Глава 35 Сыворотка правды

Гарри шлёпнулся на землю, вжавшись лицом в траву; её запах наполнял его ноздри. Когда портключ понёс его, он закрыл глаза и не торопился открывать их. Он лежал неподвижно. Из него будто выбили весь воздух; голова кружилась так, словно земля под ним качалась, как палуба корабля. Чтобы сохранить сознание, он усилил хватку, которой сжимал свою ношу - холодную ручку Кубка трёх волшебников и тело Седрика. Ему казалось, что разожми он хоть одну руку, как его сразу унесёт в темноту, окружающую мозг. От шока и бессилия он не мог оторваться от земли, он вдыхал запах травы и ждал... ждал, когда кто-нибудь что-нибудь предпримет... или что-то произойдёт... Шрам на лбу ныл.
Шквал звуков оглушил и смутил его; всюду раздавались голоса, шаги, вскрики... Он остался на месте, вжимаясь носом в землю и ожидая, когда пройдёт этот кошмар...
Пара чьих-то рук грубо схватила и перевернула его.
- Гарри! Гарри!
Он открыл глаза.
Его взору открылось звёздное небо, а над ним склонился Альбус Дамблдор. Вокруг собрались тёмные тени людей, они всё приближались; от их шагов голова у Гарри гудела.
Он вернулся ко входу в лабиринт. Вокруг возвышались трибуны, на них двигались человеческие фигуры, сверху горели звёзды.
Гарри выпустил из руки Кубок, но ещё крепче прижал к себе Седрика. Он ухватил свободной рукой запястье Дамблдора, лицо которого расплывалось у него перед глазами.
- Он вернулся, - прошептал Гарри. – Волдеморт вернулся.
- Что происходит? Что случилось?
Лицо Корнелиуса Фаджа возникло над Гарри вверх ногами; оно было мертвенно-бледно.
- Боже мой… Дигори! – прошептал он. – Дамблдор… он мёртв!
Тёмные фигуры вокруг подхватили эти слова и передали дальше... и вот уже в ночи послышались крики… вопли: "Он мёртв!" "Он мёртв!" "Ceдрик Дигори мёртв!"
- Гарри, отпусти его, - послышался голос Фаджа, который пытался разжать пальцы Гарри, отцепить их от обмякшего тела Седрика, но Гарри не хотел отпускать его. Потом приблизилось лицо Дамблдора, всё ещё расплывчатое и затуманенное.
- Гарри, ты ничем не можешь ему помочь. С ним всё. Отпусти его.
- Он просил меня принести его обратно, - пробормотал Гарри, ибо ему было очень важно объяснить это. – Он хотел, чтобы я вернул его родителям...
- Всё понятно, Гарри... только отпусти его...
Дамблдор наклонился и с силой, удивительной для такого старого и худого человека, поднял Гарри с земли и поставил его на ноги. Гарри зашатался. Его голова налилась свинцом. Больная нога больше не выдерживала его веса. Все вокруг толкались, пытались подойти поближе, надвигаясь на него… "Что случилось?" "Что с ним такое?" "Дигори мёртв!"
- Ему надо в больничное крыло! – громко сказал Фадж. – Он болен, он получил травму… Дамблдор, родители Дигори здесь, они на трибуне...
- Я заберу Гарри, Дамблдор, я заберу его…
- Нет, я бы предпочёл…
- Дамблдор, вон бежит Амос Дигори... он уже идёт... Не думаете ли вы, что лучше сказать ему… пока он не увидел?..
- Гарри, оставайся здесь…
Девочки визжали и всхлипывали в истерике. У Гарри всё закачалось перед глазами.
- Всё хорошо, сынок, я с тобой... пойдём... в больничное крыло...
- Дамблдор велел остаться, - тяжело выговорил Гарри; на шрам давило так, что ему казалось, что он сейчас потеряет сознание; всё поплыло перед глазами ещё больше.
- Тебе надо прилечь... Пошли-ка...
Кто-то – больше и сильнее, чем он – полутолкал-полунёс его сквозь испуганную толпу. Все вокруг охали, визжали, кричали, а тем временем поддерживавший его человек прокладывал себе путь к замку. На лужайке, когда озеро и дурмстрангский корабль остались позади, Гарри слышал лишь тяжёлое дыхание мужчины, который помогал ему идти.
- Что произошло, Гарри? – спросил мужчина, ведя Гарри по каменному крыльцу. Чок. Чок. Чок. Это был Магоглаз Мрач.
- Кубок оказался портключом, - сказал Гарри уже в вестибюле. – Он унёс нас с Седриком на кладбище... и там был Волдеморт... Лорд Волдеморт...
