Обратная сторона государственной щедрости

Вместо эпиграфа:

«Всемирный банк поставил под сомнение политику российского правительства по поддержке МСП (малых и средних предприятий – прим. ВЗГЛЯД) в условиях коронавируса, но не по той причине, о которой можно подумать сначала - ВБ не считает, что поддержка малого бизнеса у нас недостаточна - он считает, что она слишком щедра.
С точки зрения экспертов ВБ, в условиях санкций, растущая долговая нагрузка бюджета может оказаться для России непосильной. И льготы с субсидиями, говорят они, нужно давать не всем малым предприятиям, а лишь тем, кто после коронавируса «потащит» экономику вперед – экспортерам, новаторам и т. д…»
Борис Титов – российский бизнес – омбудсмен.               

«Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить».

…Я не случайно обратил внимание на эту новость, потому что последнее время, всё чаще вижу в новостях сообщения о разного рода прибавках и бонусах, которые раздаёт правительство, часто по инициативе депутатов Думы и самого Президента.
Что касается депутатов, то тут, помимо всего прочего, есть момент партийной саморекламы, а Президенту по должности положено помогать народу.
Однако каждый раз, когда я вижу проявления такой щедрости, невольно вспоминаю ситуацию в позднем Союзе, в период застоя, а потом и развала страны - тогда в стране сложилась парадоксальная ситуация - чем больше была «забота» партии и правительства о гражданах, тем хуже и безответственней граждане относились к работе.
С одной стороны, причина такого понижения производительности труда была уравниловка, которая противостояла росту личной ответственности за свое материальное будущее. В качестве примера могу привести свой опыт работы на одном из предприятий промышленности. С каждым годом, наша бригада за единицу времени делала всё больше продукции, а зарплата оставалась на одном уровне. Мы работали на износ, увеличивая производительность, а в ответ получали те же жалкие гроши!
И нормальный человек рано или поздно начинал мыслить рационально – зачем надрываться, когда в любом случае мы будем получать одну и ту же зарплату, что для передовиков – стахановцев, что для отъявленных лентяев. Именно в те времена возникла поговорка: «Вы делаете вид что нам платите, а мы делаем вид что работаем».

 Вторая причина застоя, как ни странно обратного свойства. Социальные гарантии и выплаты были таковы, что большинству хватало на бедную, но более или мене обеспеченную жизнь.
Большие отпуска, нормированная рабочая неделя, сроки оплачиваемо декрета и ещё многие социальные льготы приучили людей надеяться на щедрость государства, а личная ответственность за уровень жизни семьи, коллектива, наконец всего советского общества были сведены к нулю и несравнимы с тем, что были в развитых капиталистических государствах.

Но в случае таких бонусов для разного рода категорий граждан, есть ещё один негатив - стоит только прекратить делать подарки, допустим по причине экономического кризиса, то настроение масс меняется и большинство начинает восставать против власти, которая вначале давала и обнадёживала, а потом прекратила делать подарки. Примеров такой перемены настроений в народе, множество.
Поэтому, лучше увеличивать зарплату, за счёт уполовинивания баснословных прибылей богачей и олигархов и так же следить за ценами, потому что жадность человеческая, одна из самых опасных явлений в обществе, тем более в секулярном обществе, которым всё-таки является общество российское. Сегодня, во многом рост цен в России обусловлен именно человеческой жадностью а не рыночной коньюнктурой...

Бывая в Америке, разговаривая с американцами, я сделал вывод, что тамошняя система работает по принципам, сравнимым с принципами жизни в дикой природе, который можно охарактеризовать одной фразой: «Кто успел – тот съел!»
Иначе говоря, вся система жизни построена здесь на принципах социал-дарвинизма – сильные выживают, слабые скатываются на дно, а «нужда», стала главным экономическим мотиватором и регулятором.
Именно нужда, в виде беспощадной конкуренции и даже непомерная стоимость страховочной медицины, заставляют американцев двигаться и изобретать всё новые и новые способы зарабатывания денег. К тому же, большие налоги на богатых и жестокие законы для налоговых уклонистов, дают государству средства для разного рода пособий и бонусов, чтобы бедняки не умирали с голоду. Иначе говоря существует жёсткая система адресной поддержки, когда любая попытка обеспеченных людей пожить на «халяву», жёстко пресекается.
 Но есть и другая сторона такого «процветания». Много американцев, в этой жизненной гонке к богатству и успеху, отсеивается на пути к личному процветанию и потому, в Америке, как нигде в цивилизованных странах, количество бездомных и неадекватных людей, сломанных такими жестокими принципами, слишком велико и поэтому, число преступников в этой модели преуспевающего капитализма, достигает двух миллионов, а число убийств, в том числе убийств полицейскими, достигает астрономической цифры, для такой богатой страны…

