Симферопольские хроники с личными вкраплениями 2

ДЕТСКИЙ ПАРК

     В пионерские годы случалось, что наш класс  отправляли в Детский парк, открывшийся в 1958 году. Нас  использовали как помощников в уборке обширной территории.  Одной из  достопримечательностей парка  была «Поляна сказок» с персонажами пушкинской сказки: Бабой-Ягой, витязями, ученым Котом на цепи у старого-старого дуба, Русалкой и Русланом с Головой. Хотя я был уже большим мальчиком, помню, меня впечатлило утилитарное использование Головы великана для хранения садового инструмента: там были лопаты, грабли и пр.
    Евдокия Малинина, заведующая парковым отделом Детского парка так рассказывает о его истории:
  «Здесь раньше была дубовая роща. Когда образовалась Таврическая губерния, постепенно начали строиться дома. Со временем осталась только территория между улицами Кирова и Шмидта. Этот участок в XIX веке выкупил француз Феликс де Серр. Старые дубы он выкорчевал, а на их месте посадил фруктовые деревья. Но в память о роще оставил несколько дубов».
    В этом парке был хороший зооуголок, комната смеха в виде беседки с кривыми зеркалами и игротека, где под залог выдавались настольные игры. Особой популярностью пользовались настольный футбол и настольный хоккей.
    Еще на территории Детского парка находилась юношеская астрономическая обсерватория и там действовало Симферопольское общество любителей астрономии (СОЛА). Я одно время увлекся астрономией и ходил туда. Впервые в жизни смотрел в телескоп на Луну, Венеру и Марс. Некоторое время спустя уже неплохо знал созвездия ночного неба. До сих пор восхищаюсь созвездием Орион.  По вечерам допоздна случалось в ночных мешках, лежа на верхней площадке,  наблюдать метеорные потоки с помощью бинокуляров. Ложились мы голова к голове впятером – это называлось "солавская звездочка".
   Организатором и руководителем СОЛА был замечательный человек Василий Васильевич Мартыненко. Пожалуй, благодаря его уму, вниманию и сердечности, там была удивительно теплая и уютная атмосфера. Я потом сожалел, что увлекшись олимпиадами по математике, ушел оттуда. А есть немало  тех, кто пронес зародившуюся здесь дружбу через полвека. Да и я, спустя уже несколько десятилетий, встречаясь с Викой Безугловой (Ухановой), вспоминал всегда как она девчонкой пела на крыше Детской обсерватории экзотическую песню:

"У девушки с острова Пасхи родился коричневый отпрыск...".

 Там было еще и очень весело...

   ДОМ НА УЛ. ШМИДТА,15 И НЕСОСТОЯВШИЕСЯ МУЗЕИ
   
     Одна из сторон Детского парка выходит на ул. Шмидта. Сейчас – это улица с интенсивным потоком машин, а когда-то она была  тихой и уютной.  Здесь есть один  интересный дом дореволюционной постройки. Он выделяется причудливой крышей, декоративным убранством стен и мраморным львом у входа. В особняке К.Д. Ракова на ул.  Шмидта,15 где-то с 20-х годов размещалась гостиница для крупных партийных деятелей и руководства страны, а во время Отечественной войны здесь жили руководители местных силовых ведомств. По пути на знаменитую Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года в этом доме останавливался на отдых премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Ныне об этом свидетельствует мемориальная доска. По рассказам, Черчилль около часа отдохнул в комнате и вышел на балкон выкурить сигару. При этом  он удивился усиленным мерам охраны – на  стороне улицы, где сейчас находится Детский парк, была размещена целая зенитная батарея.
                ***

