Исторические Зарисовки в Опоздавшей Революции

90-ые годы

1991 год, или откуда появляется фантастический роман Опоздавшая Революция, где ее зачатки на самом деле. Произведение это у автора не одиноко, но является самым идеологическим среди остальных. Оно по своему содержанию глобально, охватывает не однозначный взгляд на одни и те же вещи: социализм Атлантиды и Негара Шастру - вещи на самом деле разные. Атлантский социализм рождает чудовище, с одной стороны сам, как таковой, а с другой через щедрую вражескую подпитку извне. Главная его беда состоит в том, что он стал управляем извне, люди избыточно оптимистичны и доверчивы. В то же время социализм серых в Негара Шастру совершенно иной: население побито жестокой очень долгой войной, потому всегда настороженно смотрит на всех вокруг и скорее готово к ответу на чужую агрессию, чем на доверие. Но нужно заметить одно, немаловажное - Негара Шастру - это полностью вымышленная страна утопия, слабо опирающаяся на некоторые северокорейские, саудовские и старобританские стереотипы. Тем не менее страна показана очень прочной, жизнеспособной и никогда не забывающей свои интересы. 

Негара Шастру задумана автором, как утопия, но произведение вовсе не ставит перед собой цель расписывать, раскрашивать утопическую страну. Главной целью произведения является показ не утопической, но и не антиутопической страны, Атлантиды, в которой начали происходить очень важные с точки зрения автора события. Атлантида - это скорее всего интуитивное видение перестройки и предперестоечных времен, их прочувствованное изложение. Атланты - это народ, проживший без забот только на позитивных эмоциях. Народ, забывший о самозащите как таковой, народ, очень добрый, жалостливый и дружелюбный, но не способный отличить простой розыгрыш врагами от всеобщего усовершенствования. Доступность медицины, излечение большинства недугов, слащавое переполнение оплачиваемых отпусков и прочих социальных благ на фоне прогрессирующего спада производительной и производственной активности, чувства долга и его исполнения перед Родиной. Счастливое общество, решившее большинство социальных проблем, высокоразвитая, даже переразвитая, наука с огромным потенциалом технических благ, который деформирует быт и общественные устои атлантов до полного беспредела. Предсмертные агонии великой космической и высокоразвитой державы для ее граждан не заметны: они до самого конца слышат лишь самые фантастические обещания на будущее, вера в свершение которых подогревается стремительными воплощениями совсем недавно видимых как фантастические целей, сплошной позитив во всем и большие надежды. Однако на самом деле общество уже обречено на самое грандиозное падение, что полностью взято автором из реалий 80-90-ых годов.

Закономерно возникает вопрос, почему революция, тем более опоздавшая? Ведь после 80-90-ых никакой революции не последовало, а скорее происходило возвращение к исходному состоянию, которое наблюдалось на территории СССР в 10-15-ых. С другой стороны вовсе не понятно, что собственно революция в произведении настроена менять? Общество показано намного более справедливым, чем существовавшее в реальном прототипе, доброе и дает жизнь и процветание всем, даже животным. Какая тут может быть еще революция, если все уже счастливы? На самом деле это счастье кажущееся и роднение с реальной политической картой 1990-ых очевидно. Лучше всего это иллюстрирует биография главной героини произведения Фульбе. Что она находит в школе? Какие-то непотребные уроки по сугубо личной жизни, странное очень инфантильное послание в космос  (за рубеж), и тяжелая прогрессия сумбурных мало адекватных перемен, которые обещают жизнь сделать еще лучше, чем есть. Народ, привыкший верить в хорошее, продолжает раскрывать карты перед врагами дальше; Фульбе же верить в еще большее усовершенствование жизни не может ввиду памяти двух поколений - она родилась вновь после казни и помнит историю прошлого, реальную суть и психологию людей. “Улучшения”, вводимые правительством Атлантиды: однополый брак, пересадка органов, снятие табу на инцест и расширение моральных рамок, наконец, чипирование людей - на самом деле приводят к совершенно противоположным последствиям, мерзко слипаясь друг с другом и перерастая в самую безобразную политико-социальную раковую опухоль, которая наносит самый сокрушительный удар по человечеству даже без участия врагов. Пересадка органов криминализировалась, чему благоприятствовал приток юродивых потомков инцестного и однополого брака, которым вечно нужны органы здоровых традиционных доноров. Плюс сюда еще и чипирование граждан, что окончательно создает полный трансплантологический, финансовый и политический контроль над личностью. За право разобрать ближнего на органы и переспать с кем угодно народ Атлантиды позволяет буквально на ровном месте вырасти ужасному демону беспросветной диктатуры уродства и мерзости, не оставляющей норме ни малейшего шанса. Очень примечательны следующие примеры в произведении:

