Глава 33 Поглотители Смерти

Волдеморт отвёл взгляд от Гарри и принялся рассматривать своё тело. Руки напоминали больших белых пауков; тонкие белые пальцы поглаживали грудь, руки, лицо; красные глаза со зрачками-щелочками, как у кошки, засветились в темноте ещё ярче. Он поднял руки и согнул пальцы с восторгом и торжеством на лице. Он не обращал внимания ни на окровавленного Вертихвоста, извивающегося на земле, ни на большую змею, которая показалась вновь и с шипением стала описывать круги вокруг Гарри. Волдеморт опустил свои неестественно длиннопалые руки в глубокий карман и вынул волшебную палочку. Он нежно погладил и её; потом он поднял её, направил на Вертихвоста, которого волшебная сила подняла с земли и отбросила к надгробию, к которому был привязан Гарри; он упал к подножию и лежал там, согнувшись и плача. Волдеморт повернул алые глаза к Гарри и испустил высокий, холодный, безрадостный смешок.
Мантия Вертихвоста лоснилась от крови; он завернул в неё обрубок руки.
- Милорд... – сдавленно проговорил он. - Милорд... вы обещали... вы же обещали...
- Дай руку, - лениво произнёс Волдеморт.
- O мой господин... спасибо, мой господин...
Он протянул окровавленный обрубок, но Волдеморт снова рассмеялся:
- Другую руку, Вертихвост.
- Хозяин, пожалуйста... пожалуйста...
Волдеморт наклонился и потянул Вертихвоста за левую руку; он засучил рукав мантии Вертихвоста выше локтя, и Гарри заметил на коже что-то вроде блестящей красной татуировки – череп с выползающей изо рта змеёй – изображение, появившееся в небе на Кубке мира по квиддичу: Тёмную Метку. Волдеморт внимательно рассмотрел её, не слушая рыданий Вертихвоста.
- Вот она, - тихо сказал он. - Они все заметят это... а сейчас посмотрим... сейчас узнаем...
Он прижал длинный белый указательный палец к клейму на руке Вертихвоста.
Шрам на лбу Гарри снова пронзила острая боль, а Вертихвост взвыл; Волдеморт убрал пальцы с метки Вертихвоста, и она стала чернильно-чёрной.
Волдеморт выпрямился с удовлетворённо-жестоким выражением лица, запрокинул голову и оглядел тёмное кладбище.
- Скольким из них достанет храбрости вернуться, когда они почувствуют это? – прошептал он, устремив блестящие красные глаза к звёздам. – И скольким достанет глупости остаться в стороне?
Он начал шагать взад-вперёд перед Гарри и Вертихвостом, то и дело окидывая взглядом кладбище. Через минуту или около того он снова взглянул на Гарри, и на его змееподобном лице заиграла жестокая улыбка.
- Ты стоишь, Гарри Поттер, на останках моего покойного отца, - тихо прошипел он. – Магла и дурака... как твоя дорогая мамочка. Но они оба всё же принесли пользу. Твоя мать умерла, защищая тебя в детстве... a я убил отца, и вот какую пользу он принёс мне, будучи мёртвым...
Волдеморт опять рассмеялся. Он продолжал ходить взад-вперёд, глядя по сторонам, а змея описывала круги в траве.
- Видишь тот дом на склоне холма, Поттер? Там жил мой отец. Mоя мать, колдунья, которая жила в этой деревне, влюбилась в него. Но он бросил её, когда узнал, кто она такая... He любил мой папаша волшебство... Он оставил её и вернулся к своим родителям-маглам ещё до моего рождения, Поттер, и она умерла, дав мне жизнь, оставив меня расти в магловском сиротском приюте... но я поклялся найти его... Я отомстил ему, этому идиоту, который дал мне своё имя... Toм Риддл...
Он продолжал расхаживать, глядя красными глазами то на одну могилу, то на другую.
- Послушай меня, я расскажу тебе историю семьи... – тихо сказал он. - О нет, я впадаю в сентиментальность... Но слушай, Гарри! Моя настоящая семья возрождается...
