Асы в небе ПМВ ч. 4

Другой лётчик - Юрий (Георгий) ГИЛЬШЕР в свои 20 лет становится юнкером Николаевского кавучилища. До этого окончил Московское Алексеевское коммерческое училище в 1914 г. Пройдя ускоренный военный выпуск, (учился с 30 ноября 1914 г. по 1 июня 1915 г.) стал одним из лучших кавалеристов и стрелков училища в Санкт-Петербурге и выпустился по 1 разряду. Назначение прапорщиком получил в 13-й драгунский Военного Ордена ген.-фельдмаршала графа Миниха полк. Но ещё во время учёбы Гильшер увлёкся авиацией, коей была поголовно охвачена тогда русская молодежь. Командование, учитывая просьбу и растущую необходимость в авиационных кадрах для фронта, направляет его на учёбу в Гатчинскую военную авиашколу, где он обучался с июня по октябрь 1915 г. Уже в августе Ю. Гильшер был командирован в Царское Село для несения службы в специальном авиаотряде по воздушной обороне города и дворцов императорской резиденции. 8 октября 1915 г. он получил назначение в 4-й армейский авиаотряд и убыл вместе с ним на фронт, где участвовал в разведвылетах. 17 (30) октября 1915 г. ему было присвоено звание «военный лётчик». Участвовал в ПМВ с 27 октября (с ноября) 1915 г. Воевал на Западном фронте. 7 (20) ноября 1915 г. в результате несчастного случая Ю. Гильшер получил увечье. При запуске мотора, от удара лопастью винта, получил сильный ушиб головы и серьёзно повредил руку, получив закрытый перелом обеих костей правого предплечья и сильный ушиб кисти руки и был эвакуирован в госпиталь.

15 ноября после лечения, учитывая состояние здоровья лётчика, у которого рука ещё находилась в гипсе, командование направляет его в Москву, в служебную командировку на завод «Дукс», для приёма запасных частей для летательных аппаратов. Однако уже 20 февраля 1916 г. прапорщик Гильшер добивается направления в Одесскую авиашколу на переподготовку. Закончив обучение по программе полётов на новых быстроходных истребителях «Моран», этот одарённый и преданный авиации лётчик получил назначение в 7-й авиаотряд истребителей. Подразделение было окончательно сформировано 25 марта 1916 г. и стало первым в истории России истребительным авиаотрядом. С 25 марта (5 апреля) 1916 г. Гильшер Ю.В. воюет на Юго-Западном фронте в Галиции в составе 7-го авиаотряда. 30 марта 1916 г. он был назначен командиром отряда и при этом произведён в чин корнета. Специально для создания отечественной истребительной авиации на вооружение отряда поступили истребители-бипланы "С-16" конструкции русского авиаконструктора И.И. Сикорского. Авиаотряд получил приказ выступить на фронт в 7-ю армию, на аэродром у дер. Яблонов (Галиция) с задачей обеспечения подготовки наступления войск Юго-Западного фронта Русской армии – Брусиловского прорыва. Отряду пилотов-истребителей надлежало воспрепятствовать полётам вражеских самолётов-разведчиков. Юрий Гильшер летал на двухместном истребителе «Сикорский С-16». Для тренировки лётчиков в меткой стрельбе, поддержания навыков стрельбы в полёте, он изобрёл и создал качающийся тренажёр.

20-го апреля военлёт Гильшер с подпоручиками Орловым и Бычковым провёл свой первый воздушный бой с австрийским самолётом-разведчиком. Счёт воздушным победам был открыт, однако она не была засчитана, так как австриец упал на своей территории. В Императорском военно-воздушном флоте сбитыми считались только те самолеты противника, которые упали в нашем расположении или данный факт подтверждался наземными войсками. Вечером 27 (28) апреля (10 мая) 1916 г. корнет Ю.В. Гильшер вместе с прапорщиком Г.С. Квасниковым отправился на патрулирование. Не обнаружив ни одного вражеского самолёта, экипаж решил вернуться на базу. На обратном пути у «Сикорского С-16» зав. № 201, вышла из строя система управления элеронами - заклинило рули. Машина трижды перевернулась через крыло, затем вошла в штопор. Все попытки экипажа выправить положение оказались безуспешными. С высоты 1000 метров самолёт рухнул на землю. Подбежавшие к месту падения русские пехотинцы извлекли из-под обломков живых лётчиков, но оба были без сознания. В результате аварии у Гильшера оказалась оторванной ступня левой ноги, и сильно поранено лицо и тело. В госпитале у лётчика была ампутирована левая нога до колена. С 28 апреля (10 мая) по 30 октября 1916 г. находился на излечении. Проявив недюжинную волю и решимость, Юрий с обычным протезом сумел упорными тренировками восстановить своё здоровье, стал ходить как здоровый человек. Медкомиссия признала его годным к военной службе. Желая вернуться в авиацию, Юрий сделал по своим чертежам специальный деревянный протез.