Чок. Чок. Чок. Вверх по мраморной лестнице...
- Там был Тёмный Лорд? А потом?
- Убили Седрика... они убили Седрика...
- А потом?
Чок. Чок. Чок. Вдоль коридора...
- Изготовил зелье... вернул себе тело...
- Тёмный Лорд вернул себе тело? Он вернулся?
- И явились Поглотители Смерти... a потом мы дрались на дуэли...
- Ты дрался на дуэли с Тёмным Лордом?
- Я смог убежать... моя палочка... случилось что-то странное... я видел своих маму с папой... они вышли из его палочки...
- Сюда, Гарри... входи, садись... Сейчас всё будет в порядке... на, выпей...
Гарри услышал скрип ключа в двери, и в его руках оказалась чашка.
- Пей... тебе станет лучше... выкладывай, Гарри, мне надо точно знать, что произошло...
Мрач влил питьё в глотку Гарри; он закашлялся, горло обжёг вкус перца. Кабинет Мрача и сам Мрач стали видны яснее... Он был так же бледен, как Фадж и смотрел, не мигая, обоими глазами в лицо Гарри.
- Волдеморт вернулся, Гарри? Ты уверен, что он вернулся? Как он это сделал?
- Он взял кое-что из могилы своего отца, у Вертихвоста и у меня, - ответил Гарри. В голове немного прояснилось; шрам болел уже не так сильно; он уже чётко видел лицо Мрача, хотя в кабинете было темно. Издали, с поля для квиддича, доносились визг и крики.
- Что Тёмный Лорд взял у тебя? – спросил Мрач.
- Кровь, - ответил Гарри, подняв руку. Там, где Вертихвост прошёлся кинжалом, рукав был разорван.
Мрач выдохнул, и его вздох был сродни долгому, низкому шипению.
- A Поглотители Смерти? Они вернулись?
- Да, - ответил Гарри. - Многие...
- Как он с ними обращался? – тихо спросил Мрач. – Он простил их?
Но вдруг Гарри вспомнил. Hадо сказать Дамблдору, сказать немедленно…
- В Хогвартсе Поглотитель Смерти! Здесь Поглотитель Смерти… это он бросил моё имя в Кубок Огня, это он добился, чтобы я прошёл до конца…
Гарри попытался встать, но Мрач толкнул его обратно.
- Я знаю, кто этот Поглотитель Смерти, - тихо сказал он.
- Kaркаров? – брякнул Гарри. – Где он? Вы его поймали? Заперли?
- Kaркаров? – переспросил Мрач со странным смешком. – Каркаров сегодня сбежал, едва Тёмная Метка начала жечь ему руку. Он выдал слишком многих преданных последователей Тёмного Лорда и не горел желанием встретиться с ними... но вряд ли он уйдёт далеко. Tёмный Лорд всегда настигает своих врагов.
- Kaркаров исчез? Сбежал? Но тогда… это не он бросил моё имя в Кубок?
- Нет, - медленно ответил Мрач. – Нет, не он. Это сделал я.
Гарри не поверил своим ушам.
- Нет, не вы, - сказал он. – Это не вы... вы не могли этого сделать...
- Уверяю тебя, это я, - возразил Мрач, и его волшебный глаз развернулся и уставился на дверь дабы убедиться, что снаружи никого нет. При этом Мрач вынул палочку и направил её на Гарри. - Так он простил их? – спросил он. – Поглотителей Смерти, оставшихся на свободе? Тех, кто избежал Азкабана?
- Что? – переспросил Гарри.
Он взглянул на направленную на него палочку Мрача. Плохая шутка, если он действительно шутил.
- Я спрашиваю тебя, - тихо сказал Мрач, - простил ли он то отребье, которое никогда не пускалось на его поиски. Teх вероломных трусов, кому даже не хватило духу отправиться в Азкабан ради него. Teх неверных, ничтожных ублюдков, которым хватило лишь храбрости вырядиться в маски на Кубке мира по квиддичу, но которые сбежали при виде Тёмной Метки, которую я зажёг в небесах.
- Вы зажгли... О чём вы?..
- Я говорил тебе, Гарри... я говорил тебе. Больше, чем кто-либо другой, я ненавижу лишь одно: разгуливающего на свободе Поглотителя Смерти. Они отвернулись от моего хозяина, когда он больше всего нуждался в них. Я ожидал, что он накажет их. Я надеялся, что он будет мучить их... – Лицо Мрача внезапно осветилось безумной улыбкой. – Скажи мне, что он им сказал, что я, я один остался верен ему... был готов рискнуть всем, чтобы отдать в его руки то, чего ему хотелось больше всего... тебя.
