Язык и культура. религия
ВЕРНАДСКИЙ
(Вернадский, Г.В. Начертание русской истории / Предисловие С.Б. Лаврова, А.С. Лаврова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 368 с.: ил. — (Библиотека истории и культуры)
Венгры— монголоидность
Приход на территорию европейцев
«…Итогами походов 1237—1241 годов были захват и подчинение монгольской власти …Батыем были покорены как нынешняя южно-русская степь, так и северно-русский лес. Покорено было также нижнее течение Дуная…
Мадьяры — как народ, родственный м о н г о л а м по крови, — могли быть включены в состав монгольской нации. Весьма возможно, что Угрия составила бы один из улусов в составе империи Чингисидов.
Смерть Угедея и уход Батыя решили дело иначе. Угрия была очищена монголами.. Но Болгария и Молдавская земля …на столетие вошли в состав Монгольской империи. … восточные монгольские армии завершили завоевание северной части Китая, а южные армии овладели Закавказьем…от Тихого океана до Адриатического моря.. Пространство, занятое монгольской империей, почти совпадало с пространством Евразии вообще. « (с.112).
« .. Производительные силы России-Евразии…Русский народ … в большой степени и сам с о з д а л это свое месторазвитие….
Основными этническими элементами Евразии …является элемент русский…и монголо-турецкий…
Число русского племени Евразии…140 миллионов, число людей турецко-монгольского племени…в пределах Евразии…до 25 миллионов…
Евразия…с точки зрения этнической … сожительство …народностей — русской, монгольской, турецкой, финской, маньчжурской и многих других…» (с.28).
ДИВ-ТЯНь-ЧИН (ТАНАИС—НЕБО)
Европейское божество
Заимствование монголами и китайцами
«…именем Темучин (родился около 1155). Темучин был знатного монгольского рода( отцом его был Есугей-богатур).. Темучин был первоначально вассалом вождя монгольского племени… Ван-хана.
…группа монгольских аристократов …провозгласила Темучина «каганом» и нарекла его Чингисом. ( Вероятно, по имени светлого духа, которому поклонялись тогдашние монголы-шаманисты.
Чингисхан— приблизительно значит : царь от н е б а, то есть, совершенно независимый от людских государей).». (с.106).
— Танаис, Днепр, Дон, Дунай (дунаи-ручьи на русском Севере), Даик, Дея-Зея, Ея, Таймыр и др; чики-зихи-джики-чехи-дивы-даки (русы, рус-день.див) — не иберо-кавказская языковая семья европеоидов.
— Див-Дьяус, Тха, Тянь, Тенгри, Чин—гис— заимствование древнего индоевропейского божества ( культура).
БРУК
Население мира
( Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., Наука, 1981. 880 с.) ФИННО-УГРЫ. МОНГОЛОИДНОСТЬ.
Саамы
Венгры
« «… В СССР большинство населения принадлежит к европеоидной расе (86,1 % всего населения)…контактная зона между европеоидами и монголоидами…
…Слабо выраженные признаки монголоидной расы отмечены у…финноязычных ( мордвы, марийцев, удмуртов, саамов) и тюркоязычных …( чувашей, башкир и татар)…
В эпоху…переселения… значительные массы монголоидного населения ..проникли… коренное население которых в основном относилось к европеоидам…
… Саами на севере Европы … как европеоидные, так и монголоидные элементы…
….монголоидные черты обнаруживаются у венгров…, населения Финляндии…» (с.107—108)
«…Языки тюркской группы распространены и среди представителей монголоидной р а с ы ( якутов, тувинцев и др.), и среди европеоидов (азербайджанцев, турок и др.); большинство же носителей тюркских языков смешанно в расовом отношении. К р а з л и ч н ы м большим расам принадлежат и народы, говорящие на языках уральской семьи…» (с. 106)
«…(«народности Севера, Сибири и Дальнего Востока»).