Внезапно воздух прорезало хлопанье мантий. Между могил, за тисом, в каждой тени мигратировали волшебники – все в плащах с капюшонами и масках. Один за другим они двигались вперёд... медленно, осторожно, словно не веря своим глазам. Волдеморт стоял и безмолвно ожидал их. Один из Поглотителей Смерти упал на колени, подполз к Волдеморту и поцеловал подол его чёрной мантии.
- Хозяин... Хозяин... – пробормотал он.
Остальные Поглотители Смерти последовали его примеру; каждый подползал к Волдеморту на коленях, целовал его мантию, отступал и вставал. Так они потихоньку образовали круг, в который заключили могилу Тома Риддла, Гарри, Волдеморта и всхлипывающее и извивающееся существо - Вертихвоста. В кругу оставались просветы, как будто они ждали ещё кого-то. Однако Волдеморт больше никого не ждал. Он оглядел скрытые под капюшонами лица, и хотя ветра не было, все в кругу вздрогнули.
- Добро пожаловать, Поглотители Смерти, - тихо проговорил Волдеморт. – Тринадцать лет... мы не встречались уже тринадцать лет. И вы откликнулись на мой зов, как будто мы не виделись лишь со вчерашнего дня, значит, Тёмная Метка до сих пор объединяет нас! Или же нет?
Он снова запрокинул своё ужасное лицо и принюхался, его ноздри-щелки раздулись.
- Я чую вину, - сказал он. – В воздухе витает смрад вины.
По кругу пробежала дрожь, как будто все хотели отступить, но не смели.
- Я вижу, что вы все живы-здоровы, ваша сила при вас – как скоро вы явились! A я спрашиваю себя... почему все эти волшебники никогда не являлись на помощь к своему повелителю, которому клялись в вечной преданности?
Никто не вымолвил ни слова. Никто не сдвинулся с места, только Вертихвост на земле не переставал всхлипывать над кровоточащей рукой.
- И я отвечаю себе, - прошептал Волдеморт. - Они, должно быть, решили, что я пал, они подумали, что я исчез. Они смешались с рядами моих врагов и клялись в невиновности, неведении и пребывании под чарами... И я спрашиваю себя: но как они могли поверить, что я не восстану вновь? Te, кто знал, какие меры я принял давным-давно, чтобы уберечь себя от окончательной смерти? Te, кто видел доказательства моих величия и могущества в те времена, когда у меня было больше возможностей, чем у любого живущего ныне волшебника? И я отвечаю себе: может быть, они поверили, что может существовать ещё бОльшая сила, способная победить даже Лорда Волдеморта... может быть, сейчас они хранят верность кому-то другому... может быть, этому любителю простолюдинов, грязнокровок и маглов Альбусу Дамблдору?
При упоминании имени Дамблдора те, кто был в кругу, зашевелились, кое-кто забормотал и покачал головой. Волдеморт не обратил на них внимания.
- Я разочарован... признаюсь честно, я разочарован...
Один из присутствующих вдруг бросился вперёд, нарушив круг. Дрожа с головы до ног, он скрючился у ног Волдеморта.
- Мой господин! – вскричал он. - Мой господин, простите меня! Простите всех нас!
Волдеморт расхохотался и поднял палочку.
- Круцио!
Лежащий на земле Поглотитель Смерти скорчился и закричал. Гарри был уверен, что этот крик донёсся до ближайших домов.
«Хоть бы появилась полиция, - отчаянно подумал он. - Хоть кто-нибудь... хоть что-нибудь...»
Волдеморт поднял палочку. Замученный Поглотитель Смерти распростёрся на земле, тяжело дыша.
- Поднимись, Эйвери, - тихо сказал Волдеморт. - Встань. Ты просишь прощения? Я не прощаю. Я не забываю. Tринадцать долгих лет... Прежде чем простить, я хочу получить возмещение за тринадцать лет. Вот Вертихвост уже уплатил часть долга, правда, Вертихвост?
Он взглянул на всхлипывающего Вертихвоста.
- Ты вернулся ко мне, но не из преданности, а из страха перед своими старыми друзьями. Ты заслужил эту боль, Вертихвост. Ты ведь и сам понимаешь это?
- Да, хозяин, - простонал Вертихвост. - Пожалуйста, хозяин... пожалуйста...