- Вы не... вы… вы не могли...
- Кто бросил твоё имя в Кубок Огня от имени иной школы? Я. Кто распугал всех, кто, как я считал, мог попытаться причинить тебе вред или не дать выиграть Турнир? Я. Кто надоумил Хагрида показать тебе драконов? Я. Кто помог тебе догадаться о единственном способе победить дракона? Я.
Мрач отвёл волшебный глаз от двери и в упор смотрел им на Гарри. Его изуродованный рот раскрылся в улыбке ещё шире.
- Знай, Гарри, мне было нелегко провести тебя через эти задания, не вызывая подозрений. Мне пришлось пустить в ход всю-превсю свою хитрость, чтобы никто не усмотрел моей руки в твоём успехе. Если бы тебе всё удалось сделать слишком легко, у Дамблдора возникли бы серьёзные подозрения. Едва ты вошёл в этот лабиринт, причём с форой – я тут же понял, что у меня есть шанс избавиться от остальных чемпионов и расчистить тебе путь. Но мне пришлось столкнуться и с твоей глупостью. Второе задание... я боялся больше всего, что мы срежемся на этом. Я не спускал с тебя глаз, Поттер. Я знал, что ты не разгадал загадку яйца, так что мне пришлось подкинуть тебе ещё один намёк…
- Это не вы, - прохрипел Гарри. – Мне Седрик подсказал…
- Кто подсказал Седрику открыть яйцо под водой? Я. Я взял с него слово, что он сообщит тебе. Благородными людьми очень легко манипулировать, Поттер. Я был уверен, что Седрик захочет отплатить тебе за то, что ты сказал ему о драконах, и он так и поступил. Но и тогда, Поттер, даже тогда ты был близок к провалу. Я всё время наблюдал... все эти часы в библиотеке. Ты разве не понял, что нужная тебе книга всё это время находилась у тебя в спальне? Я довольно рано передал её, я дал её мальчишке Лонгботтому, разве не помнишь? «Волшебные водные растения Средиземного моря». Она рассказала бы тебе обо всём, что тебе надо было знать о жабернике. Я ожидал, что ты станешь просить помощи у всех и вся. Лонгботтом мигом подсказал бы тебе. Но ты не обратился к нему... не обратился... На тебя напал приступ гордости и независимости, который мог всё испортить. Что же мне было делать? Подбросить тебе информацию из другого невинного источника. На Святочном балу ты сказал мне, что домашний эльф по имени Добби вручил тебе рождественский подарок. Я вызвал эльфа в учительскую, чтобы отдать ему в чистку несколько мантий. Я затеял громкий разговор с профессором МакГонагалл обо всех захваченных заложниках и задался вопросом, додумается ли Поттер до жаберника. И твой дружок эльф тут же побежал в кабинет к Снейпу, а потом поспешил к тебе...
Палочка Мрача по-прежнему была направлена прямо в сердце Гарри. За плечами у него в висящем на стене отражателе противников двигались туманные фигуры.
- Ты так долго торчал в этом озере, Поттер, что я подумал, что ты утонул. Но к счастью, Дамблдор принял твой идиотизм за благородство и поставил тебе за это высокую оценку. Я снова вздохнул свободно. Конечно, в лабиринте тебе было легче, чем положено, - продолжал Мрач. – Я патрулировал снаружи и мог смотреть сквозь внешние изгороди, я смог убрать с твоего пути множество препятствий. Я оглушил Флёр Делакур на пути. Я наложил заклятие «империус» на Крама, чтобы он прикончил Дигори и расчистил тебе путь к Кубку.
Гарри уставился на Мрача. Он не мог понять, как это может быть... Друг Дамблдора, знаменитый геспер... тот, кто отловил так много Поглотителей Смерти... это было необъяснимо... совершенно необъяснимо...
Туманные фигуры в отражателе противников приобретали всё более чёткие и ясные очертания. Гарри видел через плечо Мрача три приближающиеся человеческие фигуры. Но Мрач не глядел на них. Его волшебный глаз упёрся в Гарри.
- Тёмному Лорду не удалось убить тебя, Поттер, а он так хотел этого, - прошипел Мрач. – Представь, как он вознаградит меня, когда узнает, что это я для него всё сделал. Я сдал ему тебя – то, что ему больше всего требовалось для возрождения – а потом убил тебя за него. Я получу почести, которые всем остальным Поглотителям Смерти и не снились. Я буду его любимым и ближайшим последователем... ближе, чем сын...
