Герой той войны...

---------
------
   Памяти Аркадия
 Яковлевича Койфмана*,
 100-летию со дня
 его рождения посвящается.
----------------------------
Имя его свято! Подвиг его бессмертен!
-----

ВСЯКАЯ ИСТОРИЯ ИМЕЕТ НАЧАЛО...

   Пятнадцатого октября 1921 года в семье русского солдата Первой мировой Якова Койфмана родился верный сын России Хацкель. Жила семья Якова не богато. Бывший  красный партизан страдал от немецкой газовой атаки, но духа в то тяжёлое время не терял. Тачая сапоги, он верил в светлое будущее сам, строил социализм и поддерживал своих товарищей по партизанскому отряду.


      В суровые тридцатые годы по навету классовых врагов двух его товарищей по партизанской борьбе арестовала ВЧК. Яков молчать не стал. В защиту однополчан он написал письмо в ЦК партии , за что  в 1937 суровые каратели ВЧК забрали его самого в застенки.

      Следы Якова потерялись в застенках ВЧК, а Хацкель остался в семье за старшего мужчину. Помогая матери, он не покладая рук, трудился по дому, работал в поле и на огороде...


      Хацкель Яковлевич готовился к поступлению в столичный механический институт инженеров железнодорожного транспорта.
И как  только он закончил 11-летку, сразу поехал в столицу поступать в Московский механический институт на железнодорожный факультет


      Точные сведения о том, как студент подрабатывал на штаны и ботинки с годами  расстворились в вечности. Только через год обучение в институте стало платным и Хацкель возвращается домой, доставив Ребеке Мордуховне вместе с радостью встречи  грусть разочарования неудачей с продолжением учёбы.

  ШАГИ ПО ВОЕННОЙ ДОРОГЕ

       А Хацкель узнав в военкомате, что Оренбургское училище лётчиков производит набор годных к лётной работе допризывников, поехал и блестяще сдал вступительные экзамены.
Однако, не пройдя мандатную комиссию по пресловутой графе"пять", национальность, вернулся домой к матери.


       Радость Ребекки была недолгой. Хацкеля в октябре 1940 года Березинским РВК, Могилёвской области, Белорусской СССР призвали  в армию, коноводом в 43 артиллерийский  полк, 138 артбригады, расквартированный под Питером. Пришлось ему управлять упряжью лошадей, которая тянула 122мм артиллерийскую гаубицу.


       Долго ли коротко тянулось время, только вышел Приказ: Полку следовать на фронт, на финскую войну. Пока полк передислоцировался, война закончилась. Полк повернул обратно.

      Время для Хацкеля текло незаметно, в поседневных будничных перемещениях и тренировках по приготовлению орудия к бою из "походного положения" в "боевое". А тут пришел новый Приказ из округа: "Перевести 43 артиллерийский полк на механическую тягу".


      Выпало воину переквалифицироваться в наводчики своего же орудия. Не успел он набить как следует  руку в новой профессии, как началась та жестокая и непримиримая война. Полк тут же оказался на передовой линии огня.


ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ НАГРАДА

    "Пап, а за что ты получил первую награду?"- Спросил старший сын Яков как-то отца. -Это было в начале войны,- начал свой рассказ отец. 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ В ДЕРЕВНЕ.

     Пап, а за что у тебя награды,- спросил в другой раз отца сын Яков.-Это  слишком долго рассказывать, сынок,- ответил тогда ветеран сыну. -А вообще-то папа не любил рассказов на эту тему,-поведал мне Яков.

    Жили мы в беларусской деревне Жорино, почти в лесу. Папу назначили директором школы и парторгом колхоза одновременно. Люди были в селе хорошие. Поначалу приходилось жить на квартирах по очереди у сельчан. Месяц у одних, месяц у других. Школьные классы комплектовались из детей разного возраста, и по два-три и занятия проводились  в нескольких домах.

   -Отец выбил у председателя колхоза лес, гвозди, скобы, стекло на строительство школы на пять классов с большим холлом и небольшой квартиркой для семьи директора школы.

    За строительство взялись дружно всем селом, и за полтора месяца выгнали под конёк. Ребятня подносила  доски и подавала гвозди да скобы, убирала щепу и опилки. Сельский плотник изготовил и остеклил окна, наладил дверии. И не успели мы оглянутся, как новая школа заиграла красками и наполнилась запахом свежей древесины.


      Нам особенно запомнилась первая ночь в новой квартире. Пахло мамиными лепёшками и варёной картошкой, которой мы поели вдоволь. У каждого теперь было своё место для сна и занятий.


     В новой школе было фойе, в котором проводились культурные мероприятия и колхозные собрания. Дети радовались  новым познавательным и развлекательным  меропрятиям. Мама вела внешкольные занятия. Она любила петь и танцевать и это пригодилось. Организовывала диспуты, капустники, концерты. Папа ей аккомпанировал на балалайке.

  ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

     Баня в селе"Жорино" была только общественная. В воскресенье несколько мужиков топили баню "по- чёрному". Первая очередь идти в баню была взрослых дяденек. Они выплескивали всю горячую воду. Потом шли женщины, неся с собой вёдра с горячей водой. Сильно не намоешься, но все были довольны и такими удобствами.

    Отца в округе очень уважали. Ему, как парторгу, был выделен мотоцикл м-175 "Козёл" минского завода. Однажды поздним вечером отец возвращался домой и у мотоцикла пропал свет. Попутный грузовик вызвался  сопроводить мотоцикл до дома. Так отец в свете автомобильных фар добрался до дома. Он хотел отблагодарить водителя, но тот махнул рукой и уехал.
 
