Размышления на скамейке в парке

Вопрос «Что будет завтра?» может привести человечество в состояние крайнего изумления. Наивно полагать, что мы жили бы счастливее, если бы знали свой завтрашний день.

Почему?

Все очень просто.

Заранее зная про участь вечно мыть сортиры и не имея возможности это изменить, многие опустили бы руки.

Не зная, что ты утонешь, последние минуты ты борешься за жизнь и умираешь с верой в то, что ты боролся.

Если же ты знаешь наперед все свои ходы, мысли и поступки, то уподобляешься бездушному паровозу, идущему по строгому расписанию.

Не будет любви и конфетно-букетного периода, не будет радости побед, творчества и полета фантазии...

Тебе все известно заранее и уже не интересно.

Рутина, которая пожирает тебя всего и не оставляет ничего, кроме ржавых осколков некогда прекрасного сооружения.

Особенно это ощущается после определенного возраста, когда сидишь на скамейке в парке, смотришь на весело чирикающих воробьев и вспоминаешь свое детство, свои надежды и мечтания. На ум приходит первое свидание с девочкой, которая была для тебя воплощением совершенства и красоты. Ты не променял бы свидание с ней на все золото мира...

А потом ты становишься взрослее и встречаешь другую, третью... И с ужасом понимаешь, что в жизни нет ничего совершенного — есть только твои желания и мечты об этом совершенном. Так разбивается твое первое представление о счастливой жизни.

Тогда ты начинаешь искать счастья в работе.

Ты горишь на ней, ты отдаешь ей всего себя, свои знания и умения. Тебе кажется, что завтра твои заслуги и рвение оценят по достоинству и тебя ждет если не почет, то хотя бы простое уважение.

Но проходят дни, месяцы, годы... На тебя наваливают все больше работы, все жестче ставят условия и все меньше за это платят.

Ты не сдаешься и твердишь себе: «Если не я, то кто?» А потом приходят другие и говорят тебе с усмешкой, что ты делал все не так и, вообще, теперь нужны совершенно другие люди — не исполнительные, а креативные и ищущие.

Это твое второе разочарование в жизни.

Тогда ты начинаешь цепляться за соломинку и искать счастья в семейной жизни.

Жена... Казалось бы, она — самое близкое и дорогое, что у тебя осталось после ухода родителей. Ты всегда старался ей ни в чем не отказывать и хотел видеть ее счастливой.

Но в один прекрасный момент ты понимаешь, что она просто заняла место твоей мамы. Ты для нее лишь большой ребенок; она сама будет решать, что ему надо делать, а что не надо, где и как лучше хранить свои вещи, какие передачи смотреть.

Дети... Сколько на них возлагается надежд! Ты стараешься дать им образование, учишь премудростям жизни и до каких-то пор находишь с ними взаимопонимание.

А потом... Потом они вырастают и на все твои разговоры отвечают: «Ты ничего не понимаешь в жизни. Сейчас другое время. И вообще, мы имеем право на самостоятельность».

А ты их именно самостоятельности и учил, но самостоятельности не в ущерб отношению к тебе. Ты учил их здравомыслию и компромиссам.

Так разбивается твое третье представление о счастливой жизни.

И вот сидишь ты на скамейке в парке и понимаешь, что дни твои, хотя ты еще и не глубокий старик, безвозвратно уходят. Ты прожил уже достаточно долгую жизнь, но для чего ты ее прожил? Что кроме надежд у тебя было? Для чего была вся эта бесполезная, как ты теперь понимаешь, суета?

Ты еще по инерции чего-то там придумываешь, изучаешь и пишешь, но где-то в подсознании у тебе все время пульсирует мысль: «Напрасно, все уйдет в песок! Никому, кроме тебя, это все не нужно...»

Зачем вообще человеку дается жизнь? Чтобы горбатиться на унитаз, ублажая свое тело одеждами, а вкус — изысканными блюдами?

Или же, наоборот, чтобы прожить в суровой действительности со скромной едой в скромном жилище?

