Затерянный в марийских лесах. Часть 1

Сурок, Суслонгер, Кундыш (документальная повесть)
Часть 1.
Что знал, слышал и запомнил. Особо и не расспрашивал,  т.к. и говорил всегда: “муж моей бабки“. Как деда я его не знал никогда, да и он сам не успел при жизни им стать. Был отцом моего отца и мужем моей бабушки. Отцу было пять лет, когда он видел его в последний раз.  Может, и сохранялись в его памяти жизненные эпизоды, связанные с отцом,  детские,  далекие и светлые которые можно только единолично помнить и почти невозможно передать. Ведь все это сохранялось где-то там совсем далеко и больше образно, как фрагменты киноленты где-то крутится,  что-то видится …
А мы сами тогда не больно старались, что-либо узнать. А когда пришло время, и я стал начинать расспрашивать, отец уже был слишком стар, и больше уже помнил о себе. А теперь и его не стало.
Ну а когда была жива еще бабушка, я был  слишком молод и не расспрашивал ее. А люди того поколения пережившие войну и весь тот период гибели империи и становления советской власти наши дедушки и бабушки, родившиеся еще при старом (царском) режиме, не больно то и были многословными особенно касаясь тех тем из не легких времен.
Дед мой (муж моей бабки) был с 1907 года рождения.
*сведения о годе рождения взяты мною из ЦАМО*
Семью создал Г.К. (Гаврил Кузьмич ), я думаю на рубеже 1928-29 годах. Взял в жены девушку из соседнего починка.
*история починков. Отдельная тема.*
Родили пятерых детей, двое из которых не выжили еще в младенчестве. Это было в 30-х годах. Жили в починки К…, который после очередного деления оказался отрезанным от Вятской губернии и вошел в состав МаАО (МАССР) в 1921 году.
Где-то слышал, что Г.К. побывал и председателем колхоза. На тарантасе ездил, (одно из воспоминаний моего отца), запомнилась ему поездка с отцом через широкое засеянное поле. А может и не был председателем? Ни каких сведений по этому поводу я не нашел.
Из переписки с Натальей Мельниковой, уроженкой соседнего починка Р…, «Про твоего деда-председателя колхоза в починки К…, я слышала от мамы с тетей, именно они так говорили о нем: ни за что пострадал человек, людей пожалел»
Так что получается все- таки был.  Допускаю, что не долгое время, и что перед самой войной раздал зерно колхозникам , сорвав при этом план по сдаче зерна, за что и был (репрессирован) арестован , и выслан в какие-то лагеря.  Хотя ни в одном открытом архиве по репрессированным  я его не нашел, может не там искал. По одним слухам, был он где-то на западе, и именно там его застала война. Так,  до сих пор  не совсем ясно,  где он был. Одно известно точно, что в починок он вернулся в октябре-ноябре  1941  года. Если бы починок оставался на территории Кировской области, то можно было узнать из архивов. Есть еще версия, что война застала его в родном доме, а просто попал по мобилизации на рытье окопов? Но ведь фронт был слишком далеко, и никогда не приближался к этому краю. Может просто на какой-то завод в западной стороне, а потом под натиском немцев все побежали домой?  Много может быть версий, этот вопрос предстоит еще прояснить, т.е. как то найти доступ к архивам районного значения республики Марий Эл. А что пришел пешком, усталый, грязный голодный именно с западной стороны почему-то где-то в памяти сохранилось из рассказов бабушки, точнее сказать рассказов никогда ни каких и не было, так из обрывков разговоров старших. Не мог я тогда предавать этому значение, не надо было еще, не дорос.
Вот и все, пожалуй, что я знал и слышал о нем до совсем недавнего времени. И заканчивалась эта история тем, что он был призван на фронт,  попал  под Москву. И всю свою сознательную жизнь, я считал, что именно там под Москвой на подступах к ней где-то и сложил голову мой дед.  Официально считается, что Г.К. пропал без вести.
