Химические грабли или зонирование БАМа?

  Читаем в Вики "Эльгинское угольное месторождение — месторождение коксующегося угля, крупнейшее на территории России. Расположено в юго-восточной части Якутии, в 415 км к востоку от города Нерюнгри и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали...
  ...В 2012 году открылось сквозное движение по построенной «Мечелом» 321-километровой железнодорожной ветке, которая соединила месторождение с Байкало-Амурской магистралью. Это единственный в России инфраструктурный проект такого масштаба, реализованным частным бизнесом".
 
  Из СМИ "..."Пятого числа (апреля 2021 г) 5-я бригада начинает выходить на заданный участок. Мы должны построить вторую ветку Байкало-Амурской магистрали", - заявил замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков.

... По его словам, на строительство этой ветки будут брошены силы всех 10 бригад железнодорожных войск. "Выходят все 10 бригад на строительство участка, который на сегодняшний день определен железнодорожным войскам от Улака до Февральска - 340 км", - отметил замминистра".

   «Коммерсантъ» 25 мая 2021 г: на БАМ в июне собираются отправить первую партию осужденных
  ...На строительство инфраструктурных объектов Байкало-Амурской магистрали (БАМа) уже в июне могут отправиться первые 600 заключенных, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Пилотный проект проходит на фоне поддержанной чиновниками и политиками инициативы ФСИН об использовании заключенных на тех работах, на которые сейчас привлекают трудовых мигрантов.

   По информации газеты, подрядчики ОАО РЖД начинают трудоустраивать первых осужденных на стройки Восточного полигона БАМа. В частности, ООО «Промстрой» готовится привлечь 100 человек, ООО «ТС Строй» — 430 человек. Заключенных планируют определить на работы по специальностям, которые не требуют высокой квалификации, такие как разнорабочий, бетонщик или арматурщик. Сейчас, как пишет «Коммерсантъ», ведется подписание договора между исправительным центром и компанией, использующей труд осужденных к принудительным работам.

Ранее глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Калашников предложил начать организовывать трудовые лагеря для осужденных на крупных объектах, где не хватает рабочей силы и трудятся мигранты: «Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия. Потому что этот человек будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, или работодатель ему предоставит условия для проживания с семьей. Он будет получать зарплату».

   По словам руководителя ФСИН, право на замену лишения свободы исправительными работами в настоящее время имеют более 180 тыс. осужденных. Калашникова поддержали глава СПЧ Валерий Фадеев, омбудсмен Татьяна Москалькова и министр юстиции России Константин Чуйченко.

   В правительстве предложили отправлять осужденных на строительство инфраструктурных объектов Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Стройка на БАМе, которая продлится до 2030 года, сейчас испытывает острый недостаток кадров как в связи с масштабом работ, так и из-за нехватки мигрантов, не вернувшихся в страну после COVID-19. Дефицит кадров закрывают железнодорожными войсками: 3 тыс. военнослужащих должны уже в этом году приступить к стройке, но необходимо около 15 тыс. человек.

   Начальник управления ФСИН по организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от обществ, Елена Коробкова отмечала, что создание рабочих мест для осужденных на БАМе позволит им раньше срока освободиться из мест лишения свободы. Причем речь идет в основном о жителях регионов, по территориям которых проходит трасса магистрали.

   Российское законодательство предусматривает возможность перевода осужденных к лишению свободы на более мягкий вид наказания в виде принудительных работ. В этом случае они находятся в исправительных центрах".

  Немного из истории "дороги в никуда", как её называли "реформаторы" 90-х.
 
  Байкало-Амурская железнодорожная магистраль начали строить почти век назад, по начало 50-х годов в основном трудом заключённых. После обострения отношений с КНР (1969 г. остров Даманский) в 1974 г. СССР срочно приступил к завершению строительства БАМа. На восток от Тынды было направлено в частности почти половина ЖДВ плюс все станции и поселки дороги курировали союзные республики и области.

 
Из книги "Магистраль нашей молодости : (записки о комсомольцах 70-80-х годов XX века)" / Баир Эрдынеевич Балбаров  Улан-Удэ 2008 500 экз

 отрывок "...К этому следует добавить неизвестную широкой публике историю, приключившуюся с открытием и молниеносным закрытием зэковской зоны в Тынде. Многих хозяйственных руководителей и работников силовых структур манил высокий бамовский коэфициент. Весной 1975 года работники Амурского управления исполнения наказаний проигнорировали комсомол, втихую, получили согласие обкома КПСС, с превеликим трудом добились разрешения у МВД СССР открытия зоны в пригороде Тынды и быстро пригнали несколько вагонов заключенных и начали спешно строить зону. Сущевичу, находившемуся в командировке на Западном участке, срочно позвонил его первый заместитель Валерий Вересовой. Нашел он Валентина на трассе, в поселке Магистральный Иркутской области и взволнованно вызвал в Тынду. По радиотелефонной связи о сути случившегося факта по соображениям безопасности и секретности Валерий, бывший партработник, не сообщил. Тогда было очень сложно выбраться из пионерных поселков магистрали. Только через двое суток, добравшись на перекладных из Восточной Сибири на Дальний Восток страны, в Тынде Сущевич узнаёт сногсшибательную новость. Изучив и проверив ситуацию на месте, увидев непреклонную заинтересованность местных властей заиметь зону, он, взбешённый, в тот же день рванул в Москву. Пошёл тараном на приём прямо к Тяжельникову, пробился и и доложил ему обо всём.

