Он парил вровень с орлами ч. 15

Сложной проблемой и заботой нового главы русской авиации стало снабжение авиаотрядов различным лётным имуществом. Война продолжалась и русская авиация в силу ряда причин количественно уменьшалась. Надо отметить, что с середины 1917 г. в снабжении наступил серьезный кризис. Это было связано прежде всего с резким снижением производительности аэропланных заводов в России, а также перебоями в доставке моторов и другого авиационного имущества из-за рубежа (главным образом из Франции). С целью ускорения доставки всех застрявших в пути аэропланов в отряды, на фронтовые базы и в тыловые парки Авиадарм В.М. Ткачев пытается «достучаться» во всевозможные высокие официальные инстанции. 25 июля 1917 г. он участвует в Петрограде в заседании Государственного совещания по вопросам технического снабжения фронта. В своём докладе о плачевном состоянии авиации Ткачёв говорил, что число аэропланов составляет 50 процентов от положенных по штатам. Позже он убеждается в том, что бессильное Временное правительство ничем не могло помочь русской авиации на фронте. В Москве уже третий месяц заседал I Всероссийский авиационный съезд, направивший делегатов в Ставку с просьбой о выделении дополнительных ассигнований. С большим трудом, с участием Вячеслава Ткачёва этот вопрос в Могилёве удалось решить положительно. После трехмесячной работы съезда на постоянной основе стал функционировать в составе 30 чел. Авиасовет по воплощению в жизнь принятых решений. 25 августа 1917 г. начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главкома В.М. Ткачёв приказом армии и флоту за боевое отличие произведен в полковники.

Он продолжал начатую работу по реформированию штатов, рациональному использованию всех ресурсов в русской авиации. Целенаправленно велась работа по вопросам будущего развития военно-воздушного флота России. Согласно временному удостоверению от 31/13 ноября 1917 г. № 67 начальника Французской военной миссии при Ставке Верховного Главкома ген. Жанена - военный лётчик, полковник Ткачёв Президентом Франции пожалован 14 июля 1917 г. Военным крестом Французской Республики. Война на земле и в воздухе продолжалась. Наиболее ожесточённые бои во второй половине 1917 г. происходили в Галиции и Румынии. На галицийском участке фронта были задействованы главные авиационные силы: 1-я и 2-я истребительные группы и 7-й отряд истребителей. Противник несколько изменил свою тактику. Теперь немцы старались летать группами, главным образом с целью охраны своего фронта и сопровождения фотографирующих и корректирующих аэропланов. В бой старались вступать опять же только группами, атакуя в основном русские одиночные аэропланы. Несмотря на успешную в целом деятельность русской авиации, начала сказываться нехватка быстроходных разведывательных аэропланов. Французы снизили поставки и разработку новых типов аэропланов, в то время как немцы значительно продвинулись вперед. На фронте у них стали появляться свежие разработки самолетного парка. Русская военная авиация продолжала противостоять неприятелю относительно малым числом и низким качеством аэропланов и только боевой настрой летчиков, их увлечённость своему делу и, конечно, патриотизм во многом спасали ситуацию в воздухе на фронтах войны.

Лётчики совершали чудеса храбрости, действовали смело, напористо и с честью выполняли поставленные задачи. К концу войны русская авиация численно выросла всего в 3 раза, в то время как немецкая - примерно в 10 раз (имела на фронте около 2500 аэропланов) и это при наличии хорошей авиационно-технической базы. 25 октября 1917 г. в России произошел гос. переворот и к власти пришла большевистская остервенелая свора. Через день после своего знаменитого бегства из Зимнего дворца человек-флюгер, Верховный Главнокомандующий (с 30.08.) А.Ф. Керенский, объявлявший «войну до победного конца» пытался организовать поход казачьих дивизий на Петроград для восстановления «законной власти». Поначалу его поддержали пилоты Гатчинской лётной школы. 30 октября два аэроплана разбросали над столицей антибольшевистские листовки, однако этим и ограничилось их участие в «наведении порядка». Вскоре в Гатчину нагрянули отряды революционных матросов. Офицеры в большинстве своём разбежались, а оставшиеся нижние чины перешли на сторону красных. Затем большинство авиаотрядов Петроградского военного округа объявили себя «воздушными отрядами красной гвардии». Так началось зарождение советских ВВС. В тылу ширилась анархия, фронт разваливался. В пехотных частях наблюдалось массовое дезертирство, дисциплина в армии окончательно исчезала. В этих условиях военная авиация ещё продолжала вести борьбу в воздухе с немцами. Последние бои русские асы А.А. Казаков, Смирнов, А.Д. Ширинкин провели в середине ноября 1917 г.

