4. 2. Александр II

        После смерти Николая I на престол взошел его сын Александр II, с которым Айвазовский познакомился еще в плавании 1851 года. Новый император, как и его отец, был благосклонен к таланту мастера. В 1860-е годы Айвазовский в числе других художников был приглашен в крымское имение Ливадия, принадлежавшее императорской семье, для росписи Малого дворца. «Айвазовскому, постоянно посещавшему Ливадию, пришла фантазия нарисовать красками a vol d'oiseau Крымский полуостров с несколькими пароходами на ходу на стене царского балкона у входных дверей. Картина эта с горными цепями, отклонами, лесами, бухтами и населенными местами до такой степени поражала перспективой и плеском игривых волн Черного моря, что каждый останавливался перед нею и целые часы не отрывал глаз...». Большой дворец Айвазовский украсил фресками.

        Кроме того, художник сопровождал императрицу Марию Александровну в путешествии на пароходе в Алушту в 1861 году. Через несколько дней он преподнес ей в подарок картину, изображавшую ее поездку. Об этой встрече с императорской семьей Айвазовский писал: «Государь и императрица были чрезвычайно милостивы ко мне, был я приглашен к обеду, получил драгоценный подарок и несколько заказов». Из архивных документов мы узнаем, что тем подарком стал «бриллиантовый перстень с вензелевым ее величества именем».

       Осенью 1867 года по желанию императрицы Марии Александровны, художник находился в числе сопровождавших царских детей княжны Марии 14 лет, которая росла «слабенькой» девочкой и Сергея в возрасте 10 лет, будущего московского генерал – губернатора, прозванного в народе в дальнейшем князем Ходынским из – за трагедии на Ходынском поле и погибшего в последствии в результате теракта в 1905 году от брошенной в карету бомбы.

       С 50-х годов XIX столетия в Турции шли постоянные реформы в политической, экономической, культурной сферах. Реформы 1850-х — 1860-х годов имели целью установление большего равенства всех подданных империи — был учреждён официальный статус немусульманских общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и других), объявлено о допуске их представителей к государственной службе (кроме службы в армии), создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями. И наконец, власти пошли на уступки иностранному капиталу — был подтверждён режим капитуляций, утверждён англо-французский Оттоманский банк, получивший статус государственного банка. Произошли обширные инвестиции в промышленное и железнодорожное строительство, добычу и обработку сырья.
      
         Сегодня его называют Стамбул, однако, еще в начале прошлого века, этот город был известен как Константинополь. С закатом Османской империи, город утратил статус столицы, но, по-прежнему, остается одним из главных городов Евразии. Конец XIX века характерен для Константинополя четкими веяниями европейской культуры. В речи все чаще слышен французский язык, а тип одежды все более похож на традиционные европейские платья. Новые веяния затронули и архитектуру. В городе появляется все большее количество построек в стиле рококо и барокко. Константинополь развивается быстрыми темпами, и на его улицах появляются первые трамваи. Также, открывается первая линия метрополитена, а сам город в проливе Босфор соединяется железнодорожной линией с Парижем.

        Их императорские высочества, княгиня Мария и князь Сергей в компании с великим маринистом, стоят у фальшборта и всматриваются в берега неведанной до сих пор для них земли. Давно манят их восточные земли, в особенности прославленный центр Древнего мира – Константинополь. Но ныне сей славный город во власти Султана, и чтобы в него попасть требуется разрешение. Султан крайне недоверчив и запрещает любому военному фрегату входить в гавань. Поэтому лучше прибыть сюда с купеческим судном. Но они прибывают по его приглашению, как особо знатные царские особы, дети государя – императора могущественной России.

        В это прекрасное солнечное утро корабль успешно пересекает Дарданельский пролив, и они оказываются в просторной и защищённой со всех сторон гавани, взору предстаёт поистине сказочная картина: ровную гладь моря рассекают бегущие в разные стороны лёгкие ладьи. Город очаровывает множеством красочных домов, киосков и воздушных минаретов на султанских мечетях. Всё утопает в пышной зелени садов и величественных вечно - зелёных кипарисов. Великая княжна восхищена и восклицает при виде открывшихся красот:

- О, мой, бог! Какая волшебная красота! Серёжа, ты посмотри какой замечательный сказочный город!
- Да, сестра, Константинополь – это волшебство из сказки!

        Судно бросает якорь, и вот она – благословенная восточная земля! Айвазовский полон гордости великим поручением о присмотре царских особ, взял на себя обязанности и в сопровождении по экскурсиям их высочеств в показе достопримечательностей. Здесь мы отклонимся от сцен почестей отданных великим княгине и князю, согласно их чина, а сразу рассмотрим интересные места путешествий брата и сестры и великого мариниста.

- Их императорские высочества, завтра мы с вами всенепременно отправимся в город на осмотр и знакомство со святынями Константинополя: христианскими храмом святой Софии и церковью Хора.

