Прерванная молитва

 Эти заметки возникли как ответ на вопрос, заданный кем-то на просторах интернета: «Когда я еду на работу в трамвае, я читаю псалмы и молитвы, которые знаю наизусть. Но когда в окне вижу маленького ребёнка или калеку, то прекращаю читать псалом, молюсь коротко о семье ребёнка или об инвалиде, потом начинаю читать псалом заново, сначала. Может быть надо продолжить читать с того места, где остановился? Или если начал читать, то не прерываться и не глазеть в окно трамвая? Или вообще читать в более спокойной обстановке?»

Читать псалмы по памяти, когда ум не занят другим делом, конечно же, очень хорошо, ведь нам дана заповедь о непрестанной молитве. И если мы отпускаем ум свободно блуждать туда и сюда, то скоро найдётся тот, кто поведёт его за собой куда мы совсем не хотим… На страну далече, во власть наших страстей и бесов. Но и молитву надо совершать с рассудительностью. Посмотрим, что говорят об этом святые отцы.

Св. Феофан Затворник пишет о том, что в молитве должны внимательно участвовать и ум, и сердце: «Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение… Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте».

Св. Игнатий (Брянчанинов) также подчёркивает, как важно внимание при молитве: «Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел - и явно греховный, и праведный по наружности». «Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся».

Преп. Иоанн Лествичник учит сосредотачивать ум и сердце в молитвенном предстоянии Богу и предостерегает, что развлечении ума при молитве губительно:

«Всегда, а наиболее при соборном псалмопении, должно соблюдать безмолвность и безмятежность, ибо то и намерение у бесов, чтобы смущением и развлечением губить молитву.

Псалмопение во многолюдстве сопровождается пленениями и парениями…

Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет как столп неподвижный и ничем из прежде сказанных не будет поруган.

Послушник есть тот, кто телом предстоит людям, а умом ударяет в небеса молитвою.

 Во время чтения и пения ум твой да будет занят разумением слышимых слов или определенною молитвою в ожидании ближнего стиха».

Вот так - гибелью молитвы, поруганием от бесов, празднословием и грехом называют святые отцы небрежность при молитвословии. Преподобный Антоний Великий говорит однозначно, что «молитва, совершаемая с небрежением и леностью, - празднословие». Преподобный Никон Оптинский советует тому, у кого остаётся мало времени на совершение правила: «Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят (человек), творяй дело Господне с небрежением. (Иер. 48, 10)».

Поэтому, где бы мы ни совершали молитву, нам надо приложить всё старание, чтобы слышать слова молитвословий внимательным умом и сочувствующим сердцем. Кажется, что тогда озираться по сторонам и заглядываться в окно мы не будем…

Вместе с тем, бывают случаи, когда прервать молитву не грешно, для другой ли молитвы, или для помощи ближнему.

Преп. Иоанн Лествичник пишет: «При сравнении зол должно выбирать легчайшее. Например, часто случается, что, когда мы предстоим на молитве, приходят к нам братия, мы бываем в необходимости решиться на одно из двух: или оставить молитву, или отпустить брата без ответа и опечалить его. Но любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая».

О преп. Паисии Святогорце читаем: «Мерилом слов и поступков старца является, как и всегда, мерило рассуждения. В нижеследующих главах мы увидим, что в одном случае отец Паисий не прерывает молитвы, сколько ни стучат нетерпеливые паломники в клепальце у калитки его кельи, крича: «Кончай молиться, Геронда, Бог не обидится!» а в другом — выезжает в мир, потому что его отсутствие на народной демонстрации протеста может быть неверно понято и принести вред Церкви».

Если мы среди своей молитвы помолимся о ближнем, которого Бог послал нам навстречу, уверена, Он не осудит и не отвергнет эту молитву. Если чтение псалма ради этого прервалось, то можно продолжить его с того самого места, а можно и начать сначала. Последнее обязательно в том случае, если псалом читался рассеянно, и не оставил чувства осознанной молитвы.


Рецензии
Христос воскресе!

Уважаемая Валентина! Прекрасная статья на этот раз небольшая по объёму, но вчера не успел дочитать её до конца, именно потому что прервали, помешали, спаси их Господи. Однако, пишут, что ничего бесы так не ненавидят, как молитву и разговор о молитве. Ваша статья и есть такой разговор. Со всем согласен, добавлю только, что раба Божия, задавшая вопрос и сама молящаяся о семье встречного малого ребёнка, имеет, конечно, истинно любящее и истинно христианское сердце. Думается, что можно заодно добавлять: спаси и помилуй Господи всех детей в мире и всех рождающихся в сей мир и их родителей. Это по принципу преп. Паисия Святогорца.

Да и все встречаемые люди, как Вы прекрасно знаете, достойны непрестанной молитвы христиан.

Борис Силуанов   28.05.2021 14:33     Заявить о нарушении
Воистину воскресе Христос! Благодарю, Борис, за прекрасное добавление к моей маленькой статье. Истинно так! Любовь о Господе выше всего. Могу только сказать: Аминь.

Валентина Ульянова   28.05.2021 16:11   Заявить о нарушении