Герой той войны...
------
Памяти Аркадия
Яковлевича Койфмана*,
100-летию со дня
его рождения посвящается.
----------------------------
Имя его свято! Подвиг его бессмертен!
-----
ВСЯКАЯ ИСТОРИЯ ИМЕЕТ НАЧАЛО...
Пятнадцатого октября 1921 года в семье русского солдата Первой мировой Якова Койфмана родился верный сын России Хацкель. Жила семья Якова не богато. Бывший красный партизан страдал от немецкой газовой атаки, но духа в то тяжёлое время не терял. Тачая сапоги, он верил в светлое будущее сам, строил социализм и поддерживал своих товарищей по партизанскому отряду.
В суровые тридцатые годы по навету классовых врагов двух его товарищей по партизанской борьбе арестовала ВЧК. Яков молчать не стал. В защиту однополчан он написал письмо в ЦК партии , за что в 1937 суровые каратели ВЧК забрали его самого в застенки.
Следы Якова потерялись в застенках ВЧК, а Хацкель остался в семье за старшего мужчину. Помогая матери, он не покладая рук, трудился по дому, работал в поле и на огороде...
Хацкель Яковлевич готовился к поступлению в столичный механический институт инженеров железнодорожного транспорта.
И как только он закончил 11-летку, сразу поехал в столицу поступать в Московский механический институт на железнодорожный факультет
Точные сведения о том, как студент подрабатывал на штаны и ботинки с годами расстворились в вечности. Только через год обучение в институте стало платным и Хацкель возвращается домой, доставив Ребеке Мордуховне вместе с радостью встречи грусть разочарования неудачей с продолжением учёбы.
ШАГИ ПО ВОЕННОЙ ДОРОГЕ
А Хацкель узнав в военкомате, что Оренбургское училище лётчиков производит набор годных к лётной работе допризывников, поехал и блестяще сдал вступительные экзамены.
Однако, не пройдя мандатную комиссию по пресловутой графе"пять", национальность, вернулся домой к матери.
Радость Ребекки была недолгой. Хацкеля в октябре 1940 года Березинским РВК, Могилёвской области, Белорусской СССР призвали в армию, коноводом в 43 артиллерийский полк, 138 артбригады, расквартированный под Питером. Пришлось ему управлять упряжью лошадей, которая тянула 122мм артиллерийскую гаубицу.
Долго ли коротко тянулось время, только вышел Приказ: Полку следовать на фронт, на финскую войну. Пока полк передислоцировался, война закончилась. Полк повернул обратно.
Время для Хацкеля текло незаметно, в поседневных будничных перемещениях и тренировках по приготовлению орудия к бою из "походного положения" в "боевое". А тут пришел новый Приказ из округа: "Перевести 43 артиллерийский полк на механическую тягу".
Выпало воину переквалифицироваться в наводчики своего же орудия. Не успел он набить как следует руку в новой профессии, как началась та жестокая и непримиримая война. Полк тут же оказался на передовой линии огня.
ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ НАГРАДА
"Пап, а за что ты получил первую награду?"- Спросил старший сын Яков как-то отца. -Это было в начале войны,- начал свой рассказ отец.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ В ДЕРЕВНЕ.
Пап, а за что у тебя награды,- спросил в другой раз отца сын Яков.-Это слишком долго рассказывать, сынок,- ответил тогда ветеран сыну. -А вообще-то папа не любил рассказов на эту тему,-поведал мне Яков.
Жили мы в беларусской деревне Жорино, почти в лесу. Папу назначили директором школы и парторгом колхоза одновременно. Люди были в селе хорошие. Поначалу приходилось жить на квартирах по очереди у сельчан. Месяц у одних, месяц у других. Школьные классы комплектовались из детей разного возраста, и по два-три и занятия проводились в нескольких домах.
-Отец выбил у председателя колхоза лес, гвозди, скобы, стекло на строительство школы на пять классов с большим холлом и небольшой квартиркой для семьи директора школы.
За строительство взялись дружно всем селом, и за полтора месяца выгнали под конёк. Ребятня подносила доски и подавала гвозди да скобы, убирала щепу и опилки. Сельский плотник изготовил и остеклил окна, наладил дверии. И не успели мы оглянутся, как новая школа заиграла красками и наполнилась запахом свежей древесины.
Нам особенно запомнилась первая ночь в новой квартире. Пахло мамиными лепёшками и варёной картошкой, которой мы поели вдоволь. У каждого теперь было своё место для сна и занятий.
В новой школе было фойе, в котором проводились культурные мероприятия и колхозные собрания. Дети радовались новым познавательным и развлекательным меропрятиям. Мама вела внешкольные занятия. Она любила петь и танцевать и это пригодилось. Организовывала диспуты, капустники, концерты. Папа ей аккомпанировал на балалайке.
ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Баня в селе"Жорино" была только общественная. В воскресенье несколько мужиков топили баню "по- чёрному". Первая очередь идти в баню была взрослых дяденек. Они выплескивали всю горячую воду. Потом шли женщины, неся с собой вёдра с горячей водой. Сильно не намоешься, но все были довольны и такими удобствами.
Отца в округе очень уважали. Ему, как парторгу, был выделен мотоцикл м-175 "Козёл" минского завода. Однажды поздним вечером отец возвращался домой и у мотоцикла пропал свет. Попутный грузовик вызвался сопроводить мотоцикл до дома. Так отец в свете автомобильных фар добрался до дома. Он хотел отблагодарить водителя, но тот махнул рукой и уехал.
