Время и бремя списков продолжение-2
Вот Владислав Ходасевич абсолютно на месте. Им и должен был открыться список. Нет у меня сомнений и по поводу Михаила Кузмина, дебютный («Александрийские песни», 1906 г.) и последний («Форель разбивает лёд») циклы которого стали вехами в Истории русской поэзии. Кроме того, Кузмин считается первым в России мастером свободного стиха. С Максимилианом Волошиным и Зинаидой Гиппиус сложнее, ибо на из месте вполне могли быть другие авторы, но, разумеется, это только моё личное мнение, может быть, ошибочное
Иван Савин – хороший поэт, но вот насколько правомерно включать его в число лучших, не знаю. Почему тогда не Сергея Бехтеева? Вообще, опять-таки обращает на себя внимание, что число эмигрантских поэтов, представленных в списке, невелико. Кроме Ходасевича, Гиппиус и Савина, это Николай Туроверов, Иван Буркин, и Наум Коржавин («Третья волна»), то есть всего, шесть человек. Очевидно, что это не то, чтобы мало, а просто катастрофически мало, хотя казалось бы творчество многих поэтов-эмигрантов уже опубликовано, но, судя по всему, так и не прочитано большинством читателей.
Туроверов, конечно, интересен, как представитель казачьей поэзии, но он не единственный. К поэтам-эмигрантам, вышедшим из казачества можно относятся Николай Евсеева, Николая Келина, Владимира Смоленского и многих других. Правда, тот же Смоленский в своём творчестве вышел за рамки чисто казачьей тематики и вообще это очень большой поэт, хотя и не слишком известный широким кругам читателей. Ну понятно, когда в СМИ десятилетиями мусолятся имена одних и тех же стихотворцев, пусть даже и талантливых, читательской аудитории практически неоткуда узнать о прочих авторах.
Что же тогда говорить об Оскаре Лещинском, включённый список? Революционер ХХХ зачем даёте художник и поэт, издавший в 1914 году, но мне в сети удалось найти только одно стихотворение, да и то благодаря тому, что его перевёл на болгарский язык Красимир Георгиев. Судить по одному тексту об уровне поэзии Лещинского я бы не рискнул, но скажу, что мне показалось странным, что в список включён именно он, а не такие более известные поэты, как Бенедикт Лившиц, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Юргис Балтрушайтис, да и другие талантливые авторы имеются.
Имя Василия Каменского известно благодаря таким строкам, как «Сарынь на кичку,/
Ядреный лапоть/Пошел шататься по берегам…» из поэмы «Степан Разин», но относить его на этом основании к числу лучших русских поэтов 20-го века я бы не стал. С таким же успехом тогда можно было включить в реестр Алексея Кручёных или Давида Бурлюка. Вообще, очевидно, что читатели, называя имена тех или иных стихотворцев, меньше всего руководствуются оценкой ценности их творчества. Скорее, речь идёт о степени «расскрученности» того или иного поэта.
Далее в списке идут такие фигуры, как Николай Тихонов, Борис Корнилов, Сергей Клычков и Дмитрий Кедрин. Тихонов – знаковая фигура советской поэзии, но таких авторов, наверно, можно было вспомнить ещё с десяток. И потом, почему нет тихоновского тёзки – Николая Асеева, стихи которого явно не хуже? Включённые в список Корнилов и Клычков из числа жертв сталинских репрессий, но насколько отличаются их судьбы. Первый был абсолютно предан коммунистической идее, что не помешало обвинить его в «кулацком уклоне», а второго и обвинять было не надо, ибо Клычков – плоть от плоти крестьянской России, друг и соратник Сергея Есенина и Николая Клычкова.
Хорошо, что не забыли Кедрина, которого некоторые люди уже путают с Константиномх Кедровым, основываясь на созвучии их фамилий, хотя у этих авторов совершенно нет между собой ничего общего. О странной и до сих пор нерасследованной гибели поэта написал в одном из своих стихотворений Николай Рубцов: «Был целый мир зловещ и ветрен,/Когда один в осенней мгле/В свое жилище Дмитрий Кедрин/Спешил, вздыхая о тепле…». Рубцовский вопрос: «а за что?» до сих пор остаётся актуальным, потому что ответа на него нет.
К числу поэтов-фронтовиков относятся такие автора, как Павел Коган, Семён Гудзенко и Сергей Орлов, но тут опять-таки можно спросить: «Почему именно они, а не другие»? Владимир Луговской ещё одна знаковая фигура советской поэзии, автор Свода поэм «Середина века», написанных белым стихом, но тут вопрос: «а будет ли кто-то сейчас перечитывать всё это?», при том, что сам-то в своё время этого поэта читал. Читал я и Леонида Мартынова, который тоже есть в «читательском» списке, а вот другомухжхххз сибиряку – Сергею Маркову места в реестре почему-то не нашлось.
Зато есть троица детских поэтов: Корней Чуковский, Сергей Михалков и Самуил Маршак. Почему при этом нет Агнии Барто или Эдуарда Успенского с его замечательной поэмой «Охотник», которую я с самого детства помню чуть ли не наизусть. У Успенского есть и другие замечательные стихи, написанные для детей. Вообще, хороших детских поэтов немало, но все они, как мне кажется, должны стоять в своём отдельном списке.
Егор Исаев, наверно, заслуживает включения в реестр, как автор поэм, х в своё время широко обсуждались в советской печати, но, видимо, больше из-за актуальности поднимаемых в этих произведениях тем. Наум Коржавин (настоящая фамилия – Мандель, то есть, поэт известен под своим творческим псевдонимом) – один изхз основных представителей «третьеволновой» эмигрантской поэзии. Булат Окуджава – популярный бард, один из столпов «авторской песни». Я не буду выражать сомнения по поводу включения Окуджавы в список лучших поэтов, чтобы не задеть чувства его поклонников.
