Апокриф о Пересвете - защитнике земли русской

Эта история посвящена герою, о котором знают сегодня все, но немногие ведают, что же произошло в те давние годы на самом деле. Многие называли его двуевером, хотя он не придерживался никакой из точек зрения, кроме одной, единственной, благодаря которой побеждал. Но и ему пришлось пожинать горькие плоды своей вести.
В год, когда пришёл Челубей на Русь и стал громить землю русов, никто не находил согласия. Все были расколоты и разрознены, по жадности и алчности властителей. Все позабыли о главном, о здравом смысле. Мир горел и синее пламя безумия рвало на части юродивых. Жалобный соколиный клич был еле слышен в мутной и пасмурной вышине. Но не облака застилали небо, то грозный дым кочевников посягал на царствие божье.

Кто-то искал помощи у церкви, кто-то бродил по заброшенным капищам и искал остатки языческой веры. Одинокий волхв, выживший из ума пророк, стоял на перепутье и поблекшими глазами старался увидеть прошлое или прозреть будущее. Но впереди была лишь тьма, прошлое же покрывала тайна.

И вот пришёл Пересвет. Он явился с далёкой земли, и говорил, что пришёл от монахов другим же говорил иное, и немногие верили этому. Особо впечатлительные считали, что он пришёл из другого мира и являлся посланцем божьим. Но и это была неправда, как бы не сильны были его речи и не подобны ангельскому звучанию труб.
Последние защитники крепости Остьи отбивались до смерти своей до реки, которая ранее именовалась Бусовой, а сегодня не имела никакого имени, так как новые порядки не предусматривали наличие языческих эпитетов.