     Владимир Широков, кандидат исторических наук:
«О том, что великий Пушкин в 1820 году был в Крыму, знают даже школьники. И что 8 сентября поэт посетил Симферополь–тоже. Известно, что в городе он встречался с близким приятелем – губернатором края Александром Барановым, с выдающимся ученым и врачом Федором Мильгаузеном. Но где жил Александр Сергеевич, когда гостил в Симферополе? В брошюре "Памятные литературные места Крыма" (авторы – П. Киричек и М. Киричек) сказано, что в Симферополе Пушкин жил у Баранова, на нынешней улице Ленина, 15. Но он там был лишь на обеде. А останавливался Пушкин у выходца из Франции химика Феликса де Серра, у которого "на правом берегу Салгира" было имение. Дом № 49 на проспекте Кирова, который после смерти де Серра перешел во владение Петра Щербины – это дом де Серра».
    В 70-х годах прошлого века в этом доме размещалась медицинская лаборатория. Была и надпись, свидетельствующая об этом. Но после развала Советского Союза здание пришло в запустение и постепенно стало приютом для бомжей. Не раз здесь вспыхивали пожары. Усадьбу в самом центре города, конечно, стоило бы отреставрировать, но охранный статус – как памятник истории и архитектуры – она так и не получила. И грустный финал, о котором пишет Владимир Широков :
    "К сожалению, теперь этот дом вы можете увидеть только на картинке. Современные чиновники, да и многие жители города абсолютно равнодушны к историческим реликвиям своего города. Конечно, центр города, рядом парк. Идеальное место для элитного жилья. Что может устоять от человеческой алчности? Да и мы все хороши! Сам то я что сделал? Молча мечтал, что у людей хватит благоразумия, чтобы сохранить одну их потенциальных достопримечательностей, куда можно было бы запросто водить туристов. Сделать музей Пушкина. Экспонаты нашлись бы. Но нет. Оказывается за это нужно бороться. Простите потомки".
                ***

   Печальная наша страница: симферопольская "Стена плача". Так вот – хлестко и с горечью – назван в публикации Петра Громова  находящийся в самом центре города  памятник архитектуры и истории, известный  как «дом Арендта».  Кто же такие были Арендты? Сначала – краткая справка о славном семействе Арендтов.

Арендт Николай Фёдорович (1785 – 1859) – крупный врач-практик, хирург. С 1829 года – лейб-медик Николая I, был у постели А.С. Пушкина после дуэли с Дантесом.

Арендт Андрей Федорович (1795 – 1862)  – инспектор врачебной управы Таврической губернии, действительный статский советник, брат Николая Федоровича Арендта.

Арендт Николай Андреевич (1833 – 1893) – сын Андрея Федоровича Арендта, врач и общественный деятель, зачинатель отечественного воздухоплавания, основоположник дельтапланеризма.

Арендт Андрей Андреевич (1890 – 1965) – праправнук Николая Федоровича Арендта, ученик знаменитого Н.Н. Бурденко, основоположник советской детской нейрохирургии.

Арендт Ариадна Александровна (1906 – 1997) – внучка Николая Андреевича Арендта, скульптор, график, близкий друг Максимилиана Волошина.    (Кстати, установленный в 1985 году перед домом Волошина в Коктебеле бюст Макса  из известняка – совместная работа Ариадны Арендт и ее второго супруга Анатолия Григорьева).

   Имя Арендтов было увековечено до революции в наименовании симферопольской улицы в Новом городе (сейчас ул. Дзержинского) и амбулатории им. Н. А. Арендта (дом № 42 по ул. Пушкина).  Так современники выразили признание крупного вклада Арендтов в общественную жизнь и здравоохранение города.

  Бывший Дом Арендта ( ул. Карла Маркса, 25) еще в украинскую бытность находился в полуразрушенном состоянии, В 2009 году  здание с согласия местной власти было сдано в аренду, а затем продано БФ «Крым». За  кулисами фирмы стоял Мустафа Джемилев – глава Меджлиса ( организация признана экстремистской и запрещена в РФ). Арендаторы отселили из дома жильцов, сняли со здания крышу и, по словам очевидцев, открыли воду. Они хотели уничтожить дом, объявив его аварийным. Спустя несколько лет владельцы  объявили о своих планах снести дом и построить на этом месте многоэтажный офисный центр.
   Однако за спасение исторического здания выступили целый ряд активистов Симферополя: общественные деятели,  юристы, журналисты. Им удалось привлечь внимание к этому делу ведущих историков и архитекторов  Крыма, Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Дело получило широкий резонанс.
     Совместными усилиями в конце концов в 2013 г. удалось добиться для здания статуса памятника архитектуры и истории. После возвращения Крыма в Россию, естественно, начались долгие судебные тяжбы с собственниками. К 2018 году уже пройдены все судебные инстанции вплоть до Верховного Суда РФ.  Но и доныне не принято мер для консервации остатков дома, продолжает ветшать и разрушаться этот многострадальный  памятник  истории и культуры...

