Египетские арабески

Продолжение
 
5. Прогулка по Нилу.

 Собираясь в Египет, я запланировала обязательную поездку из Хургады в долину Нила, чтобы своими глазами увидеть воды этой могучей реки. Из истории мы знаем, что Нил одна из самых протяженных рек в мире: около 6700 км, но мне хотелось посмотреть эту загадочную «Реку жизни - Neilos», так называют её египтяне, хотя им от этой речной протяженности досталась только пятая часть. 
 
Нил и Египет - эти два слова связаны с одной из древнейших и таинственных своей неразгаданной  историей цивилизаций человечества.  Известно, что возникновение страны Египет в Африке появилось благодаря возможности развития земледелия по берегам реки. После разлива Нила оставался на его берегах черный ил «Ar». Богатая плодородная почва позволяла вырастить урожай, способный прокормить целую страну, осуществлять торговлю, да и камни для пирамид и гробниц фараонов сплавляли по реке Нил.

 Египтяне боялись реки, с её необычным поведением: неожиданными разливами, непредсказуемыми наводнениями, смывающими жилища и уносящие жизни земледельцев. В жаркое время Нил не засыхает, а выходит из берегов. Поражала и способность реки менять оттенок воды и окрашивать близлежащие  земли в красный или зеленый цвет. Все это было непонятно древним людям, порождало суеверия, и жрецам легко было управлять темным разумом человека. Существовал у египтян даже Бог реки Нил – «Себек», в честь него строили храмы, делали жертвоприношения, чтобы задобрить могущественную реку.
 
 Я представляла Нил илистой мутной рекой с топкими черными берегами, кишащими крокодилами. Но в районе Луксора и Корнака Нил оказался широкий, с медленным величественным вялым течением чистых голубых вод. Поражала ширина реки. Чувствовалась темная глубина воды, когда  мы плыли по Нилу на нашей нарядной туристической лодке, украшенной яркими флажками и с лавками, покрытыми египетскими гобеленами, правда, изрядно потертыми туристскими задами. 
 
 Мы плыли на Банановый остров, в обещанный гидом райский сад с экзотическими растениями, террариумами с крокодилами и веселыми мартышками на деревьях.  Нас там ждал обед из фруктового микса. Но здесь меня поджидало полное разочарование, крокодилы были в железной клетке, как и несколько мартышек, а наши дендрарии на Южном взморье, ни в какое сравнение не идут с этой банановой плантацией.
 
 Кстати, о крокодилах – это «священное животное» у египтян, а точнее пресмыкающееся откладывает до шестидесяти яиц. Так, что о кишащих в Ниле крокодилах, дальних родственников динозавров – это достоверные сведения. И, наверное, хорошо, что с ними наша встреча произошла только по разные стороны железной клетки.

  6. Морская подводная экскурсия и ихтиофауна Красного моря.

 У нас  слово «красное» связано с древнерусской семантикой «красивое»: красна девица, красно солнышко, и, хотя название моря имеет другой смысл, оно действительно славится красотой своего подводного мира. Поэтому нельзя представить Египет без морских прогулок на яхтах и погружений в воды Красного моря, чтобы поплавать среди кораллов и чудесных сказочных рыб. 

 Красное море очень чистое, потому что ни одна река не впадает в него, бытует мнение, что это древнее глубокое озеро. Но именно чистота воды и коралловые рифы привлекают туристов и любителей подводного плавания.
 
 Три дня мы ждали погоду, чтобы выйти в море. Дул сильный ветер, морская полиция не выпускала яхты. Хотя море штормило, но на поверхности волнение было совсем умеренное, и в нашем Черном море на пляжах при таком волнении вряд ли бы отменили купание, но под водой в коралловых рифах поднималась меловая песчаная завеса, и всякое погружение было бесполезно и небезопасно.
 
 И вот, уже в предпоследний день нашего отдыха наша яхта вышла в море, и мы направились к коралловым рифам. Ветер был все еще сильный, несмотря на ослепительное солнце  и безоблачное небо, мы прятались за капитанскую рубку, и мысль о загаре на палубе и купании в открытом море стала казаться нам почти не реальной.

