Шукшинский персонаж и мы

Расскажу вам, товарищи, один маленький сюжетик, случившийся при мне. Дело было в самом начале горбачёвской перестройки, когда заводы и больницы ещё не закрывались. Стою я как-то в очереди в столовую. Столовая – хорошая, и очереди в ней – тоже хорошие, большие то есть. Правда, люди в ней – не очень – всё сплошь интеллигенция: рядом – университет. Конечно интеллигент – тоже человек, но уж больно шустрый:  без очереди лезет вперёд. Притормозишь такого, а он – убеждённо так объясняет, что  де стоял, но вышел купить сигареты, вот очередь и прошла,  поэтому он и встал здесь. Или, что жена его занимала передо мной,  и  она  чётко ему меня описала. Или – ещё тысяча фантазий – он на то и интеллигент, что голова его производит сказки как наше радио: включил и всё врёт и врёт. Удивляюсь я как они, интеллигенты эти, ещё что-то оплачивают в кассе: могли бы убедить, что не они, а им должны заплатить за их еду. 

Так вот, значит, стою я в такой очереди, уговариваю себя не тратить  здоровье на интеллигентские обходные манёвры, как вдруг бац: явление. Это был мужичок в сапогах, и пиджаке, ну прямо как в кино «Калина красная». Лицо его было нормальное, открытое, то есть неинтеллигентное. Мужичок покрутился рядом, подёргал ручки дверей, и вызвал заведующую. И стал громко её спрашивать: почему в столовой заколочен туалет и почему в умывальнике нет воды, сколь ни крути краники.  Заведующая вначале оторопела, так как забыла уже, когда эти сервисы действовали, а потом объяснила гражданину, что его здесь накормят, если он перестанет безобразничать, а вот помыться или ещё чего-нибудь … - так это он ошибся адресом.

 Мужчина с простым лицом ничего не понял и стал требовать жалобную книгу, твердя, что туалет и умывальник в столовой должны быть также как хлеб и булка.  Услышав про жалобную книгу, заведующая предположила, что нахальный гражданин пьян в стельку, и пригрозила вызвать милицию. Мужчина  удивился отчаянности начальницы столовой, но почему-то не струсил и остался ждать народных любимцев. Я сильно изумился его поведению: он явно – не иностранный подданный, ничего про нас не понимающий. Речь его простонародная, кисти рук – огромные, одежда куплена не по общепринятому желанию походить на человека, а – лишь бы размер подошёл. Откуда он? И тут же я догадался: это же типичный шукшинский персонаж, они ещё встречаются.

  В комедию эту вмешались новые лица, которых я вначале не приметил.  Оказалось, что в очередь к интеллигенции, шельмующей друг друга, затесались люди попроще: с резкими грубыми лицами, с тоской и злобой в глазах. Таких чаще встречаешь возле винных магазинов и вокзалов. Так вот, в то время как интеллигентные люди, не видя для себя никакой пользы в происходящем, помалкивали, публика со злыми глазками дружно напала на наивного мужчину с простым лицом. Какая-то тётка сказала: «Гляньте на этого деревенского олуха, пьяницу и дебошира» Последовали советы: «Если залил себе за воротник, то нужно молчать ниже травы, и поскорее скрыться, пока не поздно»

Такая реакция «народа» оказалась совершенно неожиданной для шукшинского мужичка.  Он обалдело поворачивался в сторону поносящих его людей, краснел и пытался что-то объяснить.  Это не получалось, так как ему затыкали рот глупыми и злыми обвинениями. В конце концов, махнув с отчаянием рукой, шукшинский герой вышел из столовой, так и не поев. Да и какая еда среди такого общества! А я остался: народишко, конечно, – уродишко, но есть-то хочется и впереди ещё половина  рабочего дня.


Рецензии
Леша,точно Шукшин!спасибо,что вспомнили великолепного писателя В.М.Шукшина.так не хватает таких,как он-настоящих,ярких,простых.