Обычный глаз Мрача налился кровью, а волшебный буравил Гарри. Дверь была забаррикадирована, и Гарри знал, что ни за что не успеет достать свою собственную палочку.
- У нас с Тёмным Лордом много общего, - продолжал Мрач с совершенно безумным видом, возвышаясь и нависая над Гарри. - Например, нас обоих очень разочаровали отцы... вправду очень разочаровали. Мы оба злились оттого, Гарри, что нас назвали в честь таких отцов. И оба мы с удовольствием... с огромным удовольствием... убили наших отцов ради постоянного торжества тёмного порядка!
- Вы с ума сошли, - сказал Гарри, не в силах сдержаться. - Вы сошли с ума!
- Это я-то сошёл с ума? – спросил Мрач, резко повысив голос. - Посмотрим! Посмотрим, кто из нас сошёл с ума теперь, когда вернулся Тёмный Лорд, а я – на его стороне! Он вернулся, Гарри Поттер, ты не одолел его… а теперь… я одолею тебя!
Мрач поднял палочку и открыл рот; Гарри нащупал свою…
- Оцепеней!
Возникла ослепительно-красная вспышка, и дверь кабинета Мрача с треском разлетелась в щепки…
Мрач отлетел и упал на пол кабинета. Гарри, глядя туда, где только что было лицо Мрача, увидел смотрящих на него из отражателя противников Альбуса Дамблдора, профессора Снейпа и профессора МакГонагалл. Он оглянулся и увидел в дверном проёме всех троих во главе с Дамблдором, вытянувшим руку с палочкой вперёд.
В этот миг Гарри впервые окончательно понял, почему все говорили, что Дамблдор – единственный волшебник, которого боится Волдеморт. Выражение лица Дамблдора при виде потерявшего сознание Магоглаза Мрача было просто ужасно. На лице Дамблдора не было умиротворяющей улыбки, глаза за очками не блестели. В каждой чёрточке лица проступала холодная ярость; от Дамблдора исходило такое ощущение силы, словно он вырвал из груди горящее сердце.
Он вошёл в кабинет, поддел ногой бесчувственное тело Мрача и повернул его вверх лицом. За ним последовал Снейп, поглядывая в отражатель противников, где по-прежнему виднелось его лицо, всматривающееся в комнату. Профессор МакГонагалл направилась прямо к Гарри.
- Идёмте, Поттер, - прошептала она. Её тонкие губы дрожали, будто она сейчас заплачет. - Идёмте... в больничное крыло...
- Нет, - резко возразил Дамблдор.
- Дамблдор, ему надо… посмотрите на него… он столько пережил этой ночью…
- Он останется, Минерва, потому что ему надо понять, - церемонно объяснил Дамблдор. – Понимание – первый шаг к принятию, и только принятие ведёт к исцелению. Ему надо знать, кто вверг его в весь этот кошмар, который он пережил сегодня ночью и зачем.
- Мрач, - проговорил Гарри. Он по-прежнему не мог ничему поверить. – Как это мог оказаться Мрач?
- Это не Аластор Мрач, - тихо ответил Дамблдор. – Ты никогда не был знаком с Аластором Мрачем. Настоящий Мрач не увёл бы тебя с моих глаз после всего, что произошло. Как только он увёл тебя, я понял… и пошёл следом.
Дамблдор наклонился над обмякшим телом Мрача и сунул руку в карман его мантии. Он вынул фляжку и кольцо со связкой ключей, а после обернулся к профессорам МакГонагалл и Снейпу.
- Северус, пожалуйста, снабдите меня самым сильным зельем правды, которое у вас есть, а потом сходите на кухню и приведите домашнюю эльфиху по имени Винки. Минерва, будьте добры, сходите к Хагриду, там на тыквенной грядке сидит большой чёрный пёс. Приведите пса ко мне в кабинет, скажите, что я скоро к нему приду и возвращайтесь сюда.
Даже если Снейп или МакГонагалл сочли эти указания странными, они скрыли своё замешательство. Оба тут же повернулись и вышли из кабинета. Дамблдор подошёл к сундуку с семью замками, вставил в скважину первый ключ и открыл его. Там была куча книг с заклинаниями. Дамблдор закрыл сундук, вставил второй ключ во вторую скважину и снова открыл его. Книги с заклинаниями исчезли, вместо них там была куча сломанных подлоскопов, немного пергамента и перьев и что-то вроде серебристой мантии-невидимки. Гарри ошеломлённо наблюдал за Дамблдором, вставляющим третий, четвёртый, пятый и шестой ключи в нужные скважины и открывающим каждый раз сундук заново; всякий раз там лежало что-то другое. Наконец Дамблдор вставил в скважину седьмой ключ, открыл крышку, и Гарри изумлённо вскрикнул.