Родители спасают страшную по внешности инопланетянку (иностранку) Хусну, полностью забыв о родном сыне. Речь идет о семье учительницы Фульбе, которая вела уроки в младших классах той школы, где обучалась революционерка в детстве. Афродита спасает бог весть кого, какую-то странную инопланетянку, повторюсь, не только с какой-то очень уж неземной внешностью, но и странноватыми рассуждениями. Да и причем тут вообще ее рассуждения? Мать теряет из вида сына, Джосера, зато вся занята облавой серой солдатни на Хусну, ее проблемами. Плененного Джосера подвешивают с перерезанными венами, мать его не ищет! Она его начинает искать только после нескольких поучений самой Хусны, и находит…..уже в таком состоянии, что серые врачи ему нужнее родителей.

Далее, нельзя пройти мимо совершенно мертвого патриотизма учительницы. Афродита вообще просто ужасный персонаж и это показывает эпизод у памятника. Помните, учительница сама не знала, почему она детей повела к “каким-то” героям, когда можно “просто жить...не задумываясь…” но ведь так живут животные…. Впрочем всем кроме Фульбе такое поведение учительницы было понятно и почтенно, поскольку перерождение в животных под сладким соусом прав и возможностей им было не чуждо. 

Послание в Космос. Опять же Афродита не видит подвоха, который для Фульбе очевиден, как полное раскрытие всех карт человечества перед врагами. И не только Афродита. Не видят опасности от необдуманного послания иным мирам и родители Фульбе. Зачем вообще нужно искать братьев по разуму, и к чему эти поиски могут привести, произведение раскрывает в очень доступной форме. Все общество Атлантиды не видит опасности, повторюсь, кроме Фульбе. Но Фульбе насторожило не только послание инопланетянам, как таковое, а даже его содержание. При сравнении с ответным посланием Негара Шастру, тут просто смешно. Серые не дали своего адреса, зато сразу показали, что их общество хорошо организовано и милитаристское. Дуд Сиброн вообще не посчитал нужным отвечать на послание землян, зато решил наведаться туда и воочию проверить, каковы на планете ресурсы. Единственное, что они  показали иным мирам, это поведение своего предпоследнего очень озабоченного отнюдь не делом правителя, и главное, доходчиво дали врагам свой адресок. Результат - тупое размножение, игра с животными, безмерный инфантилизм, неорганизованность и разнузданность.

За свои ошибки Афродита платит личным счастьем и жизнью. Автор специально рвет временные рамки вокруг семьи Афродиты, чтобы показать трагичный конец ее семьи, к которому приводит ее философия. Если Афродита была школьной учительницей Фульбе в начальных классах, то она в то время не могла быть моложе 25 лет. Развязка инопланетной войны происходит, когда Фульбе уже 93 года. Потому Афродита по идее в это время уже должна была покинуть мир живых, либо сесть на эликсир долголетия, изобретенный Эрегоном. Однако показана ее молодая семья - автор искривляет время, чтобы вольнодумная учительница получила по полной за свои тлетворные мысли.

Не может оставить равнодушным попытка Крумма переписать историю своего государства….скруглив смягчив. Так, перепись истории, уничтожение памятников и книг со старым изложением истории….на что это похоже? Правильно, это пафос 80-90-ых с гипертрофией звонких слов интернационализма в ущерб своей государственности. То есть в переложении на Атлантиду, в эпоху детства Фульбе, фантастическая страна переживала 80-90-ые. Будучи рожденной вновь некогда казненной революционеркой, Фульбе лучше всех понимает, кому был этот памятник, который ее новые современники с таким оголтелым пафосом сносят и опять пытается донести до людей, что стирать историю ни в коем случае нельзя. Как то и ожидалось, Фульбе осталась не понятой даже собственными родителями, не говоря уже о современниках. Скругление, смягчение реальной истории, так логично и правдиво описанной Аристархом Фульбе вовсе не рассмотрела, как просто попытку убрать не совсем приятные смакования садистских сцен прошлого. На самом деле, будучи участницей тех событий в прошлой жизни, она заметила, что новые учебники написали откровенную ложь и выставили героев непонятным посмешищем для молодежи. 