И так порешили русы - что будут биться. И тогда призвали они Пересвета.
Не сразу согласился затворник, бывалый воин и одинокий скитник.
Взор его был ясен и подобен лазури, но увидев бедствия людей во всём крае преисполнился печали и уподобился тёмном сапфиру в ненастный день.
Был также юный Бермята, ученик Пересвета, к которому тот был очень привязан.
Однажды он спросил наставника и второго отца:
"Почему не стоит верить в силу веры?"
"Не в силу веру, а в идею, называемой верой. Со временем ты поймёшь, юный Бермята, что не стоит ставить на кон судьбу близкий, общины даже целого государства ради одной какой-то идеи, которая не приносит счастья. Есть лишь одно золотое правило, и единственное осознание, которого я достиг за всю свою не слишком долгую жизнь, но жизнь, которая бы вместила в себя три жизни. Доверяй лишь своему сердцу и духу, они дадут тебе наиболее верный ответ. Та сила, которой я следую, не терпит не условностей, не привязанности, не бремени веры в чьи-то ритуалы"
"Тебя за это постоянно осуждают!"
"Люди судят, но земля под ногами молчит. И то - сие временно".
И в самом деле скоро стал слышен гомон и от земли раздался гул от копыт. Пыль поднялась на землёй, словно дым от чёртового котла. Но то были не кочевники, а всего лишь посланцы местного князя. Они были устали, скорбны и вид их напоминал вид нищих, если бы не золотые упряжки на удилах коней.
"Эге-гей, где тот славный витязь, о котором столько говорят? Пересвет!" - посланец постарался улыбнуться, хотя это ему давалось с трудом, - "уж не этот ли парень, который еле держит в руках меч".
"Тебе бы всё шуточки" - проворчал его спутник, - "а между тем веси в огне, наши люди вкусили вражьего бича!"
Весёлый юноша - это был правая рука князя, он выглядел наиболее опрятно, правда, видно было что он одет как-то не совсем по русски.
Впрочем, Пересвету было всё равно.
"Русский человек и во время беды должен уметь шутить!" - весело изрёк Вестимир, - "знаете такой обычай? А, ну да вам бы всё чернецов слушать. Извольте, вся Русь в монастырях, люди молятся и не воюют. И почему вы думаете, что мы живём как рабы?.."
"Ты, что пьян?!"
"Нет, просто надоело смотреть на страдания людей"
"И как только Дмитрий допускает на службу подобных людей..." - недоумевал его спутник.
В глазах Вестимира блеснул огонёк, который не укрылся от Пересвета. В ответ он сказал лишь следующее:
"Если случились беды, то я готов"
"Отлично, собираемся и едем!.. Нас ждёт весёлый пир, только на нём будут литься не кровь, а вино".
"Меня не волнуют ни кровь, ни вино, ни в какой последовательности, а лишь то воцарится ли мир в душе и будет ли он продолжителен. Не ради славы, но ради мира я иду защищать людей"
"А если мир принесёт славу?"
"То я с радостью отдам причитаемое кому-нибудь другому. Не желаю быть идолом для поклонения"
"Быть посему! В путь!"
"Не с вами я поеду, а своей дорогой и туда куда сочту нужным.,,"
"Как это понимать?!"
"Вы теперь знаете, что я здесь. Я же не знаю, кто ваши враги. И мне придётся выяснить сие самому. Я тщетно надеялся, что посланцы с той стороны явятся к нам и мы сможем всё разрешить, но нет - если не гора идёт к Пересвету, то Пересвет идёт к горе".
Ещё более возмутился спутник Вестимира:
"Все словно выжили из ума! Ну и времена! Видимо, Дмитрий либо сам не в себе, либо уже не знает на что рассчитывать, если зовёт на службу кого попало, какого-то бродягу-юродивого в подворотни, не нашедшего духовного родства с храмом господним, который есть и наш мир, и церковь для ослепших людей...".
Итак, Пересвет приехал на поле, где должны была свершиться битва. Он хотел поговорить с землёй того места, на её языке. И прислушаться к тому, чьей победы она желает. Но и так была ясна, что земля сия принадлежит русам, ибо не раз кровь их лилась здесь. И всё Пересвет позволил себе поразмышлять и посопоставлять.
Потом он оказался в логове кочевников. Лихие там были войны и грозно сверкали они оружием и зубами. Пригласили его на пирушку, думая, что он к ним примкнул, но вкус вина его не прельщал и обличье девиц не радовало его взор. Ему было важно узнать, какой цвет сиянья у глаз врагов, а также как они поют и о чём они поют. Есть ли там любовь, есть ли там правда? Но там он услышал злые песни о победах и низвержении, там бахвалились не любовью, но силой, славя прежних завоевателей и показывая ничтожность русов. За бахвальство им и пришлось поплатиться.
Пересвет опрокинул кубок с вином, не пригубив и трёх капель и покинул место молча и незаметно. Никто не увидел как он ушёл, а заметили лишь погодя и были поражены.
Клубились тучи надо полем, грядущей битве и русая дева немой реки обрела голос, как только вспомнили её имя - Бусинка. Бермята разговаривал с рекой.
Пересвету предстояло встретиться с Сергием Радонежским. Все хотели убедиться в его приверженности вере, а следовательно верности русской идее.
Бермята хотел возразить, так как по наивности видел в убранстве церквей лишь Византийский отпечаток, но Пересвет не имел возражений, но допускал рассуждения, которые всех смущали. Кроме того, Сергий не имел к Византии отношения, так как был чисто природным служителем и исихастом, глубинным затворником.
Людей же смущал и внешний облик Пересвета, никак не похожий на облик воина, скорее монаха, но монаха чуждого - не византийского, и не совсем современного русскости извода, данного ещё со времён правления Владимира.

