью вылилась в треки новой пластинки.
Немаловажно, что битловскую атмосферу музыканту помогли воссоздать старые соратники Ринго Старр и Джордж Мартин. И получилось вполне аутентично. И печально. “Flaming Pie” лишний раз напомнил, что эпоха чистоты, наивности и беззаботности, которую олицетворяли Битлз, особенно для молодежи стран «народной демократии», прошла. И никогда не вернётся.
Одна радость: с нами по сию пору остаётся Пол Маккартни, в песнях которого нет-нет да и сверкнёт обжигающе-яркое и нежно-ласковое солнце 60-х.
Позиции в хит-парадах: 2-я в Великобритании, 2-я в США.
Лучшие треки: “Beautiful Night”, “Flaming Pie”, “Young Boy”.
Оценка: 5
19. Run Devil Run
Даты выпуска: 4 октября 1999 г. — Великобритания, 5 октября 1999 г. — США.
Перфекционизм Маккартни не позволил ему удовлетвориться рок-н-ролльным альбомом десятилетней давности, подаренным голодным во всех смыслах меломанам страны Советов. На сей раз он подготовился основательней, рекрутировав в аккомпанирующий состав Дэвида Гилмора из Pink Floyd и Иена Пэйса из Deep Purple. Эти двое составили настолько мощный бэк-граунд, что сэр Пол наконец-то удовлетворил свои рок-н-ролльные мечты полностью и окончательно.
Справедливости ради нужно отметить, что ни одной из песен, записанных для “Run Devil Run” Пол никогда ранее не исполнял ни с Битлз, ни в одиночку. Мало того, он сочинил и внёс в трек-лист три песни, стилизованные под рок-н-ролл 50-х.
Получился альбом, полностью лишённый налёта «пофигизма», которым страдают подобного рода записи рок-звёзд, решивших отдохнуть от основной работы. Кроме того, вместе со своей «анти-бесовской» направленностью он нёс немалый вероисповедальный заряд, что для Пола Маккартни, пережившего смерть любимой жены, представлялось весьма важным. Название альбома, взятое с вывески лавки, торгующей религиозными товарами, – это недвусмысленный ультиматум лукавому князю миру сего: «беги, дьявол, беги», то есть «изыди, сатана, изыди».
Впрочем, вряд ли такая прямота была необходима. Вся музыка Пола Маккартни — от начала и до конца — заряжена энергетикой изгоняющей дьявола, всего тёмного и злого, что есть в человеческом обществе и в самом человеке.
Позиции в хит-парадах: 12-я в Великобритании, 27-я в США.
Лучшие треки: “Run Devil Run”, “Brown Eyed Handsome Man”, “Lonesome Town”.
Оценка: 4
Действительный член академии битловедения и битлоресёрчинга проф. Нор. Виджен-Вуд
Свидетельство о публикации №221052601082