Оноре Домье

Как график всем Домье известен,
Ведь столько литографий он создал…
Но узкий жанр ему стал тесен,
Он поднялся на новый пьедестал.
 
Вальмондуа...  напишет Дон Кихота
Почти на грани страшной слепоты.
Он точно, нежно и с охотой
Выводит благородные черты.
 
Театр и цирк живут в его полотнах,
Он много написал таких картин.
И в восхитительных работах
Мотив использован всего один.
 
Горячий пот ручьём струился
По спинам акробатов-циркачей.
Художник истины добился
В изображеньи ловких силачей!
 
Прогулки долгие вдоль Сены
Ему открыли тяжкий «Прачек» труд,
«Купающихся девочек» и темы
Все эти впечатления несут.
 
Его картина «Эмигранты» –
Великое прозрение Домье,
Так грандиозные таланты
Предчувствуют грядущее во мгле.
 
Она и ныне актуальна,
Не иссякает беженцев поток.
И в простоте своей реальна –
Путь трудный в неизвестное жесток.

В «Карикатюр» листы-буклеты,
И в «Шаривари» литгравюр подбор,
Домье и острые памфлеты
Усилили политиков раздор.
 
Он гражданином был великим,
Домье ведь скульптор, график и поэт.
Тематика так разнолика –
Она «звучит» и через сотни лет.
 
Его работы – репортажи,
На острие событий – "злоба" дня.
Из «красных колпаков» коллажи,
Как факелы протестного огня.
 
Есть сплавы-краски на палитре,
Их гамма сближена, тонка, узка.
Они, как ноты на пюпитре –
Рапсодия ударного мазка!
 
В оттенках серебристо-серых
С «ударами» природных двух цветов,
Он чёрным так щекочет нервы,
Любого скептика смирить готов!
 
Почти совсем слепой, всё пишет,
Друзьям не устаёт он говорить:
«Душа одной работой дышит,
Как «тачку» с грузом нелегко тащить!»
 
В Париже смотр произведений,
Но автора не виден даже след…
Он, насладясь теплом мгновений,
Не видел больше солнца, маг ослеп.
 
И только надпись на могиле,
На кладбище известном Пер-Лашез
Оставила таланта имя,
Чтоб след Домье навеки не исчез.
 
«Здесь покоится Домье.
Человек доброго сердца.
Великий художник,
великий гражданин».


Рецензии