За Гайдара обидно!

Книга Дениса Драгунского «Отнимать и поглядывать» вышла в издательстве АСТ в 2014 году. Автор – филолог, писатель, журналист и драматург размышляет о словесности в форме небольших эссе. Статья «Молчание близнят», в которой Дмитрий Драгунский обвиняет Аркадия Гайдара в трусости и малодушии, вызвала у меня сильное недоумение.

Аркадий Гайдар – классический детский писатель, на книгах которого, и это не красивые слова, а реальность, выросло несколько поколений. В детстве неизменный заводила ребячьих игр, любитель приключений, заботливый брат трёх младших сестёр и, конечно, страстный читатель. Гайдар начал читать с четырёх лет, интерес к книгам поддерживали его родители: Пётр Исидорович Голиков и Наталья Аркадьевна Салтыкова. В подростковом возрасте Аркадий был не по годам физически силён и крепок, к тому же обладал смелостью, отвагой и смекалкой. В десять – чуть было не сбежал на войну. Поймали и вернули за парту. На фронт правдами и не правдами продолжал стремиться и добился своего. В конце 1918 года был зачислен в ряды Красной Армии. После прохождения курсов командиров в возрасте шестнадцати лет возглавил двухтысячный полк. Сражаясь на фронте, получил ранение, которое впоследствии привело к болезни и списанию из рядов Красной Армии.
 Меня возмутило хладнокровное препарирование Д. Драгунским текста повести «Чук и Гек»: почему не имена, а прозвища, почему дети весёлые, почему едут в купейном вагоне? На дворе, мол, 1938 год, всем не до веселья. Вспоминая вдруг популярный фильм тридцатых годов с Любовью Орловой в главной роли, в шутливых догадках Дмитрий Драгунский заходит до обидного далеко: может быть, прозвища происходят от американских Cuhk и Huck, и они темнокожие мулаты, дети чернокожего политэмигранта?

К чему этот цирк? Повесть изучалась учениками младших классов школы, а отнюдь – не серьёзными политологами. Дети – такой народ, который сразу чувствует фальшь и неискренность, так вот Аркадий Гайдар понимал их как никто другой да в нём самом силён был «внутренний ребёнок». Весёлые и короткие прозвища легко запоминались маленькими читателями, они с удовольствием читали об интересном путешествии, проказах братьев, тем временем сами того не осознавая проникались любовью к своей стране.

Автор высказывает язвительные замечания в адрес повестей «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», рассказа «Голубая чашка". Но именно после выхода в свет повести «Тимур и его команда» в стране началось движение «тимуровцев». Сегодняшнее волонтёрское движение – далёкий привет от Аркадия Гайдара.
В эссе «Пятьдесят лет с Дениской на шее» Д. Драгунский сетует, как же ему было трудно в жизни, будучи сыном известного детского писателя Виктора Драгунского. Очевидно, тяжелее солдатской шинели, кирзовых сапог, сабли и ответственности за сотни жизней людей.

Путь Аркадия Гайдара в литературу не был простым. Он рано повзрослел, «вырос над собой». Мать Гайдара умерла, когда ему было двадцать, отец – двадцать четыре года, поэтому никакой поддержки у него не было и в то время, когда он в старой, изношенной до дыр шинели  пришёл в редакцию с потрёпанными тетрадками в руках.
Дмитрий Быков причисляет Аркадия Гайдара к одним из лучших стилистов тридцатых годов, называет последователем романтика Александра Грина. Отчего же Денис Драгунский, нападает на погибшего в бою в 1942 году Аркадия Гайдара. Кому мешает сегодня Кибальчиш Гайдар?!


Рецензии
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.