Мои открытия ушедших жизней
«Я сама никогда не бывала нигде кроме родной Вытегры и Девятин, да на горе, с утерянным в наши дни, названием «Кривая Сельга». На горе той ещё в начале двадцатого века жила Вертосельга - деревня моих предков. И мои "открытия прошлых жизней" - все основаны на рассказах вертосёлов-очевидцев той жызни. а назвала я свою статью так потому, что нигде не встречала всех этих названий и была, считаю, была просто, обязана была поделиться с миром тем что узнала. Многие забытые миром, слова ожили благодаря вертосёлам, с которыми мне довелось встречаться. Не могу, не имею права не вспомнить здесь их имена: Константин Дмитриевич Матюшин, Татьяна Григорьевна Матюшина, Михаил Васльевич Львов, Николай Степанович Фёдоров, алмозёрка Мария Григорьевна Калязина, и конечно же, Тимофей Тихонович и Татьяна Ивановна Алёшины – мои, дорогие моему сердцу родители. С их подачи, вернулись к жизни многие говоровые слова и названия некоторых геообъектов и их местоположение на «Кривой сельге»: «зольни;к», и «Кривая се;льга», «Кривая Ве;ртосельга», «ЛузянА ко;рба» «Глухая ко;рба» «Ко;шаче болото» «Гадово болото» «ПолУнощьно болото» «Подгорнее болото» «УпЫрь-болото» «Могильное болото», «ТИшына поляна», «Нат-озеро», «Ыгат-озеро»,и ранее никем не упоминаемые, как исчезающие временами, озёра: Алмозеро, Ильинское, Илеса; и река Ле;ма-потеряйка, и МАнош-яма, и КруговАя яма – все эти названия, я вернула миру, опубликовав мою книгу «Вертосельга» в альманахе «Вытегра-4»; огласив на Вологдском РТВ «Русское радио»(звукозапись есть в интернете «ВКонтакте», и опубликовала в 2018году в «Проза РУ»(© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017 Свид. о публ. №217103101291-мои открытия 31.10.17г.; №217103101291217»мои открытия»; №218020400881(ххх) 04.02.18 «мои открытия»; «Снежный человек поселился в вытегорских лесах» - ст. К.Т.Алёшиной-Матюшиной © Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, 2017 Свид. о публ. №217061500176 © Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал.); и в 2019 - в интернете в группе «Вытегорский сочинитель».
карта 1923 года; ; карту мне прислал 04.12.2019 Сергей Леканов – вытегор.. - Но ЕСТЬ НЕТОЧНОСТИ- на самом деле дороги расходятся на Кривой Сельге в начале деревни Вертосельга от(условно)печища Степана Фёдорова. правая на Ежэзеро вдоль корбы, мимо деревенского погоста, часовнии «Введнья" через "Зольник , мимо (Нат) Нашаозера"), а - левая дорога""деревенская" идёт по деревне, а у второго домика(дом Мишына) –влево - по спуску на дорогу-гать к Ыгатозеру, а вправо(по рисунку)и мимо домов Львовых и Вертосёловых идёт по краю корбы мимо могильного болота к "Тишыной поляне, там расходится (вправо по карте на Ундозеро через д.«Лесы», а влево - на выпас, к оз. Айтозеру и оз Тумбаж.
мой рисунок вид деревни Вертосельга: Запад. восток.