Его взору предстало что-то вроде колодца, подвала, а десятью футами ниже на полу как будто крепко спал настоящий Магоглаз Мрач – худой и уродливый. Деревянной ноги не было, глазница, куда он вставлял волшебный глаз, была пуста, а на седой голове не хватало волос. Гарри, как громом поражённый, смотрел то на спящего Мрача, то на бесчувственного Мрача, лежащего на полу кабинета.
Дамблдор влез в сундук, спустился, приземлился на пол рядом со спящим Мрачем и склонился над ним.
- Оглушён… под заклятием «империус»… очень слаб, - сказал он. – Он, само собой, нужен был живым. Гарри, брось мне мантию этого обманщика – он замёрз. Его надо показать мадам Помфри, но сейчас опасность ему не грозит.
Гарри сделал то, что ему велели. Дамблдор накрыл Мрача мантией, подоткнул её, выбрался из сундука, потом взял со стола фляжку, открыл и опрокинул её. На пол кабинета потекла густая клейкая жидкость.
- Иноликое зелье, Гарри, - пояснил Дамблдор. – Вот тебе и простота, и блеск. Ведь Мрач пьёт только из своей фляжки, все об этом хорошо знают. Само собой, обманщику надо было держать под рукой настоящего Мрача, чтобы всё время готовить зелье. Посмотри на его волосы... – Дамблдор взглянул на лежащего в сундуке Мрача. – Обманщик срезал их весь год, видишь, какие они неровные? Но по-моему, в сегодняшней суматохе наш фальшивый Мрач забыл принимать зелье с должной частотой... раз в час... каждый час... Посмотрим.
Дамблдор вытащил из-под стола стул и сел на него, глядя на бесчувственного Мрача на полу. Гарри тоже. Несколько минут прошло в тишине...
И вот прямо на глазах у Гарри лицо лежащего на полу мужчины стало меняться. Шрамы начали исчезать, кожа сделалась глаже, изуродованный нос стал целым и начал уменьшаться. Длинная седая грива сошла на нет и приобрела соломенный цвет. Деревянная нога внезапно отпала с громким стуком, а на её месте выросла нормальная; тут же волшебный глаз отскочил с лица, уступив место обычному глазу; он покатился по полу, непрестанно вращаясь во все стороны.
Перед Гарри лежал бледнокожий мужчина с редкими веснушками на лице и с копной светлых волос. Он знал, кто это такой. Он видел его в Сосуде мыслей Дамблдора и смотрел, как дементоры уводили его из зала суда, а он пытался убедить мистера Крауча в своей невиновности. Но теперь, из-за морщин вокруг глаз, он выглядел гораздо старше.
Снаружи послышались быстрые шаги. Снейп вернулся вместе с Винки, следом за ними появилась профессор МакГонагалл.
- Крауч! – проговорил Снейп, застыв в дверном проёме. – Барти Крауч!
- Силы небесные, - ахнула профессор МакГонагалл, замерев и уставившись на лежащего на полу мужчину.
Грязная и растрёпанная Винки мельтешила у ног Снейпа. Она широко раскрыла рот и испустила пронзительный крик:
- Хозяин Барти, хозяин Барти, что вы тут делает?
Она бросилась на грудь молодого человека.
- Вы убить его! Вы убить его! Вы убить сын хозяина!
- Он просто оглушён, Винки, - возразил Дамблдор. – Отойди, пожалуйста. Северус, зелье у вас?
Снейп передал Дамблдору стеклянную бутылочку совершенно прозрачной жидкости – сыворотки правды, которой он угрожал Гарри в классе. Дамблдор встал, наклонился над лежащим на полу мужчиной и усадил его, прислонив к стене под отражателем противников, в котором до сих пор светились отражения Дамблдора, Снейпа и МакГонагалл. Винки стояла на коленях, дрожа и закрыв лицо руками. Дамблдор открыл мужчине рот и влил туда три капли, потом направил ему в грудь палочку и сказал: "Очнись".
Сын Крауча открыл глаза. Его лицо осунулось, взгляд блуждал. Дамблдор встал перед ним на колени, чтобы их лица были вровень.
- Ты меня слышишь? – тихонько спросил Дамблддор.
Веки мужчины дрогнули.
- Да, - пробормотал он.