- Но ты помог мне вернуть тело, - холодно сказал Волдеморт, глядя на всхлипывающего на земле Вертихвоста. – Каким бы никчёмным и вероломным ты ни был, ты помог мне... a Лорд Волдеморт вознаграждает помощников...
Волдеморт поднял палочку и пронзил ею воздух. По её мановению в воздухе повисло что-то вроде литого серебра. Вначале оно было бесформенным, а потом завертелось и превратилось в блестящую копию человеческой руки, яркой, как лунный свет, и эта рука устремилась вниз и прикрепилась к кровоточащему запястью Вертихвоста.
Вертихвост тут же прекратил всхлипывать. Хрипло и прерывисто дыша, он поднял голову и недоверчиво посмотрел на серебристую кисть, прочно приросшую к его руке и подобную сверкающей перчатке. Он согнул блестящие пальцы, потом, дрожа, взял комочек земли и растёр его в пыль.
- Милорд, - прошептал он. – Мой господин... она прекрасна... спасибо... спасибо...
Он подполз на коленях к Волдеморту и поцеловал подол его мантии.
- И да не поколеблется твоя преданность снова, Вертихвост, - сказал Волдеморт.
- Нет, милорд... никогда, милорд...
Вертихвост встал и занял своё место в кругу, глядя на сильную новую руку; его лицо всё ещё было мокро от слёз. Волдеморт подошёл к мужчине справа от Вертихвоста.
- Люциус, мой скользкий друг, - шепнул он, остановившись перед мужчиной. – Мне сказали, что ты не отказался от старых привычек, хотя на виду ты выглядишь вполне респектабельно. Полагаю, ты по-прежнему готов возглавить пытки маглов? Однако, Люциус, ты никогда не пытался найти меня... Хотя смею сказать, что ты неплохо отличился на Кубке мира по квиддичу... но не лучше ли было направить своё рвение на поиски своего хозяина и помощь ему?
- Я всегда был наготове, милорд, - тут же раздался из-под капюшона голос Люциуса Малфоя. – Если бы я уловил хоть один знак от вас, хоть один намёк о вашем местонахождении, я бы немедленно оказался рядом с вами, и ничто не помешало бы мне…
- Тем не менее, ты убежал от моей Метки, когда прошлым летом преданный мне Поглотитель Смерти наколдовал её в небесах, не так ли? – лениво проговорил Волдеморт, и мистер Малфой тут же смолк. – Да, Люциус, я всё об этом знаю... Ты расстроил меня... надеюсь в будущем на более преданное служение.
- Конечно, милорд, конечно... Вы милостивы, благодарю вас...
Волдеморт отошёл и остановился, глядя на пустое место – туда могли бы поместиться двое – между Малфоем и следующим Поглотителем Смерти.
- Здесь должны стоять Лестрэйнджи, - тихо сказал Волдеморт. – Но они заточены в Азкабане. Они верны мне. Они предпочли Азкабан отступничеству от меня... Когда двери Азкабана распахнутся, Лестрэйнджам окажут такие почести, о каких они и не мечтали. Дементоры присоединятся к нам... они наши настоящие союзники... мы призовём изгнанных великанов... Все мои преданные слуги вернутся ко мне, как и армия созданий, которые страшнее самого страха...
Он пошёл дальше. Мимо одних Поглотителей Смерти он проходил молча, перед другими останавливался и говорил с ними.
- Maкнейр... теперь ты уничтожаешь опасных существ по распоряжению Министерства магии, как говорил мне Вертихвост? Скоро, Макнейр, у тебя будут жертвы получше. Лорд Волдеморт позаботится об этом...
- Спасибо, мой господин... спасибо, - пробормотал Макнейр.
- А тут, - Волдеморт подошёл к двум самым крупным фигурам под капюшонами, - тут у нас Крэбб... на этот раз, Крэбб, ты будешь работать лучше? A ты, Гойл?
Оба неуклюже поклонились и монотонно пробормотали:
- Да, хозяин...
- Обязательно, хозяин...
- Это и тебя касается, Нотт, - тихо сказал Волдеморт сутулой фигуре в тени мистера Гойла.