Затерялись в веках Веды, Весь и «Великая Тарта;рия»; затонула Атлантида, ушли в глубины Волго-Ба;лта древние селения Вытего;рщины: Сюрьга;, Нага;жма, Ре;бово, Марко;во, Собачьи Прола;зы … На обширном пространстве меж двух дорог («Вы;тегра – Е;жэзеро – у;ндозеро» и «Во;локов Мост – Новостройка») болота, болота… Болото Полудё;нное, Уро;чище Лесы;, урочище Ма;теньжа, Уро;чище Ве;ртосельга…
- «Ве;ртосельга» - это та самая «Кривая се;льга» - «деревня на пала;х», упоминавшаяся в писцовых книгах Обоне;жской пятины 14 -15 в.в. Я теперь точно знаю, что рождение деревни Вертосельги спрятано где-то в языческих временах, о чём можно только догадываться по оставшемуся Зо;льнику. «Зольни;к». немой свидетель древнего возраста деревни Ве;ртосельги; а вот 14-15 века; оставили чёткий след её: «Кривая се;льга», а молва 19-20-го веков, дразнилкой «Кривая Ве;ртосельга» - подтверждает древность деревни. Деревня Ве;ртосельга родилась на «пала;х» = «палёной подсе;ке». Первопоселенцы деревни Вертосельги занимались подсечным земледелием, корчуя и паля деревья, высвобождая из-под леса земли для пахоты. И от того, что деревня родилась на ро;счистях, на «палёной подсе;ке» русичи называли её «Деревня на пала;х», аборигены же – ве;псы называли деревню «Vеrtа Sеlgа» а жителей её – «вертосёла, а их потомков – «вертосёловы». Это уж потом, когда семьи вертосёлов разрослись, то всех и стали называть по имени прадедов, отцов, дедов. И живут в ХХ1веке потомки первопоселенцев деревни Вертосельга с указательно-прозвищной фамилией Вертосёловы; а сама деревня отжила свой век - в 1948 году последний житель покинул Ве;ртосельгу. («Vеr//tа» - палить подсеку – читаем в словаре вепского языка Марии Ивановны Зайцевой, к стати, она вытегорка); «се;льга» - второе составное в названии «Ве;ртосельга» неоднозначно: оправдано и значение «Се;льга» - а)продолговатая, поросшая лесом возвышенность; и б)«се;льква» - сухое, возвышенное место среди болотистой местности, т.к. Вертосельга, как раз, и стояла на обрыве крутой горы среди непроходимых болот и многочисленных озёр («…а как до Ве;ртосельги-то, дак всё в гору – в гору! Можно с Коне;цькой в Новостройку, а там ПИвка, а можно и со СтАрцева, тоже до Новостройки и через Пивку - опе;ть в гору. Она – Пивка-та, ие; нека;к уж не омине;ш, а как с а;лмозера-та, дак Пивка по леву руку от тибя; тут Му;досько озеро…там дальше, во;то-где, ПиЯвочно болото, да.» (М.Г.Калязина – алмозёрка 1897 г.р.).
). В начале ХХ века деревня Ве;ртосельга слыла в округе как «Кривая Ве;ртосельга». Возможно, «кривая» - это оттого, что деревенька стояла на горе, слывшей когда-то под названием, утерянном в нашэ время, «Кривая се;льга». А если учесть что и в 20-м веке Ве;ртосельга слыла как «Кривая Ве;ртосельга», напрашивается вывод - это та самая «Кривая се;льга» = «Деревня на пала;х», упоминаемая в «писцовых книгах Обоне;жской пятины» 14 – 16 в.в.
- И сохранился ещё один немой свидетель древнего возраста деревни Ве;ртосельги – «зольни;к»..
Запад, корба восток.обрыв
1 . 2. корба.запад
Восток,обрыв
(На рис.1. зольник – в конце дороги идущей мимо корбы в левый верхний угол рисунка)
- «Зольни;к»– это место языческих ритуальных костров. Слово «Зольни;к» местного вертосельгского происхождения. Это слово я впервые услышала от старожителя деревни Ве;ртосельга «…а всё «зольни;к, да зольни;к», ак а земля там такая как всё-одно з золо;й смешана, а нечево; на ей не росло – холо;дна земе;люшка» - объяснил он мне. О зольнике на территории нашей области я написала в своей краеведческой книге «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе «Вы;тегра-4»;
- «А;лмозеро», «Ильи;нское»,«И;лесозеро»,«Са;лозеро», «Са;лмоозеро»
О периодически исчезающих и возвращающихся озёрах Вытегорщины писал в 1873 году С. Максимов «… исчезающие и возвращающиеся озёра: У;ндозеро, Ши;мозеро, Ку;штозеро, Лу;хтозеро, Э;йнозеро, Ка;чозеро и А;ндозеро. Шы;мозеро в 10 вёрст величины и до четырех саженей глубины – вода исчезает и по пустынному полю, бывшему дну извивается только небольшой ручей, продолжающий течь и подо льдом. Пучина Долгого никогда окончательно не усыхает к Рождеству лёд садится на дно, образуя холмы, ямы, трещины; весной вода заполняет озеро, переполняет, и затем начинает показывать новое чудо – течение обратное. В Ку;штозеро, высыхая, вода уводила с собой рыбу, доходящую в озере до баснословных размеров. Рыба снова возвращалась, когда с проливными дождями, озеро наполнялось в уровень с высокими берегами. А иногда и до горной гряды, окаймляющей озерную котловину. Ка;инское высыхало так, что дно его казалось дикой степью: люди ходили здесь как по суше. Однажды, два года кряду, крестьяне носили здесь сено и довольно удачно сеяли овёс».