- Я хочу, чтобы ты рассказал нам, как тебе удалось пробраться сюда,- тихо произнёс Дамблдор. - Как ты сбежал из Азкабана?
Крауч глубоко и нервно вздохнул и заговорил монотонным, невыразительным голосом:
- Меня спасла мать. Она знала, что умирает. Она уговорила отца спасти меня, оказать ей последнюю милость. Он любил её так, как никогда не любил меня. Он согласился. Они пришли навестить меня. Они дали мне порцию Иноликого зелья с волосом моей матери. Она выпила порцию Иноликого зелья с моим волосом. Мы приняли обличье друг друга.
Винки, дрожа, замотала головой.
- Не говорит больше. Хозяин Барти, не говорит больше, ваш отец попадает в неприятность!
Но Крауч снова глубоко вздохнул и продолжил так же монотонно:
- Дементоры слепы. Они уловили, что в Азкабан вошли один здоровый человек и один умирающий. Они уловили, что вышли оттуда один здоровый человек и один умирающий. Отец вывел меня в одежде моей матери на тот случай, если кто-нибудь из узников будет смотреть из-за дверей. Вскоре мать умерла в Азкабане. Она была внимательна и до самого конца пила Иноликое зелье. Её похоронили под моим именем и в моём облике. Все думали, что она – это я.
Веки мужчины задрожали.
- A как отец поступил с тобой, когда привёл тебя домой? – тихо спросил Дамблдор.
- Инсценировал смерть матери. Тихие приватные похороны. Могила была пуста. Домашняя эльфиха выходила меня. Потом меня пришлось прятать. За мной надо было следить. Куча заклинаний, которые применял мой отец, чтобы подчинить меня, оказались бесполезны. Когда я восстановил силы, я думал лишь о том, как бы найти своего хозяина... и вновь служить ему.
- Как отец подчинял тебя? – спросил Дамблдор.
- С помощью заклятия «империус», - ответил лже-Мрач. – Я был под контролем у отца. Я был вынужден носить мантию-невидимку день и ночь. Я всегда был под присмотром домашней эльфихи. Она была моим хранителем и надзирателем. Она жалела меня. Она убедила отца позволять мне развлечься от случая к случаю. В награду за моё хорошее поведение.
- Хозяин Барти, хозяин Барти, - захныкала Винки, не отнимая рук от лица, – вы нельзя им говорить, вы попадает в неприятности...
- Хоть кто-нибудь обнаружил, что ты ещё жив? – тихо спросил Дамблдор. – Кто-нибудь знал об этом, кроме твоего отца и домашней эльфихи?
- Да, - ответил Крауч, и его веки вновь затрепетали. – Колдунья из отдела моего отца. Берта Джоркинс. Она пришла к нам домой с документами отцу на подпись. Его дома не было. Винки впустила её и вернулась на кухню, ко мне. Но Берта Джоркинс услышала разговор Винки со мной. Она пошла посмотреть, что там такое. Она услышала достаточно, чтобы понять, кто прячется под мантией-невидимкой. Отец вернулся домой. Она поругалась с ним. Он наложил на неё очень сильные чары Беспамятства, чтобы заставить её забыть о том, что она узнала. Слишком сильные. Он сказал, что навеки повредил её память.
- Зачем она приходит совать нос в личное дело хозяина? – всхлипнула Винки. – Почему она не оставляет нас в покое?
- Расскажи мне о Кубке мира по квиддичу, - попросил Дамблдор.
- Отца в это втянула Винки, - ответил Крауч всё так же монотонно. – Она уговаривала его не месяц и не два. Я годами не выходил из дома. Я любил квиддич. «Пусть пойдёт, - говорила она. – Он будет под мантией-невидимкой. Он может посмотреть. Пусть разок подышит свежим воздухом». Она сказала, что моя мать хотела бы этого. Она сказала отцу, что моя мать умерла, чтобы дать мне свободу. Она спасла меня не для жизни в заключении. В конце концов он согласился. Всё было тщательно спланировано. В начале дня отец привёл нас с Винки в верхнюю ложу. Винки было велено говорить, что она заняла место для отца. Мне пришлось сидеть там невидимкой. Мы должны были уйти, когда все покинут ложу. Все решили бы, что Винки сидит одна. Никто никогда и не узнал бы. Но Винки не знала, что я стал сильнее. Я начал противостоять отцовскому заклятию «империус». Иной раз я снова был почти самим собой. На короткое время я выходил из-под его контроля. Это случилось там, в верхней ложе. Я как будто от сна пробудился. Я оказался среди людей, в гуще матча и увидел впереди волшебную палочку, торчащую из кармана у мальчишки. Мне было запрещено иметь волшебную палочку с самого ареста. Я её украл. Винки об этом не знала. Винки боится высоты. Она сидела, закрыв лицо.
