Володин Константин Арсеньевич

День рождения Героя

Володин Константин Арсеньевич (27 мая 1901 – 12 августа 1968), организатор промышленности. Первый директор предприятий по серийному производству атомных боеприпасов в городах Саров и Трёхгорный.

Родился в деревне Енотаевка Астраханской губернии. Подростком батрачил, затем работал чернорабочим в Астрахани, ходил по Волге в бурлацких артелях. С 1919 г. служил в РККА. После обучения на астраханских курсах пехотных командиров служил командиром взвода на Туркестанском фронте до 1925 г. Окончил химические курсы во Владимире (1925) и служил начальником химической службы стрелкового полка.

С мая 1930 по декабрь 1934 г. был слушателем Ленинградской военно-технической академии имени Ф. Э. Дзержинского; инженер по вооружению и боеприпасам. Старший военпред Главного артиллерийского управления РККА при заводе № 60 в г. Ворошиловграде (1935–1937). В 1938 г. назначен начальником отдела 12-го управления Наркомата обороны СССР. В этом же году назначен главным инженером, а с 1940 г. директором Подольского патронного завода № 17 Наркомата вооружений СССР. [Для понимания всей остроты момента следует знать, что два предыдущих директора этого завода были расстреляны как враги народа]. Затем возглавлял оборонные предприятия в Кунцеве Московской области, в Кокчетаве, Ульяновске и Москве.

[Для сведения читателей:
В декабре 1945 г. США приняли доктрину «первого удара» против СССР. Были намечены 20 советских городов для атомной бомбардировки. В директиве Совета национальной безопасности США, выпущенной в ноябре 1947 г., были окончательно определены цели атомной войны. Было запланировано сбросить 133 атомных бомбы уже не на 20, а на 77 городов СССР, в том числе на Москву – 7 бомб. Руководитель Матхэттенского проекта генерал Гровс в 1945 г. заявил конгрессу США, что Советскому Союзу для обладания атомным оружием понадобится 15–20 лет. Американские учёные (Оппенгеймер, Ферми) сходились на меньшем сроке – 10 годах. Перед нашими учеными и производственниками была поставлена труднейшая задача: в обескровленной войной стране с разрушенной экономикой сократить срок создания ядерного оружия до 5 лет. Эта невыполнимая задача была выполнена за 4 года! Уже в 1949 г. в Советском Союзе была испытана первая атомная бомба. Третья мировая война не началась лишь по той причине, что у СССР появились это сверхмощное оружие. Но были ещё нужны и заводы по серийному выпуску ядерного оружия…].

В декабре 1949 г. К. А. Володин был назначен директором завода № 551 – первого в стране предприятия, осуществлявшего серийный выпуск атомных бомб, производительностью 20 единиц в год (завод № 3 в закрытом посёлке Саров, ныне – Электромеханический завод «Авангард» в г. Сарове). Предприятие вступило в действие во втором полугодии 1951 г., до конца года на нём были собраны первые три атомные бомбы РДС-1 серийного изготовления, укомплектованные ядерными зарядами, созданными на опытном производстве КБ-11.

С 1952 г. Володин – директор строящегося Союзного завода № 933 в городе Златоуст-20 / Златоуст-36 (ныне – ФГУП «Приборостроительный завод»). Этот завод также создавался для выпуска ядерных боеприпасов. Под руководством К. А. Володина, благодаря его опыту и организаторскому таланту, исключительной требовательности к себе и к подчиненным, в сжатые сроки в уральской тайге было построено передовое предприятие отрасли. В августе 1955 г. завод выпустил первую продукцию. Это была авиационная атомная бомба РДС-4 («Татьяна»), ставшая первым тактическим ядерным оружием, производившимся в СССР серийно. В 1956 г. было освоено производство ядерных боеголовок межконтинентальных баллистических ракет.

Рядом с производственной площадкой возводился и рабочий посёлок – будущий закрытый город Трёхгорный Челябинской области. Вскоре здесь появились улицы с многоэтажными жилыми домами для рабочих, школы, больницы, Дворец культуры. На посту директора этого предприятия Константин Арсеньевич проработал до 1 февраля 1963 г. С 1963 г. – консультант директора электромеханического завода (г. Подольск Московской области).

«По воспоминаниям сослуживцев, Володин никому не позволял унижать собственное достоинство. Однажды он присутствовал на Коллегии у наркома вооружений Д. Ф. Устинова. Тот распекал директоров заводов за разные погрешности. Директора, опустив газа, слушали и молчали. И только Володин поднял голову и высказал наркому свое мнение: „Мы – производственники, и приехали сюда за разрешением производственных вопросов, а не слушать два часа ваши нотации. Если работа не по плечу, от нее надо отказаться“. В напряженной тишине Володин встал и вышел из кабинета наркома». – М. А. Чванов.

«Завод № 3 входил в структуру КБ-11, научным руководителем которого был Ю. Б. Харитон, а заместителем генерального конструктора – В. И. Алфёров, который сыграл неприглядную роль в дальнейшей судьбе Константина Арсеньевича.

[Для сведения читателей:
Алфёрову приналежит донос 1947 г., результатом которого было знаменитое «дело четырёх адмиралов», обвинённых Алфёровым в передаче союзникам во время войны материалов по советской торпеде высотного бомбометания «45-36 АВА» и по трофейной немецкой акустической торпеде. Состоявшимся впоследствии судом чести бывший нарком адмирал флота Н. Г. Кузнецов был понижен в звании, адмирал В. А. Алафузов и вице-адмирал Г. А. Степанов были осуждены на десять лет лишения свободы, адмирал Л. М. Галлер – на четыре года. Л. М. Галлер умер в Казанской тюрьме в 1950 г. В 1953 г. все они были реабилитированы с восстановлением воинских званий].

Володин, по характеру ответственный и волевой, не мог терпеть бестактно опекающего его руководителя. Не зря же после так называемого разоблачения культа личности Сталина Алферов публично каялся на партийном собрании в своей излишней жестокости и бестактности к своим подчиненным. А Володин не терпел никакой бестактности. Отношения между Володиным и Алферовым окончательно испортились – по этой причине, возможно, Володин за выпуск первых атомных бомб не был, в отличие от других руководителей программы, представлен к высшим государственным наградам. Казалось бы, после переезда К. А. Володина в Златоуст-20 влияние этого конфликта на судьбу выдающегося директора должно было прекратиться. Но в 1955 г. Алфёров был назначен начальником Главного управления Министерства среднего машиностроения СССР, то есть, курируя серийный выпуск ядерных боеприпасов, опять стал непосредственным руководителем Володина». – По материалам статьи М. А. Чванова.

Авторская оценка:
Константин Арсеньевич Володин не был удостоен высших почестей и званий – ни звезды Героя, ни звания лауреата Сталинской, Ленинской премии или Государственной премии СССР он так и не получил. Но, вне зависимости от наличия или отсутствия тех или иных наград, этот крупный руководитель промышленности сыграл особую, выдающуюся роль в создании ядерного баланса между СССР и США.

Инженер-полковник. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Почетный гражданин города Трехгорный. В 1968 г. одна из улиц г. Трёхгорный названа в честь К. А. Володина.


Иллюстрации.
Справа: Неизвестный автор. Константин Арсеньевич Володин, первый директор Приборостроительного завода в Трёхгорном.
Слева: Неизвестный автор. Авиационная атомная бомба РДС-4 («Татьяна»).
Фото с сайта Объединённого государственного архива Челябинской области.
Подбор иллюстраций, композиция: Герои Российской Истории.


Рецензии