- 2019. из интернета: Просто это наш город - ВЫТЕГРА!!! в 10:18ПЯЖЕЛКА - любимый край!1 ноя 2019 в 17:57Рубрика «Это интересно».
О том, что вода из некоторых озер на Вепсской возвышенности временами уходит, а затем спустя какое-то время появляется вновь, заполняя осушившуюся было котловину, известно давно. Но впервые обследование таких озёр произвел в конце 19 века петербуржский ученый Г.И. Куликовский. После этого озеро приобрело широкую известность. Еще лет сорок назад на холмах, со всех сторон окружающих Шимозеро стояли вепсские деревни: Пелкаска, Лахта, Сельга, Манчи-мяги, Погост и др. К сожалению, из-за непродуманных решений областных властей в конце 50-х годов произошло массовое переселение вепсов в другие села Вологодской и Ленинградской областей, в результате чего некогда обжитая местность обезлюдела, сельхозугодья заросли, а дома сгнили. Перестала существовать в «живом виде» и топонимическая система Шимозерья. Много веков вепсы здесь пахали землю, рубили лес, охотились…Не могли они не обращать внимания и на странности своего озера. Раз в семь – десять лет вода из него уходила в двадцатиметровую округлую, с крутыми склонами Черную Яму, соединенную с Шимозером нешироким, но длинным проливом, больше похожим на реку, которая проваливается в буквальном смысле слова под землю.Рассказывают очевидцы этого уникального явления природы нашего края.Фотин Егор Егорович вспоминает:«Наша деревня располагалась от Шимозера в 7 километрах.До 1942 года учился в школе, а потом в ФЗО. Озеро Полозеро, по названию которого называлась наша деревня, состояла из двух частей. Обе деревни находились на горах, а озеро – в яме между ними. На ручье была мельница. Этот ручей – с Линжозера.
На Черной Яме я бывал не раз. Когда воды в ней нет или очень мало, она кажется очень огромной: как будто с горы смотришь. А рыбачить на Яму часто ездили, рыбы там всегда много. Приходилось наблюдать, как вода из ямы уходит: кружится водоворотом, воронка опустошается.Убывает вода из ямы быстрее, может основательно высохнуть примерно за месяц.А прибывает медленнее, где-то месяца за два с половиной.А почему она убывает: не знаю.Старики еще раньше говорили, что воронка Черной Ямы соединяется с Онежским озером. Берега ямы каменистые, местами глинистые. Да мы особо-то не обращали внимания на Черную Яму, пока маленькие были. А вода в ней чистая: и когда вода уходит, и когда поднимается. На Долгозере есть Белая Яма, очень глубокая: леску бросали.
В д.Пустынка есть озеро, оно бывало, высыхало вообще, так пахали на его дне. Хебозеро тоже опустошалось».(Материал об озере Шимозеро передала для библиотеки Н. В. Куимова).
- Екатерина Мишина: «Небольшое озеро,которое исчезает есть в нескольких км от п. Колошма».
- А это свидетельство 1987 года из рассказа «Аномалия» Владимира Фархутдинова, опубликованного в интернете 21.10.2019. «…По дороге к Ундозеру наш шофёр разговорился, показывая в стороне на поблёскивающую гладь небольшого озера: «Это озеро периодически пропадает, остаётся одна воронка, кишащая рыбой, всё уходит под землю, через какое-то время снова возвращается вместе с живой рыбой. Старожилы говорили, что собирали верёвки со всей округи, чтобы достать дно воронки, гиря тащила верёвку вниз, так и не смогли определить глубину ямы. Учёные, приезжавшие с Ленинграда, предполагали, что внизу сильное течение, подземные карстовые реки, геологические разломы, которые возможно идут до самого Онежского озера и впадают в него, а это больше сотни километров отсюда! Таких аномалий говорят много в этих местах…».