 РАЙОН АК-МЕЧЕТИ

     Особо следует рассказать об улочках и дворах за пределами "европейской" части города. Старинный татарский поселок Ак-Мечеть,  предшественник столицы Крыма, можно примерно "вычислить" по узким, кривым улочкам и пересекающим их дорогам-канавам, которыми стекали вниз сточные воды. Это – общая особенность для всех средневековых городов. Границы поселения были в пределах между улицами Кирова и Студенческой с одной стороны, а с другой – между улицами Ленина и Чехова. Возможно, что территория Ак-Мечети была  даже существенно меньше.
     В 1795 г. академик П. С. Паллас писал о кривых, разбегающихся, немощеных и нечистых улицах обнесенных высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики. (Примерно такую картину можно было увидеть и два века спустя).
   Дома большей частью строились из нетесаного белого известняка, крыши же крыли  черепицей, кладя ее на хворост или смазанный глиною камыш. С улицы был вход в небольшой двор, в который смотрели все окна, внешних окон  первоначально не было. Конечно, позже многие такие дома перестраивались:  пробивались окна и на улицу.
   
     В старом районе города вместе с Петро-Павловским и Свято-Троицким храмами находится первая православная церковь Симферополя во имя святых Константина и Елены. Изначально она была полковой церковью. В 1787 г.  в этом маленьком бедном храме молилась посетившая Крым императрица Екатерина II. В XIX веке одноэтажное здание в начале ул. Октябрьской (ныне снова Петропавловская) было домовой церковью усадьбы Поповых. Первый из них – генерал-майор и сенатор был начальником канцелярии Г.М. Потемкина. В советские годы в 1929 г. с закрытой церкви убрали купола и кресты. Некоторое время в этом здании находился аэроклуб, после – здесь был архив областного ЗАГСа.
   Когда я жил в Симферополе, на этом месте оставались только уцелевшие арки с элементами былого декора. После проведенной реставрации здания и возрождения церкви, в 2001 году в ней возобновилось богослужение.

     В последнее время исчезли некоторые знакомые названия: улица Пархоменко  стала Караимская, Танкистов – Турецкой. Хорошо хоть, что сохраняются безобидные названия переулков:  Круглый, Сквозной, Тихий, Подгорный...
   Улица Госпитальная ныне носит имя Курчатова. В  двухэтажном доме на этой улице в начале XIX в.  была построена первая симферопольская гостиница  – "Одесса».  В ней когда-то жил и лечился у докторов Мильгаузена и Арендта знаменитый русский поэт Батюшков.

    Кажется,  на ул. Ремесленной обитал мальчик из нашего класса Игорь Д. по прозвищу Дышка. У них во дворе было баскетбольное кольцо. Туда мы по два, по три приходили иногда после уроков покидать мяч. Дышка был крепким и спортивным, но, в отличие от многих ребят из того района, без хулиганских замашек. Став взрослым, Игорь стал моряком и ходил в дальние плавания.
    В стихотворении, написанном в молодые годы,  у меня сложились такие строчки про старые дворы  бывшего района Ак-Мечети:

Нагроможденье крыш косоугольных.
Жара и пыль.
На каменных крылечках
Старухи в черном
У приземистых жилищ.

О, смуглая картавость переулков!
Неповторимая случайность перепутий
И тупиков таинственная блажь.

Во двориках глухих
Меж бочек ржавых
И битой черепицы
Птичий свист…

   В настоящее время, конечно, многое изменилось, часть домов в этом районе снесена, некоторые фасады отремонтированы.  Однако состояние оставшейся территории местами ужасное даже снаружи: обветшавшие стены домов, свалки мусора, тротуары в сплошных колдобинах.

ДВА КАФЕДРАЛЬНЫХ СОБОРА

   Почетное место в истории города занимают находящиеся поблизости друг от друга Петро-Павловский и Троицкий кафедральные соборы.  Деревянный храм на месте первого из них  был освящен  в 1806 году. Это было   здание прямоугольной формы с  колокольней над его западной частью. Главным украшением церкви являлся иконостас, а росписей в храме не было. Для отливки медных колоколов использовали оставшиеся запасы монетного двора Ак-Мечети.  Спустя 20 лет церковь обветшала, впоследствии ее разобрали и на том же месте  заложили новое здание храма – каменное.  В 1870 году в соборе провели первую службу.
   Здание храма включает формы древнерусской архитектуры. Над входом в него возвышается колокольня. Двенадцать высоких окон вдоль барабана обрамлены  наличниками из белого камня. Имеется два боковых придела: во имя Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского. Купол собора черного цвета, в форме луковицы. Он был расписан внутри в начале XX века. В  центре его – Господь Саваоф с Небесными Силами.  По поясу барабана находятся  в медальонах изображения всех святых Апостолов.
 