МУЗЫКА В ЖИЗНИ ОТЦА.
Отец в свои школьные годы самоучкой освоил игру на русских народных инструментах:мандалине и балалайке. Он организовал в школах художественную самодеятельность. Это было его страстью, которая сопровождала отца всю жизнь.
На фронте папе достался трофейный аккордеон, который он враз освоил и организовал в дивизионе художественную самодеятельность. После войны в школе, в Журовке папа создал художественную самодеятельность, и этот коллектив ездил по сёлам с концертами. Та же участь постигла и коллектив школы-интерната на ж.д.ст.Гумбейка в Челябинской области. Апогея его музыкальных наклонностей проявилась на Гудроне (г.Орск), в школе-интернат номер пять, потом ставшей показательной школой.
В нашей "альма-матер" всё было по-взрослому. Были организованы самодеятельные коллективы во всех классах. Ребята серьезно готовились и в школе часто проводились смотры художественной самодеятельности.
Помнится, что наш класс исполнял привезённый Флюрой Кабировной Мустакимовой из Узбекистана танцевальный номер под музыку:"Джи-ип-джип, джи-ип-джаляры. Мои жёлтые цыплятки!" А группа мальчиков из пяти человек хором исполняла песню "Солдатские сны":
После отбоя, когда засыпают солдаты,
В сумраке ночи, минуя бесшумно посты,
Входят в казармы и бродят в подушках измятых
Тенью незримой солдатские сны...
Снятся солдатам родные деревни и села,
Снятся косы и очи подружек веселых.
Снятся им города, снятся лица друзей,
Снятся глаза матерей.
Блеском суровым луна на штыках задрожала,
Зорко дозоры на страже границы стоят.
Ночью в казармах, готовые встать по сигналу,
Чутко солдаты усталые спят...
Если нежданно враги посягнут на границы,
Встанут солдаты и грудью пойдут защищать
Нашу Отчизну, которой нельзя не гордиться,
Нашу родную, великую мать!
У меня (автора) ломался голос, и я иногда давал петуха. Очень стеснялся этого, однако Аркадий Яковлевич, присутствующий на репетициях, подбадривал меня.
Наряду со смотрами самодеятельности в эстетическое воспитание входили проводимые по инициативе директора "четверги". Строго, как наступления дня и ночи, в первый четверг школьников везли в Орский драматический театр на спектакль. Во второй четверг в актовом зале интерната выступал кукольный театр, в третий четверг к нам приезжала с опереттой Оренбургская филармония.
В следующий четверг дети разучивали и репетировали музыкальные номера и театральные сценки. Потом нас учили читать картины и описывать прочитанное. Наступал новый четверг и нас учили писать стихи:
"Я пишу, то ямбом то хореем,
Узнаю людей по голосам.
Только вот душою не старею,
Ем и пью и делаю всё сам".
Музыкальные капустники были традицией, неофициальными семейными встречами, посвящёнными разным праздником. Примером может послужить коронный номер исполняемый. дуэтом учителем математики Зоей Григорьевной Кудрявцевой и Аркадием Яковлевичем акопэльно, под собственный акомпонемент ложками...
МЕСТО ДЛЯ АККОПЕЛЫ с ЗОЕЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ...
МЫШКА ЛИЗА
А тогда в Журово, когда папа начинал играть на инструментах из под шкафа, на сорок сантиметров, выходила мышка, вставала на задние лапки и слушала музыку. Случай был очень забавный и местные жители приходили смотреть на этот "номер". А мы дали мышке имя Лиза и подкармливали её хлебными крошками.
ТУЗИК
Директор совхоза Павел Алексеевич Лузаков подарил отцу щенка, настоящего алабая. Из щенка выросла отличная сторожевая собака. Это был незаменимый сторож школы и ближайшей округи. Тузик за километр чуял чужого и заранее подавал голос. Отец вынужден был выходить и голосом запрашивать цель прихода путника и успокаивать собаку, если нужно было подпустить человека.
СОБАКИ ЛЮДЯМ ВЕРЯТ.
Когда мы переехали в Гумбейку, Тузика оставили завхозу. Через три года случилось нам всей семьей приехать в Журовку. Завхоз предупредил, что держит свирепого алабая на цепи, потому что он злой и может укусить. Тузик почувствовав наши запахи жалобно завыл.
А когда Миша подошел к собаке, он повалил его на землю начал повизгивая облизывать. Когда к ним приблизился Яков, его постигла участь Михаила. Через три часа мы уезжали. Тузик не по собачьему завыл. Собака провыла два месяца и издохла от тоски.
-Младшая сестра мамы, Татьяна вышла замуж за военного и они уехали в ГСВГ, оставив маленькую дочь на моих родителей,-повествовал Яков. Девочка долго не разговаривала. И когда на лай Тузика папа взял ружьё и вышел на двор, мы вдруг отчётливо услышали:"Папа Тузы бах".
После этого сестренка заговорила чистыми фразами. Когда родители девочки вернулись, она наотрез отказалась их принимать, а моих родителей называла: папа и мама.
* 15.10.1921 года в городе Днепропетровске, в семье Якова и Реббеки, родился великий сын русского народа Хацкель Яковлевич Койфман, герой ВОВ и повседневных будней нашей советской Родины, СССР, директор школы-интернат номер пять, отдела образования ЮУЖД.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
26.05.2021 г.Воронеж.
.
Свидетельство о публикации №221052600248