  Евгений Михайлович Тяжельников - член ЦК КПСС с 1971 года, имел прочный авторитет у Л.И.Брежнева и поддержку секретарей ЦК КПСС. Мудрый руководитель молодёжи прекрасно понимал щекотливость ситуации. Аргументы Сущевича были вескими и доказывали, что перечёркивается всё положительное наработанное комсомолом на БАМе, перспектива стройки размывалась. В то же время ссориться с набравшим силу министром внутренних дел и фронтовым другом Брежнева - было ни к чему и даже опасно. Чтобы разрулить конфликт интересов, он по спецсвязи первым позвонил Н.А.Щелокову - министру внутренних дел СССР, бывшему второму секретарю ЦК компартии Молдавии, выдвиженцу днепропетровской команды, ставшему всесильным силовиком. Евгений Михайлович вежливо попросил разъяснить мотивы создания зоны в Тынде и мельком намекнул о политических последствиях такого шага. Бывший секретарь ЦК Молдавии Щелоков понял мотивы звонка и через два часа сам явился к Тяжельникову. За это время он вошёл в курс дела. Два политических тяжеловеса нашли общий язык. Н.А.Щелоков извинился за торопливость и несогласованные действия своих подчинённых и заверил первого секретаря ЦК ВЛКСМ, что зоны в Тынде не будет. "Я выражаю, Евгений Михайлович, глубокие извинения за политическую ошибку и бестактность сотрудников своего ведомства. Мы решим этот вопрос". Для Сущевича эти слова были как бальзам на уши и началом опалы. Ибо силовики ничего не забывают и не прощают.

  Через неделю бурлящая Тында вновь вернулась на круги свои. После этой разборки, никто более не пытался со своим уставом вмешиваться в сферу влияния комсомола на БАМе. Авторитет и влияние Е.М.Тяжельникова оказались сильнее в этом реальном столкновении интересов двух могущественных ведомств. ...

  ...В итоге комсомол 70-х, начала 80-х годов сдержал перед партией обещанное слово и вовремя своими силами построил магистраль века".


  Баир Эрдынеевич Балбаров слукавил - перед этим он сам пишет о вкладе ЖДВ и сотрудничестве командования и ЦК ВЛКСМ в течении всего строительства в 70 - 80-е годы.
  Он же пишет и о "химизации" многих комсомольских строек в последние годы СССР - это когда осужденных на незначительные сроки условно освобождали, направляя отрабатывать на стройки важных обьектов.

  Фонд национального благосостояния РФ - правительство наконец то решило сделать первый шаг по вложению его средств в развитие, в данном случае узких мест БАМа и Транссиба. До этого построена российская часть газопровода "Сила Сибири" на деньги инвесторов (частично вдоль БАМа) и без использования иммигрантов.

  Глава ВТБ Андрей Костин: Из СМИ - А.Костин традиционно использовал яркий пример, чтобы проиллюстрировать свои опасения излишнего административного вмешательства в рыночные механизмы.

"Сейчас вот ФСИН, кстати, предложила, чтобы зэки строили БАМ. Все говорят: хорошо и зэкам, и экономике. Но как-то мурашки по коже идут, как бы этот опыт не распространился более широко по нашей стране", - сказал банкир.
 
Уже задают много вопросов
  - Если БАМ и Транссиб планируют заполнить зонами, то не дешевле и проще привлечь туда квалифицированных рабочих рыночными методами, одновременно решая и демографическую проблему? В этих краях еще много народа далеко не в хоромах - уже дети и внуки первостроителей.
   
  -  "... работы по специальностям, которые не требуют высокой квалификации, такие как разнорабочий, бетонщик или арматурщик". А кто и как будет контролировать качество работ, их правильный учет и оплату?
 
  - Каким видится совместная работа на стройках и промпредприятиях наемных рабочих и тоже граждан РФ, но имеющих определенные пусть и временные ограничения?
 
  - устроить условия "как для иммигрантов" - не показатель качества.Да и работы продлятся и после 2030 года.
 
  Вопрос не праздный - БАМ и Транссиб - это не несколько мегаполисов а удаленные от Центра многотысячекилометровые пространства с тысячами стратегически важных обьектов, суровым климатом, которые надо построить или отремонтировать. Значит и рабочих надо десятки тысяч.

  Учитывая имеющийся опыт "химизации" в советское время - логичнее резко уменьшить число новых "химиков", но это вопросы ко всему обществу, к нашим СМИ, отдельным деятелям шоу-бизнеса, нередко героизирующим нарушителей законов.

  ЖДВ РФ выполнят свою задачу, тем более это второй путь вдоль существующего, а мосты изначально строили двухпутные.

  Хотя... не дай Бог снимут сегодня кино о БАМе - по аналогии со снятыми некоторыми "шедеврами" о прошлой войне.  БАМ - 2?

  Фото автора статьи  БАМ западнее Февральска 1983 год

 
 


Рецензии
Главнокомандующий Шойгу начинает новое строительство БАМАа? Вторая ветка пойдёт. Дармоедов много в тюрьмах, колониях и ещё гуляющих на болотах страны? А кто не работает, тот и не ешь, так сказал Господь. Пусть потрудятся во благо страны, где проживают. Страна хорошая, большая. Россия щедрая душа.

Надежда Халилова   13.08.2021 10:32     Заявить о нарушении
Уважаемая Надежда! Вторые пути однозначно построят в срок - это 3,5 года на 340 км. Но во первых туда направят больше военных железнодорожников, чем когда то аналогичные отрезки БАМа там же строили.
Во вторых и техника другая да и опыт приобрели эксплуатации первых путей - минуло более 40 лет.
И в третьих никакого отношения блаблабла по "зэков на БАМе и Транссибе" к этому участку не имеют. Прошел июнь, на который анонсировали начало "освоения заключенными" БАМа и Транссиба - пройдет и год, не один...

Леонид Брайко   14.08.2021 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.