   МУЗЫКА В ЖИЗНИ ОТЦА.
   
   Отец в свои школьные годы самоучкой освоил  игру на русских народных инструментах:мандалине и балалайке. Он организовал в школах художественную самодеятельность. Это было его страстью, которая сопровождала отца всю жизнь.

     На фронте папе достался трофейный аккордеон, который он враз освоил и организовал в дивизионе художественную самодеятельность. После войны в школе, в Журовке папа создал художественную самодеятельность, и этот коллектив ездил по сёлам с концертами. Та же участь постигла и коллектив  школы-интерната на ж.д.ст.Гумбейка в Челябинской области. Апогея его музыкальных наклонностей проявилась на Гудроне (г.Орск), в школе-интернат номер пять, потом ставшей показательной школой.

    В нашей "альма-матер" всё было по-взрослому. Были организованы самодеятельные коллективы во всех классах. Ребята серьезно готовились и в школе часто проводились смотры художественной самодеятельности.

     Помнится, что наш класс исполнял привезённый Флюрой Кабировной Мустакимовой из Узбекистана танцевальный номер под музыку:"Джи-ип-джип, джи-ип-джаляры. Мои жёлтые цыплятки!" А группа мальчиков из пяти человек хором исполняла песню "Солдатские сны":
После отбоя, когда засыпают солдаты,
В сумраке ночи, минуя бесшумно посты,
Входят в казармы и бродят в подушках измятых
Тенью незримой солдатские сны...
 
Снятся солдатам родные деревни и села,
Снятся косы и очи подружек веселых.
Снятся им города, снятся лица друзей,
Снятся глаза матерей.

Блеском суровым луна на штыках задрожала,
Зорко дозоры на страже границы стоят.
Ночью в казармах, готовые встать по сигналу,
Чутко солдаты усталые спят...

Если нежданно враги посягнут на границы,
Встанут солдаты и грудью пойдут защищать
Нашу Отчизну, которой нельзя не гордиться,
Нашу родную, великую мать!

    У меня (автора) ломался голос, и я иногда давал петуха. Очень стеснялся этого, однако Аркадий Яковлевич, присутствующий на репетициях, подбадривал меня.

     Наряду со смотрами самодеятельности в эстетическое воспитание входили проводимые по инициативе директора  "четверги". Строго, как наступления дня и ночи, в первый четверг школьников везли в Орский драматический театр на спектакль. Во второй четверг в актовом зале интерната выступал кукольный театр, в третий четверг к нам приезжала с опереттой Оренбургская филармония.

    В следующий четверг дети разучивали и репетировали музыкальные номера и театральные сценки. Потом нас учили читать картины и описывать прочитанное. Наступал новый четверг и нас учили писать стихи:

"Я пишу, то ямбом то хореем,
Узнаю людей по голосам.
Только вот душою не старею,
Ем и пью и делаю всё сам".
 
    Музыкальные капустники были традицией, неофициальными семейными встречами, посвящёнными разным праздником. Примером может послужить коронный номер исполняемый. дуэтом учителем математики Зоей Григорьевной Кудрявцевой и Аркадием Яковлевичем акопэльно, под собственный акомпонемент ложками...

МЕСТО ДЛЯ АККОПЕЛЫ с ЗОЕЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ...

      МЫШКА ЛИЗА

А тогда в Журово, когда папа начинал играть на инструментах из под шкафа, на сорок сантиметров, выходила мышка, вставала на задние лапки и слушала музыку. Случай был очень забавный и местные жители приходили смотреть на этот "номер". А мы дали мышке имя Лиза и подкармливали её хлебными крошками.

        ТУЗИК

    Директор совхоза Павел Алексеевич Лузаков подарил отцу щенка, настоящего алабая. Из щенка выросла отличная сторожевая собака. Это был незаменимый сторож школы и ближайшей округи. Тузик за километр чуял чужого и заранее подавал голос. Отец вынужден был выходить и голосом запрашивать цель прихода путника и успокаивать собаку, если нужно было подпустить человека.

    СОБАКИ  ЛЮДЯМ ВЕРЯТ.

   Когда мы переехали в Гумбейку, Тузика оставили  завхозу. Через три года случилось нам всей семьей приехать в Журовку. Завхоз предупредил, что держит свирепого алабая на цепи, потому что он злой и может укусить. Тузик почувствовав наши запахи жалобно завыл.

     А когда Миша подошел к собаке, он повалил его на землю начал повизгивая облизывать. Когда к ним приблизился Яков, его постигла  участь Михаила. Через три часа мы уезжали. Тузик не по собачьему завыл. Собака провыла два месяца и издохла от тоски.

    -Младшая сестра мамы, Татьяна вышла замуж за военного и они уехали в ГСВГ, оставив маленькую дочь на моих родителей,-повествовал Яков. Девочка долго не разговаривала. И когда на лай Тузика папа взял ружьё и вышел на двор, мы вдруг отчётливо  услышали:"Папа Тузы бах".

     После этого сестренка заговорила чистыми фразами. Когда родители девочки вернулись, она наотрез отказалась их принимать, а моих родителей называла: папа и мама. 



   

* 15.10.1921 года в городе Днепропетровске, в семье Якова и Реббеки, родился великий сын русского народа Хацкель Яковлевич Койфман, герой ВОВ и повседневных будней нашей советской Родины, СССР, директор школы-интернат номер пять, отдела образования ЮУЖД.

   

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

26.05.2021      г.Воронеж.
.


Рецензии