Экология и пацифизм в произведении представлены совершенно не случайно, а выполняют свои четкие роли. Пацифизм приводит к полному упразднению армии, что человечество оставляет совершенно беззащитным перед лицом завоевателей из Дуд Сиброна. Экологи четко как по расписанию закрывают стратегически важные земные предприятия, которые могли бы спасти человечество во время нашествия завоевателей. Закрыто именно то, что создало бы серьезное препятствие применению генетического оружия, изобретенного Ботаником. В результате общество обезоружено перед лицом оккупации и полностью экономически подсажено на чужой экономический синдикат. Своей производительной силы уже нет, о чем Фульбе тоже очень вовремя поднимает вопрос, но не особо уже на нем останавливается, поскольку по отношению к человечеству предприняты более серьезные меры

Срыв и уничтожение половой идентификации граждан приводит как к максимальному прогону плазмида (генетического яда) через молодые семьи и полное уничтожение полового социального идентитета граждан (видим сейчас в странах с западной ориентацией). Как и все, что замыслили враги человечества в произведении, происходит очень цинично и представляется как чрезмерно полезное новшество. Однако результат уже прямого генетического истребления человечества долго ждать не нужно. Появление самых ужасных заболеваний прогрессирует намного быстрее, чем о том предостерегала Фульбе. Здесь земное правительство начинает научную баталию с генетиком Фульбе, запрещая ей заниматься наукой, вместо того, чтобы прислушаться к открытым ею реальным фактам. Вообще ее противостояние на научном фронте с предателями человечества отдаленно напоминает драму научного противостояния Вавилова и Лысенко, поставленную на чисто политические колеса в советской истории. Здесь Фульбе выступает в роли Вавилова, но в отличие от реального персонажа владеет реальными фактами. Тем не менее ее реальные факты политически не нужны также само, как в свое время не нужна была правда о генетике во время великого диспута Вавилова и Лысенко, методы же давления на деятельность Фульбе те же самые, что и имели место в реальной истории.Таким образом, общество настырно не слышит спасительных слов Фульбе во всех сферах - от экономики и политики до самой прямой логичной и доступной пониманию науки.

Появление инопланетной валюты. Интересно, что у очень многих землян при загнивании атлантского социализма вдруг появляется инопланетная валюта: либо шастрийские рубии, либо спиронские каранги. Очень похоже на постепенное вхождение доллара на территорию бывшего СССР.

Фульбе очень вовремя замечает подмену истинного социализма на жалкую пародию-обманку, но ее голос не может повлиять на исторический процесс и очень скоро общество приходит к полному тупику. Разлетается вдребезги уровень жизни, науки и искусства. Человечество разложено тихо исподтишка, настолько, что уже самостоятельно сохранить хоть какую-то цивилизацию уже не способно. Значит не все то золото, что блестит и одно и то же политическое название может иметь очень различное содержание с огромным значением для будущего. Потому революция в контексте данного произведения состоит в уничтожении правящей сформированной врагами обманки и постановки во власть хозяйственного патриотичного правительства. 

Из реально-исторических примеров мы видим следующее. Социализм с уходом с политической арены СССР с ведущей ролью начал дробиться на школы с разными “плюсами” и “минусами”. В чем же беда социализма, что он приходит к постепенному сведению на нет? Главная его беда в том, что он становится ведомым, что очень хорошо показано в произведении. Зачатки “Опоздавшей Революции” накапливались с развала СССР, хотя на самом деле намного раньше, когда были замечены атлантоподобные истоки кризиса. Так становится понятно, какая собственно революция и почему опоздавшая. 

