Очерк 6. Логика с Большой буквы
В предыдущем очерке было показано, что спутанность логических отношений, регулируемых законами непротиворечия и исключённого третьего ещё более усугубляется интерпретацией этих логических аксиом, как авторами различных учебных изданий по логике, так и представителями различных философских школ. Обратимся, например, к учебнику специалиста в области логики, доктора философских наук, профессора и заведующего кафедрой логики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, действительного члена Российской академии естественных наук и Академии гуманитарных наук, академика РАЕН, лауреата Ломоно-совской премии за учебники по логике - Ю.В. Ивлева «Логика для юристов» (2000) [Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Учебник для вузов. М., Издательство «ДЕЛО», 2000, стр. 39 – 40], в котором указанные законы логики названы «основными методологическими принципами формальной логики». Профессор начинает своё специфическое понимание этих «методологических принципов» с принципа тождества и связывает его, как и остальные принципы с логическим требованием однозначности мышления, что собственно говоря - правильно с точки зрения и здравого смысла и рассматриваемой нами теории содержательной логики. «Принцип тождества дополняет принцип однозначности, - пишет профессор Ю.В. Ивлев, - а принцип непротиворечия, «говорит» о том, что мышление должно быть последовательным. Утверждая нечто о чём–то, не следует отрицать того же в том же самом смысле, в то же самое время, то есть запрещается одновременно принимать некоторое утверждение и его отрицание. Противоречия в языковых контекстах иногда являются неявными. Так известное утверждение Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» скрывает в себе противоречие. В самом деле, если Сократ знает, что он ничего не знает, то он и этого не знает. Принцип исключённого третьего требует не отвергать одновременно высказывание и его отрицание. Высказывание «А» и «неверно, что «В» нельзя отвергать одновременно, так как одно из них обязательно истинно, поскольку произвольная ситуация либо имеет, либо не имеет места в действительности. Согласно этому принципу нужно уточнять наши понятия с тем, чтобы можно было давать ответы на альтернативные вопросы, например: «Является ли - это деяние преступлением, или оно не является преступлением»? Если бы понятие «преступление» не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Другой вопрос: «Солнце взошло, или не взошло»? Представим себе такую ситуацию: солнце наполовину вышло из-за горизонта. Как ответить на этот вопрос? В случае восхода солнца мы можем, например, договориться и считать, что солнце взошло, если оно чуть-чуть показалось из-за горизонта; в противном случае считать, что оно не взошло. Уточнив понятия, мы можем сказать о двух суждениях, одно из которых является отрицанием другого, что одно из них обязательно истинно, то есть третьего не дано. Закон «непротиворечия» говорит о том, что оба противоречащих высказывания не могут быть одновременно истинными, одно из них непременно ложно. А " принцип исключённого третьего» говорит о том, что между противоречащими высказываниями «не может быть ничего промежуточного», то есть требует выбора «или - или», «третьего не дано» и, в конечном итоге, провозглашает, что противоречащие высказывания не могут быть одновременно «ложными». Принцип «противоречия» и принцип «исключённого третьего», отно-сятся друг к другу, как общее и «частное», другими словами, 1) принцип «исключённого третьего» (символическая запись [«А» или «не-А»], чему соответствует запрет противоречия в высказывании «белый» и «не-белый») необходимо рассматривать, как частный случай 2) принципа «непротиворечия» (символическая запись [«А» и «В»], чему соответствует запрет одновременного выражения субъектом противоположностей в мышлении, например: «белый» и «черный».
В логической, философской, как и в другой научной литературе понятия «противоречия» и «противоположностей» довольно часто употребляются в абстрактных рассуждениях, что приводит к недоразумениям. Такое положение в исходных терминах традиционной, аристотелевской, общей логики, в том числе и в её символической интерпретации, к сожалению, является неопределённым, что та – самая традиционная, формальная, аристотелевская (общая) логика и запрещает! Разумеется, если мы говорим о перечисленных логических законах на русском языке и применяем их к содержанию высказываний на этом же языке, то несмотря на перечисленные «сложности» их использования в большинстве случаев не вызывает особых недоразумений. Другое дело, использование этих законов, например, в символической логике, или в абстрактных философских рассуждениях. Здесь могут возникать и возникают, подчас, непреодолимые затруднения и, так называемые «логические парадоксы». Откровенно говоря, на грустные размышления наводит мысль о том, что в исходных положениях традиционной, аристотелевской, формальной (общей) логики заложена неопределённость, или двусмысленность, которая распространяется на весь универсум рассуждений. В связи с показанным логическим отношением «единства противоположностей», заметим, что 1) традиционную, дедуктивную, аристотелевскую логику знания следует рассматривать, как дискретную дисциплину а 2) нетрадиционную, индуктиную логику познания рассматривать, как континуальную науку, отсюда - отношение между ними, как «единство противоположностей». Важно понять, что в этих отношениях, в действительности нет никакого противоречия, или противопоставления. А единство противоположностей предполагает не только право названия, соответствующего действительному положению дел отношения дедуктивной и индуктивной логик, но и необходимость эквивалентности исходных принципов этих научных теорий! Но, что характерно, как раз это-то понимание и отсутствует в теории логики! Предлагаемую теоретическую инновацию не следует считать завершённой, ибо существует ещё ряд неопределённостей, скрытых в основаниях логики, требующих устранения! Для того, что бы понять смысл следующей инновации, необходимо рассмотреть ещё ряд существующих парадоксов, проявляемых в логической терминологии и в исходных логических принципах традиционной, формальной, аристотелевской логической науки. Рассмотрим следующий нюанс.
