Аймедова Маягозель

День рождения Героя

Аймедова Маягозель (Майя, Мая-Гозель; род. 28 мая 1941), актриса театра и кино, сценарист.

Родилась в Ашхабаде. В 1964 г. окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского в Москве (студия Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова). С того же года – актриса Туркменского ТЮЗа (ныне Туркменский национальный молодёжный театр имени Алп Арслана) в Ашхабаде. Снималась в кино на киностудии «Туркменфильм». Была депутатом Меджлиса (парламента) Туркменистана. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». В настоящее время живёт в Ашхабаде и в Москве.

Основные работы в кино:

– Случай в Даш-Кале – Джахан (1963);
– Невестка – Огулькейик (1971);
– Когда женщина оседлает коня – Артыкгуль (1974);
– Дерево Джамал – Джамал (1980);
– Фраги – разлученный со счастьем – Акгыз (1984);
– Манкурт – Айим (1988);
– Голос матери – Фатима Алибековна (2010).

Сценарист:

– Когда женщина оседлает коня (совместно с Х. Нарлиевым; 1974);
– Дерево Джамал (совм. с Х. Нарлиевым; 1980);
– Люди моего аула (совм. с Х. Нарлиевым; 1983).

Муж – Ходжакули Нарлиев (род. 1937), кинорежиссёр. Народный артист Туркменской ССР.

«История фильма „Невестка“ проста и безыскусна. В её основе подлинный факт, свидетелями которого были братья Ходжакули и Ходжадурды Нарлиевы. На железнодорожном разъезде Сарп, затерянном среди барханов, где они провели детство, жили два человека – старый чабан и его невестка – её муж погиб на фронте. Но она не верила в его гибель и ждала...

Огулькейик, простая молодая туркменка, живущая в мире грёз об утраченном счастье, воспоминаний о любимом, но не теряющая надежды на встречу с ним, обречённая жить вечно в оковах ожидания и смирения, – эту роль невероятно правдиво и поэтично сыграла Маягозель Аймедова. Вернее, она не сыграла, можно сказать, прожила её жизнь, настолько реалистичным и психологически убедительным получился образ молодой женщины в исполнении актрисы.

Прекрасна Огулькейик. Прекрасна своей трепетной женственностью, деликатностью. Она как тонкая струна, чутко реагирующая на все знаки жизни, которые дают ей надежду и силы, чтобы жить дальше. Вот, чаинка в пиале – это тоже знак будущего гостя. Она, радуясь, показывает свёкру, он поддакивает: да, конечно. И она счастлива от мысли, что муж обязательно вернётся. Вопреки мудрости, что всё проходит, и время залечит раны, фильм „Невестка“ утверждает, что есть любовь вечная.

Профессор Борис Бибиков, у которого училась в Театральном институте Мая Аймедова, утверждал, что она такой же автор картины, как и режиссёр. Она вложила в фильм столько сердца, сколько и разума. Её игра похожа на песню без слов. Актриса максимально сдержанна и экономна в средствах выражения, но как красноречивы и выразительны малейшие движения её лица, глаз, рук, которые передают все тончайшие движения женской души.

Женщины всего мира приветствовали этот фильм. Режиссёр парижского телевидения, писательница и журналистка, вдова Жерара Филипа Анн Филип сказала: „Это фильм обо мне. Это фильм обо всех горьких вдовах Земли, ждущих своих любимых. Но он ещё о счастье. О высоком счастье, когда человек нужен людям, когда своей силой и верой ты утверждаешь в них веру в святые вещи – в любовь и верность“». – Из статьи: Гозель Нуралиева. «Немеркнущая звезда Маягозель Аймедовой».

Народная артистка СССР (1987) и Туркменской ССР (1982). Лауреат Государственной премии СССР (1973) – за исполнение роли Огулькейик в фильме «Невестка». Лауреат Государственной премии Туркменской ССР им. Махтумкули (1984) – за исполнение роли Джамал в фильме «Дерево Джамал».

Вторая премия Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси в номинации «Премии за актёрскую работу» – за исполнение женской роли в фильме «Невестка», 1972. Приз «Трофей Сорренто» Международного кинофестиваля в Сорренто – за фильм «Невестка», 1972. Премия XII Московского международного кинофестиваля – за актёрскую работу в фильме «Дерево Джамал», 1981. Премия II Международного кинофестиваля «Евразия-2005» в Алма-Ате в номинации «За вклад в развитие киноискусства».


Иллюстрация: Маягозель Аймедова в главной роли в фильме «Невестка», 1971 г. Режиссёр Ходжакули Нарлиев. Киностудия «Туркменфильм». Фото РИА «Новости».


Рецензии