То, что атлантский социализм ведомый, видно не вооруженным взглядом: ведь вся череда последних реформ хитро направлена исключительно на разрушение и щедро спонсирована технически. Сверху это видно хорошо, но находясь в самом атлантском обществе, скорее всего, не особо заметно. Перед взорами атлантов намалевана следующая шорная заставка: убрана и стерта история, чтобы людям происходящее было физически не с чем сравнивать. Плотский уют и комфорт балует граждан, полностью отключая в них любое желание что-либо осмысливать. Псевдо-доброе воспитание, лишенное категорий, приводит к тяжело абсурдному тлетворному поведению людей. Помимо прочей явной маразматики в поведении сытых избалованных атлантов произведение подчеркивает главные разрушительные черты:

Нет защиты потомства. Свой ребенок потерян. Родители, зная опасность для его жизни, ищут какую-то странную гостью-инопланетянку (иностранку) и ее дочь, а не родного сына. В гостью стреляют представители власти серых. Их это не пугает и они продолжают ее защищать. Сын же им не нужен. Значит смелость и самоотверженность им не чужды, только вот направленные на спасение кого угодно, только не своих. Разрушение семейных ценностей налицо на фоне бестолковой демагогии обо всех птичках и рыбках. 

Отдача своей земли инородцам. Ученики Фульбе, это люди, вроде бы оторвавшиеся от атлантского масс культа, но не полностью. Тисулу не сравнить, конечно, с Афродитой, но факт остается фактом - выращивать вражеского ребенка ей не чуждо, порвать с самыми порочными модами, традициями и обычаями атлантов она не в состоянии. Потому в ней просыпается атлантскость и все старания Фульбе ее воспитать в правильном русле к их полному воплощению не приходят. Родителям Тисулы, Афродите и ее семье не чуждо приютить у себя представителей вражеского государства, не говоря уже о родителях Тутмоса, которые пошли на сговор с опаснейшим государственным преступником - Элохимом по кличке Ботаник. Таким образом, основная часть Атлантиды способна не задумываясь разносить в щепки свой же собственный мир. Это народ, полностью лишенный инстинкта самозащиты и самосохранения на всех уровнях, собственно полное воплощение замыслов врагов.

Неуравновешенность личности. Атланты с одной стороны способны даже нападать на корабли завоевателей, но сугубо из личных целей. Восстать против произвола незваных гостей они не могут. Почему? Они разобщены между собой и, собственно, несмотря на кажущуюся заботу о справедливости ко всем вокруг, крайне трусливы, эгоистичны и продажны. Инопланетные (иностранные) медицинские чудеса, немного дешевой косметики, шмоток и отжившей техники вполне достаточны, чтобы атланты забыли свою Родину, предков, своих собственных детей. Поведение Тисулы с Эрегоном крайне странно и отражает полное расслоение личности и категорий у далеко не худшего представителя рода человеческого.

Роман “Опоздавшая Революция” отражает по сути дух перестройки, затянувшиеся 90-ые. Общество, споткнувшееся о собственные достижения в прошлом, зашоренное и зачумленное вражеской пропагандой. Детство и юность Фульбе полностью отражают конец советского времени: детство соответствует 80-ым, а юность началу 90-ых. Для разрушения цивилизации  (страны) оказывается вполне достаточно пропаганды масс культом ложных ценностей, скажем так, ценностей с подвохом, и тормозов упадку не будет.


Апокалиптическая Идея Произведения

“90-ые” Атлантиды не финишировали возрождением конструктива конца “00-ых”, поскольку в отличие от реальной попытки построить “новый мир”, общество атлантов оказалось технически ушедшим далеко вперед по сравнению с нами. Потому, когда гигантский локомотив Атлантиды накренился, то излом пошел намного глубже и жестче, чем в реальности. Завязь образа жизни в СССР была только на особой экономике и социальных отношениях, в то время как цивилизация атлантов технически смогла проникнуть в геном людей и животных, внеся туда довольно много “усовершенствований”. В результате попытка исправить мир привела к полному сносу людей и прочих существ. Все эти ласковые тигры, потомки не природосообразных пар были привязаны к искусственному миру и несли в геноме сильнейший разрушительный жизнь элемент - генетическое оружие, изобретенное врагом человечества Ботаником. Потому с крушением этого самого искусственного мира атлантов начался очень жестокий мор всех его обитателей. 