«Противная (контрарная) противоположность, - пишет в статье одноименного содержания справочника «Логический словарь» (1971) Н.И. Кондаков [Кондаков Н.И. Противная (контрарная) противопо-ложность//Кондаков Н.И. Словарь по логике. Институт философии Академии наук СССР. М., «Наука», 1971, стр.422], - вид противоположности, когда сопоставляются общеутвердительное и общеотрицательное суждения об одном и том же классе предметов и об одном и том же свойстве. Например, «Все учащиеся нашего класса отличники» и «Ни один из учащихся нашего класса не отличник». Такие суждения вместе не могут быть истинными, но оба сразу могут оказаться ложными, так как между ними возможно третье: «Некоторые учащиеся нашего класса - отличники». Показанное различие в новой терминологии содержательной логики будет характеризоваться термином «противопоставление», что не требует дополнительного именования «противность». Само по себе избавление от лишних понятий не ново. Может быть информация, изложенная в справочнике Н.И. Кондакова устарела? Обратимся к справочнику «Словарь по логике» (1997) профессоров А.А. Ивина и А.Л. Никифорова. Читаем: «Противоположность логическая – вид отношений между противоположными понятиями или суждениями в традиционной логике. В отношении противоположности находятся такие несовместимые понятия, объёмы которых включаются в объём более широкого, родового понятия, но не исчерпывают его полностью, например, «белый - чёрный», «сладкий - горький», «вы-сокий-низкий» и т.п. Если последнюю пару понятий отнести к людям, то класс «люди» можно разбить на три части: «высокие люди», «среднего роста» и «низкие». Противоположные понятия «высокий» - «низкий» займут наиболее удалённые друг от друга части объёма родового понятия «рост человека», но не покроют его целиком. В отношении противоположностей находятся общеутвердительные и общеотрицательные суждения, говорящие об одном и том же классе предметов и об одном и том же свойстве. Например, «Всякий человек добр» и «Ни один человек не добр». Эти суждения - оба не могут быть истинными, однако оба вместе могут оказаться ложными, поскольку возможно третье суждение: «Некоторые люди добрые». Подобные суждения не являются определёнными». Противоположность логическая // Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., Издательский центр «ВЛАДОС», 1997, стр. 290-291].
Как можно заметить, «противность», как отдельный вид различия в отношениях между понятиями отмеченный в справочнике Н.И. Кондакова - А.А. Ивин и А.Л. Никифоров даже не выделяют, относя этот вид отношений к классу противоположностей. Нам остаётся лишь заменить понятие «противоположность логическую» на понятие «логическое противопоставление». В связи с этим, необходимо сказать и несколько слов о соответствующих логических законах. Итак, ещё раз подтвердим, что закон непротиворечия запрещает противоречие высказываний об одном и том же предмете, выраженных в одно и то же время, в одном и том же отношении, когда между утверждением и отрицанием этого утверждения невозможно ничто третье. Например, «белый» и «не-белый». Логично, что закон непротиворечия может характеризоваться отношением - «третьего не дано»! В таком случае - «закон не-противопоставления» запрещает противопоставление высказываний об одном и том же предмете, выраженных в одно и то же время, в одном и том же отношении, когда одно утверждение отрицается другим утверждением, и между ними возможно, как минимум, третье утверждение. Например, «белый» и «чёрный», где возможно третье – «серый». Вместо «закона исключённого третьего» и «закона противоречия» мы образовали «новые» два логических закона, заменив ими прежние: «закон не-противоречия» (бывший исключённого третьего закон) и «закон непротивопоставления» (бывший закон непротиворечия). Если первый из них запрещает логическое противоречие, то второй – запрещает логическое проти-вопоставление. В предлагаемой новой интерпретации «противопоставленные» и «противоречивые» утверждения не одно и то же, что достаточно очевидно. В целом же логическое требование недопустимости «исключения одного утверждения его отрицанием или другим утверждением», следует называть «логической несовме-стимостью» высказываний, или отношений между понятиями. Кстати, у нас появился один «лишний» - новый закон: «закон единства противоположностей», который с полным правом можно отнести к законам формальной логики.
Правда, последнее высказывание пока не достаточно очевидно и поэтому непонятно! Как мы убедимся несколько позже: нами было не просто образовано новое понятие, а создан новый логический закон, легитимность которого ещё необходимо обосновать, аргументировать его необходимость и доказать право на существование и научное применение. В первую очередь - в содержательной логике! Понятно, что вообще - ни каких диалектических противоречий быть не может, поскольку противоречивость – это свойство не правильного человеческого мышления. В противном случае, необходимо признать способность Бытия – не просто мыслить, но и допускать логические ошибки? А это, извините: ересь, с какой стороны не взглянуть! Вероятно, так называемый «диалектический закон единства и борьбы противоположностей» представляет собой: плод «революционного фольклора», наукообразный «философствующий слоган», подчёркивающий идеологическую непримиримость советской философии к иной, чем утверждаемой её философами идеологии и традиций логической науки. Однако – это обстоятельство не исключает существование антагонистических различий в природе и обществе, что выходит за рамки рассмотрения в настоящем очерке.
Продолжение следует: © В.А. Белов, 26.05.2021 года.
Свидетельство о публикации №221052601614