Пересвет был без примесей, так о нём говорили, и поэтому мишура не мешало ему светить, откуда и произошло его прозвище, которое, впрочем, могло являться и именем, но не именем настоящим. Сокровенное имя великий воин всегда держал в тайне и лишь самые близкие и любимые могли его знать. Таковым был лишь Бермята.
Тучи сгущались и загрохотал гром. Печальный монах стоял на дороге, опираясь на посох. Тяжкие думы были подобны тяжести туч, отчего тот был сгорблен, словно на него облокотилось само небо с его печалью о земле русской, и сам он думал на сей раз больше о земном, чем о благе небесном. Это и свело столь необычных людей, которые были равны в своём мировоззрении.
"Во что ты веруешь, Пересвет?"
"Я не верую"
"На чьей ты стороне?"
"Я не принадлежу к тем, кто верит церковным предписаниям, и я не вижу смысла верить язычникам. Вообще не вижу смысла верить во что-то что не является богом"
"То есть?"
"Бог он в нашем сердце, а не в идолах".
"Значит ты веришь в бога?"
"Когда настанут времена неверия, я всё равно буду верить той Правде, которая ближе к Богу, даже если она не будет считаться богом".
"Это и даёт тебе твою силу? Расскажи, как ты к этому пришёл. Ты не обращался к Дьяволу?"
"Дьявола не существует для того, кто видит истину и познаёт единство вещей. Ведь Дьявол - это двойственность вещей, а также разделение на этих, и тех. Но люди, которые разделяют могут представлять угрозу. Я позволил себе выбирать на чьей стороне истина, и кто больше любит. Тех я защищаю, но никогда не воюю ради их идей. Однажды я увидел сон в глубокой чаще. Огромный Медведь прильнул своей мордой к реке. И сначала казалось, что это река. А потом стало видно, что это не река, а вино. А потом вино превратилось в кровь. А потом она стала гореть адским пламенем. Жадность погубила Медведя и он распхнув от выпитой воды, которая была отравлена огнём сам же и сгорел в оном. Медведь не знал, что не дав другим животным испить, он сам привлё себя к погибели"
"Я понимаю, что ты сейчас имеешь в виду кочевников, и я дарую тебе благословение укротить их нрав. Я не столь жаден, как Медведь в твоей притче. И ещё. Я дам тебе некую реликвию, которая поможет тебе луше чувствовать, как поступить. Это хрусталь, называемой Слезою Реки. Он тебе поможет"
На том было порешено.
"Если вера не имеет сердца, то пусть сердце имеют верущие. И это сердце приведёт к победе" - так сказал Пересвет и никто не понял сначала его слов. А когда пришло осознание - устрашились и те, и эти. Ведь "сердце" означало ни что иное как "сердцевину".
А до поры "святотатственной ереси", Бермята успел спросить своего наставника, как же он пришёл к великой силе.
Он ответил:
"Всё предельно просто, и это должен осознать каждый витязь. Либо ты жёвшь как скотина, и дохнешь как скотина, либо обращаешься к своей духу. Я выбрал дух - и он дал все ответы".

Вот такие странные речи вёл Пересвет, который вряд ли могли уместиться в уме простолюдина, который разделяет на "то", и "это".
После притчи о медведе, которая разнеслась по всей веси, из леса и в самом деле вышел медведей, как глашатай грядущей битвы. Все дивились сему чуду, и признали Пересвета святым воином, хотя он ещё никого пока не победил. А враги устрашились.
Но устрашились все, когда Пересвет сначала пришёл на капище и низверг там идол Марены, сотворённый из священного дуба, а потом пришёл в церковь и таким же вероломный образ низверг колокол, дабы вытащить из него язычок.
Все решили, что Пересвет помешался, но возражать боялись.
Видя изумление прихожан он изрёк словно отец малому дитяти:
"Вы думаете, что сила в вашей вере? Но вы не верите в себя самих, рассчитывая только на бога, на манну небесную. Так вот, грядёт битва. и мне нужно орежие. Из идола Марены, которое томит взор, я сделаю древко, а из язычка колокола - остриё. И пусть его испробует самый сильный и рьяный, и супротивник поймёт на чьей сторона правда устами самого бога и моей веры"
"Но святыни! Святыни!" - раболепно взмахивали руками несчастные прихожане.
"Я не вижу в ваших лицах счастья. Когда враг отступит - вы сразу воссияте и это будет подвигом. А к чему храмы, если там некому будет в будущем молиться. Такая вера мертва, и сама подобна Марене. А идол, - если кого-то из язычников беспокоит сей поступок, - идол я низверг не столько потому что он посвящён Чёрной Богини, сколько ещё по той причине, что он сделан из Священного Дуба, который стоял там до этого в благом капище. Чего же стоит их вера, если они готовы убить свою же святыню, ради создания никчёмного убожества?! Да, и колокол вам не понадобиться, если доселе вы остались глухие".

ЕСЛИ ВЕРА НЕ ИМЕЕТ СЕРДЦА, ТО ПУСТЬ СЕРДЦЕ ИМЕЮТ ВЕРУЮЩИЕ. И ОНО ПРИВЕДЁТ К ПОБЕДЕ"

Но всё это пришлось не по сердцу Вестимиру, тому самому кто считался не только правой рукой князя, но и наместником. Дмитрий не мог присутствовать возле Куликова поля. А сам Вестимир оказался тайным язычником и поклонником Марены. И его весёлость была всего лишь благодушной маской. Столь же коварным он оказался и в желании сгубить Пересвета, ведь он опасался, что его дела могут пошатнуть его авторитет. Он сговорился со жрецами, чтобы те заманили его в храм и окурили ядом, но это идея оказалась напрасой, так как Пересвет сразу разгадал их умысел и его не волновали храмовые службы, пусть даже перед боем. Достаточно было и одной встречи с преблагим монахом-исихастом. Потом Вестимир хотел призвать язычников и их злого волхва Кудемысла, который сам на самом деле ни во что не верил. Он хотел, чтобы копьё подменили. Но подмена была сделана неумело, и Пересвет сразу разгадал злой умысел. А весёленькие медвежата к всеобщему измулению принесли копьё прежнее. Один медвжёнок даже по дороге прочитал псалом, к довольному кряхтению местного батюшки. Все клялись, что у этого мишки был даже нимб, а некоторые утверждали даже, что он был заступником веры и был послан равноапостальным князем Владимиром с того света, дабы тот просветил род людской и отвергся от звериного язычества, как он сам благодаря сему обрёл голос и свет веры.