- Милорд, я простираюсь перед вами, я ваш самый преданный…
- Довольно, - оборвал его Волдеморт.
Он дошёл до самого большого просвета и смотрел туда безучастными красными глазами, как будто видел стоящих там людей.
- A здесь не хватает шестерых Поглотителей Смерти... Трое из них погибли, служа мне. Один слишком труслив, чтобы вернуться... он поплатится за это. Один, как я полагаю, покинул меня навсегда... он, конечно, будет убит... и ещё один, который остаётся самым преданным моим слугой и уже снова служит мне.
Поглотители Смерти зашевелились, стреляя друг в друга взглядами сквозь маски.
- Этот преданный слуга сейчас в Хогвартсе, и наш юный друг сегодня оказался здесь благодаря его стараниям... Да, - продолжил Волдеморт, улыбаясь безгубым ртом, и все взгляды устремились на Гарри. – Гарри Поттер любезно присоединился к вечеринке по случаю моего возрождения. Мы даже можем пойти дальше – давайте назовём его моим почётным гостем.
Воцарилось молчание. Поглотитель Смерти справа от Вертихвоста выступил вперёд, и из-под маски послышался голос Люциуса Малфоя:
- Мой господин, нам не терпится узнать... просим вас рассказать нам... как вам удалось такое... такое чудо... как вам удалось вернуться к нам...
- Ах, Люциус, это целая история, - ответил Волдеморт. – И начинается она… с нашего юного друга… и заканчивается им же.
Он лениво подошёл к Гарри, и все взгляды устремились на них обоих. Змея продолжала ползать вокруг.
- Вы, конечно, знаете, что этого мальчика называют моей неудачей? – тихо спросил Волдеморт, глядя красными глазами на Гарри. Шрам у него на лбу стало жечь так, что он чуть не кричал от боли. – Вы все знаете, что в ту ночь, когда я потерял свои силу и тело, я пытался убить его. Его мать погибла, пытаясь спасти его – и невольно дала ему защиту, которой, признаюсь, я не предвидел... Я не мог дотронуться до мальчишки.
Волдеморт поднял длинный белый палец и приблизил его к щеке Гарри.
- Его мать наделила его своей жертвенностью... Это старинная магия, мне следовало бы помнить о ней, я же глупо пренебрёг ею... но неважно. Теперь я могу прикоснуться к нему.
Кончик холодного пальца коснулся Гарри, и его голова чуть не взорвалась от боли. Волдеморт тихо рассмеялся ему на ухо, отодвинул палец и обратился к Поглотителям Смерти:
- Я просчитался, друзья мои, и я признаю это. Моё заклятие отразила жертва женщины, и оно ударило по мне самому. Aх... немыслимая боль, друзья мои; ничто не предвещало её. Я был вырван из тела, я был меньше чем дух, меньше чем ничтожнейший призрак... но я был хотя бы жив. Сам не знаю, чем я был... Я, ушедший дальше всех по пути, ведущему к бессмертию. Вы знаете мою цель – победить смерть. И вот я подвергся испытанию, и оказалось, что кое-какие мои опыты сработали... я не был убит, хотя заклятье должно было убить меня. Тем не менее, я стал самым беспомощным живым существом и не смог справиться с этим... у меня не было тела, а для любого заклинания, которое могло бы мне помочь, нужна волшебная палочка... Я лишь помню, как неусыпно, бесконечно, миг за мигом, я заставлял себя существовать... Я обосновался далеко, в лесу, и стал ждать... уверенный, что хоть один из моих верных Поглотителей Смерти попытается найти меня... что хоть кто-то придёт и применит колдовство, которое я не мог применить сам, чтобы восстановить моё тело... но я ждал напрасно...