По языку они относятся к р а з н ы м группам…. На тюркских языках…, , финно-угорских языках— саами.., ханты и манси…
… Якуты (самоназвание — саха), коренные жители…
Якутский этнос сформировался в первой половине II тысячелетия н.э. …в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами …местных палеоазиатских и тунгусоязычных племен. Последняя волна южных переселенцев относится ХIV—ХV вв…
… Алтайцы (…ойратами) живут в долинах рек бассейна верхней Оби…
….Шорцы (самоназвание шор-кижи…) ….Они сформировались в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетских и тюркских племен…
… Путь, пройденный коренными народами …— пример, показывающий возможность для самых отсталых этнических групп перейти к социализму, минуя стадию капитализма ( а порой — и феодализма)….» (246— 247).
Казаки , кержаки
«…Русские (великорусы, или великороссы) — крупнейший народ СССР.. на востоке — к побережью Тихого океана…
У русских …ряд этнографических групп….поморы.., пустозеры и устилемы.., кержаки в лесной полосе Среднего Урала;… старожильческое население Сибири и Севера ( колымчане, русскоустьинцы…., камчадалы и др.)… К этнографическим группам можно отнести и различные группы казаков…» (с. 221—222)
— Коренными у Брука названы монголоидные народы, пришедшие после индоевропейцев — прямых предков русских (по названиям рек и культуре).
— Древнее индоевропейское население (группы кержаков, казаков, сохранивших древние названия рек ( Яик-Даик-Жаик (даки-даи), Ея, Зея-Дея, Саха и др., имена своих богов ( «Слово о полку..», « Задонщина», «Слово об идолах» —Дивъ), тавры—Дивъ — не названо коренным.
АЛЬБЕДИЛЬ
(Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. СПб.: Лань, 1997. 320 с. )
«… КАКИЕ ИМЕНА БЫВАЮТ У НАРОДОВ…
…Поляне жили там…местность с пахотными полями. Слово «поле» и слышно в названии полян…
В далеком прошлом…так и называли себя : «народ полей», «народ лесов или «горцы»,..»жители болот»…
У большинства древних племен словом «Человек» назывался только свой, соплеменник.
Все остальные были как бы и не люди, чужие, не свои. В названии многих народов так и осталось слово «человек».
На Дальнем Востоке …живут нивхи. Слово «нивух» означает «человек», , «односельчанин», «тот, кто из моей деревни». Это же значение имеет самоназвание немцев «дойче». Оно происходит от древнего слова « диот», «диота».. Подобные названия со значением «человек»…сохраняются у многих народов…до сих пор….
…старое название турок — османы — произошло от имени средневекового удельного правителя. А турками в ту пору называли только крестьян…
…финнов и карелов, которые похожим словом «руотси» называли то русских, то шведов» ( с. 88—92)
«…( О ПРОИСХОЖДЕНИИ АВАМСКИХ САМОЕДОВ
… выше того места, где Таймыр пал в море.
…, а через день пути нашли еще третью избу… Однако там когда-то давно жили р у с с к и е.
Когда наши люди пришли на эту землю…
….народ, от которого когда-то ушли наши люди в эту землю…
…у того народа есть названия всех пяти р о д о в авамских самодей и что князь тех людей говорил, что часть его народа давно когда-то ушла вверх…
…Наш народ пришел в эту землю снизу… Диких оленей искали и так пришли сюда….раньше жили сомату— хантайские самоди. Наши люди, как пришли, воевали …и много их побили. Потому хантайские ушли вверх…
Потом жен брали наши люди у хантайских…Вот почему…одежда..одинаковая…»
(с.33—34)
—Жили русские—-Таймыр (по названию реки от имени индоевропейского бога Дива-Дака-Тая).
—Монголоидные народы пришле позднее, заимствовав название реки (по имени индоевропейского бога.
Невозможность обобщающих в древности— поляне, поле вообще, лес вообще, человек вообще. Общие слова возникли из других слов—имен богов, например.