Возможно речь в рассказе «Аномалия» шла об Эйнозере или Куштозере – они рядом с Ундозером. И ещё я выяснила, что не только эти озёра «гуляют». К пропадающим время от времени озёрам Вытегорщины относятся «А;лмозеро», «Ильи;нское» и «И;лесозеро», что в 17 верстах от «Ста;рцевой Горы». На географических картах разных лет обозначены все три озера почти рядом. Старожилы тех мест, родившиеся в начале ХХ века, убеждены, что все три названия относятся к одному и тому же озеру.
-(«Ак, И;леса-та - И;леса и есть! – непонимающе глянула на меня Мария Григорьевна, мол, уж этово-то не знать дак!.. – Цэрква Ильи;нска, дак и озеро Ильи;нско», - Мария Григорьевна Калязина, уроженка деревни «Ста;рцево»;
-«А в той стороны – махнул рукой в сторону Подгорнего болота, вертосёл Николай Степанович Фёдоров – ручеёк от пересохшэво А;лмозера. Уй, ак А;лмозеро-то дак уж лет двадцать, как не больше, не возвращаецце! Ходят как по полю, да траву косят. Летом пряма дорога на Девяти;ны дак за 17 вёрст в Девяти;ны по ему, как по полю ходили, морошку продавать, а как с Па;вшозера да и через И;лесу, да. Ак А;лмозеро и есть Ильи;нское – уточнил он, и продолжил – Дак там ручеёк течёт, край леса, такой тоненький ручеёк, а как весной – шумный водопад, где и вода бралась! И мимо ямы куда-то пропадала. А километра два до Ма;теньжы - яма така;, овраг длинный такой! Вода з болота туда и стекает, и пропадает куда-то. Яма такая, Ма;нош–яма. Не знаю, а так называют «Ма;нош-яма», да и всё!»).
- «Дира;», «Ма;нош-яма» и «Кругова; яма»:
Не услышав объяснения слову «Ма;нош» я нашла на карте военных лет, созвучное «Манош-яме» название ручья Манажья;м, текущего через дорогу «Ма;теньжа – Ка;рово» и впадающего в реку Тага;жму. «Манажья;м» - может там и находится Ма;нош-яма, уводящая озеро под землю? И «Кругова;я яма» о которой рассказывала М.Г. Калязина, тоже где-то в этой стороне. Возможно, речь идёт об одной и той же яме, а возможно (у меня аж дух захватило от предположения) «Ма;нош-яма» и «Кругова; яма» не что иное как место известное ещё в 14 веке под названием «Корвь»(в переводе с вепсского «дыра, ухо, шерсть»).
«Карха;ловщина», «Ка;рово» «Нове;ц на Ко;рви» (слова «нови;ны, новцы;, нове;ц» означают - новолунье, нарождающийся молодой, новый месяц в небе, а «корх, корвь» –переводится с вепского как «ухо, дыра, шерсть»)
В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Ко;рхе», а на странице 174 «деревня на Ко;рко-Новоло;ке», «на Корх-наволо;ке Матюшков след Матфеев…».
(При чём здесь здесь «ухо и шерсть»? размышляла я, не зная ещё о «Ма;нош-яме» и «Круговой яме». Масла в огонь, так сказать, подлил Николай Степанович Фёдоров, махнув рукой в сторону Ма;теньжы: («… там и Карха;ловщина. А кто ё знат. Кархаловщина, да Карха;ловщина… там дорога на Ка;рово, Новцы;…»).