Он научился не только ходить, но и летать на самолётах-истребителях. 29 октября 1916 г. Гильшер обратился к начальнику Управления военно-воздушного флота ген. Н.В. Пневскому за поддержкой, чтобы его оставили в авиации и направили на фронт. С его помощью и при содействии ген. Н.Ф. Фогеля, заместителя командующего военно-воздушным флотом великого князя Александра Михайловича, Юрию Гильшеру разрешили снова летать и бить врага. На следующий же день он вернулся в свой 7-й авиаотряд. 9 ноября 1916 г. неугомонный Гильшер вместе с наблюдателем штабс-капитаном Меделем вылетел в свой первый боевой полет после ранения. В это время Юрий исполнял обязанности командира отряда вместо подпоручика Орлова, направленного во Францию для подготовки командиров отрядов воздушного боя. Он оказался достойным заместителем своего друга-командира. С ноября 1916 г. по март 1917 г. временно исполнял должность командира, а 22 июня 1917 г. был утверждён командиром 7-го авиаотряда истребителей. Гильшер сделал обязательным для лётчиков отряда изучение азбуки Морзе, а также продолжил пропускать лётчиков через специальный качающийся тренажёр для отработки навыков стрельбы в полете. 31 марта 1917 г., после возвращения Орлова, поручик Макеенок, корнет Гильшер и прапорщик Янченко провели воздушный бой и сбили два австрийских самолёта. Утром 2 мая Гильшер вылетел на патрулирование и, обнаружив вражеского разведчика, сбил его. За этот бой он получил орден Святого Георгия 4-го класса и краткосрочный отпуск в Москву.

Вскоре VII-й истребительный авиаотряд перебазировался на аэродром Козово, где 17 июня 1917 г. потерял своего любимого командира подпоручика Ивана Орлова, погибшего в бою с двумя (по др. сведениям, четырьмя) истребителями противника. Всего Юрий сбил 6 вражеских самолётов, в том числе 5 самолётов – летая с протезом, на истребителе «Ньюпор-21». Таким образом, Гильшер не упускал возможности отомстить врагам за своего погибшего друга. 4 июля в районе Посухова он обнаружил неприятельский самолёт, с ходу атаковал его и первой же очередью сразил пилота. За эту победу корнет Гильшер был представлен к награждению Георгиевским оружием. Действия Ю. Гильшера в должности командира отряда вызывали уважение у инспектора авиации Юго-Западного фронта полковника Вячеслава Ткачева, который считался лучшим летчиком России. В своих мемуарах он так отозвался о Юрии: «Авиационная карьера Гильшера была нелёгкая, но он проявил себя как горячий патриот, беззаветно преданный авиации, и как лётчик, одарённый большим самообладанием». Великий князь Александр Михайлович, командующий военно-воздушным флотом Русской армии, также подписал аттестацию на Гильшера, как командира: Отличный боевой лётчик, решительный, хладнокровный, смелый. Поддерживает в отряде дисциплину. Высоких нравственных качеств. Серьезно относится к порученному делу. Выдающийся лётчик-истребитель и командир». 6 июля 1917 г. началось контрнаступление немцев, известное в истории как Тарнопольский прорыв.