        Их высочества по - детски обрадовались, засмеялись, захлопали в ладоши, а Мария закружилась, и длинное платье полу раскрылось солнечным зонтиком.

       «Буюк-Дере, что значит «Большая деревня», расположена дугой по глубокому заливу, излучистый берег которого ласкают постепенно замирающие здесь волны Босфора. Изящные жилища, между которыми особенно выдаются летние дачи русского посольства, где и поселились царственные особы и сопровождающие их лица, картинно раскинуты по берегу у подножия холмов и среди зеленеющих садов. Сюда каждый вечер пароход привозит из Константинополя богатых людей в их загородные дома и дачи на отдых после дневных трудов. Население здесь преимущественно христианское. По вечерам набережная оживляется толпами гуляющих в роскошных нарядах гречанок и армянок, выходящих подышать чистым воздухом, насыщенным благоуханием цветов. Наиболее посещаемые уголки Буюк-Дере, это – луг с семью вековыми платанами, Кестане-Су (т. е. ручей каштанов) и «долина роз». Каштаны, называемые Иеди-Кардаш, т. е. «Семь братьев», по преданию, насаждены вождем крестоносцев Готфридом Бульонским и существуют будто бы уже 800 лет».

        Утро наступило. Айвазовский в новом фраке, с пышными бакенбардами излучал полное красноречие и радушие в присутствии величайших особ русского трона. И процессия во главе с ним и с княжной Марией, князем Сергеем вышла на прогулку для просмотра замечательностей города. Погода стояла ласковая, тёплая, вокруг благоухала зелень, ласково пахнущая её ароматом. Поднявшись от вокзальной площади вверх по улочкам, карета приблизилась к площади, куда устремляются все паломники и туристы, желающие соприкоснуться с историей Византийской империи. Здесь в окружении четырех минаретов возвышается Святая София – сердце древнего Царьграда.

- Ну, что? Начнём наше сказочное путешествие, - воскликнул Иван Константинович.
- Это здание представляет собой настоящее архитектурное чудо, - ваши императорские высочества.
- Построенное в течение пяти лет – с 532 по 537 годы – Анфимием из Тралл и Исидором из Милета, оно не перестает, как видите, милые Мария и Серёжа, поражать размерами своего купола – 30x55 м. Святая София воздвигнута Юстинианом на том месте, где император Константин выстроил первую христианскую церковь (в 325 году). В строительстве храма участвовало до 10 тысяч рабочих, - Айвазовский сверху посмотрел на детей, определяя впечатление, произведенное на их императорские высочества от его слов, и продолжал:

- Сам император Юстиниан нередко, как простой рабочий, трудился над сооружением храма, подавая пример, которому следовали его вельможи. Когда строительство было завершено и церковь освящена, император с гордостью сказал: «Я превзошел тебя, Соломон».

       «Постройка храма св. Софии стоила громадной суммы, именно, по вычислению историков, приблизительно 2 200 000 рублей, что сравнительно с ценностью нашего времени будет около 300 миллионов рублей, – писал епископ Сухумский Арсений в 1894 году. Беспримерная гениальная смелость постройки и внутреннее роскошное убранство сделали из этого здания чудо технического искусства. Купол его, имеющий в диаметре 15 сажен, по своему объему и плоскости в виде сплюснутого полушария, представляется сводом небесным; он как будто в воздухе. В куполе 32 окна, из которых льется обильный свет, озаряющий всю внутренность храма. Сто колонн, находящихся в нем, из коих 40 внизу и 60 на хорах, все из самых дорогих пород мрамора, равно как и стены, покрыты по большей части мрамором».

- Посланцы св. равноапостольного князя Владимира, прибывшие в Константинополь для «выбора веры» (конец X века), присутствовали за богослужением в этом соборе, ваши императорские Высочества, закончил свою экскурсии по храму Айвазовский.

- Как понравился Вам храм, рассказ мой, ваши высочества?
- Да, да, захлопали в ладоши Мария и Сергей, - едем в Хору, ура!

        Продолжая путь к храму Хора (Кахрие-джами), недалеко от Адрианопольских ворот (Эдирне капысы), Айвазовский под умеренный перестук колёс кареты продолжал свой рассказ:

- После собора св. Софии, это наиболее значительный памятник византийского искусства; дошедшие до нас мозаики XIV века последовательно повествуют об евангельских событиях.

        Мечеть «Кахрие-Джами» стояла под горой, между развалинами и каменными плоскими домиками. Подъехав, Айвазовский и их императорские высочества вышли из кареты и увидели, что около её дверей сидели турки в белых чалмах, которые при их приближении почтительно встали. Айвазовский перекинулся с ними несколькими фразами, и они, отворив двери мечети, пропустили всех внутрь. Чудные мозаиковые картины открылись взору, перед которыми Мария и Сергей остановились, изумленные, в паперти Кахрие-Джами. Своды куполов и верхние части стен притворов сплошь покрыты ими. Яркость красок и блеск полировки этой вековечной каменной живописи так свежи, как будто только сейчас отодвинулась от них рука художника...