Главная мысль произведения апокалиптична и состоит в крушении мира, созданного человеком по его субъективному пониманию о добре и зле, в то время как извечные ценности поруганы и преданы забвению. Человек вызвался Знающим, отстранив при этом Бога, и начал насаждать Творению Господнему свое “знание”. Не учиться, рассматривая Творение, а по сути учить Бога, каким, собственно, он должен был сотворить мир, но не сделал это ввиду своей “отсталости”. Да уж, на самом деле, человеку только Создателю уроки и давать. 

Под глубоким наркозом постоянных свершений, полностью теряется осмысление народом, зачем это все он творит и чем все это может завершиться. В контексте рассуждения об апокалиптике уместно разобраться в вопросе правды и лжи в произведении, Бога и Дьявола. Мир, построенный на лжи, обречен, какие бы светлые надстройки над ложью не возводились. Весь мир атлантов построен на лжи из вещателя. Вещатель то и есть олицетворение Дьявола, лгуна, и стоящие за ним сущности - зеленые - с точки зрения апокалиптики, исчадия Ада. Сатана искушает атлантов лжеучением: его советы в начале кажутся светлыми, спасительными, но в них кроется зачаток ужасного будущего, которое взрастет нескоро, но взрастет уже неизбежно. Люди в столь благостной обертке зло не замечают и формируют полностью на его основе фундамент своего счастья. Таким образом человечество умудряется заминировать буквально каждую ипостась всего существования. Точка невозврата пройдена, после нее созидание уже невозможно в принципе, а только разрушение, причем разрушение во всем. Человечество гибнет на уровне экономики, социальной жизни, культуры, и, наконец, биологически как вид. 

Теперь еще раз о правде и Боге. Первым разоблачителем Лукавого в произведении становится Фульбе. Она появляется как Пророк, сразу указывает на те самые божьи ограничения, которые человечество вот вот готовится грубо опрокинуть. Об этом она заговаривает еще с учительницей Афродитой в школе. Но она не замечает в словах Фульбе Пророка. Учительницу понять можно, негоже ученице учить учителя, но Фульбе никто не слышит почти всю жизнь, до той самой поры, когда прислушиваться к ее пророчествам становится уже поздно. Под самый Апокалипсис меняет свою пессимистичную риторику на предсказание Спасения. Спасение через конституцию серых, а точнее, через Заповеди Господни. Мироощущение серых во всех сферах построено, в отличие от зеленых, на Правде. Да, строить такой мир тяжело, мало эмоциального дешевого позитива, зато то хорошее, что заложено в фундамент счастья серых, неподдельно, реально и не ошибочно. Потому их мир строится медленно, не хвастливо, без шика и блеска, зато дает реальное счастье, а не кажущееся и сие минутное. Тут два диаметрально противоположных смысла: зеленые предлагают роскошь, блеск, много позитивных эмоций за полной пустотой внутри и направленной на будущее. Серые же наоборот, ничего кроме труда и “скучной жизни” предложить не могут, однако труд на основе Правды строит реальный мир, а не цветастую яркую витрину кажущегося Рая снаружи с Адом внутри.

Из уничтоженного Создателем старого мира право на воскрешение получают только единицы, которые нашли спасение через Пророка Фульбе. Фульбе и шастрийский режим (ангелов) открывают путь в Новый Мир, где соблюдаются Заповеди и нет гордыни, заставляющей шаловливые ручки граждан перестраивать святое и правильное под сумбур своих непонятных фантазий. Потому апокалиптика не то что присутствует, а собственно и является главным предметом данного произведения.

Ефремовские Черты

Развитие в жанре фантастики безусловно не могло пройти мимо величайшего таланта Ивана Ефремова. Знакомство с “Часом Быка” автора заложило основы создания образов разных обществ и государств, которые отразились во многих чертах Спиронской Империи, Шастрийской Федерации и Атлантиды. Однако взяты только черты и приемы, тогда как представления об утопии, антиутопии и “существующем” очень сильно отличаются от ефремовских. 