 Море действительно было красиво: только белые барашки рябили морскую гладь, да настырные чайки не отставали от яхты, привыкшие кормиться подачками от туристов. 

 Я впервые увидела трехцветье морской глади вдали. Море было реально полосатым: синим вблизи, с переходом в зеленый и желтый цвет. Мы приближались к коралловым рифам. Коралловые рифы – поистине национальное достояние страны, даже, если бы Египет был лишен своей древней истории, сюда приезжали бы из-за подводной красоты Красного моря.

 Некоторые думают, что кораллы – это растения, другие, считают их  ракушками, но это живые организмы из класса морских беспозвоночных. Кораллы строят свои коралловые колонии, поглощая углекислый кальций из морской воды. Если верить рассказу экскурсовода, сопровождавшего нас в подводный мир Красного моря, кораллы ведут ночной образ жизни: днем они спят, а ночью начинают свою микроохоту, и именно тогда полностью раскрывается их цветовая гамма.

 Мы подошли к рифу, где планировали свою подводную экскурсию. Холодный ветер в Африке в апреле!  Он не оставил нам никаких надежд на морские купания. Но предусмотрительное турагентство послало к рифам батискаф, уже заранее предусмотрев, что загнать всех туристов в море (хотя температура воды была плюс двадцать четыре градуса) не удастся, и недовольных будет большинство, если погружения не будет. Сервис превыше всего! И наше большинство предпочли поплавать на батискафе. Только самые отважные решились на погружение. Человек пять отчаянно прыгнули в воду в масках и ластах, и сопровождаемые бодрыми призывами экскурсовода, поплыли за ним к рифу.

 Тем временем батискаф, в форме миниатюрной подводной лодки с прозрачным дном, пришвартовался к борту нашей яхты, и мы спустились в салон батискафа, разместившись на круглых вращающихся табуретах, прикрученных к полу. Погрузились мы где-то метра на два – четыре и поплыли вдоль рифа.

 Современного человека трудно удивить. Ведь сейчас можно все узнать и увидеть с помощью Интернета, образовательных телепрограмм или посетить Океанариумы в  городах. Но здесь под водой, может не так красиво, как в Океанариумах, не все можно долго  разглядывать или за кем-то понаблюдать – но это жизнь подводного мира, реальная, настоящая без искусственного освещения и аквариумного дизайна.

 Ихтиофауна Красного моря была показана нам за полчаса, отведенного на экскурсию, но я увидела целые колонии кораллов разной формы: как огромные грибы-дождевики, столбики- пальчики, ветвистые, как оленьи рожки, плоские и пористые,  как клецки…

 Стайки рыб-бабочек с длинными спинными плавниками с белыми пятнами,  в черной окантовке, разной расцветки от сине-оранжевой до красно-желтой, пугливо разлетались от «нашей подлодки». Рыбы-попугаи с наростом на носу, похожим на клюв и попугаечной окраской, за что и получили это прозвище, несмотря на безобидную красоту опасны для ныряльщиков, защищаясь, выбрасывают желейный кокон, так они спасаются от мурен и других хищников.

 Добродушные общительные «губачи» подплывали к самым окнам батискафа, так что можно было рассмотреть их наполеоновскую треуголку – нарост на голове. За это рыбу прозвали «рыбой-наполеон». Вообще, смешные названия этих рыб: есть рыба-султан, рыба- хирург, выпускающая шипы в хвосте, способные порезать руку; рыба–императорский ангел, имеющая уникальную расцветку, и нет абсолютно идентичных по окраске двух рыб. 

 Рыба-клоун полосатая с желто-черными полосками  - смелая, не боится ныряльщиков.  Мы встретились и с зеленой черепахой и морскими ежами, черными комочками, разбросанными по дну. Не видели только хищных рыб, но это и понятно: хищники выходят на охоту ночью, поэтому купаться в Красном море ночью опасно, а туристам вообще запрещено.  Так что, мурены, скаты и акулы не пришли к нам на свидание.

 Когда мы возвращались назад с морской прогулки, стая дельфинов стала сопровождать нашу яхту. «Прощайте!» - крикнули мы дельфинам, когда они повернули от нас в открытое море. На завтра мы уезжали с египетского курорта.
Прощай, Красное море.


Рецензии