Среди слушавших Поглотителей Смерти прокатился шорох. Волдеморт дождался, пока воцарится гнетущая тишина, и продолжил:
- У меня осталась только одна власть. Я мог вселяться в чужие тела. Но я не осмеливался отправляться туда, где много людей, ибо знал, что гесперы начеку и ищут меня. Иногда я вселялся в тела животных – предпочитая, конечно, змей – но быть чистым духом вне их было для меня всё же лучше, ибо их тела мало приспособлены для чародейства... кроме того, вселяясь в них, я сокращал им жизнь, ни одно из них не прожило долго... Потом... четыре года назад... у меня появилось средство для возвращения. Волшебник – молодой, глупый и доверчивый – встретился мне на пути в лесу, который стал моим домом. O да, это был тот самый шанс, о котором я мечтал... ибо он преподавал в школе у Дамблдора... мне было легко подчинить его моей воле... он вернул меня в эту страну, а вскоре я овладел его телом, чтобы тщательно следить, как он выполняет мои приказы. Но мой план провалился. Мне не удалось украсть Философский Камень. Я не обеспечил себе бессмертия. Я был повержен... снова повержен Гарри Поттером...
Снова тишина; ни единого звука, замерли даже листья на тисе. Поглотители Смерти стояли неподвижно, глядя из-под масок сверкающими глазами на Волдеморта и Гарри.
- Слуга умер, когда я покинул его тело, и я стал слаб, как прежде, - продолжал Волдеморт. – Я вернулся в своё далёкое убежище и, признаюсь вам, даже стал бояться, что никогда не верну себе силу... Да, пожалуй, это был мой самый мрачный час... Я не мог надеяться, что мне попадётся другой волшебник, которым я смогу овладеть... и я утратил всякую надежду, что хоть один Поглотитель Смерти вообще задумывается, что стало со мной...
Один-два волшебника в кругу поёжились, но Волдеморт не обратил на них внимания.
- И вот, меньше года тому назад, когда я почти утратил надежду, это наконец случилось... ко мне вернулся слуга. Пресловутый Вертихвост, который инсценировал собственную смерть, чтобы уйти от правосудия, был изгнан теми, кого считал своими друзьями, и решил вернуться к своему хозяину. Он искал меня в стране, где, согласно давним слухам, я скрывался... ему, конечно, помогали крысы, которых он встречал по пути. Интересная у тебя связь с крысами, правда, Вертихвост? Его мерзкие дружки рассказали ему о месте в глуши албанского леса, которого они избегают, ибо мелкие зверьки, подобные им, нашли там свою смерть от тёмной тени, которая овладевала ими... Тем не менее, твой путь ко мне был не особо гладок, не так ли, Вертихвост? Дело в том, что однажды вечером он проголодался и недалеко от леса, где надеялся меня найти, необдуманно остановился на постоялом дворе, чтобы запастись провизией... и ему встретилась не кто иная как волшебница из Министерства магии Берта Джоркинс. И вот Лорд Волдеморт получил подарок судьбы. После этой встречи Вертихвосту мог бы прийти конец, как и моей последней надежде на возрождение. Но Вертихвост – выказав присутствие духа, которого я от него никак не ожидал – уговорил Берту Джоркинс отправиться с ним на вечернюю прогулку. Он справился с ней... он привёл её ко мне. И Берта Джоркинс, которая могла бы всё разрушить, оказалась вместо этого подарком, превзошедшим мои самые дерзкие ожидания... ибо – после некоторого давления – она стала настоящим кладезем информации. Она сказала мне, что в этом году в Хогвартсе состоится Турнир трёх волшебников. Она рассказала мне то, что знала о преданном мне Поглотителе Смерти, который страстно желает помочь мне, стоит мне только связаться с ним. Она рассказала мне многое... но я слишком перестарался с чарами Беспамятства, и когда я вытянул из неё всю полезную информацию, её ум и тело больше никуда не годились. Она своё отслужила. Я не мог вселиться в неё. Я избавился от неё.
Волдеморт зловеще улыбнулся; его красные глаза были безучастны и безжалостны.