Аэродром в Козово оказался под угрозой вражеского захвата, в связи с чем рано утром 7 июля отряд перебазировался под Тарнополь. 7 (20) июля 1917 г. около 8–9 часов вечера в районе Тернополя появились с целью бомбёжки две эскадрильи противника по 8 самолётов. На их перехват поднялись 5 русских самолётов, в том числе 3 истребителя из 7-го авиаотряда, которые пилотировали летчики: корнет Ю.В. Гильшер, прапорщик Д.А. Макеенок и поручик В.И. Янченко. На подмогу к неприятелю подошли ещё 10 аэропланов. В неравном воздушном бою Гильшер в паре с другим лётчиком сбил один самолет, но и сам погиб: от пулемётной очереди противника* мотор его самолёта вырвался из рамы и вылетел вперед, крылья сложились, машина рассыпалась в воздухе и упала на землю. Поручик Василий Янченко приземлился рядом, вынул из-под обломков тело командира, забрал его и доставил на свой аэродром. Гильшер Ю.В. похоронен в г. Бучач Тернопольской обл. (Украина). Позже В.И. Янченко стал самым результативным истребителем VII авиаотряда. Награждён орденами Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом - 23. 03. 1917 г., Св. Георгия 4-й ст. - 15. 05. 1917 г., Св. Анны 4-й ст. с надписью - «За храбрость» - 20. 05. 1917 г., Св. Станислава 3-й ст., а также Георгиевским оружием - 21 ноября 1917 г.

Список известных воздушных побед Ю.В. Гильшера:

27.04.(10.05.)1916     1        2-х местный самолет**            Бурканув
31.03.1917                1    2-х местный самолет              Пусте Поле
07(13).04.1917           1      «Бранденбург С.1»***           Галиция
02(15).05.1917           1      «Оэффаг С.2»****               Большовце (Болыповцы, Боушув)
04(17).07.1917           1       2-х местный самолет            Посухов (Помухов)
07(20).07.1917           1/2     2-х местный самолет             Тернополь

ПРИМЕЧАНИЯ:

* По некоторым данным, его сбил австрийский лётчик - наблюдатель обер-лейтенант Фридрих Хирш.
** Австрийские лётчики - пилот цугсфюрер Александр Гальбави и лётчик-наблюдатель кадет Юлиус Хорак произвели вынужденную посадку на русской территории и были взяты в плен.
*** Австрийские лётчик-пилот - фельдфебель Хабличек и лётчик-наблюдатель обер-лейтенант Роман Шмидт произвели вынужденную посадку на своей территории. Фельдфебель Хабличек был ранен в бедро и 13 мая 1917 г. умер в госпитале.
**** Подбитый австрийский самолёт приземлился прямо на линии фронта и был разбит огнём русской артиллерии. Пилот - сержант Мусбруггер получил ранения, лётчик-наблюдатель - лейтенант Хоченегг погиб.

В 1917 г. боевая авиация получила дальнейшее развитие. В мае месяце британцы впервые провели организованную штурмовку немецкой пехоты с воздуха. Летом во время наступления под Ипром союзники впервые массово использовали аэрофотосъёмку. В 1918 г. ожесточённые воздушные бои начались 9 апреля и продолжались до самых последних дней войны. Война в воздухе была чрезвычайно опасным делом. В каждой из воюющих стран в течение года убывали почти все лётчики, находившиеся в строю. В среднем боевая жизнь лётчика-истребителя продолжалась от четырёх до шести недель. Те, кто сумел выжить в начальный период и приобрёл боевой опыт, могли воевать подольше. Но в конце концов и они становились жертвами технического несовершенства самолётов, наземного огня и других причин. Парашюты имелись только у германских пилотов, и то лишь с 1916 г. С рождением самолёта-истребителя стали создаваться специальные истребительные подразделения, части и появились лётчики-асы.

Отцом немецкой истребительной авиации и тактики стал один из первых асов - лейтенант МАКС ИММЕЛЬМАН. Он изобрёл фигуру высшего пилотажа - "разворот Иммельмана" (полупетлю с полубочкой). За высокое лётное мастерство имел прозвище "Орёл Лилля". 28 октября 1916 г. Иммельман погиб, в возрасте 26 лет, имея на счету 40 побед. Самым результативным и самым прославленным истребителем ПМВ стал немецкий барон МАНФРЕД фон РИХТГОФЕН. Почти все свои 80 побед он одержал над британцами. Его триплан "Фоккер" Dr.I отличался хорошей маневренностью и был окрашен в пурпурный цвет. 21 апреля 1918 г. его сбили австралийцы с земли оружейным огнём. Немецкому асу было 26 лет. Лучшим асом союзников был француз РЕНЕ ФОНК (1894-1953), имевший 75 подтверждённых побед. Обладая острым зрением, он удивлял коллег способностью сбивать врага с большой дистанции. Из британских лётчиков лучшим стал майор ЭДВАРД МАННОК. Ему приписывают 73 победы. 26 июля 1918 г. его в возрасте 31 года сбили с земли пулемётным огнём.

2015-2021 гг.


Рецензии