— Турки-крестьяне—обобщающее; поляне, человек.
—От Тура — третий индоевропейский мифический персонаж (сын) — имя, затем обобщающее — турок— крестьянин, наконец, — название народа.
— Аналогично. Дехканин — имя божества—-дак-дай-даг-дех. Затем обобщающее нарицательное — дехканин—- знатный, землевладелец, затем—крестьянин—нарицательное.
ОДИНЦОВ
ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ БОГ С ИМЕНЕМ НЕБО— ДИВ
Древний индоевропейский бог —ДИВ-Тянь (Танаис)
(сравнительное языкознание и тексты—хетты (таблички—клинопись, иероглифы) , арии, древнерусы).
В. В. Одинцов Лингвистические парадоксы)
«… Латынь обозначала бога словом deus. Соответствия ему лингвисты открыли в санскрите и других древних языках. …
…восходят к древней форме deiwos
Чтобы понять смысл этой формы, называвшей божество в о о б щ е, надо знать, что со словами, обозначавшими бога, божество, группировались (оказывались близкими, родственными) слова, обозначавшие небо и день. В латинском наряду с deus — 'бог' видим dies — 'день'. Наряду с литовским dievas — 'бог' находим в финском языке taivas со значением 'небо'.
….позволяют заключить, что индоевропейский бог — 'нечто светящееся', существо 'светлое, небесное'. Санскритское слово, используемое в Древней Индии для обозначения света, светящегося, неба, дня, стало называть главного бога греков (Зевс) и римлян, которые, для того чтобы избежать односложности греческого слова, добавили к названию бога слово pater — 'отец' — Juppiter (Юпитер) — 'отец-небо'. …».
— В «Ригведе»— (арии Индии) и у хеттов— Небо—отец (но может быть и женского рода(ср.рр. Двина-Даугава, Дея-Зея-Ея, но Даик-Яик, Днепр, Дунай, Дон-батюшка)
НУРУМБАЕВ
АДАИ—КАЗАХИ
Адаи-казахи— весь комплекс—гидронимы (Жаик-Даик-Яик), жаик (племя0, даки-даи— исторический народ,, археология, антропология, генетика , культура ( божество Ку-Дай-ке) и т.д.
Заимствование индоевропейских р о д о в и религии. Даки-даи — касак, таджик, теке. (туркмены) (Инет).
Нурумбаев А.А.
,см 7 окт 2020 (дата обращения: 07.10.2020)
«« Новые материалы по истории казахского племени адай.
Author: Нурумбаев А.А.
Publisher: Turkiston Kutubxonasi
…. В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай. Первая версия была предложена известным казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Геродота и Страбона, на берегу Каспийского моря еще во II в. до н.э. Тут же он приводит и версию о том, что адаи происходят от огузского слова «ада» (остров) — «адаи» (островитяне)….
… Таким образом, нужно признать, что происхождение адаев, всё же, связано с сармато-массагетским (дахским) кругом племён. Вообще здесь стоит заметить, что территория Западного Казахстана издревле служила местопребыванием сармато-массагетских племён и их потомков. И.В.Пьянков обоснованно считает также, что племенное объединение массагетов являлось "очевидно, одним из далеких предшественников" казахского младшего жуза….