- Хозяин Барти, плохой мальчик! – прошептала Винки, и сквозь её пальцы потекли слёзы.
- Итак, ты взял палочку, - сказал Дамблдор. - Что ты с ней сделал?
- Мы вернулись в палатку, - ответил Крауч. – Потом услышали их. Мы услышали Поглотителей Смерти. Teх, кто никогда не сидел в Азкабане. Teх, кто никогда не страдал за хозяина. Они отвернулись от него. Они не были порабощены, как я. Они были на свободе и могли поискать его, но они не сделали этого. Они просто издевались над маглами. Их голоса разбудили меня. Я мыслил яснее, чем раньше за долгие годы. Я был зол. У меня была волшебная палочка. Я хотел напасть на них за предательство хозяина. Отец покинул палатку - он пошёл спасать маглов. Винки испугалась, увидев меня в таком гневе. Она использовала свой способ колдовства, чтобы привязать меня к себе. Она утащила меня из палатки, утащила в лес, прочь от Поглотителей Смерти. Я пытался удержать её. Я хотел вернуться в лагерь. Я хотел показать этим Поглотителям Смерти, что такое преданность Тёмному Лорду и наказать их за предательство. С помощью украденной палочки я наколдовал в небе Тёмную Метку. Явились волшебники из Министерства. Они повсюду стреляли оглушающими заклятиями. Oдно из них пролетело среди деревьев, где стояли мы с Винки. Связь между нами была разорвана. Нас обоих оглушили. Когда нашли Винки, отец понял, что я где-то поблизости. Он прочесал кусты, где её нашли и наткнулся на меня. Он дождался, пока остальные сотрудники Министерства уйдут из лесу. Он вновь наложил на меня заклятие «империус» и забрал меня домой. Он уволил Винки. Она подставила его. Она дала мне обзавестись палочкой. Она чуть не дала мне сбежать.
Винки отчаянно взвыла.
- Так мы с отцом остались в доме одни. A потом... потом... – Крауч завертел головой, и по его лицу расплылась мерзкая гримаса. – За мной пришёл хозяин. Он явился к нам в дом поздно ночью на руках у его слуги Вертихвоста. Хозяин вызнал, что я до сих пор жив. Он застал Берту Джоркинс в Албании. Он мучил её. Она ему много чего рассказала. Она рассказала ему о Турнире трёх волшебников. Она рассказала ему, что старый геспер Мрач будет преподавать в Хогвартсе. Он мучил её, пока не развеял чары Беспамятства, которые наложил на неё мой отец. Она сказала ему, что я сбежал из Азкабана. Она сказала ему, что отец держит меня в заточении, чтобы не дать мне пуститься на поиски хозяина. Так хозяин узнал, что я остался его верным слугой – возможно, самым преданным из всех. Хозяин придумал план на основе информации, которую узнал от Берты. Я был нужен ему. Он явился в наш дом около полуночи. Отец указал ему на дверь.
Улыбка расплылась по лицу Крауча ещё шире, как будто его посетило лучшее в жизни воспоминание. Окаменевшие карие глаза Винки блестели сквозь её пальцы. Она была так потрясена, что не могла вымолвить ни слова.
- Всё произошло очень быстро. Хозяин наложил на отца заклятие «империус». Теперь в заточении и под надзором оказался он. Хозяин повелел ему работать, как обычно, действовать, как будто ничего не происходит. A я освободился. Я пробудился. Я снова был собой, живой, впервые за много лет.
- Что же велел тебе Волдеморт? – спросил Дамблдор.
- Он спросил, готов ли я рискнуть всем на свете ради него. Я был готов. Это была моя мечта, моя величайшая надежда – служить ему, показать ему, каков я. Он сказал, что ему нужен преданный слуга в Хогвартсе. Слуга, который проведёт Гарри Поттера через испытания Турнира трёх волшебников так, чтобы никто не заметил. Слуга, который будет наблюдать за Гарри Поттером. Добьётся, чтобы он добрался до Кубка трёх волшебников. Превратит Кубок в портключ, который отнесёт первого, кто коснётся его, к моему хозяину. Но вначале…
- Тебе требовался Аластор Мрач, - закончил Дамблдор. Его синие глаза горели, хотя голос оставался спокойным.
