Лебедев Владимир Васильевич

День рождения Героя

Лебедев Владимир Васильевич (14 [26] мая 1891 – 21 ноября 1967), живописец, график, мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации. Основатель ленинградской школы книжной графики.

Родился в Петербурге в семье механика. Окончил Петровское коммерческое училище. Первоначальное художественное образование получил в частной студии А. И. Титова (1909) и в мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо (1910–1911). В 1912–1914 гг. учился в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. С 1910 г. – участник художественных выставок. В 1918–1921 гг. преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах «Союз молодёжи» (с 1913), «Объединение новых течений в искусстве» (1922–1923), «Четыре искусства» (с 1928); принимал участие в их выставках.

В 1917–1918 гг. работал как политический карикатурист, сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; создал множество политических карикатур. В 1918–1921 гг. – профессор ВХУТЕМАСа в Петрограде. В 1919–1920 гг. работал над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» для Российского телеграфного агентства. Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

В 1924 г. в Петрограде, в издательстве Госиздат, был создан Детский отдел. Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга XIX века. В 1933 г. на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство ДЕТГИЗ, его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Особой заслугой писателей и художников издательства было создание нового литературного жанра – «познавательных» книг для детей.

Уникальной особенностью эпохи конца 1920–30-х гг. было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения значительные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики.

Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Книги Лебедева – «одна из вершин „Детгиза“», высшее выражение ясности художественного мышления, пластической строгости и немногословности, приводящей к максимальной образной выразительности. – Евгений Ковтун.

Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, – это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего. У Лебедева работали, помимо тех, кто разделял его собственные принципы конструктивной графики, также и художники школы П. Н. Филонова, художники, учившиеся у К. С. Малевича, художники «свободного рисунка», группировавшиеся вокруг Петра Соколова.

В двадцатые-тридцатые годы В. В. Лебедев, к тому времени уже высокопрофессиональный художник, создал собственную, «лебедевскую школу». У него начинали работу в книжной графике многие молодые художники, среди них – такие живописцы, как Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, графики Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали художницы Евгения Эвенбах, Мария Бутрова, Татьяна Шишмарёва.

Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В. В. Лебедеву реализовать себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. В 1920-30-е гг. Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики того времени. В начале 1930-х годов написаны серии «Натюрморты с гитарой» (1930–1932), в том числе «Красная гитара и палитра» (1930) и «Фрукты в корзине» (1930–1931). С конца 1920-х гг. и до 1957 г. художник создал много женских портретов, в том числе «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934).

В 1936 г. в прессе появились статьи о творчестве В. В. Лебедева, где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для художника могли быть самыми худшими. Эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В 1941–1950 гг. жил в Москве, сотрудничал с «Окнами ТАСС». В 1950 г. вернулся в Ленинград. Продолжил работу в книжной графике. Среди его послевоенных книг лучшими считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948).

Народный художник РСФСР (1966). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1967). Награждён Серебряной медалью Международной выставки искусства книги в Лейпциге (1959) и Большой серебряной медалью ВДНХ (1960). На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 – ул. Белинского), на доме № 11, где жил В. В. Лебедев с 1922 по 1967 г., установлена мемориальная доска.


Иллюстрации.
Слева: Лебедев Владимир Васильевич. Иллюстрация к книге стихов С. Маршака «Усатый полосатый». Из открытых источников.
В центре: Неизвестный автор. Владимир Васильевич Лебедев. Фото из открытых источников.
Справа: Лебедев Владимир Васильевич. На катке. Из открытых источников.
Подбор иллюстраций и композиция: Герои Российской Истории.


Рецензии