Как жили участники великих реформ и строек после

ВЕДУЩИЙ. Ваше поколение родившихся в пятидесятых, застало еще совсем молодыми фронтовиков Великой Отечественной, вашими дедами, бабушками, старшими коллегами по работе были активные участники индустриализации и коллективизации. Наверно даже приходилось общаться с участниками Гражданской войны и Октябрьской революции и, может быть, даже Первой мировой.

Е. П. С воевавшими в Первую мировую встречаться, по-моему, не доводилось. Хотя в нашу "рязанскую" поселковую школу на государственные и местные праздники приходили старые люди с орденами и лентами, название и назначение, которых мы не знали. По наградам Отечественной войны мы более и менее ориентировались; в личных мальчишечьих коллекциях имелись ордена "Красной звёзды", "Славы" третьей степени, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги"...

ВЕДУЩИЙ. А позже в Московском Суворовском училище? Вас там на какие торжества, встречи, юбилеи, вечера воспоминаний, творческих отчетов и т. п., только ни посылали.

Е. П. Нет. В Суворовском с нами общались в основном молодые и энергичные. Где-то видел фото: сидит в кресле маршал, а вокруг него свободно,  на диване и на стульях расположились человек десять суворовцев с одухотворенными лицами. Видимо, постановочное фото или монтаж. На "маршальские" мероприятия нас не приглашали – разве что, в похоронные кортежи, для количества.
А по рабочему поселку, вспоминаю, ходил крепкий старый мужик по прозвищу "Полувоенный" с постоянно всклокоченной шевелюрой, похожий на Нестора Махно. Про него говорили, что он воевал кавалеристом в Гражданскую или Империалистическую и был ранен саблей в пикантное место, поэтому не имеет детей. Мы боялись к нему подходить. Вот и вся живая связь с революцией и гражданской. А ведь вы правильно предполагаете: люди, родившиеся спустя тридцать-тридцать пять лет после знаменитого события, в частности после гражданской войны, должны знать множество ее участников.
А в большой Индустриализации у меня участвовала вся старшая родня по линии деда и бабушки по отцу. Во-первых, строительство Днепрогэс и гигантов тяжелой индустрии, металлургических комбинатов в Запорожье, во-вторых, работа непосредственно на новосозданных предприятиях (сталеварами, кузнецами, конторскими служащими, а в следующем поколение пошли так же техники, инженеры). Особых лекций по фамильной истории нам никто не читал, но время от времени бабушка и ее сестра тетя Муся рассказывали, как работали на строительстве ГЭС, а потом на ее восстановлении после войны, а отец с соседом, дедом Героном, начинали вспоминать и уточнять, в каком порядке что застраивалось, кто в какой землянке, времянке, бараке жил, куда переселился...
Рязанская родня (ветвь по матери) – это Коллективизация и строительство еще до начала большой Индустриализации недалеко от деревни цементного завода "Спартак". Дед, хоть и проживал на территории совхоза, но еще пацаном ушёл на строительство завода, стал  там квалифицированным рабочим (машинистом большого карьерного экскаватора) и на коллективизацию смотрел сбоку. Зато всю остальную родню, в том числе бабушку, большая коллективизация охватила по полной программе.

ВЕДУЩИЙ. О коллективизации в семье, я так понимаю, остались не лучшие воспоминания. Причины?! Этот момент в какой-то степени парадоксальный. Чаще всего судят не столько по сути, сколько по советскому или постсоветскому пропагандистскому шаблону. Например, при всей широко расхваленной статистике Российской империи на 1913 год, и тогда, и десять лет позже нищета в деревне была несусветная. Рязанская губерния считалась одной из бедных в центральной России. Совхоз – это некая государственная гарантия, что в тяжелый год не дадут умереть с голода.

Е. П. Меня тоже в какой-то мере удивляло. Когда я пытался выяснить, что же вам так не нравилось, ведь с помещиком жилось не лучше? Сыпался перечень обид, которые с высоты сегодняшнего дня не кажутся убедительными. По трудодням получали за год столько же, сколько до того сами на себя вырабатывали, но обижало, что кто-то, совсем ледащий и неуважаемый, тоже довольно получил на свою семью.  Что директор – подлец, по словам сельчан - лично обходил избы и чуть не за шкирку вытаскивал на работу загулявших мужиков, и несознательных затурканных баб.  Что несколько раз огороды и садовые участки урезали. Что на всякую живность, плодовый куст или дерево установили натуральный налог. Я помню, что в садах в конце пятидесятых фруктовых деревьев почти не было. Вырубили, чтобы не платить налог. Только неплодоносные деревья и кусты: ветлы, черемуха, сирень, и дички: мелкая малина, непролазные полосы вишня и тёрена, лесная груша.

ВЕДУЩИЙ. Заводской зарплаты деда на семью, наверно, хватало. Почему он не перевез ее в рабочий поселок цемзавода?

Е. П. В самые тяжелые годы коллективизации, 1927-1935, семья деда состояла из шести человек. Двое детей и нестарые матери деда и бабушки. Перебираться в поселок цемзавода домочадцы отказывались категорически. Во-первых, из местного патриотизма: наши пращуры жили тут несколько веков. Во-вторых, ждали улучшений; по меньшей мере, что разрешат людям как-то подрабатывать на себя, своим типовым домашним хозяйством, ремеслами (умели делать бочки, валять сапоги, ткать половые дорожки, плести корзины, жечь уголь, в ряде деревень Михайловской уезда с дореволюционных лет успешно занимались кружевом). В-третьих, прекрасная природа, чистые воздух и вода. Это не рабочие бараки, построенные прямо под заводскими трубами, где на крышах сантиметров на двадцать лежал слой цементной пыли. Тогда в санитарно-гигиенических условиях тоже разбирались.