За период лета 1916 - осени 1917 гг. истребительная авиация русской армии на Восточноевропейском фронте сбила 188 боевых машин противника. Развал армии продолжался дальше и всё же задел авиачасти. Полковник Ткачёв, как и многие военные находился в глубоком смятении, не понимая до конца, что происходит. Его терзали сомнения и не верилось, что преимущественно рабочие, крестьяне и солдатские депутаты справятся с задачами гос. власти. Вячеслав Матвеевич был крайне огорчён царившим вокруг развалом и безначалием. Разобравшись в событиях, узнав о предстоящем занятии Ставки Верховного Главкома, прибывшими из Петрограда представителями новой власти во главе с большевистским комиссаром прапорщиком Крыленко, Ткачёв решает оставить свою должность. Покидая Ставку, перед отъездом он послал телеграмму в Петроград Авиасовету. В ней полковник Ткачёв указывал, что захват Ставки большевиками поставил его в безвыходное положение. Перед ним стояла проблема: остаться на занимаемой должности, подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том гос. разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или отдать себя на милость победителей, выразив им своё неподчинение. Впрочем, разрешение данного вопроса первым способом не могло совершенно иметь места, так как по имевшимся у него данным, он должен быть арестованным, независимо от того, подчинялся бы самозванцу Крыленко или нет. И далее Ткачев писал: «...Таким образом, с появлением большевиков в Ставке я погибал для авиации.

Считая своим нравственным долгом перед Родиной в её тяжелые дни испытаний работать, борясь всеми силами и средствами с ужасным ядом, несущимся преступниками народа и государства – большевиками, а не сидеть под арестом, я подал рапорт 19 ноября Начальнику Штаба с просьбой об увольнении меня от занимаемой должности и о назначении моим заместителем одного из следующих кандидатов: полковника Коновалова, Степанова или Кравцевича. Сдав временно должность полковнику Нижевскому, 20 ноября я покинул Ставку, подав рапорт об отъезде на фронт. В лице Авиасовета, я каюсь перед всей родной мне авиацией в своих страданиях теперь. Меня можно упрекнуть за то, что я в тяжёлую минуту покинул свой ответственный пост, но этим я ускорил свой уход только на несколько часов. Я прошу Авиасовет придти на помощь моему заместителю всем своим авторитетом и возможными средствами для спасения авиации от полного развала. Молю сохранить для будущей обновленной России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего мощного воздушного флота. Подписал полковник Ткачёв». Подполковник В.Л. Нижевский оставался временно исполняющим обязанности начальника ПУАиВ до принятия окончательного решения, которого в итоге так и не последовало. Он руководил Управлением вплоть до его расформирования. Впрочем, слово «руководил», надо взять в кавычки, поскольку в связи с наступившим зимой 1917-1918 гг. развалом и «стихийной демобилизацией» (а проще говоря – повальным бегством с фронта) старой российской армии деятельность её руководящих органов стала чисто номинальной.

Прибывшие в конце января 1918 г. в Могилев члены Коллегии Увофлота А.В. Сергеев и Я.Т. Конкин увидели, что штаб фронтовой авиации фактически бездействует. Наиболее решительные офицеры уже подались на Дон и Кубань, где создавались первые отряды Белой гвардии, группировавшееся вокруг Добровольческой армии. Заслуживают внимания и памяти потомков многие из тех, кто в 1917 г. принял и стоял за белую идею. У истоков Белого движения стояли генералы М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов и А.И. Деникин. Доброармия, состоявшая из убеждённых офицеров - антикоммунистов, кадетов военных училищ, гимназистов и части интеллигенции – представляла собой крепкую, сплочённую и боеспособную военную организацию. Элитные добровольческие полки – Дроздовский, Корниловский, Марковский и Алексеевский прошли закалку в тяжёлых боях с Красной гвардией весной 1918 г. Отряды добровольцев базировались на Сев. Кавказе и в Прикубанье. Они являлись твердыми сторонниками возрождения единой и неделимой России в границах 1913 г. На этой почве у них возникли серьёзные разногласия с казачеством, выступавшим за широкую автономию Дона, Кубани. Кроме того, добровольцы, в отличие от казаков, не хотели иметь никаких отношений с Германией. В результате до конца 1918 г. казаки и добровольцы бились с Красной Армией порознь, не оказывая реальной поддержки друг другу. Разлад между Доном и Доброармией начался с мелочей и пустяков, но со временем он, вследствие крайне обострённого самолюбия ген. Деникина, очень скоро вылился в крайние формы.

Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2016/09/06/1534


Рецензии