Или же чтобы нести людям свет, радость и знания?

Чем это кончается? Плавали, знаем...

Где же та грань, которая делает человека счастливым? Когда он может сказать, что прожил интересную и достойную жизнь?

Окружающие спокойно тянут лямку ежедневных будней с локальными катаклизмами и разочарованиями. И только тебе больше всех надо, и ты в дивный вечер перед закатом солнца сидишь и заморачиваешься вопросами, на которые у человечества просто нет готовых ответов.

Кому вообще нужна твоя жизнь? И что произошло бы с миром, если бы ты не родился?

Человечество погибло бы? Или, может, цивилизация просто остановилась бы в своем развитии?

А может, ты родился для чего-то более важного, но так и не сумел увидеть этот свой единственный путь и растратил себя на всякую ерунду в виде желания побольше заработать и повкуснее поесть?

А потом приходит понимание, что жил-то ты исключительно для себя. Ты все делал только потому, что считал это единственно правильным, хотя другие в это же время считали правильным совершенно другое.

И кто прав? Может, человек просто одна песчинка из миллиардов других таких же песчинок, которые никогда ничего не решают и толком не понимают, для чего живут. Они просто часть одной большой кучи песка.

Те песчинки, которые лежат глубоко, ничего не чувствуют и не знают. Те же, что лежат на поверхности, подвержены изменениям, хотят они этого или нет.

Что каждая из песчинок сможет вспомнить, когда ей придет конец в застывшей бетонной смеси, где нет ни движения, ни изменений? Да по большому счету ничего — только борьбу за выживание и мечты о стабильности кучи.

Время уходит. Уходит, как вода из прохудившегося кувшина. Постепенно ты понимаешь, что каждый твой день, прожитый вхолостую, — это еще одна капля, которая никого не напоила.

Но, с другой стороны, весь твой жизненный опыт вопиет о том, что никому эти твои капли и не особо нужны. Даже врач, спасая чью-то жизнь, не знает, как это в дальнейшем ему отзовется. Будут ли ему благодарны или же скажут, что он просто формально подошел к лечению и можно было бы лечить более эффективно. То, что у всех разные организмы и реакции, никто и никогда в расчет не берет.

Обиды. Человечество постоянно обижается. Это — главная его черта. Обида — это прежде всего чувство превосходства над другими в самых разнообразных формах. Обижаются те, кто считают себя абсолютно правым. Те, кто считают, что остальные все делают не так, как надо. То есть не так, как этим правым этого хочется.

Но может, и человек на скамейке подвержен именно обиде? Обиде на то, что жизнь его и окружающих прошла не по его законам? Если это так, значит, не прав был он, а жизнь его была холостым выстрелом.

А что, если бы тебе сегодня дали еще одну жизнь?

Как бы ты ее прожил? По-другому? А как, если все твое нутро уверено в очередном холостом патроне?

Завтра. А каким оно будет?

Может, завтра принесет нам новые мысли и идеи? Может, завтра наконец-то начнется новый этап жизни?

Или же все останется по-старому, и ты снова придешь в этот парк, к этим веселым воробьям и опять будешь размышлять о своей судьбе, о катастрофически бегущем времени, о том, что ты уже прожил больше половины своей жизни и что ты опять не успеваешь ничего из задуманного, потому что либо рутина, либо лень, либо просто состояние апатии, когда нет желания сопротивляться из-за понимания полной бесполезности такого действия?

Кто знает, что будет завтра? Кто знает...

 
Часть 2

Человек на скамейке, кто он?

Мечтатель или разочаровавшийся индивид? Оптимист или закоренелый пессимист?

Почему если ты задумываешься о прожитых годах и жалеешь, что прожил их не так, то окружающие начинают громко возмущаться и говорить, что нечего вообще об этом думать, а надо просто жить?

Жизнь. Слово из пяти букв, а сколько в себя вмещает!

И детство, и болезни, и любовь, и разлуку...

