Песня про зайцев. Ой, точнее, охота на зайцев
Вообщем: «Хочешь, верь, хочешь не верь, а дело было так». Жил у нас в чукотском оленеводческом посёлке, дед Егор. Он даже не в посёлке жил, а в тундре, в балке (так на Чукотке называются небольшие домики-вагончики для проживания), на противоположном берегу реки, совсем один. А в посёлок захаживал только за продуктами. Ручищи были как у медведя здоровенные, наверное, из-за деревянной вёсельной лодки, на которой он плавал летом. Занимался, понятное дело, рыбалкой и охотой. Все его называли только дед Егор и балок его имел название Егоровский, и протоку рядом называли Егоровская, не иначе. Никто из местных не осмеливался охотиться в его окрестностях или рыбачить в Егоровской протоке, а может просто из уважения к нему обходили эти угодья.
Сам, дед Егор, попал на Чукотку по «комсомольской путёвке», как он говорил. А означало это, то, что в 14 лет он был осуждён, за присвоение обрезков кожи, которые взял в мастерской по ремонту обуви, где работал. Хотел подлатать свою обувь. После отбытия наказания, остался в этом же лагере охранником. А когда лагеря, для заключённых, позакрывали, ехать было некуда, и он остался доживать свой век в этом суровом крае. Да, и не один он такой был на Чукотке. Про таких людей можно отдельную историю написать.
Я с ним сдружился на почве охоты и периодически заглядывал к нему в балок, поболтать и попить чаю. Относился он ко мне как-то по-взрослому, не то, что в школе или дома, и мне это нравилось. Мог и, как сейчас говорят, «прикольнуться», но не обидно. И многому у него можно было научиться.
Как-то я с ним поделился «печалькой», что для ловли зайцев тяжело таскать капканы, да ещё какой-нибудь груз, чтобы их привязывать. А, ещё сено надо нести или хлеб, для приманки. С хищниками: песцом, лисой, росомахой, волком проще. Один раз, осенью, установил деревянный ящик с приманной (рыба, оленьи потроха, нерпичий жир), и всё. С наступлением морозов он примерзает к почве, постепенно присыпается снегом и становится неподвижным. И зверь уже прикормлен. Потом прибил к нему капканы и лови всю зиму. И запаха крови они не боятся. А с зайцем сложнее. Он носится по всей тундре, как угорелый, где следы увидел его, всё туда нужно тащить. Один раз поймал – всё, больше они туда не прискачут. Опять надо куда-то топать и всё нести.
Деревьев в тундре нет, кустов нет, ни к чему не привяжешься. Снег большой, хорошо, что хоть от сильных морозов и ветров плотный. Местами можно вообще идти не проваливаясь.
Дед Егор мне и говорит: «и чего ты мучаешься, есть очень простой и хороший способ ловить зайцев. Я так давно делаю». И научил.
Способ редкий, но очень эффективный, для любого места подойдёт. Делюсь, потому что больше не занимаюсь охотой, а так бы никогда – «охотничий секрет»! Проблема может быть только с погодными условиями. Необходимо подготовить три-пять, небольших пня, высотой 25-30 см и заранее установить в предполагаемых местах обитания зайцев, на расстоянии 50-70 метров друг от друга, по любой траектории. После, обязательно, выбрать безветренные, морозные дни, и, не теряя времени, рассыпать на поверхность пней махорку или табак из сигарет, чем дешевле сигареты, тем пахучей табак, а значит лучше. И всё!
Зайцы, по своей натуре, очень любопытные животные. Увидев, отдельно стоящий пень, заяц обязательно к нему подбежит и понюхает, а там табак! Он его вдыхает, начинает сильно чихать и в результате бьётся головой о пень. От удара, заяц теряет сознание, падает на снег и замерзает. Потом просто берём мешок, ходим, проверяем наши пеньки-ловушки и собираем замороженных зайцев. С собой берём немного табака, чтобы если где надо, досыпать. Как говорится: «Бэз шуму, бэз пыли» и даже без крови. Вполне, даже «гуманно».
P.S. Уважаемый читатель, как Вы думаете, сколько зайцев можно собрать (хоть примерно, плюс-минус не важно) с одного пня, при благоприятной безветренной погоде, за одни сутки?
Свидетельство о публикации №221052601253