Путь зерна или вехи духовного становления христиан

      Путь зерна или вехи духовного становления христианина


     1. Духовный путь христианина начинается с евангельского слова.

Каждое Евангельское слово несёт в себе благодатный зачаток веры, надежды и любви. Об этом  зачатке Господь рассказывает в притче о семени, упавшем на добрую землю. В зёрнышке слова о царствии Божием этот зачаток веры, надежды и любви даруется человеку для того, чтобы он выращивал его в себе в спелый колос.


    2. От этого зачатка – принятие крещения. 

Крещение благодатно для зачатка веры, надежды и любви как дождь для посеянного зерна.


    3. От принятия крещения – благодать Святого Духа.

Если человек был крещён в младенчестве, то благодать эта действует также спустя многие годы. Она являет себя в новой силе при чтении Святого Евангелия и его толкований Святыми Отцами, в молитве,  в исповеди, в причастии и в других таинствах Церкви.
 

    4. От благодати Святого Духа – любовь ко Христу – как росток, проросший из зерна слова Божия, согретого благодатью и пустившего корни в любящем сердце.
 

    5. От любви ко Христу - желание и решимость последовать вслед за Ним к Отцу.

Таковому открывается и становится близким смысл призыва Господа: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Последование этому призыву - это уже колос. А зёрна в колосе это евангельские блаженства, которые стяжает христианин. Это стяжание евангельских блаженств прп. Серафим Саровский называет стяжанием благодати Духа Святого.


    6. Теперь о том, что конкретно означает призыв Господа: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».


    а) Что значит «отвергнуться себя»?

Отвергнуться себя значит отвергнуться от своей плотяности и душевности, которые как сорняки могут заглушить поднявшийся росток христианской жизни.
 
Отвергнуться своей плотяности значит отвергнуться всякого излишества в потребностях плоти (вкусного, сытого и частого питания, излишнего покоя и всякого рода телесного удовольствия), перестать быть рабом этих потребностей.

Отвергнуться своей душевности значит отвергнуться своих душевных привязанностей, увлечений и развлечений интернетом, телевидением, социальными сетями, искусствами, играми, газетами, журналами и даже книгами, перестать быть рабом этих потребностей.

Человеку, оказавшемуся в таком тесном ограничении, становится поначалу нестерпимо тоскливо и скучно. Он хочет развеять эту тоску разговорами. Но и от них следует ему отказаться.

(Ради этого отвержения своей плотяности и душевности и установлены посты, учащие ему.)

Пока человек не попробует отвергнуться себя, он продолжает  быть уверен, что Бог у него стоит на первом месте.  Пост обнаруживает в нас обратное.
 

    b) Что значит «взять крест свой»?

Отвержение своей плотяности и душевности, описанное выше, и есть тот крест, который осознанно берёт на себя внутренний человек, услышавший зов Отца, и твёрдо решивший последовать за Христом. "Крест своих мук телесных, что не вкушаешь, мук душевных от того, что не развлекаешься."(о. Анатолий) 

Каким образом взять этот крест на себя? "Упованием на Бога и Иисусовой молитвой" (о. Анатолий). "Входите в молитву Иисусову и ею обращайтесь к Богу"(о. Анатолий Гармаев) Иисусовой молитвой нужно обращаться к Богу, который тебя внимательно слушает  и просить его как дети просят своего Отца.

Кроме того этим  крестом также является тяжесть характеров наших ближних, обижающихся и раздражающихся на нас.  Этот крест берётся терпением, молитвой Иисусовой и молитвой к Божией матери о наших ближних и о «врагах». 

При этом следует решительно отвергаться своих мерзких реакций на ближних (осуждения, раздражения, злопамятности), отвратительных для Бога и ангелов, и развивать в себе расположение к ним, которое со временем может перейти в искреннюю любовь – дар Божий.


    c) Что значит «следовать за Христом»?

Следовать за Христом к Отцу значит стяжать евангельские блаженства,  о которых говорится в Нагорной проповеди:
 
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.»

Стяжаются эти блаженства исполнением заповедей блаженства, то есть развитием в себе  добродетелей заключённых в них (смирения, кротости, милосердия и др.) Конечно же, с Божией помощью  и  п о  п о р я д к у   и х   с л е д о в а н и я.

Стяжать эти блаженства значит принять сыновнее устроение души, исполненное благодати Святого Духа.

Об этом подробно рассказано в статье «О спасительном душевном устроении, раскрытом в заповедях блаженства».

Итак, по Евангельскому слову «сперва зелень (любовь ко Христу) , потом колос (следование призыву Господа), потом полное зерно в колосе» (стяжание христианских блаженств, которые неотрывно связаны с благодатью Святого Духа.)

Как соотносится благодать, полученная в крещении с благодатью, которую мы призваны стяжать в блаженствах Христовых?

Как зерно посеянное и зёрна в спелом колосе*.


7. «Когда же созреет плод, <Бог> немедленно посылает серп, потому что настала жатва.» То есть когда душа человека примет сыновнее устроение согласное девяти заповедям блаженнства и исполненное благодати Святого Духа,  тогда Господь  без промедления забирает её к Себе как своё драгоценное дитя.

---------------------------
* В другой притче благодать, полученная  в крещении, это талант, который даруется человеку для того, чтобы он его приумножал, а не зарывал его в землю своей плотяности и душевности.


Рецензии
Девять блаженных серьезная вещь, надо бы в ней разобраться. Я с нищими духом более или менее разобрался. И то лет пять ушло, когда Моцарта и Пушкина писал.
А потом с "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня", когда писал Ван Гога.
Масса смысла.

Михаил Гольдентул   09.11.2021 21:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил.

Спасибо за Ваш отзыв. Поболев, понял как я безмерно далёк от этих заповедей блаженства.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   09.11.2021 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.