…Ка;рово, Новцы;… - мысль не даёт мне покоя: …Карово,.. Карово… - нет, пожалуй, это не от вепского «кар» = «Залив». Откуда залив? Скорее всего... Скорее всего… Вот оно! «Ка;рово-Новцы;»! Дорога «Ка;рово – Новцы;»… «Нови;ны на Ко;рхе»… Стало быть, – смотрю карту 1728 года: деревни «Корвь» и «Нове;ц» рядышком. Вот оно! - «Нове;ц на Ко;рви! Древний «Корх» и «Новцы; на Ко;рко-наволо;ке» «деревня Ка;ров Конец» - не что иное, как современная деревня Ка;рово, соединенная одной дорогой с деревней Новинкой. И стало понятно вепское «Корвь, Корх» - дыра. Очевидно, застраивалась когда-то деревенька на дыре при зарождающемся месяце, а в девятнадцатом веке это место называлось Карха;ловщина, а «дыра» =это Маножъяма, в которую стекал МанажъЯм-рУчей). Всё эти объяснения я розыскала по архивам и рассказам местных жителей («Дира; – яма бездённая по Ка;роськой дороги. Дорога там на Ка;рово, а там Кругова; яма стояла, ак вода откуда и брала;се, в тую яму текла» - вспоминала Мария Григорьевна Калязина:– В ямы круга;м, да круга;м! Как ровно в воронку и уходила куда-то. И вот диво: не прибывало и не убывало. Круговым потоком под землю как в воронку! А в Илесы выскакивала чистым ключевым ручьём. Там мельница была поставлена. Нашы мужыки как праздник – закорешылись: в рого;жной куль наво;зу нагребут, на верёвку к дереву привяжут и в яму пуска;ли. Куль в воронку затянёт, ру;чей в и;лесы пересыха;т, мельниця не ро;бит. Вот мельник шлёт записку «Алмозёрски мужыки, розоткни;тё диру!». Мужыки хохоцют. На празник всё Ста;рцэво пеке;т пироги дармовыё. Мельник полумеше;чьё муки по;слал»).
«Ста;рцэво», «Ста;рцева гора», «Старори;чье»
На мой вопрос не знает ли она в честь чего или кого названа так деревня, Мария Григорьевна ответила: «А говорят там старцы; жыли, дак вот и Ста;рцэво»). И она была не далека от истины, карта 1933 года сохранила название «Ста;рцева гора». (А «Староричье» ешё называют, ак это што река была, пересохла, русло старое – вот и «Старори;чье» - Н.С. Фёдоров: …река А;ла ли А;лга ли, а может А;лма»). - Я считаю что названия озер «А;лмозеро», «Алмас-озеро» и «Салмас-озеро» - их название указательное (откуда вы? «с А;лма с озера»), очевидно существовала и река Алма(бывали же на Вытегороьи Андома-гора, Андома-река, Андомозеро, и поселения назывались так же); но и название «А;лга» имело место быть. В тех краях когда-то жила деревня с названием Ва;лга, так же встречающиеся в церковных записях. Название этой деревни (по моему разумению) является указательным, т.е.на вопрос «где?» ответ -«В А;лги» остался названием деревни «Ва;лги». О валгаря;х - жителях деревни «Ва;лги» (очевидно они были большие зави;ры) ходил в давние времена анекдот, «…валгари; Ва;лгу толокном замеси;ли и телёнка с копытам съи;ли»;
«А ище я те вот што скажу: е;стя в сюзёмке за Упы;рь-болотом Ма;нож-яма - цёрна, бездё;нна, и стоит в ей вода – туды льецце… да небольша така рецю;шоцька Ма;нож-ру;цей – с полверсты, пои;, не бо;ле – вот по ей вода-та и стека;т в тыю яму. А, мот и с А;лма с озера – не знаю, но, тольке людушки сказывают, тамо – на А;лмаси-ты своя яма е;стя – Кругова;;, ак в тыю-ту яму рицька А;ла, ли А;лма ли, а тожо небольша, и тожо в яму.А в ямы воды как было - так и есь: не прибыва;т и не убыва;т! Но ить куды-то она мимо ямы уходит» (М.Г.Калязина).
В церковных книгах 1811года в Ундозерском Погосте записана «деревня между река А;лый».
В церковных записях Духовных росписей по Вытегорскому Погосту за 1796 год есть названия деревень: «Старори;чье», «деревня между реки А;лый» «деревня над А;лым озером» «на реки А;лги»; «деревня в А;лги». Кстати, ныне живёт деревня с названием «Ва;лги».
Не подверженный никаким правилам правописания и тем более произношения, язык предков рождал и оставлял потомкам множество вариаций названия одной и той же местности, озер, рек. Возможно, это произошло и с озером Алым. Допустим на вопрос: «Откуда ты, с каких мест?» - получали ответ – «С Ала-озера» (вот вам и «Са;лозеро»); или «С Ала мы с озера». Вариаций разговорной речи множество, в результете мы имеем и «Са;лмасозеро», и «Са;лм-озеро».