ВЕДУЩИЙ. Улучшения наступили?

Е. П. Да. Но спустя двадцать лет. Маленков в 1953 отменил половину нелепых налогов и разрешил личное подсобное хозяйство в значительных размерах.

ВЕДУЩИЙ. Хрущев тут же опять установил запреты!

Е. П. Не тут же, а лет через восемь. Отменили уголовное наказание за саботирование сельскохозяйственных работ. Но помню, я был еще совсем маленький, за бабушкой приходил из правления совхоза серьезный вежливый мужчина и увозил ее на телеге в центральную усадьбу. Бабушка несколько дней работала в коровнике, я носил ей в белом повойнике обед. Бабушка являлась злостной прогульщицей. Она не вырабатывала в год и того небольшого  минимума, который был установлен правлением для тех, кто пользуется совхозными землями и службами. Бабушка ссылалась на многодетность и занятость по дому. Правда, в конце пятидесятых все ее дети были совершеннолетние, а единственный внук, то есть я,  имел благополучных достаточно зарабатывающих родителей. Затем стали выдавать паспорта и отпускать из колхозов и совхозов в города и на стройки

ВЕДУЩИЙ. Но это общий, вполне доброжелательный взгляд с оттенком умиления. Ведь плохо жили, особенно на селе? Что они по этому поводу сами говорили?

Е. П. Они местные. В коренной России, может быть, за исключением обособленного Поморья, хорошо никогда не жили. А со временем и вовсе  исчезло стремление хорошо жить. За свою деревню до начала 70-х, когда Брежнев подписал окончательный вердикт: мелким сельским поселениям не быть! – держались до крайности, уже последние жилые дома стали вокруг обпахивать – чтоб ни луга, ни ручья, ни дороги, ни тропинки - ничего не осталось ...чтобы быстрей выселялись...

ВЕДУЩИЙ. Так оплачивалось участие в великих эпохах.

Е. П. Это на селе. На отдельных заводах в советское время и позже сохранялась непрерывная связь с ветеранами производства – для них проводили специальные совещания и концерты, резервировали типовые заводские путевки в профилактории и санатории, профком завода неизменно присылал поздравления на праздники и дни рождения, а в дни особых дат – гостинцы и подарки. Но таких заводов мало.

ВЕДУЩИЙ. По моему, подобное сейчас входит в моду на крупных и средних сельхоз предприятиях.

Е. П. Довоенная эпохальная Индустриализация происходила в крупных городах. И дух воздаяния за трудовой энтузиазм, как ни странно на общем фоне, там чувствовался всегда. Например, все мои родственники-металлурги еще в молодом возрасте получили (или приобрели на льготных условиях) квартиры, автомобили, лодки, гаражи и прожили свои жизни с чувством своей значимости и удовлетворения, а то и просто – в свое удовольствие.

ВЕДУЩИЙ. То есть картина насыщенной и интересной жизни.

Е. П. Как с насыщенностью – точно определить не могу (вроде бы все были очень заняты: о чем-то хлопотали, что-то доставали, строили или пытались строить и т. п.). Но  то, что девять человек из десяти после прекращения великой эпохи жили неинтересно – это так. Говорить было не о чем, кроме как: кого видел, все ли живы-здоровы, чем озабочены. Заботы были мелко-хозяйственные. Мечты отсутствовали. Гордились, что есть чем угостить гостя, что в доме и ковры развешаны, и бытовая техника в комплекте, что сами обуты и одеты и детям помогают. Книг не читали, в общественной жизни не участвовали, в кино и театры не ходили. Раза два в год выезжали всей ближней родней на реку, на день или на два, ходили по берегу, смотрели на воду и камыши, много ели и пили. Мужчинам позволялось раз в год съездить на курорт или в профилакторий завода.
Непосредственные участники великих строек и активные фигуранты эпохальных событий в среднем представляли из себя более благополучный подкласс: в быту не тонули, меньше пили и дольше жили. Но это нисколько не меняло сути социального процесса. Пусть по-особенному, но все равно неинтересной и, по-существу, никчемной была их "вся оставшаяся жизнь". Ценные, сознательные, патриотичные и многоопытные люди оказывались на обочине, в своем узком мирке, никому ненужные.
Это беда русской философии жизни. Мне иногда кажется, что такова глобальная политика страны – диалектическая патология всякой российской власти – чтобы люди от мала до велика не имели наперед никакой реальной позитивной программы, а существовали фетишами, обманами, обещаниями. От рожденья и до тризны.

ВЕДУЩИЙ. Мы говорим о ветеранах. Что значит "реальная позитивная программа" для ветерана? Буквально на пальцах.

Е. П. Например, вышел на пенсию... В ближайшие пять лет должен (при помощи общедоступных государственных и общественных фондов): совершить две экскурсионные поездки по стране, один  общий ознакомительный тур по Европе, написать воспоминания для детей и внуков о своей жизни и своих родителях, пройти два лечебно-оздоровительных и лечебно-косметологических курса, освоить на достаточном пользовательском уровне современные сетевые сервисы, вступить в союз ветеранов, общество защиты прав потребителей и т. п.  В следующие пять лет: начать собственное небольшое предпринимательское дело ("для души" и некоторого дополнительного заработка), просмотреть все спектакли Малого Театра, поставленные по русской классике, побывать на экскурсии на Камчатке, проплыть на теплоходе по Волге от Весьегонска до Астрахани, посетить Рим и Флоренцию, открыть свой канал на You Tube, начать писать основательные мемуары о  времени и о себе, постараться высказать в печатных или электронных средствах свои зрелые оценки качества российской жизни, достоинств и пороков национальной ментальности, уровня человечности государственного управления, компетентности или бездарности первых лиц. В следующие пять лет... И т. п.

 


Рецензии