Живописец парусных регат

                ЖИВОПИСЕЦ   ПАРУСНЫХ   РЕГАТ.


«…60  лет  величайшего  морского  развития  в  истории. Он был  с  этим  до  конца  и  изобразил  весь  спектр  этой  интересной  панорамы,
 причём  сделал  это  точно, художественно  и  драматично…»               
                Рудольф  Дж. Шефер



Американский  городок  Хобокен, где  поселился  вместе  со  своей  семьёй  художник – маринист  Джеймс  Эдвард  Баттерстворт  (1817 – 1894) – выходец  из  Англии, сразу  пришёлся  ему  по  душе. Устье  реки  Гудзон, величественные  Нью – йоркская  гавань  и  залив, а  дальше  бескрайние  просторы  Атлантики, что  ещё  нужно  для  истинного  мастера, с  ранних  лет  изображавшего  на  своих  картинах  море  и  корабли, тем  более, проводимые  здесь  гонки  прославленных  яхт, навсегда  приковали  внимание  Д. Э. Баттерсворта, став  излюбленными  темами  его  многочисленных  работ.
Гоночная  трасса, проходившая  от  Нью – йоркского  яхт – клуба  до  плавучего  маяка, расположенного  у  узкой  песчаной  косы  Санди – Хук, давала  возможность  посостязаться  в  скорости  лучшим  яхтам  мира  за  приз  Кубка  Америки, с  1857  года  ставшего  своеобразным  призывом  к  дружественному  соревнованию.
Художник  отобразил  на  своих  полотнах  восемь  гоночных  сезонов, с  1870  по  1893  годы. Картины, созданные  в  этот  период, передают  стремительность  движения  яхт, наполненные  ветром  паруса  и  чёткие, прекрасно  выписанные  очертания  самих  судов. Всё – такелаж, люди, флаги  выполнены  предельно  точно. Удачно  использованные  Баттерсвортом  низкие  линии  горизонта, штормового  неба, бурной  воды  придают  его  картинам  большую  достоверность, подобно  фотографическим  снимкам, но  ещё  до  появления  фотографии. Эти  изображения  успешно  использовались  в  газетах  и  журналах  того  времени, иллюстрируя  сообщения  о  яхтенных  соревнованиях.

Свою  первую  работу, приехав  в  Америку, он  выставил  в  Американском  художественном  союзе  в  1850  году  и  продал  пять  картин, цены  на  которые  были  пока  невелики – от  20  до  50  долларов. Большое  значение  в  жизни  и  творчестве  Д. Э. Баттерсворта  сыграла  его  встреча  с  Натаниэлем  Каррье, содержавшим  гравюрную  фирму, позднее  выросшую  в  знаменитую  Currier & Jves, производившую  оттиски  картин  известных  художников. Н. Каррье  очень  понравились  работы  художника  и  он  заказал  ему  ряд  картин. Такая  поддержка  для  только  что  приехавшего  в  Америку  Д. Баттерсворта  была  очень  важна, постепенно  сотрудничество  становилось  более  тесным. Художник  основал  свою  студию  в  Бруклине, а  его  работы  воспроизводились  в  популярных  гравюрах  и  литографиях.
Проводимая  в  1851  году  на  родине  Д. Баттерсворта  выставка  принца  Альберта  в  Хрустальном  дворце  и  гонка  за  кубок  Америки  у  острова  Уайт  в  Каусе  привлекли  его  и, вернувшись  ненадолго  в  Англию, он  работает  над  эскизами  и  картинами  этой  регаты.

За  год  до  своей  смерти, а  именно  в  1893  году  Д. Баттерсворт  создаёт   свою  знаменитую  картину  «Виджилент  против  Валькирии  II»,  «Vigilant  vs. Valkyrie  II  Cup  match» - состязании, в  котором  приняли  участие  яхта  «Валькирия  II»  конструктора  Уотсона  и  швербот  «Виджилент»  Херресхофа. Победу  одержал  «Виджилент», управляемый  самим  его  создателем. Это  был  последний  швербот, стартовавший  в  регате  на  кубок  Америки.

Биограф  и  почитатель  творчества  Д. Баттерсворта – Рудольф  Дж. Шефер  (1900 – 1982)  в  1975  году  написал  книгу  «Д. Э. Баттерсворт – морской  художник  XIX  века», продолженную  позже  его  женой  Джанет  и  Эндрю  Германом. В  этих  книгах  размещено  большое  количество  работ  художника. Ныне  многие  его  картины  принадлежат  частным  коллекционерам  и  цена  на  них  доходит  до  200  тысяч  долларов.

Д. Баттерсворт  за  свою  жизнь  написал  около  600  картин, изображая  на  них  не  только  состязания  яхт, но  и  клипера, пароходы, военные  корабли  и  исторические  военные  действия  на  море. Его  работы  хранятся  в  музее  Военно – морской  Академии  США, Аннаполиса; морском  музее  Бани, Мэн; Нью – аркском  музее  Нью – Джерси; музее  Нью – йорка; музее  Атуотера  Кента, Филадельфии; музее  Изящных  искусств  Вирджинии, Ричмонд; музее  Тибоди  Салема, Массачусетс. Зал  Славы  регат  Кубка  Америки  гордится  именем  Д. Баттерсворта, занесённым  в  1999  году. 

К  ТВОРЧЕСТВУ  Д. БАТТЕРСВОРТА, КАК  НЕЛЬЗЯ  ЛУЧШЕ  ПОДХОДИТ  ЛАТИНСКОЕ  ВЫРАЖЕНИЕ  -  «NOS  AGIMUR  TIMIDIS  VELIS»  - «ИДЁМ  С  НАБУХШИМИ  ПАРУСАМИ», ТАК  КАК  ОН  НИКОГДА  НЕ  РАССТАВАЛСЯ  С  КИСТЬЮ  И  ПАЛИТРОЙ, ВОСПРОИЗВОДЯ  НА  СВОИХ  ПОЛОТНАХ  НАПОЛНЕННЫЕ  ВЕТРОМ  ПАРУСА  ЛЮБИМЫХ  КОРАБЛЕЙ.

ПРИМЕЧАНИЕ:  Карриер  и  Айвс – «Currier & Jves» - американская  гравюрная  фирма  в  Нью – йорке  (1835 – 1907). Фирма  выступала  с  плакатом  «Цветные  гравюры  для  народа», производя  оттиски  с  картин  известных  художников. 

27  мая  2021  года                Вячеслав  Прытков. 
    


Рецензии
О художниках - всегда интересно, спасибо большое за рассказ.

Ольга Вячеславовна   26.08.2021 18:36     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ольга,за интерес и отклик.С уважением,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   27.08.2021 07:59   Заявить о нарушении