На современных картах Вытего;рщины указаны два озера с названием «А;лмозеро». На карте 1728 года Алмозеро, о котором я пишу, записано как «А;змозеро» и находится оно между Волгобалтом и рекой Тага;жмой. Второе А;лмозеро между Пе;даж рекой и рекой Мегро;й. В церковных книгах записаны деревни и на Ёж-реке и на Ёж-горе, и Ежезеро, и Ёж-озеро в Ежезерской округе.
Из интернета 2019:
Ирина Евич оставила комментарий:
Из "Словаря гидронимов Вологодской области" Александра Кузнецова: АЛМ-ОЗЕРО или Ильинское нaxoдитcя в центре Вытегор. р-на (басс. Тагажмы). В писцовых книгах 1495, 1495-1505 - Салмас озеро, Солмас озеро, Салми озеро [ПКОП: 9. 10, 11: Гневушев 1910: 1], в писцовой книге 1563 — Алмо озеро,Оялмас, Алмас озеро, Сало озеро, Салме озеро, Салмас озеро [ИКОП: 208], в 1582 ~ Алм а озеро [Певолип: 175].Указанные источники дают возможность не только восстановить первоначальную форму лимнонима Салмас-озеро, без чего невозможна его этимология, но и проследить все промежуточные формы названия. Ср. фин., кар. salmi, вепс, salm - «пролив, мелководная часть озера между двумя мысами» [ПВО: 11]. Алм-озеро в самом деле состоит из трёх отдельных плёсов, соединённых проливами. Другое толкование связано с фин. johna, кар. *je!ma - «протока» [Шилов 2001: 158], но не учитывает старинной формы Салмас-озеро. Русское название Ильинское дано по церкви Ильи Пророка и Ильинскому Алмозерскому погосту на южном берегу озера. Местные жители в старину указывали близ погоста «панские могилы», по поводу чего существовало предание, впервые опубликованное в газете «Олонецкие губернские ведомости» в 1869 году: «И самое Алм-озеро получило своё название, потому что слово алма на чудском языке означает яму или могилу» [Криничная 1991: 162]. Это народная наивная этимология.
Татьяна Вертосельга ОТВЕТИЛА:
"панские" могилы - не выдумка, "па;ны;" - воины украинско-польских захватчиков. В 1617 году Украинское казачество совместно с польским панством, напало на Моско;вию. Грабительская война не минула и наших вытегорских земель, и остались в нашем говоре слова польско-украинского происхождения например, пан - поляк,«мазу;рики, мазу;рик –обманщик.
«Ле;ма-потеря;йка» или «Бучьну;ха», «Ко;шаче болото».
Влево от Го;рменика(поляна слева от дороги на повороте к деревне Ве;ртосельга) в сторону Ежезера в 4-х километрах от деревни на «Ко;шачем» болоте из «двух Лемозерко;в» начиналась река Бучьну;ха. А охотник А.Н. Жихарев и Н.С. Фёдоров убеждены, что это река «Ле;ма – потеря;йка» (теперь это узенький, но бурливый ручеёк).
- 2августа 2000 года я и мои спутники перебрели реку Ле;му-потеря;йку дважды: родившись в «Полу;дённом» болоте две Ле;мы-реки текли рядом, затем, одна свернув влево понесла свои воды к реке «Мегра», другая нырнув под болото «Ко;шачье», из которого, речка «Ле;ма-потеря;йка» выскакивает, и образуя два маленьких «Лем-озерка;», и бурным потоком, получивши название «Бучьну;ха», пересекает в двух верстах от Ве;ртосельги дорогу с Ве;ртосельги к деревне Лема; огибает гору , и, пробившись через «Полу;нощьно» болото, уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м»), прихватив с собой воды Го;рмо-ру;чья, да Габ-ру;чья(см. кн. «Ве;ртосельга»)
Выскочил огромный пробел а как его убрать не знаю.
далее:карта
1.(жёлтый пунктир на карте– мой путь на Вертосельгу в 2001году) 2.(перпендикулярно) гать-дорога от деревни Вертосельга, вокруг Ыгат-озера к деревне «Матеньжа»(предполагаю что это и есть починок «Упир-болота»)
Отворотка дороги к Ежэзеру - влево от читателя (на карте неверно указано) под Вертосельгой над нашей корбой. А ручеёк (это Лема-потеряйка а вертосёла называли её «Бучнуха»)мы пересекли у горменика а он завернул направо(по карте) под осину и растёкся(я предполагаю в Глухой корбе)Полуночным болотом под Вертосельгой.