Как прожить так, чтобы в старости, сидя на скамейке и смотря на беспечных и вороватых воробьев, ты бы сказал себе: «А жизнь-то удалась. Все в ней было как подобает счастливому человеку»?

Интересно, хоть один человек на земле может это сказать?

Для чего мы вообще рождаемся, взрослеем и становимся дряхлыми пенсионерами? Какая такая тайна окружает нас все эти годы?

Почему мы не знаем даже примерно, когда произойдет то, ради чего мы все живем? А может, это вообще не должно произойти?

Жить, работая на унитаз и постельные удовольствия... Как это мелко и недостойно разумного человека!

А может, наоборот, именно это и есть цель нашей жизни – воспроизвести потомство и отвалить в мир иной?

Как найти свой путь? Что это такое, когда мы всю жизнь выстраиваем из дней стену, в которую потом упираемся лбом и понимаем, что строить-то надо было башню?

Кто нам дал те чертежи, по которым мы строили все эти годы?

Умные психологи говорят: «Ты сам».

Ага! Щас!!!

А родители, которые запихнули тебя в институт помимо твоей воли?

А жена, которую ты выбрал сам, а потом сам же и попал в зависимость от семейной жизни, детей и быта?

А начальник, которому наплевать на твое мнение?

Ты хочешь все порвать, сломать и начать жизнь по-новому?

Но колея-то уже проложена. Она достаточно глубока, и, сколько не поворачивай колеса, движение по ней все равно идет, только уже с бессмысленным ревом мотора, болезненным дерганьем и под смешки окружающих: «Ты что, решил повыпендриваться и свалить из нашего болота? Ну-ну, давай. Поегози, а мы посмотрим, как ты облажаешься».

После бесчисленных попыток ты обреченно отпускаешь руль и едешь куда-то по инерции. Тебе говорят, что вот именно это и есть твоя жизнь и нечего ей сопротивляться.

Тогда ты начинаешь искать прелести в езде по этой колее и даже их находишь.

Ты смирился с мнением толпы?

А может, это как раз и есть полная и окончательная победа над собой и своими мечтами?

Но как объяснить, что на каждую твою хотелку есть еще твоя лень?

А может, это все же не лень, а понимание бесполезности какого-то действия?

Кто не замечал, как ты с утра полон мыслей и энергии, но дойдя до места службы и окинув взглядом эту бесконечную рутину, хочешь забиться куда-нибудь в угол и стать невидимкой, чтобы только не участвовать в этом празднике тупости и косности?

А кто вообще сказал, что мы ходим на работу именно работать?

Работа — это прежде всего тусовка с сослуживцами, обсуждение домашних новостей и политики и, конечно же, занятие своими личными делами.

Один умный человек сказал: «Если бы все мы работали с таким же энтузиазмом, с каким на рабочем месте проворачиваем свои личные дела!»

Что такое вообще работа? Почему в отсутствие начальника она идет точно так же, только без нервотрепки и экстаза руководителя?

Можно ли назвать работой то, без чего человечество может преспокойно обойтись? Если сегодня прикрыть 80% всех мелких фирм и компаний, этого ровным счетом никто не заметит.

Неужели жизнь человека разумного состоит именно из запланированных действий типа проснулся, пошел на службу, вернулся, лег спать?

Если кто-то считает, что походы в рестораны, кино и прогулки в промежутке и есть жизнь, то он — счастливый человек, которому в жизни, кроме работы на унитаз и уборки квартиры, более ничего и не требуется.

Неужели человек рожден именно для быта и удовлетворения плотских своих желаний? Неужели могучий разум его так и будет расходоваться на примитивные вещи, которые уже с успехом осваивают даже животные?

А жизнь проходит. Ты — заложник времени, которое невозможно повернуть вспять. Каждый твой день, прожитый в рутине болота жизни — еще одна упущенная возможность.

Конечно, многие обманывают себя, найдя занятие для души: марки собирают, кино снимают, по горам лазают. Потом все это они пропагандируют как то, ради чего стоит жить, и пытаются тем самым убедить себя в том, что живут не зря.

