4 ноября

Нынче это дважды знаменательная дата для страны – в православном и светском календаре – День Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником, а с 2005 года  государственный праздник отмеает и нынешняя Россия.
А для меня с детства это – День рождения папы.

Как обычно в военных семьях, я его не каждый день видела – уходил на службу, пока я еще спала, а возвращался, когда уже спала. Ну, и командировки, конечно… Заходил в дом папа обязательно с гостинцем «от зайчика» или «от лисички», или «от белочки», которые непременно встречались ему по дороге, и как только узнавали, что дома ждет его дочка Галочка, тут же передавали какую-нибудь незатейливую "детскую радость" - конфетку ириску-барбариску или любимый батончик, печенюшку в бумажке, а то и игрушку, если возвращался издалека…
Не смотря на крохотный возраст, очень хорошо помню, как с мамой встречали его во дворе  дома с работы, как сажали рядом с домом деревья на "субботнике" (детвора и взрослые вместе!), как  ходили в гости по друзьям (главное развлечение в военных городках), ну и еще кино в офицерском клубе (в Прибалтике), или ДК СА (Дом культуры Советской армии в Солнечном), ГДО (Гарнизонный Дом офицеров в Мирном). Перед Новым годом папа неизменно появлялся на пороге с огромной пушистой елкой – столько лет прошло, а я до сих пор помню его смеющиеся глаза, ощущение и запах приближающейся сказки…

Вообще, благодаря родителям, мое детство и было похоже на сказку, а подарил ее мне папа. В далеком 1966 году, в мае, он, будучи в командировке в Москве, выполнил поручение своей любимой жены Верочки – привезти из столичного (другого варианта тогда не было) Дома ребенка малыша. Только «заказывала» мальчика, а приехала девочка, которая, впрочем, не хуже мальчишки все детство задавала жару окрестным пацанам.
Когда его подвели к заветной белой двери с окошком (помните, как в фильме 17 мгновений весны?) и открыли его, чтобы показать бегающих в группе малышей, один косолапый карапуз с диатезными щеками и косящими глазенками заметил чужого дядю и потопал к нему, протягивая игрушку, которую держал в руках:
- Ня!
- Ой, а эта как раз на вас похожа, - сказала заведующая, и в эту секунду папа понял, что у них с мамой будет дочка…
Пройдет 30 лет, когда я узнаю, что в тот день папа пообещал себе служить так, чтобы к моим 16 годам оказаться в Москве, чтобы именно здесь я получила паспорт с отметкой «место рождения – Москва»
Да, служил отец славно! "Ковал ракетный щит страны", был настоящим комиссаром (хотя к тому времени эта должность называлась "политработник"), к солдатам и молодым офицерам всегда относился, как отец родной,  попуская через себя все житейские и личностные проблемы своих подопечных, помогая любым возможным способом. Однажды, в начале 70-х, ему написала мать одного проштрафившегося солдатика, сетуя, что не отпустили его в отпуск, а у них дома крышу и забор починить некому - вот, мол, сына ждала. Отец тут же откомандировал «пару комсомольцев», и они все сделали, как надо.

А однажды, уже в Мирном (космодром Плесецк), произошла совершенно необычная история. Я тогда училась в 9 классе, а отец был депутатом Городского совета. К нему обратилась группа школьников (моих одноклассников!) с просьбой организовать в ГДО …дискотеку! Тогда только-только появилось это новшество в больших городах. Группа визитеров в количестве 4-5 парней-активистов заявилась к нам домой с журналом «Техника – молодежи», где было дано подробное описание организации дискотеки, список оборудования и схема размещения его в пространстве. Закрывшись в большой комнате, эта толпа во главе с моим папой долго секретничала, и в итоге – сама себе не верю – не прошло и двух месяцев, как в нашем военном городке уже с триумфом прошла первая дискотека, в корой самое деятельное участие принимали наш ребята и в общем-то сами ее и провели, сделав интереснейшую  музыкальную программу!

Один раз, еще на Южном Урале, в Солнечном,  нам с мамой удалось побывать у папы на работе, буквально в шахте, где располагалось командование ракетной части – ему выпало дежурство в День рождения, а мы так хотели его поздравить…
Вообще, 4 ноября оказалась очень удачная для замполита дата рождения – чаще всего именно на этот день назначалось торжественное собрание, которое он же сам и проводил по должности, и праздничный концерт уж конечно был посвящен папиному Дню рождения – так мы с мамой себе представляли. Как меня распирало от гордости, что это вот мой папа стоит на трибуне в парадной форме и поздравляет весь город, вручает грамоты и подарки лучшим из лучших…
А через несколько дней, 7 ноября, уже настоящим парадом мы отмечали День рождения мамы…

Мне уже было тридцать, когда один за другим ушли мои любимые, единственные в своем роде, самые лучше, самые необыкновенные и самые строгие и самые добрые родители. Где-то в преддверии этих событий я узнала свою личную историю, узнала точную дату своего рождения и догадалась, почему мы всю жизнь отмечали дома праздник «начала космической эры». От этого моя благодарность родителям только увеличилась безгранично.

Не стало отца в Крещение. Крещеный, православный партполитработник. Так бывает.
А сегодня, в ночь на 4 ноября, мне снова приснился папа – молодой, «боевой», и точно помню, что его как-то особенно отметили за службу Родине, назвали настоящим комиссаром…
P.S. Когда я вот только что, пару часов назад набрала в поисковике «комиссары космоса», то по странному стечению обстоятельств, в числе странных фото-соседств по этому поиску, на первом же фото в картинках  и на четвертом оказались папины фото, хотя о нем самом несправедливо мало упоминаний в инете - просто потому  что ушел в доцифровую эпоху...


Рецензии
Галина, прочла и сижу реву. Спасибо Вам. Я тоже из семьи военного. Мой отец военный штурман, мастер спорта по прыжкам с парашютом. Командировки, полеты, учения. Южная группа войск, Венгрия и самое офигенное и счастливое детство на свете. А из командировок - всегда подарочки.
Наши отцы - это уникальное поколение. Честь, совесть, преданность и порядочность- я бы так описала.
Мои папа и мама тоже из этого мира. Но, они всегда рядом.
Спасибо Вам за чудесный рассказ и эмоции.

Оксана Кулешова 100   19.08.2021 22:47     Заявить о нарушении
Оксана, милая, я растрогана такой реакцией и счастлива, что кто-то меня понял, разделяет мои эмоции, воспоминания, представление о мире и людях, которых - увы - уже теперь не будет, а нам предстоит жить без них совсем другом мире. Я часто думаю о том, что не случайно они ушли такими молодым - они вряд ли бы приняли нынешний мир с его чужими и чуждыми законами...
А мы с вами счастливые люди, что у нас было такое прекрасное детство.
С теплом...

Галина Брусницына   19.08.2021 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.