Как нам понять сократа мустафа ганижев

.                КАК НАМ ПОНЯТЬ СОКРАТА        Мустафа Ганижев

          Послушаться мог ли друг Сократа, когда отказывался от своего спасения. Ведь его смерть приносил друзьям несчастье. Зачем переживать Критон, когда люди будут думать, что случилось так, должно, было, случится. Мнение боль-шинства понимают столько, сколько большинство может причинять боль уже не маленькую. Так величайшее зло всем, кто перед большинством оклеветан.

        Ответ Сократа был, понимая, что большинство может принести величайшее зло, как и величайшее добро. Ото всего понять нужно Критону, что общество де-лает то что ей заблагорассудиться, а это за большинством остается, право делать что попало.

       А ведь, что подумают недруги, что его друзья бросили Сократа на произвол судьбы. Для этого будут достаточно доносчики до сознания народа. Возникнет для друзей опасность и затрата денег, но друзья могли принять вызов этого рис-ка. Потому они просили слушаться их.

       Тут Сократ не от одного мнения Критона опасался, ведь причины были и  другие со своими подводными течениями. Которые Критон не понимал, столько, сколько требовала ситуация. Дело было не в деньгах и возможности спасти Сок-рата. Здесь донос на них не имел значение и затрата денег с имуществом.

       Друзья у Сократа были отличные, что приносили денег, что можно было же скрываться и жить в надежном месте. Но это не был выход из положения, где друзья могли посчитать затея Сократа несправедливым, когда можно бы спастись. Здесь Сократа не понимали его близкие люди, где мораль подхлестывал человеческий эгоизм. Разве Сократ мог, допустит малодушие, когда он, только отчаянно твердил людям с примером великодушия.
 
        Сократ отчитывался перед своей душой, из которой исходило его сознание.
Да, Сократ оставлял со своим уходом не только белый свет и друзей, но также своих сыновей одних, которых надо было вырастит и воспитать. Для Сократа принципы морали диктовали те действия, где он не щадил себя и своих детей, которые могли остаться сиротами.

        Долг Сократа был священным не отступать от своих духовных начал, отбро-сив двуличие в сторону, презирая неверность на человеческом пути. А долг Критона и остальных духовно близких братьев в желании спасти своего старшего брата от возникшей ситуации.

        Критон думал о друге в роли друга со своим положением, который должен был спасти Сократа. Он думал, из-за трусости и малодушия могли подумать, что друг не спас Сократа. Когда дело поступило в суд, Сократ мог и не явиться, что картина создавалась неприятная. Так друзья допустили оплошность, когда Сократ должен был находчиво избежать суда, становясь против своих принципов. Этого он не мог, допустит. Призыв друзей оставался не услышанным, таковы были сила величия духа мыслителя.

        Сократ ответил другу, что он ошибается, потому что призыв был неверный и не следует его обсуждать, когда у Сократа была своя правда, а у Критона другая. Где разумные руководства требовали от них действия различные. В конечном, выбор действии, был у Сократа, сказать правду, по долгу нравственности. И Сократ говорил всю жизнь правду от сердце. Из-за просьбы друга он не хотел отойти от своих принципов, становясь двуликим монстром.

        Уйти из жизни, как подсказывало его учение, это означало подтверждение всем своим принципам, а Критон старался сбить его с пути жизненного и духов-ного, желая делать добро другу. Тут оставался, Сократу не согласится с другом и с остальными. Он подтвердил о своем решение, не слушаться друга, потому что одни мнения бывают, нужны, слушаться, а другие нет. Критон предлагал то мне-ние, которому  Сократ противился всю жизнь и изменит себе был грех тяжкий.

          Вот убедительные слова Сократа: «Как-никак, а люди, которые знали, что говорили, неоднократно, мне думается, утверждали то самое, что я сейчас сказ-ал, – что из мнений, какие бывают у людей, одни следует, а другие не следует высоко ценить. Скажи мне, ради богов, Критон, разве это, по-твоему, не хорошо было говорено? Ведь тебе, судя по-человечески, не предстоит завтра умереть, и у тебя, нет в настоящее время такого несчастия, которое могло бы сбивать тебя с толку; так посмотри же правильно ли это, по-твоему, говорят люди, что не все человеческие мнения следует уважать, но одни следует уважать, а другие нет. Как, по-твоему? Не хорошо ли это говорят?»

          Так, две правды стоило понять: Правда Сократа – духовный и правда Кри-тона жизненный опыт. Победила духовная правда. Сократ готовился принимать чащу с ядом, сказав: «Оставим же это, Критон, сделаем так, как бог указывает».
                27. 05. 2021 г.


Рецензии