Виктория Варенец   18.07.2022 20:08     Заявить о нарушении
Привет Виктория. Да, есть в Шукшине эти качества, и в своих персонажах он их подчёркивал. Я слышал по телеку исповедь его первой жены и понимаю теперь,что Шукшин - очень сложный и противоречивый, и очень тяжёлый человек. Творчество - это одна из сторон его личности. Он - очень талантливый автор.

Поляков Лёша   18.07.2022 20:23   Заявить о нарушении
Да,Леш,трудно представить большой талант с ангельским характером.

Виктория Варенец   18.07.2022 20:32   Заявить о нарушении
по логике, я не имею права вам что-либо советовать, тем более, высказывать мнение критического свойства, ибо моя проза вам не знакома и уже не станет, судя по всему, но ... дерзну - "за державу обидно"."Шукшин - очень сложный и противоречивый, и очень тяжёлый человек", тогда с чего вы взяли, что его герои плоски и примитивны? тогда и князь Мышкин идиот, а Достоевский - писака и графоман, этакий Некрасов в прозе. Вы не заметили, возможно, но не умея осознать и передать комичность ситуации, вы подменяете авторский текст некой дурашливостью, очевидно полагая, что так будет по-Шукшински. Лёша... столь ли мелок Макарыч со своими героями, чтобы вы так охотно согласились на эту медаль? разве его герои это совки из нии, как вы в образе героя рассказчика?
оставим Шукшина - это на вашей совести, а вот разукрашивание авторской лексики вовсе не читается забавной, напротив - глупой и плоской. Я говорю только об этом рассказике, а не о вас лично, поверьте - ибо мне это так-с, ни о чём)))Мур.

Мурзёпа   01.02.2023 19:32   Заявить о нарушении
Хочу ответить автору Мурзёпе. Прочёл Ваше соображение о моём опусе "Шукшинский персонаж и мы" Я описал реальный случай в столовой, когда нормального доброго мужичину мелкие людишки пытались превратить в дебошира и дурака. Мужчина был изумлён общей неприязнью к нему и позволил себе резкую и справедливую реакцию. Я это честно отобразил. Почему Вы сочли, что я оцениваю героев Шукшина как плоских и примитивных? Вы пишите , что дурашливостью персонажа, описывающего ситуацию, я намекаю на то, что Шукшин и его герои - мелки! Это Ваше непонятное мне восприятие. Простота человека, рассказывающего эту историю означает отсутствие его непредвзятость, отстранённость от ситуации, хотя и симпатию к шукшинскому персонажу.В общем Вы прочли то, о чём я не писал.

Поляков Лёша   01.02.2023 19:56   Заявить о нарушении
Лёш... в столовой туалет должен быть? а умывальник? в чём прикол? вы с иронией рассказываете про скандалиста или про то, как вместе со всеми ждали приезда наряда? что вас как автора побудило усмехнуться, что шукшинского в этой ситуации?в чём вы увидели анекдот?ведь вы были на стороне тех,кому нормальное человеческое кажется смешным и глупым, а Шукшин то здесь причём? вам не понравилось, что вы не Шукшин?Сглотните горечи ком и свыкнитесь с этой мыслью.

Мурзёпа   01.02.2023 21:28   Заявить о нарушении
Отвечаю г. Мурзёпе: "Дядя Петя, Вы - дурак?"

Поляков Лёша   02.02.2023 18:39   Заявить о нарушении
Конечно, ведь это я требовал для вас человеческих условий, а не хлебал, чавкая, как вы, рассольник из корыта, посмотреть распнут ли меня на двери заколоченного накрест сортира.А писульку вашу переименуйте:Шукшин, персонаж... и мы. Это я вам как старший по разуму советую, ибо точность - ещё одна сестра таланта. Прощаюсь)))

Мурзёпа   02.02.2023 21:37   Заявить о нарушении