- Тело Вертихвоста, конечно, не годилось для вселения, так как все считали его мёртвым, и если бы его заметили, он привлёк бы слишком пристальное внимание. Однако он оказался работоспособным слугой, который мне требовался и, каким бы посредственным волшебником он ни был, он смог следовать моим указаниям, которые вернули меня в рудиментарное, слабое тело, в которое я смог вселиться в ожидании главных ингредиентов, необходимых для настоящего возрождения... заклинание-другое моего собственного изобретения... небольшая помощь от моей дорогой Нагини, - взгляд красных глаз Волдеморта упал на непрестанно описывающую круги змею, - зелье, сваренное из крови единорога и змеиного яда, который дала Нагини... вскоре я принял почти человеческую форму и достаточно окреп для дальнего пути. Надежды на кражу Философского Камня больше не было, ибо я знал, что Дамблдор сам присутствовал при его уничтожении. Но мне не терпелось вновь окунуться в жизнь простого смертного прежде чем отправиться на охоту за бессмертием. Я умерил свой пыл... Сначала надо было вернуть себе прежнее тело и прежнюю силу. Я знал, что для достижения этой цели требуется старинная тёмная магия, зелье, которое оживило меня сегодня – мне требовалось три сильных ингредиента. Что ж, один из них был у меня под рукой, не так ли, Вертихвост? Плоть, отданная слугой... Ради кости своего отца мне пришлось прибыть сюда, где он похоронен. Но кровь противника... Вертихвост советовал мне взять её у любого волшебника, помнишь, Вертихвост? Любого волшебника, который ненавидит меня... таких до сих пор очень много. Но я знал, кто мне нужен, если я хочу восстать вновь сильнее, чем был до своего падения. Я жаждал крови Гарри Поттера. Я хотел крови того, кто лишил меня силы тринадцать лет назад... ибо давняя защита, которую дала ему мать, перетекла бы и в мои жилы... Но как добраться до Гарри Поттера? Ведь он оказался под такой защитой, о какой и сам не подозревал, под защитой, которую давным-давно создал Дамблдор, когда ему выпало устроить будущее мальчишки. Дамблдор призвал старинную магию, чтобы обеспечить мальчишке защиту, пока он находится под крылышком у родни. Там я добраться до него не мог... Потом, конечно, состоялся Кубок мира по квиддичу... Я подумал, что вдали от родственников и Дамблдора он будет защищён слабее, но я был ещё недостаточно силён, чтобы похитить его в присутствии когорты министерских волшебников. A потом мальчишке предстояло вернуться в Хогвартс, где он находился под перебитым носом у этого маглолюбивого дурака с утра до ночи. Как же мне было заполучить его? Как?.. конечно же, с помощью информации от Берты Джоркинс. С помощью моего преданного Поглотителя Смерти, находящегося в Хогвартсе, добиться, чтобы имя мальчишки попало в Кубок Огня. С помощью моего Поглотителя Смерти добиться, чтобы мальчишка выиграл Турнир – первым дотронулся до Кубка трёх волшебников – Кубка, который мой Поглотитель Смерти превратил в портключ, который и перенёс его сюда, где Дамблдор не может ни помочь ему, ни защитить его – прямо мне в руки. И вот он здесь... мальчишка, которого вы все сочли моим победителем...
Волдеморт медленно шагнул вперёд, повернулся лицом к Гарри и поднял палочку.
- Круцио!
Такой боли Гарри ещё никогда не испытывал: все его кости были в огне, голова раскололась пополам вдоль шрама, глаза безумно закатились; он хотел конца... темноты... смерти...
A потом она прошла. Он бессильно повис на верёвках, которыми был привязан к надгробию на могиле отца Волдеморта и глядел в его ярко-красные глаза как сквозь туман. Ночь прорезал хохот Поглотителей Смерти.
- Думаю, вы видите, как глупо было считать, что этот мальчишка может быть сильнее меня, - сказал Волдеморт. – Я не хочу, чтобы эта ошибка угнездилась в чьём бы то ни было мозгу. Гарри Поттер спасся от меня по счастливой случайности. И теперь я собираюсь показать свою силу – я убью его здесь и сейчас, на глазах у всех вас; здесь нет Дамблдора, который мог бы помочь ему и матери, которая умерла бы за него. Я дам ему шанс. Я позволю ему сражаться, и вы сами поймёте, кто из нас сильнее. Подожди чуть-чуть, Нагини, - шепнул он, и змея уползла по траве туда, где стояли наблюдавшие за происходящим Поглотители Смерти. - А теперь, Вертихвост, отвяжи его и верни ему волшебную палочку.


Рецензии