- Мы с Вертихвостом всё сделали. Мы заранее приготовили Иноликое зелье. Мы влезли к нему в дом. Мрач отбивался от нас. Поднялась суматоха. Нам удалось заткнуть его как раз вовремя. Мы загнали его в отделение его собственного волшебного сундука. Срезали у него волосы и добавили его в зелье. Я выпил его и стал копией Мрача. Я забрал его ногу и глаз. Я был готов ко встрече с Артуром Уизли, когда он явился, чтобы успокоить маглов, которые слышали шум. Я заставил мусорные ящики двигаться вокруг двора. Я сказал Артуру Уизли, что услышал, как ко мне во двор кто-то вломился и сдвинул мусорные ящики. Потом я собрал одежду и детекторы тьмы Мрача, сложил их в тот же сундук и направился в Хогвартс. Я держал его живым под «империусом». Я хотел иметь возможность расспрашивать его. Разузнать его прошлое, перенять его привычки, чтобы суметь одурачить даже Дамблдора. Мне также были нужны его волосы - для Иноликого зелья. С остальными ингредиентами проблем не было. Я выкрал из подземелья шкуру бумсланга. Когда преподаватель зелий застал меня у себя в кабинете, я сказал, что мне приказано обыскать его.
- A что стало с Вертихвостом после нападения на Мрача? – спросил Дамблдор.
- Вертихвост вернулся в дом моего отца, чтобы заботиться о хозяине и смотреть за моим отцом.
- Но твой отец сбежал, - уточнил Дамблдор.
- Да. Через некоторое время он начал противостоять заклятию «империус» совсем как я. Он то и дело осознавал, что происходит. Хозяин решил, что выпускать моего отца из дома стало небезопасно. Он повелел ему посылать письма в Министерство. Он заставил его писать и говорить, что он болен. Но Вертихвост пренебрёг своими обязанностями. Он был не очень-то бдителен. Отец сбежал. Хозяин догадался, что он направился в Хогвартс. Отец собирался всё рассказать Дамблдору, довериться ему. Он собирался признаться, что увёл меня из Азкабана. Хозяин послал мне весточку о бегстве отца. Он велел мне помешать ему любой ценой. И я ждал и наблюдал. Я воспользовался картой, которую взял у Гарри Поттера. Картой, которая чуть не погубила всё дело.
- Картой? – быстро переспросил Дамблдор. – Какой ещё картой?
- Картой Хогвартса, которая принадлежит Поттеру. Поттер увидел меня на ней. Поттер увидел меня, когда я крал ингредиенты для Иноликого зелья из кабинета Снейпа однажды ночью. Он думал, что это мой отец. Мы тёзки. В ту ночь я взял у Поттера карту. Я сказал ему, что мой отец ненавидит тёмных волшебников. Поттер поверил, что мой отец преследует Снейпа. Я целую неделю дожидался, пока мой отец прибудет в Хогвартс. Наконец однажды вечером карта показала, что мой отец вошёл на территорию школы. Я натянул мантию-невидимку и пошёл навстречу ему. Он разгуливал по окраине леса. Потом пришли Поттер и Крам. Я ждал. Я не мог вредить Поттеру, он был нужен моему хозяину. Поттер побежал за Дамблдором. Я оглушил Крама и убил отца.
- Нееееет! – взвыла Винки. – Хозяин Барти, хозяин Барти, что вы говорит?
- Ты убил своего отца, - всё так же тихо сказал Дамблдор. – Куда ты девал тело?
- Отнёс в лес. Накрыл мантией-невидимкой. Карта была при мне. Я наблюдал за Поттером, бегущим в замок. Он встретил Снейпа. К ним присоединился Дамблдор. Я увидел, что Поттер ведёт Дамблдора наружу. Я прошёлся по лесу, дважды прошёл за ними, потом встретил их. Я сказал Дамблдору, что Снейп подсказал мне, куда идти. Дамблдор велел мне сходить поискать моего отца. Я вернулся к его телу. Посмотрел на карту. Когда все ушли, я превратил тело отца в кость... Я зарыл его, по-прежнему под мантией-невидимкой, во свежевскопанной земле у хижины Хагрида.
Воцарилась полная тишина, её нарушали лишь непрерывные всхлипы Винки.
- А сегодня… - сказал Дамблдор.
- Я предложил отнести Кубок трёх волшебников в лабиринт до ужина, - прошептал Барти Крауч. – Превратил его в портключ. План хозяина сработал. Он обрёл силу, и я удостоюсь от него таких почестей, какие другим волшебникам и не снились.
Его лицо опять осветилось безумной улыбкой, голова упала на плечо, а Винки рядом с ним всё выла и всхлипывала.


Рецензии