Потом Пересвет сам явился в медвежьей шкуре ночью к Вестимиру и до того напугал наместника, принявшего его за настоящего медведя, что тот в суеверии опасаясь гнева господнего покинул эти места.
И чертыхаясь и то проклиная небеса, то молясь всевышнему или даже всевышним (богам?!) он бежал, что есть мочи, не замечая ничего по пути, даже то, что преблагой отшельник Сергий хотел его угостить. К сожалению, он так и не прозрел, к большому сожалению Пересвета и так и не достиг просветления.
Настал час битвы. Пересвет один вышел в поли, и враги злостно стали смеяться над ничтожеством русов, которые не нашли ничего лучше как "послать переговорщика".
Но не тут-то было. Ведь Пересвет обладал особой силой и умел вызывать не только иллюзией (вроде медведя и медвежат в том или ином виде). Достатоно было мановению перста, на котором была Слеза Реки, как вознилка ослепительная вспышка, которая заставила застыть и повергнуться долу всех воинов. Всех кроме одного, самого стойкого и мощного. То был Челубей. Они-то и сошлись в поединке.
Челубей, конечно, был грозным противником. Он не знал поражений с самого детства, и предпочитал любой деятельности - поединок. Потому-то на его челе и висели черепа.

Челубей не смог смутить Пересвета ни своим пронзительным воплем, ни ужасающим видом, ни испепеляющим взглядом, ведь сознание Пересвета было ясно как у истинного монаха и на душе не было ни облачка.
Он несколько раз повергал Челубея и давал ему возможность отступить, но ярость как и всегда брала верх на страхом и благоразумием и собиралась уничтожить светильник духовности. Пересвет решил поразить Челубея милосердно, так чтобы он не корчился от боли перед смерть. Так оно и вышло. Челубей покинул сей свет безмятежно. Впрочем, он и так не был чувствителен к боли.
Сему умение Пересвет учился очень долго, и в Челубее он видел тени своего собственного прошлого, когда ярости и в нём брала верх. Но потом он постиг путь ясного света, который стал основой для всех его размышлений и созерцая вечную истину, он мог уже без усилий ввергаться в любую схватку. Безмолвие ума, тотальное безмыслие, и умение делать так, чтобы противник проваливался в пустоту и натыкался на собственный меч. Немногие мастера владели этим искусством вполне, а те другие, что пытались, потом недовольно ворчали: вот, де, не боевое искусство, а какой-то лебединый танец, который перед волчьей хваткой и укус змеи бесполезен. Но кто владел им, благодаря особому настрою духа, тот владел всем. так же и Пересвет овладел сначала разумом Челубея, сумел перехватить его ненависть, и тот погиб от своего же порыва.

Кроме того Пересвету Челубей напомнил Жадного Медведя, который был никем иным, как тёмной стороной Велеса, его необузданным звериным аспектом. Но любого медведя можно укротить, будь он даже демоном.

Пересвет помолился за душу Челубея, и сталн наблюдать за полем, охваченным тишиной. Все враги застыли, но мертвы не были. Они были поглощены светоносной хваткой, их облёк благодатный еле уловимый туман. Он вглядывался в их лица и пытался понять суть их намерений, что за ними стоит. Ничего особенного, он так и не познал, кроме ярости, жадности и жажды убивать, то чему и учили с детства этих лютых воинов.

Весь бой прошёл словно сон. Один удар решил судьбу двух бойцов. И вот один из них лежит, а другой сидит и наблюдает за тем, что осталось и за картины прошлого, что возникают перед гаснущим взором.

Две бабочки безмятежно пролетели у него перед лицом, поглощенные своею жизнью и не обращая ровно никакого внимания ни на Пересвета, ни на войско, ни на поверженного Челубея.

Но нисмотря на то, что небеса были сегодня чисты и прозрачны, взор самого Пересвета помутился.