Ну а в Союзе, была совсем другая картина и социальное иждивенчество, к времени развала Союза, достигло размеров мешающих развитию страны не только в экономике, но и в социальной жизни…
Тогда, партийные и государственные лидеры Союза гордились социальными достижениями и яростно критиковали потогонную систему, существующую на Западе.
Но постепенно, именно такая безответственность и надежда не на свои силы и таланты, а на государство, привели страну к застою, а потом и к материальной нищете…
Вспомните времена всеобщего дефицита и полуголодной жизни во всей стране, кроме нескольких столичных городов. Вспомните «колбасные электрички» в Москву, где ещё можно было разжиться провизией, вспомните нужных людей - товароведов, о которых саркастически рассказывал юморист Аркадий Райкин!               
А в Сибири, где я тогда жил, почти все, кроме парт- номенклатуры у которых были парт распределители, выживали за счёт подсобных хозяйств, потому что власти, тоже вполне безответственно, ввели талоны на продукты. Помню, что в Иркутске, на месяц, человек получал двести граммов сливочного масла, а о мясе нельзя было и мечтать.
Вспоминаю случай, когда рано утром увидел мужика, который лез через забор продуктового магазина. На мой вопрос зачем, он со злой улыбкой ответил, что хочет занять очередь пораньше – обещали говяжьи кости продавать, с остатками мяса на них!

…Вспоминая те времена, я невольно ловлю себя на мысли, что по-прежнему, отстаивая идеи социализма, никак не хочу жить в социализме того образца, который установила парт номенклатура в Союзе, начиная со времён Брежнева.
Сегодняшние критики Советского Союза, заодно критикуя социализм валят всё в одну кучу, но надо понять, что социализм сталинского образца, отличался от застойного социализма как небо от земли. Я ещё помню рассказы родителей, что даже после войны товары и продукты дешевели, несмотря на то, что это входило в противоречия с экономическими теориями, распространёнными на Западе. А я сам уже помню рынки полные продуктов и даже разливное вино, которое продавали в Сибири, а привозили из далёкой Грузии…

Потом Хрущёв, уравнивая деревню и город запретил горожанам держать личное хозяйство, а всех коров и коз, которых держали жители пригородов и посёлков, пустили под нож. С той поры, проблемы с поставками мяса в магазины так и не решили, вплоть до развала Союза.
И ещё, я могу многое рассказать о причинах и следствиях той безответственности и экономической беспомощности парт номенклатуры, но приберегу это для других статей…

Возвращаясь к заявленной теме, хочу рассказать о главном стимуляторе инициативности и ответственности в капиталистических странах Запада, главным из которых является Нужда, в широком понимании этого слова!                Именно нужда является составной частью идеологии потребления - она заставляет людей на Западе работать не покладая рук, как «рабы на галерах».
Моя молодая знакомая, русская, работала в Англии в известном банке, где заключались договора по инвестициям на миллиарды фунтов стерлингов. Она рассказывала, что молодые клерки работали по двенадцать - четырнадцать часов в день и для сокращения нерабочих трат времени, им даже обеды приносили на рабочие места. Такой темп и напряжение на работе, даже молодые выдерживали всего несколько лет, при вполне приличной зарплате.
Поэтому, для многих молодых служащих не в новинку было пользование кокаина, чтобы восстанавливать силы и стимулировать организм.
Но когда человек всё-таки уставал от такого рабского труда и его «производительность» падала, владельцы банка увольняли «старых» работников, пусть и с хорошими пособиями, а брали на их место новых - молодых, энергичных и честолюбивых.
В Америке того страшнее - известно, что медицина там страховая, а страховка стоит огромных денег, и тем не менее, никто никого не жалеет и Обама, который захотел сделать медицину бесплатной, потерпел фиаско с своими медицинскими реформами.

Вообще, россиянам кажется, что жизнь в Америке, должна служить примером и образцом для подражания, но упаси господь – более несправедливой и жестокой социальной системы я не видел - так как в США, нигде в мире не проявляется такого противостояния сверх богатства и унизительной бедности!                Но о проблемах Америки в другом месте.
 
…Сегодня в России, судя по начавшимся выплатам всем и понемногу, вполне может возникнуть ситуация напоминающая советский застой и уравниловку. И вновь может получиться так, что привыкнув к раздачам «хлеба и зрелищ», рабочий класс, в который сегодня входят и служащие низшего уровня – так называемый офисный планктон - превратится в люмпенов, чего и добиваются такие сторонники возрождения сословного государства как Греф, Шувалов и прочие товарищи из «банковского Политбюро»!

 Резюмируя выше сказанное, хочу подчеркнуть - нынешним государственным управленцам в России, включая Президента, надо постараться найти срединный путь, и сохранить баланс между социальными гарантиями и работой главного стимула в человеческой жизни – Нужды.

Вместо эпилога:

"Первоначально было очень печально и тревожно познакомиться с идеей Фрейда о том, что намерение сделать человека счастливым не входило в планы «творения». Однако при более длительном процессе осознания этой идеи, она даже может облегчить боль человеческого бытия и примирить человека с трудностями, ужасами и страданиями, встающими на его жизненном пути. Фрейд говорит об ограниченности способности к счастью конституцией человека..."


                Октябрь 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?"      


Рецензии