…Действительно, этнографическая характеристика массагетов (Геродот, 1,215,216) , их прямых потомков аланов (Аммиан Марцеллин, XXXI ,2,18) соответствуют общим параметрам культуры и быта казахов. Вот, что отмечает в одной из своих работ археолог Аджигалиев С.И.: «Массагетский субстрат явился основополагающим для этносов Арало-Каспия в течение более, чем тысячелетия, непосредственно повлияв на происхождение целого ряда коневодческих народов - дахов /даев, сарматов, аланов и др., расселение которых, в частности, в межаралокаспийском районе (по письменным источникам) подтверждается уже археологически: дахо-массагетское святилище "Байте" (Л.Л.Галкин, Г.А.Кошеленко,1988), аланский клад у оз.Батыр (К.М.Скалон,1961)…Тем не менее "массагетский пласт" наиболее полно, комплексно проявляется в специфике традиционно-бытовой культуры западных казахов - в особенности, в таком архаичном ее разделе, как погребально-поминальный цикл: терминология, наличие поминок жуз (на сотый день), как и у соседних народов Арало-Каспия (туркмен, каракалпаков), массовый оригинальный комплекс памятников погребально-культовой архитектуре, с характерным для них воплощением массагетского культа коня-Солнца (стелы - коновязи и т.д.). Оригинальность присуща и ювелирному искусству Западного Казахстана (геометрический стиль), связываемому исследователями также со своеобразием этноистории района. В этой связи следует считать вполне правомерными сопоставления типа: дахи/даи/ /адаи (крупный род казахов Мангышлака и Устюрта) и т.д…
Древний этнический субстрат проявился также в антропологических (O.И.Иcмaryлов ,I982), а, возможно, и психологических особенностях западных казахов».( Аджигалиев С.И.). Согласитесь, что это веские доводы в пользу дахского происхождения казахов-адаев
… Имя аланов сохранилось также в топонимике Западного Казахстана. Так на п-ове Мангышлак встречается топоним Алан-кала. ….племя адай входит в состав родоплеменного союза казахов, который известен под названием Младший жуз. Вторым параллельным названием этого союза, объединения служит этническое имя Алшын. Казахи Младшего жуза издревле занимали необъятные просторы Западного Казахстана.
Несколько слов о распространении этнонима адай и его фонетических вариантов у других тюркоязычных народов, и не только. Выше было отмечено, что фонетический вариант этнонима адай в форме эдей или эдек-алан зафиксирован в долинах Главного Кавказского хребта. В Северной Осетии этноним адай дал название горе Адай-кух, превратившись тем самым в топоним; в Балкарии же есть ущелье Адайком и родник Адай. ..
На территории Украины зафиксированы следующие топонимы: Одаи (укр. Одаї) — село на Украине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр.Одаї) — село на Украине, находится в Тульчинском районе Винницкой области;
Удай — река в Украине, правый приток Сулы (бассейнДнепра); Одай — село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области.
Среди туркмен существует племя АДАК ИЛИ — второе название племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племен учил . Досл, 'адакское племя'.( С. Атаниязов ). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.); (ср.:адай~адак-Н.А.).
В XVII в. в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай.(А. Нурмагамбетов ).
В Татарстане до сих находятся сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах.
… Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в древности существовало могущественное и многочисленное аланское племя под этническим именем адай…
.. Ещё одна часть адаев вошла в состав соседнего родственного народа туркмен под именем адаклы или. Общеизвестно, что в формировании туркменского этноса приняли участие и аланские племена
… Предки адаев также приняли участие и в формировании якутов, среди которых фиксируются роды Одей, Одугей, Одай. Вероятнее всего, что этноним адай проник к якутам ещё на ранних стадиях формирования якутского этноса, когда предки якутов проживали на территории Монголии и Алтая.
… История племени адай неразрывно связана с историей аланского этноса. Только этим можно объяснить распространение этнонима и топонима адай на территории Западного Казахстана, Северного Кавказа и Украины, в Татарстане, т.е. эти территории служили в прошлом местопребыванием средневековых алан.
Антропологическая характеристика казахов-адаевцев.
Антропологический тип адаев, который относится к западноказахстанскому варианту туранской (южносибирской) расы, характеризуется глубоким смешением европеоидных и монголоидных элементов, причём последние несколько превалируют.
При этом нужно отметить, что монголоидная примесь была несколько меньше у местных популяций тюркского периода (VI-XII вв.), чем позднесредневекового.
В общем, основная масса местных насельников тюркского периода Казахстана характеризовалась европеоидными чертами.
… РОДОВАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ АДАЙ.
(Родовые названия (этнонимы) взяты автором из книги «Казак шежиреси».- А-А.,1994г.).
1. Анализ названий родовых отделений.
… Кудайке – имя родоначальник родовых групп тазеке и косай. Видимо в основе данного этнонима лежит слово кудай «бог, божество».
… Косай—название родового отделения племени адай, второе название туркмен-адай. Досл. «пара лун». Предпочтительней в данном этнониме видеть фонетический вариант слова косак/касак/казак, т.к. чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.). М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки».
… Тазеке/тажике— название родового отделения племени адай. Тяджик — название народа.
… Шакаман— название рода отделения косай. Этноним состоит из двух частей: шака- вариант слова сака/сак, ман -досл. «народ». Стало быть шакаман – букв. «народ, род саков».
Шегем — название рода отделения тобыш. Видимо, в основе этнонима лежит этническое имя древних саков ( варианты: шак, шек), оформленный аффиксом мн.ч. –ем-. Стало быть шегем – досл. «саки». Интересный факт среди балкарцев существует крупная родовая община чегемли, также в Балкарии есть горное ущелье под названием Чегем.
… Жайык — название рода отделения тобыш. Жайык- казахское название реки Урал. Топоэтноним. Существует мнение, что древним названием реки Жайык было Дайык- букв. «дайская река», «река даев», т.е. река получила своё название от народа, который долгое время проживал возле неё.
…… Анализ названий родовых отделений племени адай сигнализирует о следующем:
1. Формирование племени адай началось в сармато-массагетской среде, о чём явно говорят следующие названия родовых отделений: косай/косак (чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)) – досл. «светлые саки»; кунанорыс – досл. «народ асов»; тобыш/тобас – досл. «род, племя ас».
…..Этимологический анализ этнонимов показал следующее:
1. Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы),арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки).
2. В тюркский период истории (VI-XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена:…
….В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык ( река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа.
Таким образом, можно заключить, что история адаевского племени тесно связана с историей аланского этноса, который занимал земли от Приаралья до Причерноморья….»
—Значит, отмечается мифологическая основа названий племён (как и в нашем случае).
— Не объясняется происхождение названия (имени) реки и племени— Даик-Жаик—даки-даи.
-- Кудайко как нарицательное обобщающее слово «божество» невозможно в древности. Это поздняя форма из имени, как божественный («дивин») в латинском языке.
— Слово КАЗАК. Название казак возникло в индоевропейской среде, как племя потомков божества Сомы (сок-сак-саха).
Таким образом, название «казак» является заимствованным из индоевропейского языка пришедшими тюркскими племенами ( отсюда названия казахи и тюрки , от третьего мифического сына — Тура; как азербайджанцы ; язык азери—индоевропейский, как и названия рек).
— Нарицательное абстрактное Казак— «вольный человек» в древности невозможно.
— Кали — индоевропейская арийская богиня в «Ведах» Индии, отсюда— озеро Байкал (бай Кали). Название племени заимствовано тюркоязычными народностями..
УСПЕНСКИЙ
Успенский—отсутствие обобщающих,
каменный век, чёрный, как голова и т.д. (Инет)
«Лев УСПЕНСКИЙ
СЛОВО О СЛОВАХ
(Очерки о языке)
….. заключать по аналогии…
…. история позволила нам наблюдать в наше время жизнь племен и народов, находящихся примерно на той же стадии развития, которую когда-то проходили эти наши предки. В Австралии, в Африке, в Южной Америке сохранились еще уголки, жители которых до последнего времени не вышли из каменного века. Они стоят или только что стояли на ступени развития, близкой к тому, что наука называет «палеолитом» и «неолитом».