Он знал, что что-то не так. Не в нём. Вокруг.
И в самом деле, он уловил какой-то шорох. Это люди, которых он защитил взалкали сокровищ кочевников.

Пересвет что было мочи им крикнул:
"Не трогайте ничего, иначе колдовство развеется!"
Но было поздно. Кочевники очнулись и стали шевелится, пытаясь стряхнуть наваждение и сон. Некоторые из них глупо улыбались. А какой-то из начальник кричал и пинал их.

Пересвет призвал их к согласию. Но они не хотели ничего слушать. Тогда Пересвет призвал силу земли и оттуда раздался сильнейший гул.
"Слышите? Если вы будете следовать уговору, по которому вы должны отступить, вы призовёте гнев неведомых сил".

И кочевники оступили.
Некоторые от ужаса от увиденных небывалых чудес всё-таки упали на землю бездыханными. Их пришлось предать огню.
Пересвет устал и устал довольно сильно, но надо было урезонить горожан.
"Разве вы не слышали грохот, доносящийся из земли?! Вы не бога гневаете у себя над головой, и не злых духов лесов встормошили. Земля под вашими ногами негодует. Ей не любы ваши распри настолько же насколько и противны ей притязания монголов и татар. Это священная земля, не пятнайте её своей алчностью".

И люди прислушались к Пересвету
Что это был за гул из-под земли? Опять же рёв Древнего Медведя, с которым у Пересвета были особые отношения.
Но Пересвет чувствовал, что ему надо удаляться на покой. Он потратил всю свою силу и хотел лишь одного - уединения. Он не сказал радостных напутственных слов, ибо даже к чувству радости относился настороженно, считая его одной из страстей, проявлением какого-то малодушия.
"Я ухожу, но не скажу вам, что мы победили. Ещё не скоро на Руси прозреют. Это произойдёт много позже, когда минуют века неверия. Пусть Вестимир радуется, как он это любит делать, пусть радуется, что его не коснулась Длань Древнего Медведя, а лишь его тень промелькнула перед его взором, но и этого было достаточно. Мы не победили. Зло до сих пор есть. Земная битва выйграна и выйграна мной, а не вами. Тем временем Битва на Небесах продолжался. Это битва ваших душ. Выбирайте путь к свету, к истине божьей и берегите себя".

С этими загадочными словами он и ушёл, чем поразил всех поселян, надеющийся на то, что он будет вместе с ним, помогать всем и исцелять. Но это взял на себя монах Сергий, также славный делами. Он подружился с Медведем, которого призвал Пересвет и прославился этим на всю Русь.

Пересвет же ушёл на остров. И однажды к нему приплыла русалка с Бусовой Реки и вручила ему Сабл-тар Бусов, дабы с помощью него он смог выйграть небесную битву. Согласно пророчеству, этим мечом, соединив его с волшебной Слезой, коя была Слезой Эвелесии, надо было пронзить свой живот и отправиться на тот свет дабы столкнуться в сражении с истинным врагом, который не принадлежит ни человеческому миру, ни миру природы, но тем не менее старается навязать ему свою волю. Есть дракон ужаса, и именно он смущает взор, и заставляет людей безумствовать. Он должен был отправиться туда, причём таким вот необычном образом. В волшебстве вообще много противоречий, и Пересвет это хорош знал. Ну конечно! Иначе бы он и сам не овладел бы этим искусством. А овладевать им нужно в полнейшей беспристрастности, инае не только ты, но и ткань бытия может повредиться.

Пересвет пронзил себя. Что было По Ту Сторону никто не знает. Но все точно знают, что он не вернулся. И с тех пор гул земли, что иногда возникал прежде вокруг - надолго затих.

Как выяснил Бермята, дело было в том, то источник реки Бусинки, в коем жила русалка был каким-то образом осквернён. Там решили что-то построить люди, и ток был перегорожен. Вместе с тем пропало и русалка, которой должно было снова ударить Пересвета заклятым мечом и так вернуть его к жизни.
Но чего не случилось того не случилось.

Кстати, Пересвет повелел людям, чтобы его помнили не как Пересвета, а как Ослябю. Но в итоге люди запомнили двоих: и Пересвета, и Ослябю, так как везде звучало два имени, вместо одного.
Изначальное предание забылось, но та легенда, которую мы знаем, до сих пор будоражат умы и дух.

И если в храмах происходит какая-то незадача - повреждается ли колокол или падает подсвечники, или просто доносится гул откуда-то снизу, то говорят: "Пересвет колобродит!"...


Рецензии