…итак, мы перебрели этот ручеёк под деревней Лема,и пошли, давно никем не хоженой-неежженой, заросшей травой, дорогой, через три (разделённых друг от друга высокими холмами), три заболоченных ручья, а когда-то они жили полноводными реками(на одной из старых карт они обозначены параллельно друг другу, текущими из ниоткуда – в никуда).
«Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей»
Схематическая карта Европейской части России, составленная в 1918 году, запечатлела три ручья, пересекающих дорогу «Ве;ртосельга – Тага;жмозеро», бегущих ни откуда, в никуда. Остатки этих трёх ручьёв (а возможно, что когда-то они были полноводными реками) я вместе с краеведами Девяти;нской школы форсировала 1августа 2001 года. Но это уже были заболоченные лесные бача;ги меж высоких холмов. Возможно, что весной они набирают силу и вновь живут полноводной речной жизнью. Так вот на карте они записаны как «Песчаный», «Верт» и «Медный». Старожилы дружно отмахнулись от этих названий: «Што-о?! Ну, и в слуха;х не было!». Но сами не могли точно назвать ручьев, хотя и предположили (в звучании, очевидно, слышались знакомые названия), что это «Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей». Слово «схематическая» в наименовании данной карты извиняет составителей её, проигнорировавших существование реки Бучну;хи, и укоротивших на половину реку Ле;му. Но, благодаря этой карте, я знаю, где находилась «деревня у ы;гат-озерка;», а вот деревня «Упы;рь-болота» исчезла с лица земли ещё в начале 19 столетия, с тех пор как её покинули мои предки (Нифантьевы, Алексеевы, Васильевы, Савельевы, Елизаровы); но я считаю что починок«Упы;рь-болота» основанный моим предком Нифантием Васильевичем Алексеевым\Савельевым просто поменял название, вероятнее всего, это современная «Матеньжа» поскольку в 20 веке половина её жителей Нифантьевы.
Сравнивая эти карты разных годов видим, что от Вертосельги ближайий путь к Вытегорскому Погосту – вокруг «Ыгат-озера» мимо озера «Пивки» через деревню «Матеньжа» и «Жытное Село»а именно эта деревня ( из которой наши родственники перешли в Вертосельгу, хотя первоначально они из деревни Вытегорского Погоста «Боярская Гора» (ревизские сказки 1782и 1795гг).
«Вы;ть-гора» и «Вы;тегра».- в Обоне;жьи 500 лет назад на высокой горе «Выть» обосновался «Вытего;рский Пого;ст». Олонецкие Губернские Ведомости дают двоякое объяснение названия горы «Выть»: то ли от того что на горе по ночам волки выли –потому-де и «Выть»; то ли «Выть» от того, что гора эта такая высокая, и нужно было поесть и отдохнуть, перед тем как идти в гору;
- а я считаю, что название горы осталось с той поры, когда «Вы;ть-гора» была ничья, и считалась земельным наделом, пускалась в «переде;л», и облагалась налогом(«выть» - еденица налогообложе;ния).
А недалеко от озера Оне;го расположился небольшой городок Вы;тегра – районный центр Вологодской области (до 1920 числился в Олонецкой губернии, до 1937 года относился к Ленинградской области). Слово «Вы;тегра» – говоровое(«Откуда идёшь?» «С Вы;ти-горы», «С Вы;ть-горы» и слышим «с Вы;тегры»). Обовсём этом я и написала в своей краеведческой книге «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе «Вытегра-4»; © К.Т. Алёшина-Мтюшина это мои открытия© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 2017
Обо всех этих моих открытиях и о «снежном человеке» я в декабре 2011 года написала письма в адрес профес.географ.Скупиновой Е.А.(Вологодский госпедуниверситет), ЛяпинойТ.А.(телерадиокампания «Вологда»), Ермолину Е.Г.(гл. редактор вытегорской газеты «Красное Знамя»), директору Вытегорского музея Макаровой Т.П., и главе Вытегорского р-она Чевгунову.