… Когда же речь заходит о более близком времени, на помощь выступает удивительное открытие прошлого столетия, то, что называется «сравнительно-историческим методом» в языкознании…
…… Один исследователь языка делаваров пишет: «Там, где наши европейские языки добиваются точности и обобщенности, языки индейцев, наоборот, стараются быть картинными и образными» . Естественно, что на них несравненно труднее выражать общие, широкие мысли.
В подобных языках, говорят лингвисты, само собой, есть слова, означающие части человеческого тела, родственные отношения между членами семей, и т. п. Но очень часто они не способны выражать такие понятия, как «голова вообще» или «отец вообще». Там вы встретите отдельное слово, значащее «моя голова», другое – означающее «голову врага», третье – «твою голову». На островах Тихого океана есть народности, знающие только слова «мой брат», «твой отец», но неспособные сказать
«брат» или «отец» просто.
У исконных обитателей Австралии белые вовсе не нашли обобщающих слов, вроде «птица» или «дерево»….
… Подобные этому примеру можно встретить повсюду. Обитатели одного архипелага возле Новой Гвинеи не знают названия для такого цвета, как черный. Зато у них есть множество слов для различнейших его оттенков. Есть слово, означающее «блестяще-черный, как ворона», есть другое – «черный, как обугленный орех такого-то дерева»,..
У многих народов Севера – лопарей-саами, чукчей, ненцев и других – существует множество (у саами более двух десятков) слов для отдельных видов снега, напоминающих наши русские «наст», «крупа», «поземка».
…у нас есть и они и общее слово «снег»; а там существуют только они.
… Нечего, кажется, и доказывать, до какой степени такое свойство языка может осложнить любое общее рассуждение, любую отвлеченную мысль.
…. Он мне объяснил, что у нивхов для длинных предметов существуют одни числительные, для коротких – другие, для круглых – третьи». (Г. Гор. Юноша с далекой реки.)
…. Понятно и то, как трудно было бы нам рассчитывать пути планет в небе …да и вообще рассуждать на любую общую тему, если бы мы пользовались такими же словами, как саами, нивхи или, тем более, папуасы Новой Гвинеи….. В наших языках, как и в нашем мышлении, ученые находят очень много пережитков самого отдаленного прошлого…»
ОДИНЦОВ
Хетты и арии, дивы
(В. В. Одинцов Лингвистические парадоксы
«…. Показательно, что существительное м у ж с к о г о рода aster, всегда обозначавшее движущуюся звезду… Кроме того, это слово может иметь также и определенный мистический смысл — «небесное знамение», тогда как astron вполне материально: это и «звезда», и вообще «небесное светило».
…«Следовательно, — рассуждал А. Мейе, — в зависимости от того, как рассматривался один и тот же предмет — как вещь или как существо, способное действовать, — он мог получать два обозначения, одно — среднего рода, другое — одного из одушевленных родов (мужского или женского)... Это значит, что понимание тела как нечто материального (аналогичное современному цивилизованному пониманию) противополагается взгляду совершенно иному, согласно которому предметы и явления природы оказываются выражением внутренних сил, подобно тем, которые движут животными и людьми; представления о них сливались с религиозными представлениями, и этим силам приписывалось нечто божественное».
…… Таким образом, «бессмысленная», казалось бы, в наше время категория р о д а является пережитком старых религиозных воззрений….»
ВЫВОДЫ
— В «Ригведе»— (арии Индии) и у хеттов— Небо—отец (но может быть и женского рода(ср.рр. Двина-Даугава, Дея-Зея-Ея, но Даик-Яик, Днепр, Дунай, Дон-батюшка). Ранее, чем у китайцев— Тянь—Небо-отец (китайцы заимствовали у чжоусцев с запада).
— Значит, древнейшим коренным населением Евразии являлись прямые предки русских— индоевропейцы, сохранившие названия рек(Дея-Зея. Саха—сок.сочиво,Сома ) и культуру (древних богов и р о д ы—даки.дивы—Дивины—русы(навруз=ноаый день-див).
Свидетельство о публикации №221052700118