Судить о творчестве Ивана Буркина, имя которого я уже называл выше, я не берусь, потому что плохо знаю его творчество. Наверно, он и в самом деле, талантливый поэт, но должен ли он быть включён в число 50 лучших, это ещё вопрос. Особенно, с учётом того, что в обсуждаемом списке отсутствуют имена таких ярких представителей «второй волны» эмиграции, как Борис Нарциссов и Игорь Чиннов. Первый из них, как к нему не относись, настолько своеобразен, что даже не знаешь, с кем его сравнить, а второй так и вовсе, на мой взгляд, великий русский поэт.
Относительно Всеволода Некрасова просто ничего не могу сказать, но не потому что не знаком с его творчеством, а потому, что не знаю, как к всему этому относится. При этом я ничего не имею против любых «экспериментов» в поэзии и мне, например, во многом интересны такие авторы, как Георгий Оболдуев, Николай Глазков, Семён Кирсанов, который сейчас не упоминают ни в каких опросах, да и в печати их имена в последнее время практически не упоминаются. Может быть, я, конечно, ошибаюсь, потому что невозможно уследить за всеми публикациями.
Новелла Матвеева – ещё одно из ключевых имён в «авторской песне». Почему именно она, а не её однофамильца – Вера Матвеева? Вообще, мне кажется, что для «песенной поэзии» надо составлять отдельный список, а, возможно, даже и не один. Однако, если уж я назвал имена двух популярных бардесс, то в противовес назову и двух бардов-мужчин. Это Александр Дольский, сочиняющий интересные, но довольно сложные песни и Николай Шипилов. Другие фамилии перечислять не буду, ибо эти авторы ещё живы и продолжают творить.
У меня как-то нет сомнений по поводу таких представителей «тихой лирики», как Владимир Соколов и Анатолий Передреев. Их лучшие стихи это уже фактически поэтическая классика 20-го века и жаль тех читателей, которые не знакомы с творчеством этих авторов. Включение в реестр Валентина Сорокина для меня сомнительно, также, как и Владимира Кострова. При этом, если бы пришлось выбирать между Сорокиным и Костровым, я бы выбрал второго из них. Стихи Сорокина я когда-то читал, но как-то они меня не «зацепили».
Что касается такого поэта, как Владимир Морозов, жизнь которого оборвалась в 26 лет, то я, к сожалению, плохо знаком с его творчеством. Судить о морозовских стихах «с кондачка», чтобы вынести свой вердикт, я не хочу, но, такой автор, как Аркадий Яровой пишет о Морозова, как об одном «из самых талантливых поэтов нашего поколения». Наверно, это так и есть. Кстати, как я понял, Владимир – земляк ещё одного «списочного» автора – Роберта Рождественского, которого пока ещё представлять никому не надо.
Юнна Мориц – известная российская поэтесса, с творчеством которой я когда-то познакомился очень подробно, но её стихи мне «не показались». То, что Мориц пишет теперь это и вовсе какие-то рифмованные политические агитки, но таковые пишут и многие куда менее известные стихотворцы, причём, они, как я понимаю, тем самым создают себе пиар. Относительно Евгения Рейна скажу, что он не относится к числу регулярно читаемых мной авторов, как и Игорь Шкляревский, хотя, как того, так и другого, я читал.
Геннадий Русаков – очень интересный поэт, яркий, самобытный. Он, пожалуй, действительно, один из лучших, по крайней мере, в своём поколении. Нет у меня сомнений и по поводу Валентина Устинова, одного из моих любимейших поэтов, причём, его поэзия, на мой взгляд, пока ещё не оценена литературной критикой и читателями в должной мере. Тем приятнее, что Устинов всё же попал в «читательский» список, хотя многие другие интересные авторы оказались за его пределами.
Борис Примеров, прежде всего, известен мне тем, что покончил с собой в 1995 году в возрасте 56 лет, в связи с чем как-то по другому относишься к его творчеству. Является ли Примеров выдающимся поэтом, я не знаю, но стихи у него хорошие. По истокам своего творчества это очень русский, так сказать, «почвенный» поэт, что для меня , как читателя не является ни достоинством, ни недостатком. Скорее, это просто констатация факта. А вот то, что имя Примерова и его поэзия плохо известны современной читающей публике, в отличии, скажем, от таких авторов, как Евгений Евтушенко или Иосиф Бродский, это, на мой взгляд, очень плохо.
Можно было бы, наверно, и дальше подробно говорить о поэтах из списка, но я решил ограничится простым их перечислением: Иван Жданов, Ольга Седакова, Иеромонах Роман (в миру – Александр Матюшин), Юрий Кублановский, Олег Григорьев, Татьяна Реброва. Каждый из этих авторов, разумеется, талантлив, но вот все ли они заслуживают включения в число «50-ти», опять-таки непонятно. При желании я мог бы назвать в качестве альтернативы десятка два фамилий, но есть ли в этом какой-либо смысл? Думаю, что, скорее всего, нет.
Александр Башлачёв и Илья Кормильцев. Оба имеет отношения к отечественной рок-музыки и именно поэтому известны. Но ведь тут при желании можно было бы назвать и совсем другие имена, по каждому из которых, наверно, могут быть абсолютно противоположные мнения. Иначе говоря, можно спорить до хрипоты, но так и не прийти к какому-то единому знаменателю. Для меня очевидно, что если мы уж в отношении поэзии начала 20-го века не может быть во всём уверены, то что же говорить о временах не столь далёких? Хотя, наверно, разговор всё равно вести надо, ну хотя бы для того, чтобы привлечь читательское внимание к тем или иным талантливым поэтам.
Свидетельство о публикации №221052701601