    Во времена моей молодости  площадь перед храмом (с  2008 года  ей вернули название Петропавловская) выглядела весьма неприглядно. Слева от здания, лишенного купола и колокольни – гараж с пожарными машинами, справа – питейное заведение. А в помещении самого храма был склад стеклотары с бетонным пандусом для въезда грузовиков. Вокруг собирались мужчины с помятыми лицами, сдающие бутылки, чтобы опохмелиться. На крыше росло дерево...
   В 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. На заключительном этапе для работы на куполах храма привлекалась  бригада промышленных альпинистов. Но для воскрешения собора немало людей потрудилось, не жалея ни своих сил, ни здоровья. А один из них – отец Симеон Хивренко – положил ради общего дела и жизнь свою...
    За алтарем Петропавловского собора есть четыре могилки. Их было больше даже, но сгинули в лихолетье, а из нынешних, сравнительно свежая – это могила протоиерея Симеона. Замечательный и  добрый был батюшка,  и сейчас вспоминают о нем с благодарностью… Одно время отец Симеон был настоятелем кафедрального Свято-Троицкого собора (теперь монастыря). Вот как описывает его последние годы православный публицист Г. Когонашвили: "И по возрасту, и по нагрузкам тяжело было, просил владыку дать ему приход поспокойнее. И как раз в это время решилась в пользу епархии судьба используемого под продовольственные склады собора Петра и Павла. Отец Симеон получил благословение восстановить храм и возглавить его приход. Думаю, многие симферопольцы хорошо помнят невысокого коренастого батюшку с аскетическим лицом, таскающего на церковном дворе тяжеленные камни, забиравшегося по лесам на купол, с утра до ночи копошащегося на стройке…
    В 1996 году отца Симеона не стало. Он в прямом смысле живот свой положил за храм, когда сорвался с лесов и упал с семиметровой высоты на вкопанную в пол трубу. Чудом Божиим остался жив, но здоровье, конечно, подорвал окончательно. Не просто стараниями и молитвами, но жизнью отца Симеона Хивренко восстановлен для всех нас кафедральный собор в Симферополе".
    Фасад  кафедрального собора ныне украшают яркие мозаики с изображением Иисуса Христа и святых апостолов Петра и Павла. С 2008 года внутри храма находятся мощи  прославленного в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Важное место в его биографии занимает Китай. В общей сложности он провел там 18 лет: сначала в качестве члена, а потом начальника Пекинской миссии. Чтобы достойно справиться с порученным ему делом, он в совершенстве изучил китайский язык. Для просвещения своей паствы перевел на этот язык Новый Завет  и Псалтирь. За время управления Таврической епархией им были открыты духовная семинария и два духовных училища – мужское и женское.
                ***