Одну деталь вспомнил, что уже после войны , наверное в 70-е годы на территории Л… школы,  Л…. с\с, был установлен памятный обелиск , воинам не пришедших с войны.  А т.к. моя бабушка в 1942 году вернулась в свой родной  соседний починок А…, оставшийся в РСФСР, покинув МАССР, то и имя его Г.К. было увековечено на памятном обелиске. И в далекие детские годы, оказавшись у школы, я с гордостью находил в списке имя своего деда, геройски отдавшего жизнь за нашу Советскую Родину.
*2012 год. Памятник на территории школы существенно обновлен, точнее взамен деревянного крашенного , поставлен новый из нержавейки, это правильно. Но, теперь поименные списки, не вернувшихся с той далекой войны, на плоскостях стелы, сочли нужным не восстанавливать,  видно не к чему теперь знать их поименно, отделались общей фразой*
Стоит отметить, что при жизни еще бабушки я не видел ни одной фотографии своего деда, считалось, или так говорилось, что ничего не сохранилось. Шансов найти в то время еще какие-либо дополнительные сведения о судьбе Г.К. практически ровнялись нулю. Не было известно ни года призыва, ни воинской части, в которой он оказался. Разве что, военкомат  призвавший его, но и он уже не существовал, так же как и район. Это потом позже я узнал, что все документы , даже здесь в глубоком тылу, касающиеся призванных на войну, по личному указанию Н.С.Хрущева были безвозвратно уничтожены, о чем кстати имеется не плохая статья в правдивости  которой не стоит сомневаться. А вы сами, попробуйте в каком либо РВК найти сведения о призванных, направленных в действующую армию людях.
Изначально было ясно, что любое продолжение  по поводу уточнения судьбы Г.К. не имело даже надежды на какой-либо успех. И людей, уже близко знавших Г.К. на свете не оставалось, в чем я был совершенно уверен. Братья все погибли, следы одного терялись в Молдавии, сестер тоже уже не было в живых. Такой примерно расклад был на начало века 21-го.
И может быть, на этом история этой судьбы завершилось бы совсем для меня. К чему все это?  А получилось так, что мы  уже растеряв всех своих родственников, а точнее не зная их, и жили, не делая попыток найти кого-либо, сохранить или наладить отношения  с ними. Все было отрезано.
Отступление по выше, сказанным словам для более понятной сути того времени. И не появись ныне, в широком, доступном объеме сети интерната с их масштабными познаниями, то, скорее всего на этом пришлось бы поставить точку и продолжение уже вряд ли последовало.
Но нет, вспомнил еще один эпизод. До появления интернета в нашей семье кое-какие сведения появились относительно судьбы Г.К. Это фотография моего деда, привезенная отцом с Урала (был у брата и сестры) и справка в подлинники из чего следовало, дословно:
  *Справка.
Штамп. НКО СССР.139 запасный стрелковый полк. 17.01.42.
Дана настоящая тов. К.. Гаврилу Кузьмичу в том, что он действительно состоит в рядах РККА во вв\ мне части, почтовый ящик №35, Й- оле.
Справка выдана …. ……. …. Жене военнослужащего К.. . К.. Елизавете Федоровне. Согласно постановлению правительства СССР.
Начальник штаба полка:
Старший лейтенант (фамилия совершенно не разборчива)
Эта бумажка уже приводила на кое-какие раздумья. Из чего следовало, что в январе, а именно 17 он находился в районе Йошкар-Олы в 139 зсп (запасной стрелковый полк). Битва под Москвой уже как то сама собой отпадала. Дальнейшая судьба не проявлялась, ведь в 1942 году уже было известно о том, что он без вести пропавший. И как мне вспоминалось, бабушка говорила, что было всего одно письмо. А так как к нему в Йошкар-Олу никто не ездил, то я допускаю мысль, что справка была прислана вместе с письмом от него. И скорее всего, единственным его посланием родным. Да и отношение его к призыву на войну было не позитивным.
Из чего следовало  небольшое продолжения,  что именно с Йошкар-Олы , он попал все опять под ту же Москву, и там пропал без вести. На этом мы пока и остановились. Наступило затишье, а точнее искать было больше негде.
С появление интернета, теперь уже дальнейшая его судьба вырисовывалась из сведений, найденных на просторах всемирной сети. Стоит добавить, с появлением для нас, и соответственно открывающимся сведениями, публичными, т.е. не секретными.

  (Продолжение следует)


Рецензии