Йети - Снежный человек обосновался в лесах Вытего;рии. - В окрестностях озера Оне;го поселился с давних пор Йети - Снежный человек. Люди встречают его редко. Давным-давно, лет сто назад, примерно в 1898 его повстречала в вертосельгских лесах, жительница деревни Ве;ртосельги - моя бабушка Матрона Ильинична Алёшына-Матюшына(в девичестве Зубова с Дальней Ка;рданги Вытегорского Пого;ста). Историю эту я слышала в детстве от родителей, и позднее от старожилов деревни Ве;ртосельга и записала как сказку; Но вот в декабре 2008 года в Вологде на заседании литобъединения Ольги Фокиной «Среда» вытегорка Нина Писарчик рассказала, что она встретила близ озера Онего точно такое же чудище. Значит это чудо ещё живо! А
А это о взяла из моей переписки в интернете 2018 года:11 июня 2018
Валентина Баскакова 6:49:Валентина: "Нашла Вас на прозе.Ру, потом ещё как-нибудь забегу!Вы удивительный человек!)));
"Это было в деревне Нюхча Пинежского района Архангельской области с нашей невесткой, женой моего старшего брата, Алефтиной Филипповной Исаковой, она 1950гр. Наш дом стоит первым в деревенском порядке от леса, и лес - практически наш второй дом-сад. Я раньше за клюквой после уроков бегала на кисель, весной или осенью. Мало ли, веник надо в баню летом сломать - всё рядышком. Она пошла ненадолышко тоже, вот не помню, в какое время года, летом или осенью, может, и голубики пособирать летом или черники набрать. И всё ходила - крыши у домов видны были, а тропочка под ногами вилась. и уж обратно шагала уверенно, нагибаясь за ягодой. И вдруг увидела берёзы - несколько - по краю болота красной краской помеченные., как пояском. Удивилась: мимо дома никто не шёл эти дни в наш лес, Аля - пенсионерка, видела бы или внуки бы доложили мелкие. А потом - откуда тут такие берёзы? Отродясь на болотце кустики чахлые, разве что ближе к лесу ели тёмные стоят. И сердце закружилось, тоже перекрестилась, но оглянулась - крыши куда-то делись, и лес незнакомый стоит, да и тропка куда-то убежала! И струхнула Алевтина Филипповна, давай кругами наяривать - ведь, когда блудить начнёшь, кругами носит. Только от берёз этих уйдёт - они опять тут как тут! Господу взмолилась! Кружила так - ей показалось, что долго, а потом, домой вернувшись, на часы глянула:всего ничего, может, около часу времени прошло - кружила, а и небо стемнело, и ветрище задул!... Худо ей сделалось, но вывели ноги всё-таки на правильную тропочку, и вышла домой, в том же месте, где и заходила. Дома, отдышавшись, с сыном Петей поговорила, он посмеялся: мол. блазнить уж тебе начало, мама. Она божится про эти берёзы в красной краске. Ходили они с Петей вдвоём - всё обколесили - немного там и пространства - болотце спустилось под гору и таким блюдышком - оладушкой лежит - ну, хватит ноги намять, если всё обойти, и они обошли по всему краю болота,где начинается подъём в гору, по всей окружности; - ни одной берёзы мощной, да ещё крашеной, не обнаружили. Я представляю тоже, это болото моего детства. Видать, на какое-то место она наступила неладное, вот и повело. Я так думаю. Есть ещё Нюхча в Карелии, но это большое село. Хотя и у нас деревня немаленькая".(Валентина Баскакова 6:49, 11 июня 2018);
Татьяна Ве;ртосельга 7:01 ::Валечка- такой замечательный рассказ получился
Валентина 7:33 Я рада, если Вам пригодится. Когда ещё я сама до этого сюжета дойду!)))
Удивительное сходство этих встречь через столетие позволяет думать, что всё это правда. Значит это чудо ещё живо! Может сто;ит сейчас взятся за поиски вытегорского страховища? Когда ещё выпадет такой случай, может опять через 100 лет как и теперь(на Ве;ртосельге встреча произошла примерно, в 1898, а на Онеге - в 2008).- К.Т.Алёшина-Матюшина (К.Т.Алёшина-Матюшина). со публ. №21711070143
Свидетельство о публикации №221052801258