А другие тупо просидят это время перед телевизором и тоже скажут, что не зря коптили эту землю и что их жизнь тоже была небесполезна.

Кому охота признавать полную бесполезность для природы и планеты своего бытия?

Кто из них прав? И ради чего они живут?

И вообще, ради чего живет человечество?

Ну, с животными понятно. Пожрать, поспать, воспроизвести потомство и сдохнуть.

Человек же разбавил это концертами, пьянками и спортом.

А в итоге?

А в итоге пожрал, совокупился, поспал, сходил на унитаз. Ничего нового.

Ах, да! Получил положительные эмоции от любимого занятия. И что? Кому нужны твои эмоции, кроме тебя самого? А когда их становится мало, ты тупо подсаживаешься на алкоголь или наркоту.

Заметь, только ты. Животные еще не придумали перегонку спирта и производство кокаина. А те из них, которые подсаживаются на перебродившую ягоду марула или корень валерьяны, практически подписали себе смертный приговор, потому что в дикой природе существует закон выживания сильнейшего. А какой из пьяницы боец? Так что им это в их рутинной жизни как-то не очень надо. Да и чревато нехорошими последствиями.

И это жизнь?

А ведь именно из этого она и состоит. Из рутины, ненавистной работы, из получения телесных удовольствий.

И не надо себя обманывать. 70% человечества паразитируют на тех, кто живет ради какой-то высокой цели.

И вот тут начинается самое интересное. Как сформулировать это неуловимое понятие высокой цели?

 
Часть 3

Наше существование — это песочные часы, где вверху будущее, неизбежно утекающее вниз, в прошлое. Посредине — сегодняшний день, который ежесекундно превращается в воспоминания.

 

Мы живем не вверху и не внизу — мы живем в узкой горловине песочных часов. При этом нас подпирает груз прошлого, и мы часто не можем принять правильное решение, потому что опыт прошедших лет заставляет нас быть осторожными и предсказуемыми. Можно, конечно, отпустить прошлое, но тогда повсюду будут разложены грабли наших безумств, и мы каждый раз будем переживать одно и то же, даже не пытаясь это исправить.

А надо ли исправлять? Надо ли учиться на своих ошибках? И кто сказал, что это вообще были ошибки? Ведь ими мы считаем какой-то неблагоприятный для себя исход. Но кто сказал, что этот исход был ошибочен? Кто вообще знает, что правильно, а что нет?

Нас с детства учили оценивать свою жизнь по принципу «хорошо и плохо», и мы с завидным постоянством пытаемся это делать.

А животные? У них все спонтанно, все ежеминутно. У них даже нет такого великого горя человека, как часы с минутной стрелкой. Им не надо упорядочивать свою жизнь и жить по расписанию. Взошло солнце — проснулся, захотел есть — пошел на охоту. В дикой природе нет постоянных стрессов. Стрессы животные испытывают только тогда, когда проживают рядом с людьми. Так кто же такой человек, который подчиняет свою жизнь строгому расписанию и доводит до изнеможения окружающую природу?

Если спросить людей, что им больше по душе — ходить на работу каждый день или жить свободно и заниматься тем, чем им больше всего хочется? Наивный вопрос, правда? 95% хомо сапиенс ненавидят свою работу и работают только потому, что за это платят деньги, без которых, как известно, жить будет достаточно сложно. Значит работа — это противоестественное состояние человека разумного. Не труд создал человека, труд сделал его рабом жизни, а деньги завершили этот процесс порабощения.

Кто может позволить себе не работать и жить в собственное удовольствие? Ну конечно же, боги. Как бы курьезно или смешно это ни выглядело, но, судя по всему, мы — их потомки.

Кто из нас не замечал, что в любом человеке борются два разных индивида? С одной стороны — животные страсти, с другой — возвышенные чувства и даже совесть, которая не зависит от воспитания и круга общения. Она просто есть в нас по определению, как атавизм, оставшийся от высокоразвитых цивилизаций.

