В чем заключается внутренняя свобода?

Есть такое понятие «внутренняя свобода», в которое каждый вкладывает какой-то свой смысл, и многие считают, что оно означает абсолютную независимость от внешних обстоятельств, полное игнорирование объективной реальности. Но такая «абсолютная свобода» граничит с безумием. И люди творческих профессий (актеры, художники, писатели, поэты… и даже некоторые ученые-теоретики) действительно склонны к отрыву от реальности и психическим проблемам.


Где же проходит эта тонкая грань между творчеством и безумием? Давайте попробуем разобраться в этом.

Прежде всего, человек должен понимать, что есть область материального мира (видимого, физически доступного), которая является не плодом его индивидуальной творческой фантазии, а объективной реальностью, настоящей жизнью, которую невозможно игнорировать, её надо принимать, исследовать и учитывать. Но это весьма ОГРАНИЧЕННАЯ область мира – небольшой её отрезок, доступный нашей памяти, восприятию и осмыслению.

То, что выходит за пределы этой области, недоступно нашему восприятию и осмыслению – например, далекое прошлое и будущее, то, что было до нашего рождения, тысячи и миллионы лет назад, то, что будет после нас через миллионы лет. Это и есть сфера творчества мысли, сознания, в которой мы можем проявлять индивидуальную свободу. Ведь никто не может доподлинно знать, что было и будет, как это можно представить, мы можем лишь предполагать, воображать, строить гипотезы о происхождении, о природе бытия.

Именно эта внутренняя деятельность по воссозданию наиболее полной, целостной картины мира является основной и характерной для человека. Более того, именно она и определяет наше восприятие, понимание материального мира, наше отношение к нему, наше поведение и образ жизни. Пытаясь охватить сознанием весь мир в целом, человек неизменно устремляется к истине, повышая уровень осознанности и расширяя границы восприятия мира.

С другой стороны, именно творчество мысли породило некогда мифологию, религию, различные виды искусств и духовных практик, которые по-разному объясняли «происхождение мира» и формировали очень субъективное отношение к нему. И, конечно же, это не могло не приводить к идеологическим конфликтам и даже к реальным войнам, т.е. физическому истреблению «инакомыслящих».

В свою очередь, попытка полного отказа от субъективного мыслетворчества породила крайнюю степень материализма, которая полностью отрицала «невидимый мир» и его влияние на физическую реальность. С его точки зрения есть только наблюдаемые физические тела, и всё (в том числе само сознание) объясняется их взаимодействием. Есть только эта моя жизнь, а после неё – хоть потоп. Эта концепция очень сильно ограничивает сознание человека, сводя мир только к проявленной в данный момент материи, и лишает целостного восприятия бытия. Но она оказалась очень успешной в достижении практических, краткосрочных жизненных целей, и поэтому стала господствующей в современном мире.

Победа «научного материализма» повлияла не только на мировоззрение людей, но и оказала огромное влияние на социально-экономическую жизнь. Вместо привычного общинного, коллективного образа жизни, возникла частная собственность, конкуренция, рыночные отношения. Это способствовало расколу и раздроблению общества. Вот как об этом пишет историк Александр Пыжиков, описывая Россию 19 века:

«На общинные деньги основывались производства, какая-то коммерция, какая-то торговля, но цель у этого производства была не получение прибыли, как думаем мы. Цель была совершенно иная: обслуживать потребности своих ЕДИНОВЕРЦЕВ… Староверские предприятия возглавляли УПРАВЛЕНЦЫ, а не владельцы. В случае чего их всегда могли сместить и назначить другого, была очень сильная ротация. При Николае I с них потребовали строгого соблюдения наследственного права: если ты хозяин, то ты должен всё передавать по наследственному праву, в противном случае всё отбирается… Тут произошла трещина: вся староверческая модель солидарная, общинная, коллективистская треснула и стала сыпаться со стремительной силой».

Примерно такую же мысль высказывает историк и генетик Жаксылык Сабитов, объясняя раздробление татарских родов:

«Например, у татар существует такая суперсемья Беханиды (потомки князя Бехана и его родственники), к которой относятся большое количество татар. Фактически по генетике это был один большой род, который жил вместе, и когда их земли присоединялись к Московскому государству, менялась форма собственности. При Золотой Орде форма собственности была родовая, т.е. земли принадлежали роду. А когда вы становитесь частью большого государства западного типа, земля может принадлежать не абстрактному роду, а конкретному человеку. В итоге происходила юридическая «перерегистрация»: первое поколение рода переписывало земли на одного князя, сын этого князя еще терпел своих родственников, а внук уже изгонял всю эту родню».

Конечно, рыночная конкуренция способствовала быстрому экономическому развитию, невероятному научно-техническому прогрессу, но одновременно с этим утратилось то самое чувство единства, которое было сильно при общинно-родовом образе жизни.

Я помню, как в школе (еще в советские годы) мы на уроках рассуждали о светлом будущем, в котором человек будет свободен от рабского труда, всю рутинную работу будут делать машины и роботы, а люди будут заниматься творчеством и саморазвитием. Ради этого светлого будущего наши родители и деды были готовы терпеть лишения, не спать ночами, давать стране угля и металла. И что мы видим сегодня? Самой главной проблемой становится безработица – люди в ужасе от того, что искусственный интеллект отнимет у них работу!

Мы достигли такого уровня развития технологий, что вполне можем освободить человека от «рабского труда» и обеспечить всех жизненно необходимым, но мы утратили то самое чувство «МЫ», которое еще было у наших дедов и прадедов и благодаря которому мы и добились всех этих успехов. Общество, в котором каждый сам за себя, не может дать человеку счастья творческой самореализации и ощущения смысла жизни.

В погоне за «материальной независимостью» многие из нас утратили самое главное – целостное восприятие мира, без которого невозможна истинная внутренняя свобода.

Истинная свобода - не в отрицании реальности, а в наиболее полном и целостном её понимании и принятии. Это не место, в котором человек прячется от действительности, а место, в котором он черпает силы и вдохновение для жизни и творчества.

Развитие киноиндустрии, шоу-бизнеса, виртуальных игр – это попытка бегства от реальности, стремление заполнить внутреннюю пустоту. А человек рожден для реального творчества, требующего максимально правдивого и полного понимания действительности, совершенствования сознания и чувств.  И это тот вид творчества, который доступен только живому человеку, а не искусственному интеллекту или роботу. Именно он делает жизнь человека достойной и осознанной, независимо от уровня его материального достатка.


Рецензии