    Свято-Троицкий собор, ставший с 2002 г. частью женского монастыря, находится на Одесской улице ранее называвшейся Греческой. Здесь в 1796 г. была открыта деревянная греческая церковь. Спустя тридцать лет вплоть до  1868 г. она использовалась местными греками  в качестве гимназии. Тогда на месте разобранного здания был построен и освящен новый красивый и просторный Свято-Троицкий храм.  В  1933 году церковь закрыли, но благодаря мужеству и  рвению ее прихожан, многие из которых были подданными Греции, в 1934 году храм вновь был открыт.  В соборе в 30-е годы служили новомученики епископ Порфирий (Гулевич) и прот. Николай Мезенцев, расстрелянные богоборческой властью. В 1997 году они  прославлены в лике местночтимых крымских святых.
   В Свято-Троицком соборе с 1996 г. почивают мощи архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого), поклониться которым приезжают православные люди с разных концов Земли. Великий подвижник и исповедник, святитель Лука занимал с 1946 года епископскую кафедру  в Симферополе. Он нес служение здесь вплоть до своей кончины в 1961-м году. Выдающийся хирург, лауреат Сталинской премии за свою работу  о гнойной хирургии, он четыре раза подвергался арестам, более десяти лет провел  на севере в ссылках и лагерях. В Крыму архиепископ Лука ревностно заботился о должном благочестии среди священников и паствы, при этом как профессор работал на кафедре и читал лекции. Никогда святитель не отказывал нуждающимся в материальной и медицинской помощи. К концу жизни он полностью ослеп. Несмотря на сопротивление властей, умершему Владыке любящий народ устроил грандиозные похороны. Много верующих людей получали исцеления после молитв к святителю. Так было и до, и после его прославления в лике  новомучеников и исповедников в 2000 году.
    Архиепископа Луку особо почитают в Греции. В 2001 году греческие священнослужители подарили  Свято-Троицкому собору  серебряную раку для хранения его мощей.
    Смотрителем за честными мощами свт. Луки  в течение ряда лет являлся старейший  по возрасту священник Крымской епархии протоиерей Леонид Дунаев. Хорошо помню облик этого светившегося любовью убеленного сединами старца. Он был участником Великой Отечественной войны. Архиепископ Лука  в 1948 году Леонида Дунаева сначала рукоположил во диакона, а затем возвел в сан священника. Святителем он награжден в разные годы  скуфьей, камилавкой и наперстным крестом. Последние годы своей жизни преклонный подвижник и аскет жил в крайней бедности. Умер в 2007 г. на девяносто пятом году жизни. Вечная память!

О ДВУХ АРХИЕРЕЯХ, ПРИЧИСЛЕННЫХ К ЛИКУ СВЯТЫХ

     Некоторые выдающиеся деятели православной Церкви, истинные светильники Божии, пострадавшие в безбожные времена, были связаны с  Крымом и Симферополем. Коснемся здесь только двух биографий, и начнем со схиархиепископа Антония (1867-1942), в миру князя Давида Ильича Абашидзе, канонизированного в 2011 году решением Синода  УПЦ.   Главные места, где он оставил яркий след – это Грузия, Туркестан (Узбекистан), Киев и наш Крым.  На первом курсе, во время учебы в Киевской Духовной академии, в возрасте 24 лет он принимает монашеский постриг с именем Димитрий (в честь святителя Димитрия Ростовского). В конце XIX века Абашидзе был инспектором Тифлисской духовной семинарии, в которой учился  тогда будущий "вождь народов" Иосиф Джугашвили. В 1902 году о. Димитрий при поставлении его во епископа Алавердского написал: «Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь… Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения…».
     В  июне 1912 года он стал епископом Таврическим и Симферопольским, настоятелем Корсунского Богородичного монастыря. В мае 1915 года был возведен в сан архиепископа  и в тот же день – по его просьбе и с согласия Государя – назначен исполняющим обязанности штатного судового священника.  Далее, в 1915-1916 гг. владыка служил  на броненосце «Святой Пантелеимон» Черноморского флота. После катастрофы февраля 1917-го года, он был участником Поместного Собора, на котором было принято решение о восстановлении патриаршества. Работа Собора происходила в Москве, где пылали  пожары и  грохотали пушки. Кремль  защищали в основном юнкера.    В документах Собора сохранились замечательные слова архиепископа Димитрия, произнесенные им после падения Кремля: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами…».  В 1919 году он был одним из организаторов  Юго-Восточного Русского Церковного Собора, в 20-е и 30-е годы неоднократно подвергался арестам.
    О. Димитрий не принял Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) и окормлял украинскую группу непоминающих, совершая тайные службы и хиротонии. В 1928 году был пострижен в Великую схиму с именем Антоний. Абашидзе с 1926 года и до своей смерти  был  первоиерархом Грузинской катакомбной церкви, при этом являлся  духовным главой и киевских тайных церквей. Скончался он 1 ноября 1942 года. Его могила находится за алтарной стеной  у входа в Ближние пещеры Крестовоздвиженского храма Киево-Печерской лавры.
   
     Священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский  (1868-1938), в миру Николай Васильевич Кротков, был связан с Крымом в начале 20-х годов. Судьба бросала его в разные места Отечества.
    Окончив Костромское духовное училище  и духовную;семинарию (1889 г.), он служил иереем в Костромской губернии. Вступил в брак, но семейная жизнь его завершилась рядом несчастий. В 1892 году, после смерти дочери и жены, о. Николай поступил в Киевскую духовную Академию. Окончил ее в 1900 году, уже будучи в монашеском постриге с  именем в честь праведного Никодима. Несколько лет иеромонах подвизается на северном Кавказе и в Грузии.  В 1903 году  был удостоен  сана архимандрита и назначен ректором Ардонской семинарии. В дальнейшем, с 1905; по 1907 год,  он – ректор Псковской духовной семинарии, а с ноября 1907 года стал епископом и викарием Кишиневской епархии. Здесь он провел четыре года, потрудившись во славу Божию, и вернулся епископом в Киев.
    В феврале 1917 года  епископ Никодим – один из тех, кто обратился к царю с предложением распустить Государственную думу.  Он являлся также решительным противником создания украинской автокефалии. Был ближайшим помощником митрополита Владимира (Богоявленского), после  гибели которого активно содействовал избранию на его пост митрополита Антония (Храповицкого). Этот всеми почитаемый архиерей был убежденным монархистом, одним из организаторов Союза русского народа в 1905 году.
     В декабре 1918 г. Киев захватили петлюровцы. Накануне Рождества владыка Никодим был арестован и девять месяцев провел в плену: сперва в Галиции, а затем в Польше. Такая же участь вместе с ним постигла митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского). Получив свободу, митр. Антоний и еп. Никодим вернулись в Киев, занятый войсками Деникина. При их отступлении, будущий первоиерарх РПЦЗ, митрополит Антоний покинул Киев, а владыка Никодим отказался это сделать. Его твердым убеждением было, что Церковь не должна оставаться без архипастыря.
    Через полгода пребывания в Киеве, он получил указ Патриарха Тихона о возведении его в сан архиепископа с назначением на Таврическую кафедру. В июне 1920 г. владыка Никодим, выполняя благословение Патриарха, с риском для жизни  пересекает линию фронта и появляется в Симферополе. Здесь он становится рядом с архиепископом Димитрием Абашидзе. Когда армия Врангеля, потерпев поражение от большевиков покидает Крым,  архиепископ Никодим мог эмигрировать, но предпочел не оставлять  Отечество. Конечно, он прекрасно понимал, что его ждет...
    В сентябре 1921 г. перенесший инсульт и ослепший на правый глаз митрополит Абашидзе удаляется на покой в Топловский монастырь, позже он будет арестован. Его место переходит к архиепископу Никодиму. Формально он  занимал Таврическую и Симферопольскую кафедру с 1921 по 1924 годы.  Но по факту после ареста и приговора суда в декабре 1922 года, давшего ему срок восемь лет, на эту кафедру он уже не вернулся.
    В 1922 г. большевики под предлогом помощи голодающему Поволжью  объявили об изъятии церковных ценностей и воспользовались этим  для нанесения сокрушительного удара по Православной Церкви. Священнослужители и их помощники в массовом порядке были обвинены в сопротивлении политике государства и арестованы. Таврическое епархиальное управление при поддержке властей захватила  раскольническая группа "Живая церковь".
    Дальнейшая судьба архиерея – цепочка тяжелейших испытаний. Владыка, заключенный в Нижегородскую тюрьму заболел тифом, но выжил и в 1923 году был освобожден по амнистии. Переехав в Москву, он неоднократно сослужил Патриарху Тихону в Донском монастыре, вел переписку со своей крымской паствой. Архиепископ Никодим предполагал вскоре вернуться на кафедру  в Симферополь, но ОГПУ перекрыло ему эту возможность. Далее до лета 1932 г. следует череда арестов и ссылок. После чего была некоторая передышка: четыре года он управлял Костромской епархией, как архиепископ Костромской и Галичский.  В 1936 году владыка снова  был арестован и приговорен к ссылке в Красноярский край сроком на пять лет.  В связи с тяжелым  состоянием здоровья оставался в тюрьме. Ему было предъявлено новое обвинение в подготовке восстания против советской власти. На допросах под пытками признался в шпионаже в пользу Румынии и Польши (!). Скончался Архиепископ Никодим 21 августа 1938 года в ярославской тюремной больнице.  Канонизован в Костромской епархии в 1995 году как местночтимый святой, а в августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

  Фотографии из Интернета
Слева вверху - стена дома Арендтов, справа вверху - икона свт. Луки Войно- Ясенецкого, слева внизу - улочка старого города, справа внизу - схиархиепископ Антоний Абашидзе.
   (Продолжение следует)


Рецензии