Гарбандос

Пятнадцать лет назад.
26 мая – 2 июня 2006 года.
Откопал в своём электронном чулане.

ГАРБАНДОС*
Карен Арутюнянц

Ночная птица Гарбандос скользнула вниз,
узрев владыку Тьмы. Пустой карниз
за Гарбандосом тщетно прогремел.
Покой слепого старца мой удел.

Петь песню? Я отпел её давно...
Пить пиво? Нет – разбавлено вино...
Милее девы юной – вещий сон,
познавший тайны миллиона жён.

Покой младенца нынче ваш удел,
с карниза голубь Гарбандос слетел.
Ночною птицей, как святым крылом,
укрылся город ненасытным сном.

ПЕСНЯ ПТИЦЫ ГАРБАНДОС

Ветер,
помоги мне добраться до скал,
чтоб на камень счастливый упал.

Камень,
я бы смог уберечься от бед,
мхом поросших за тысячу лет.

Беды,
где найти мне забытых друзей,
может, станет тогда веселей?

Братья,
что так мало вас нынче со мной,
треплет души не ветер морской?

Ветер,
не гони мой корабль во мрак,
будто я не поэт, а дурак.

Песня,
я пою тебя в призрачный час,
светоч мой всё ещё не погас.

ВОЛЧИЙ КУБОК ГАРБАНДОСА

Волчий Кубок – Гарбандосу печаль,
вот она – Дальняя Даль.

Устлан сражением трапезный стол,
в чашах кровавый рассол.

Сколько сердец, сколько падших голов –
сколько покинутых снов!

Девичьи слёзы рекою текут,
бремя пустое несут...

...Волчий Кубок – Гарбандосу мечты,
памяти бледной цветы.

ЭЙ, ГАРБАНДОС!..

– Эй, Гарбандос, оглянись назад!
– Часу я рад!..

– Эй, Гарбандос, счастлив ты, значит?
– Счастье маячит...

– Эй, Гарбандос, спой-ка нам песню!
– Выживу если...

– Эй, Гарбандос, сколько осталось?
– Самая малость...

– Эй, Гарбандос!
– Я.

РАЗУМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Гарбандос предложил:
– Впереди длинная ночь. Дела подождут. Поговорим просто так.
– О чём? – спросил я, поудобнее устроившись на соломе.
– Можно о звёздах.
– Можно, – согласился я, окинув взглядом пещеру.
Искры взлетали к своду. Они напоминали созвездия.
– Знаешь ли ты, что такое звёзды? – спросил Гарбандос.
– Души героев, – ответил я.
– Ха! – Гарбандос клацнул клювом.
– Что же? – спросил я.
– Слушай, – сказал Гарбандос и продолжил...

...В те времена, когда не было на земле ни солнца, ни луны, и люди не владели разумом, явился к ним я – голубь Гарбандос. И увидев меня, безумный вождь людского племени, ползавший в глине вместе с остальными, воздел ко мне руки, прося о чём-то, не обладавшем ни именем, ни тем более заклятием, но наполнявшем тревогой его пустую душу.
– Нет, – рассуждал я, – мне не следует наделять этих несчастных искрами, мерцающими во мраке Незнания, ибо существа эти – вижу я будущее их – не смогут воспользоваться даром моим... Нет, я не сделаю этого... Пускай себе ползают в грязи...
Так подумал я, и вдруг неожиданно для самого себя разразившись слезами, должно быть от отчаяния охватившего меня, да-да, от отчаяния, что странно и даже забавно, ведь я не склонен к слезливости и ничтожной жалости, так вот – я взлетел над землёй, я взлетел этаким вихрем к небесам, и в горе встряхнув головой, обрызгал слезами Небо... Вот что такое – эти ваши звёзды...

– Но всё-таки мы разумны, – возразил я.
– Это не разум, – ответил Гарбандос. – Это слеза, соскользнувшая с неба.

Гарбандос зевнул и потянулся к вертелу, на котором доходил пойманный нами горный баран.

Запрет. Грех Гарбандоса

...Гарбандос не заметил их,
пролетел в зачарованный мир,
трепеща, к подолу приник.
После этого начался пир.

Тени молча следили... Да.
Губы сжатыми чувствовал Мрак.
Гарбандос не глядел туда,
овладел птицей-голубем смак.

Вожделенью предела нет.
– Я желаю её!!!
– Так и знай,
сумрак – северный это свет,
солнце сгинет, ворон не считай!

Гарбандос не услышал их –
губы, груди, глаза – что ещё?!
– Я люблю... – шёпот, словно рык.
– Я люблю! – страсть пылает свечой.

В этот миг тени встали вкруг,
Мрак сгустился, исчезла свеча!..
Лишь какой-то несносный звук
пал на темя ножом палача:

– Ах!..
– Нельзя мне любить, прощай!..
– Ах!..
– Я – птица Святой Простоты!..
– Ах...
– О ком-то ещё мечтай,
мне не быть Королём Суеты!..

Тени птицу терзали ночь,
потрошили, наверное, век.
Наконец, сомнения прочь:
повеление – НЕ человек!

Вот прощение Тьмы и Небес –
Серым утром голубь воскрес...

В любви

В любви...
мечтаем мы в любви
свой век проплыть судьбе наперекор
по морю страсти и пустых тревог,
где равнодушно замечают нас
языческие идолы желаний.

В крови...
стучит любовь в крови,
и идолов невыспавшийся хор
под одинокий и ненужный рог
поёт без легкомысленных прикрас
свой гимн безумств и разочарований.

26.05.2006 – 02.06.2006,
К. А.

*Мифический голубь Карена Арутюнянца.


Рецензии