- А между тем, это работа первой четверти XIV века, - произнёс Айвазовский, - смотрите, даже все греческие надписи словно сейчас написаны! Видите, вот тот рисунок строгого и возвышенного средневекового стиля, бесценный для любителя византийских образцов, он исполнен какого-то торжественного и вместе с тем умилительного благочестия...

         Мария и Сергей, их императорские высочества, с изумлением на лицах, медленно переходили по залу храма внимательно, раскрыв рты, рассматривая убранство Хоры. В процессе пребывания в Константинополе наши герои рассказа ещё не один день проведут в осмотре христианских достопримечательностей, хотя их осталось на то время и не так много. Так они, спустившись от храма св. Софии к заливу Золотой Рог, в один из дней проследовали вдоль набережной мимо Галатского моста и Первого моста, существовавшего на месте современного моста Ататюрка с 1836 года, ранее был известен как «еврейский мост» (Yahudi K;pr;s;). Этот мост через бухту Золотой Рог давал возможность местным жителям попадать на противоположный берег абсолютно бесплатно. До этого многим приходилось платить за лодку. Не доходя до «железной» болгарской церкви, свернув влево, по узкой улочке поднялись вверх и вскоре оказались перед высокой каменной оградой с массивными воротами. Грек-привратник любезно раскланявшийся перед ними, встретил величайших особ из России.

- Можно осмотреть патриарший собор и резиденцию, - проговорил Айвазовский и повлёк за собой молодых князя и княгиню.

       Иван Константинович продолжил рассказ:

- В церкви св. Георгия престолов три; и образ Пресвятой Богородицы чудотворный еще от царя Константина; там же часть столпа, при котором Христа бичовано, привезла царица Елена из Иерусалима. От того столпа недалеко и к дверям за оградою в раках лежат: царица Феофания нетленна, которая заказала (запретила) мяса исти инокам; там же святая Соломония нетленна; там же св. Евфимия девица; от всех троих благоухание исходит.

        К ним подошёл какой – то приезжий, паломник, услышав русскую речь и узнав императорских детей, в пояс поклонился.

- Здоровья вам ваши императорские высочества, здоровья на многие лета, и продолжил:

- Слушаю вот речь красивого господина к вам и хочу сказать ещё к его словам, в патриаршую церковь, в коей почивают мощи святых жен: мученицы Соломонии – матери Маккавеев, мученицы Евфимии и царицы Феофании, супруги Льва Мудрого. Здесь находится также часть значительной величины того столпа, к которому Спаситель был привязываем в темнице, во время страданий за грехи наши. Молимся мы ваши императорские высочества, грехи вымаливаем, за Россию поклоны кладём, за землю русскую.

         Иван Константинович выслушав речь паломника положил ему денег в шапку, сказав:

- Молись, братец, молись! Помолись за молодых императорских высочеств! Хорошо, брат, помолись!

          А за воротами храма стоит замечательная погода, весело щебечут птицы, волны морские отливают красотой солнечного дня, еще много где побывают царские дети и на экскурсиях с Айвазовским, на приёмах в честь посещения императорских высочеств Турции, Константинополя, а впереди у них ещё целая жизнь, жизнь царских особ, первых лиц государства российского.

         По возвращении из Константинополя великая княжна и великий князь с соизволения государыни императрицы осчастливили художника Айвазовского посещением его дома в Феодосии и его сада в Судакской долине. В день приезда именитых гостей город был украшен флагами, перед домом художника построили триумфальную арку из зелени. Пароход с гостями Айвазовский лично встречал на катере, за которым следовали четыре лодки, а гребцы усыпали воду цветами. После торжественного приема с обедом свита отправилась в импровизированный театр на берегу моря на небольшую балетную постановку, исполненную местными детьми. На следующий день их высочества поехали в Судак, где Айвазовский предложил гостям завтрак, по обычаям крымских татар, сервированный на ковре. Огромным сюрпризом для всех стал подарок художника: вернувшись на пароход для обратного следования в Ялту, гости увидели на стене каюты картину - вид Судакской долины во время праздника, - написанную Айвазовским заранее. Императрица по возвращении детей в Ялту «удостоила Айвазовского телеграммой с выражением высочайшей благодарности её величества за удовольствие, их высочествам доставленное.
(Продолжение следует. Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Любили и ценили русские цари искусство!
Уважали великого мариниста! Приятно читать об этом!Ё
Спасибо за рассказ, Александр Владимирович!
С уважением и признательностью,

Светлана Петровская   24.09.2021 14:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, очень рад, что зашли на страничку! С уважением, Александр Смольников.

Александр Смольников   27.09.2021 06:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.