Иван Ефремов - дитя своего времени, своей эпохи, в которой реализуемость, не реализуемость того или иного положения выглядела совершенно иначе, нежели сегодня. Со времени написания “Часа Быка” прошло примерно 50 лет, за это время произошли глобальные изменения в политической, научной, религиозной мысли, а также полностью изменились все реалии жизни. Ефремовские миры с современной точки зрения выглядят совершенно иначе: на планете Торманс просматриваются черты реального современного общества, вернее сказать, возникновение описанного там общества выглядит очень логично и правдоподобно. В это же время коммунистическая Земля выглядит странной и не столь утопичной, как она казалась Ивану Ефремову и его современникам. Собственно критика коммунистической Земли из “Часа Быка” и стала самым первым шагом на пути написания “Опоздавшей Революции”. Критика состояла в показе, что путь развития, предпринятый коммунистической Землей, ведет вовсе не к утопии, а превращается в управляемый извне режим, после чего приобретает самые ужасные черты. Атлантида - это и есть будущее ефремовской коммунистической Земли. Главные доказательства сходства и общие черты Атлантиды и коммунистической Земли состоят в следующем:

Обе цивилизации ставят за основу недопущение насилия над кем либо, социальную и прочую справедливость, взаимопомощь и взаимовыручку среди всех членов общества. Нет деления общества на расы, касты, религиозные и сословия. По идее каждый должен заботится о своей планете, каждом живом существе,всем приходить на помощь, всегда быть гостеприимным… Однако воспитанное в таких ценностях общество оказалось нежизнеспособным в мировых реалиях, где существуют разные политические режимы и взгляды на жизнь. Происходит встреча крайностей и атланты оказываются после всего этого пышного самовосхваления не способными отличить элементарно добро и зла, благость от порока. Не справилась бы с Спиронской Империей и ефремовская коммунистическая Земля, поскольку враги ее поймали за самые светлые ее порывы и довольно ловко и умело перенаправили из Рая в Ад. Таким образом, ефремовская коммунистическая Земля - это и есть Атлантида в начале,  только без Фульбе и ее друзей.

Обе цивилизации состоят в объединении человечества в один общепланетарный государственный организм. Казалось бы исчезновение конкуренции и постоянной боязни отстать должно привести к замечательным плодам человеческой мысли и действия, что собственно, Ефремов и предвещает. Начало - да, Атлантида в начале развивается постепенно реализуя пророчества Ефремова - успехи медицины, товарообмен, великие достижения в науке, технике, искусстве. Однако Ефремов не учитывает реальность человека, его слабости и грехи, которые оказываются без своевременного и правильного порицания. Мало того, те самые грехи, конечно, не без помощи завоевателей, постепенно становятся на место добродетелей и превращают Атлантиду из Рая в Ад, причем эта метаморфоза происходит столь незаметно для людей, что практически до самого конца ее никто не замечает.

Обе цивилизации при встрече с инакомыслящими мирами терпят поражение. Много повествования о высотах, широтах, уме, любви, но противопоставить мерзости, мрази и грязи ни Атлантида, ни коммунистическая Земля ничего не может. В обоих произведениях добро умирает в надежде на будущее. Конечно, зачем добру жить, когда есть зло? А потому можно ли Атлантиду и коммунистическую Землю рассматривать как добро? Скорее они походят на какую-нибудь секту с обязательным самопожертвованием и непротивлением злу. Напрашивается вопрос, если зло встретит такие цивилизации, то трудно ли ему будет их заставить работать на себя? Ответ хорошо виден в “Опоздавшей Революции”! Ни грамма! Немного демагогии и мошенничества и Атлантида убивает саму себя, так и не замечая, что зло ее уже давно травит. Потому режим ефремовской коммунистической Земли - не менее страшная и негативная антиутопия, чем Спиронская Империя, поскольку свои граждане остаются совершенно беззащитными и полностью сдаются вселенскому злу на поругание с раскатистым пафосом обо всем хорошем.

Обе цивилизации избавляются от денег, Атлантида их переносит на вживленный каждому гражданину микрочип. Мерилом могущества и ценности каждого человека становится количество добрых дел, которые он совершил. При этом исчезает градация и структура деятельности человека. Эта разнузданность деятельности очень легко подхватываются врагами и очень эффективно используются, превращая земное государство бог весть во что. То, что Атлантида заражена спиронским бешенством уже видно хотя бы с гибели Фелима на баррикадах. Вообще появление баррикад и разногласия в Атлантиде - это уже самый лучший сигнал, что ефремовские идеалы всеобщего голоса и разума уже далеко позади. Так когда же они оказались отброшены далеко назад, если иного режима на планетах не было? А последнее говорит о том, что человек просто не способен физически быть воспитанным по ефремовским идеалам и рано или поздно ломается.