Кто из нас не замечал, что любой человек внешне похож на того или иного представителя животного мира: на мрачную птицу, или кота, или суслика. И что? С одной стороны — животное, с другой — существо, предпочитающее жить в свое удовольствие, а не точить на станке детали. Нас просто приучили к мысли о возвышенности и почетности труда. Кто? Вероятно те, кому это выгодно и кто пользуется плодами этих наших телодвижений в своих корыстных целях.

Существует много теорий, но все они сходятся в одном: человечество не свободно, им манипулируют достаточно успешно и плодотворно.

Когда мы задаем себе вопрос о смысле жизни, в нас просыпается что-то глубоко скрытое в нашей генетической памяти. Именно поэтому звездное небо так притягивает нас своей глубиной и непонятной ностальгией. Мы — потомки богов. В общем-то, это очевидно. Скорее всего, боги — просто высокоразвитая цивилизация.

Можно сравнить племя дикарей и жителей мегаполиса, которым сложно понять друг друга в силу разности мышления и условий жизни.

Библейские Адам и Ева, конечно же, существовали, и любой здравомыслящий человек это осознает. За что они были изгнаны из Рая? Из-за яблока? Определенно нет. Просто они познали то, то, что людям знать не положено.

Просвещение. Вот тот камень преткновения, о который мы все время спотыкаемся. Мы не умеем пользоваться знаниями и часто оборачиваем их против самих же себя. Тут стоит заметить, что это яблоко нам услужливо подсунул некто Змей, то есть тот, кому мы в Раю очень даже мешали. С чего же еще ему суетится? Он прекрасно понимал, что наше будущее будет предопределено и что наш разум и знания сыграют с нами злую шутку. И что? Он был не прав?

Вопросы. Вопросы. Вопросы...

Все складывается в достаточно стройную теорию о происхождении человека как некоего эксперимента по генной инженерии, о его природной неспособности познать мир во всем его непостижимом разнообразии, направить свои знания не на разрушение, а на созидание.

Миром всегда двигали странные одиночки, которые неожиданно понимали некие законы устройства этого мира. Это Коперник, Тесла, Эйнштейн, Вернадский… На базе существующих знаний сложно делать открытия планетарного масштаба. Должно быть некое озарение сверху, что-то типа включенной лампочки в темной комнате. Без нее мы строим свои теории только на своих ощущениях, а когда кто-то нам включает свет, то мы видим всю комнату в целом, ее размеры и убранство. Так, зная только четыре арифметических действия, невозможно делать открытия в высшей математике.

Так кто же периодически включает нам свет? И почему только отдельным личностям и почему так редко? Мы, как слепые котята, ищем свой путь в лабиринтах мироздания. Оно существует миллиарды лет, и глупо думать, что за это время не появилось множество других цивилизаций. Так стоит ли нам каждый раз задавать себе вопрос о смысле нашей жизни? Нету его, этого смысла, и не будет, пока мы не освободимся от нашего генетического животного происхождения, пока не перестанем мнить себя великими и сеять на этой планете только хаос из-за патологического стремления к комфортной жизни…


Рецензии
Когда-то и я крепко задумалась, что же делает человека счастливым? И вот что придумала:
Принимал, что дано и ловил мгновенья.
Молчал о своих пороках.
Даже "плакал" красиво,
Если думал о жизни сроках.

Не носил в лес дрова, как безумец.
Не скупился – и не нуждался.
Не лечил любовь свою травами.
В пропасть лжи никогда не срывался.

Зависть чаще внушал, не жалость.
Измерял обиды терпеньем.
Как кузнец ковал своё счастье,
Не прибегая к сравненьям.

Не желал он судьбы великой,
Потому как – великое рабство.
Любил, чтобы быть любимым.
Ошибки его богатство.

Понял, что жизнь – Удача,
Великодушно забвенье,
Любовь для всего начало,
Поступки - алтарь сомнений.

Наталия Матлина   02.02.2022 15:07     Заявить о нарушении
Как всегда, в точку!))

Андрей Кузнецов Орех56   02.02.2022 17:18   Заявить о нарушении