Танхойзер

                Читая Гейне. 9

                (стихотворение в прозе)

                Танхойзер

                (легенда)

                1

   Благородный рыцарь Танхойзер в поисках любви и приключений отправился в город Венусбург и пробыл там долгих семь лет.

   "Моя любимая Венера, я не хочу дольше оставаться с тобой. Отпусти меня, дай мне отпуск."

   "Мой верный рыцарь, ты меня сегодня еще не целовал. Быстро поцелуй и признайся мне, чего тебе не хватает? Не поила ли я тебя каждый день самым сладким вином на свете? Не украшала ли я твою голову розами?"

   "Моя Венера, сладким вином и поцелуями я сыт по горло. Я тоскую по горчинке. Я слишком много шутил и смеялся, теперь моя душа просит слез, а вместо роз мне хочется надеть терновый венец."

   "Мой храбрый рыцарь, ты хочешь со мной расстаться? А кто мне тысячу раз клялся, что никогда не бросит меня? Идем в нашу комнату любви поиграть в наши тайные игры. Мое белоснежное как лилия тело исцелит твою душу."

   "Моя Венера, твоя краса ослепительна. Много рыцарей сгорело под твоими чарами, а еще больше сгорит. Я вспоминаю о тех героях, которые когда-то наслаждались твоим прекрасным телом. У меня же оно вызывает отвращение. Меня переполняет ярость, когда я думаю, сколько же еще найдут усладу в нем."

   *Рыцарь Танхойзер, не гневи Бога. Лучше побей меня, ты ведь бывало раньше часто меня бил, но не смей оскорблять, неблагодарный. В моем сердце восстала гордость. Хотя я тебя очень любила, но слышать такие речи выше моих сил. Будь здоров, я даю тебе отпуск и даже сама открою тебе ворота."

                2

   В Рим, в Рим, в этот священный город!

   Все поет, шумит и волнуется: на весь город растянулась процессия; в середине ее шествует Папа. Папа Урбан, богобоязненный человек. На нем пурпурное одеяние, на голове тройная корона, бароны несут за ним шлейф.

   "О святой отец! Ты не сойдешь с места, пока не выслушаешь мою исповедь. Ты спасешь меня от ада!"

   Народ расступается, образуя круг. Смолкает духовное песнопение. Перед Папой стоит на коленях оборванный поломник.

   "О святой отец, избавь меня от мук ада и от власти дьявола. Я странствующий рыцарь по имени Танхойзер. Семь лет прожил я в городе Венусбург с одной из самых прекрасных женщин на свете. Ее зовут Венера. Она прелестна как свет солнца. Ее голос обвораживает как аромат цветов. Вьющиеся черные локоны обрамляют ее благородное лицо. При взгляде ее больших темных глаз перехватывает дыхание, и ты чувствуешь себя скованным цепью. С большим трудом мне удалось разбить эту цепь, и я бежал. Но постоянно меня преследует ее взгляд. Она машет мне рукой: вернись назад! Днем я как несчастное привидение, но ночью я оживаю: она сидит рядом со мной и смеется. Она смеется так заразительно, так счастливо, обнажая свои белые зубы, что потом, когда я вспоминаю ее смех, непрошенные слезы сами текут из моих глаз.

   Я люблю ее со всей силой моей души, и ничто не может устоять перед этой любовью. Она подобна горному водопаду, который с грохотом скатывается со скалы на скалу, готовый сломать шеи тысячам. Его ничто не может остановить. Если бы у меня было все небо, я бы не задумываясь подарил его Венере. Я дал бы ей солнце, я дал бы ей луну вместе со всеми звездами. Моя любовь к ней сжигает меня как пламя. Не это ли адский огонь, который горит вечно?

   О святой отец, Папа Урбан, избавь меня от мук ада и от власти дьявола."

   Папа с жалостью посмотрел на рыцаря.

   "Бедный Танхойзер, я не могу избавить тебя от колдовских чар. Дьявол, которого люди называют Венерой, самый опасный на свете. Теперь ты душой должен расплачиваться за свои плотские наслаждения. Ты проклят и осужден на вечные муки ада."

                (продолжение следует)


Рецензии