Обоими цивилизациями правит Совет Всеобщего Усовершенствования (СВУ), причем именуется одинаково. Только Атлантида через состав своего правительства очень четко показывает будущее и коммунистической Земли по Ефремову, это как-бы ее будущее. В начале ученые, мыслители, гении...в конце самые отвратительные извращенцы и алкоголики. Продолжая ефремовскую мысль, тормансиане наверняка наведались бы на коммунистическую Землю и сыграли роль спиронцев.

Несмотря на столь острую критику Ефремова, автор вовсе не отказывается от идеи социалистического строя, как наиболее совершенного. Только реализуется он не у землян, а у серых. У них, в отличие от Атлантиды мы видим очень сильную структуру, трезвые четкие суждения. Да, взаимовыручку, взаимопомощь, коллективизм, но трезвую безэмоциональную оценку окружающей реальности через логику и адекватный ответ. В отличие от атлантов и ефремовских персонажей мы видим героев, готовых сражаться с оружием в руках за свои идеалы, “людей”, знающих реальное добро и зло, а не его всевозможные извращения. Однако не стоит думать, что у серых, жестоко разящих зло, нет ничего общего с ефремовскими землянами. Согласно Ефремову коммунистическая Земля населена свободными и ответственными людьми, без денег и собственности, с всепланетными обсуждениями и прямым голосованием по всем вопросам, руководимое в каждой сфере деятельности Советами, состоящими из лучших и самых уважаемых специалистов. Отличие только в том, что общество серых имеет все-же денежную экономическую основу, но очень многое ефремовское полностью переходит к ним, за исключением негатива, замеченного у его землян. Однако серые -  не вегетарианцы и их государственная структура имеет очень много монархических черт.

    Уж кто напитался тормансианским и земным негативом, так это Спиронская Империя. В ефремовских категориях это чистое неизменное инферно природы, переложенное на общество. Грязное лживое жестокое общество, опирающееся на всю отборную темноту глупости и невежества, на самое страшное воплощение диктатуры и мерзости. Тем не менее этот безобразных торманс не то что жизнеспособен, а воинственнен.  Он бесконечно посылает солдат грабить и уничтожать другие миры, дабы кормить правящую верхушку. Мало того, он этим кормится, что большинство должно не спрашивать у своего правительства, где, собственно, блага и усовершенствование жизни, а само добывать эти блага грабительскими набегами на других. Таким образом с правительства полностью уходит ответственность за свой народ, оставляя лишь ему удел кормового скота. В Спиронской Империи мы видим ярко выраженные ефремовские кжи и джи. 

Кжи, или коротко живущие, - это народ, большинство которого погибнет в войне очень рано, в ходе терактов против шастрийцев или в бою. Это “люди”,  чей смысл жизни умереть за императора, обойтись ему дешевле и принести ему больше благ. Ни их жизнь, ни качество их жизни, ни их будущее просто не имеет значения. Они же кжи в прямом смысле этого слова! Единственной “морковкой” перед их носом служит разрешение грабить и немного класть в свой карман,  возможность бесчинствовать и отрываться по полной за счет уничтожения других народов. Им разрешено грабить, насиловать и содомствовать, и за эти “блага” они полностью отдали свою жизнь ненасытной власти выродков и хитрых дармоедов. Мораль зеленых кжи невелика, потому они слепы, чтобы увидеть, что они сами - жертвы того режима, который их руками несется на другие планеты. 

Джи, или долгоживущие, же Спиронской Империи - это император, его свита и дворяне,“богатые” - хозяева промыслов и сборщики награбленного в военных походах добра, “люди”, почти всю жизнь занимающиеся только собой, они - хозяева жизни, полностью живущие за счет кжи. Причем этот  процесс дошел до такого предела, что раздел между кжи и джи уже непреодолим. Благосостояние джи выросло до такого уровня, что на жизнь кжи практически ничего не остается. 

Этот ужасный торманс подобный мирок претендует преобразовывать вселенную по своему образу и подобию. И остановить его призвана не глупая слащавая Атлантида  (коммунистическая Земля), а крепкая стальная Негери Шастру, которая считает, что получив по одной щеке, надо обидчику выбить зубы, а не подставить другую щеку.


Рецензии