Мысли о белорусском

СРЕДА, 10 МАРТА
Сегодня на пропедевтике у нас получилась очень интересная пара, особенно для меня. Дело в том, что в библиотеке нам не выдали никаких учебников по этому предмету, и мы готовились к парам по тому материалу, что есть на сайте университета по каждой теме. Так было и на этот раз. Но сегодня преподаватель задала один вопрос, про который совершенно ничего не было на сайте, но который она считает очень важным. Разумеется, никто из нас не знал на него ответа. Преподаватель шла по списку, опрашивая всех подряд, и именно на мне её терпение лопнуло. "Всё, хватит! - воскликнула она, достала свою уже довольно потрёпанную жизнью книгу, открыла её на нужной теме, положила мне на парту (я сидела как раз перед преподавательским столом) и сказала: - Читай вслух от начала и до конца главы! Громко, чтобы все слышали. И все слушайте и запоминайте!"
Я стала читать про физическое развитие детей и антропометрию в педиатрии (а именно такая была тема), а преподаватель куда-то вышла по делам. "Может, Маша просто в беседу скинет, а мы все почитаем?" - предложил Стас. "Нет, пусть читает! - сказали Лидия с Юлей. - Преподаватель вернуться может".
Так я и читала до конца пары. Не знаю, сколько точно времени, но показалось, что где-то полчаса или даже минут сорок. Надо сказать, довольно необычные ощущения. Преподаватель вернулась в кабинет как раз тогда, когда я уже закончила. А через минуту и пара закончилась.
Вечером мы с папой смотрели документальный фильм (не длинный, минут на 20) про Янку Купалу. У нас в последнее время такая традиция: смотреть перед сном передачу про белорусских писателей на белорусском языке. Надо сказать, передача довольно интересная, так что я рада, что мы её смотрим. Когда фильм про Янку Купалу закончился, я, имея в виду то, что он погиб, упав с лестницы в гостинице, и никто не знает точно, почему это произошло, сказала: "А есть в этом особая романтика - умереть так, чтобы люди потом ещё много лет гадали, что это было". "Не говори так, - сказал в ответ папа. - Нехорошая тема". Что ж, наверное, я и вправду сморозила что-то странное.
Вообще, с белорусским языком у меня немного необычные отношения. Я уже касалась этой темы в "Жила-была Машуля", но, наверное, с другого ракурса. В начальной школе я совсем не любила и не уважала "мову". Мне она плохо давалась, даже моя первая школьная двойка была именно по этому предмету. В средних классах дело как-то наладилось: всё-таки терпение и труд всё перетрут, как говорится, даже если в большей степени ради хорошей отметки в журнале. Но особой любви к белорусскому языку я и там не испытывала: наши его учительницы, являясь, мягко говоря, не самыми приятными личностями в гимназии, совершенно не способствовали этому. В лицее ситуация изменилась: там у нас была очень хорошая учительница белорусского, с которой у меня замечательно сложились отношения и которой я за многое благодарна. Благодаря ей я даже полюбила писать сочинения по-белорусски, правда, выпустившись из лицея, этим не занималась: всё-таки для этого нужно брать словарь или, на худой конец, гугл-переводчик, а на это нужно время, которого мне и без того не хватает. Я хорошо понимаю по-белорусски, и мне, как правило, не нужен переводчик, чтобы что-то прочитать или кого-то послушать. Но вот писать самой - это почему-то совсем другая история... Так что писать и говорить на русском мне гораздо проще.
На первом курсе университета у нас были пары по профессиональной лексике на белорусском языке. Нас там сильно не напрягали, и зачёты всем поставили без проблем. На этих парах мы переводили разные медицинские тексты с русского на белорусский при помощи словаря. На одной из первых пар наша преподаватель, как и всякий преподаватель белорусского, разумеется, говорила о то, как это важно - знать и уважать родную мову, побольше говорить на ней... Ну и тому подобное. Я тогда подумала, что абсолютно не вижу смысла напрягаться по данному вопросу: русский ведь привычнее, и что в этом плохого?
Если б дело было в этом году, после 9-го августа 2020-го года, всё воспринималось бы, конечно, по-другому, и мысли в голове были несколько другие. Так что тут, наверное, дело внушения, восприятия или не знаю, чего ещё... Впрочем, как и многое другое в этой жизни, на самом-то деле. Да и вообще, наверное, такова человеческая природа: пока за какие-нибудь ценности или идеалы кого-нибудь не изобьют дубинками, не посадят в тюрьму или даже не убьют - они очень мало кем будут восприниматься как ценности и идеалы. Так во всём... Вероятно, поэтому так и живём. Не понимаем мы, люди, по-хорошему, иначе был бы Рай на земле или просто Рай без земли. Ладно, что-то я уже слишком далеко ухожу от темы.
На нашем потоке на лечебном факультете была девочка по имени Настя, с которой дружили и я, и Аня. Вернее, она-то там и сейчас есть, это меня больше нет. Настя, как я уже рассказывала в "Жила-была Машуля", очень любит белорусский язык. Поэтому я стала с ней иногда на нём разговаривать: просто чтобы подруге было приятно. Правда, чаще всего это бывало в переписке во "Вконтакте". Там мы вообще всегда общались только на белорусском. В университете, на глазах и ушах у стольких людей Настя и сама-то стеснялась "размауляць па-беларуску", а уж обо мне и говорить нечего. "Если я стану разговаривать по-белорусски на коридоре, да ещё с ошибками, люди, наверное, меня не совсем правильно поймут", - думала я.
Помню, в лицее у меня была одноклассница по имени Надя, которая однажды решила провести такой эксперимент: целый день разговаривать только на белорусском, причём со всеми, будь то одноклассники, учителя, продавцы в магазине или даже директор лицея. И она его провела. Я не просила её поделиться впечатлениями, но думаю и думала тогда, что это был точно совсем не скучный эксперимент. Я Надю даже за него зауважала.
Вообще, говоря честно и откровенно о том, что думаю сейчас, я могу с уверенностью сказать: я люблю и уважаю и русский, и белорусский языки. Оба они имеют право... Нет, не на существование, а на жизнь. Собственно, то же самое я могу сказать и про все другие языки на планете. Мне очень хочется, чтобы был мир в нашей стране и между странами. Сейчас он, к сожалению, кажется, очень хрупок. И чтобы мир был настоящий, а не такой, как... В общем, не наигранный и не поддельный. И не "худой". Конечно, такое до конца не возможно, ведь мы, увы, живём не в Раю. Но а всё же.... Как говорил один знаменитый и мудрый кот, просто "давайте жить дружно!" И помнить о том, что всё-таки Любовь спасёт целый мир и каждого в отдельности. Непременно спасёт. Поэтому всегда самое важное - это постараться услышать голос сердца и последовать ему.
Что-то похожее я, кажется, писала в "Жила-была Машуля", и всё-таки это было не совсем то же самое.


Рецензии