Обречённость настоящей любви?! Гл. 1

Обречённость настоящей любви?!
Глава первая «Святится только Имя Божие»
Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно                за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
   Какие прекрасные, любви преисполненные слова! Любви, о которой как говорит один из главные героев, «грезит каждая женщина». Повесть «Гранатовый браслет» А.И.Куприна, названная «самой осиянной»…
  Бесспорно... И дай Бог, чтобы все с благоговением читали эти - никого равнодушным не оставляющие  строки…
  И всё же есть повод кое о чём задуматься и побеседовать.
«Да святится имя Твое» -  к Самому Создателю обращены слова Главной Молитвы всего мира христианского. Слова молитвы, Самим Сыном Божиим ученикам, а после и всем                за Ним последовавшим дарованные…
   А  в письме обращены они к возлюбленной, которая к тому же замужем за другим.
Пусть Вера Николаевна Шеина  - редкая женщина, преисполненная всяческих достоинств. Пусть она воплощение благородства – но всё же  - земная женщина, человек. А слова молитвы Богу «предназначены». 
   И возникает невольно вопрос об авторе письма Желткове и не только, конечно...
«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас» - пишет он незадолго до того, как навсегда уйти в небытие, сведя счёты с жизнью. 
Как можно относится к этому герою, как относится к нему сам писатель?!
В знаменитой экранизации повести А.И.Куприн говорит издателю, что написал повесть              о любви и что Желтков погибнет.  И звучит в словах этих  и  сочувствие, и  обречённость в одночасье.  И не только потому, очевидно, что тема сия «немодная», как говорит  автор, явивший читателю этого загадочного героя. 
 Конечно же, возникает первая мысль о безответной любви – тем более, - Г.С. Желтков по происхождению своему  «не ровня» княгине Вере Николаевне.  Только в таком случае, прошу извинения, улицы городов были бы «усеяны трупами» тех, чьи чувства ответа не получили или погибли от сословного разделения. К счастью великому, сего не происходит. Да и дело в самом герое, а не в его возлюбленной, не в его безответном чувстве.
Снова обратимся к последнему письму  - «для меня вся жизнь заключается только                в Вас». Думаю, многие согласятся, что с Желтковым изначально что-то не так.                Нет, не страдает он душеным расстройством в привычном смысле – нестроение его, можно, наверное, сказать - «духовное».  Нельзя же в самом деле всю Создателем данную жизнь положить к пьедесталу сомнительного чувства, пусть  и к самой прекрасной женщине на земле.
Почему сомнительного, при всём сострадании к Желткову? 
Если даже напрячь «до предела» фантазию и представить, что он оказался рядом с Верой Николаевной – не благоговейно взирая на возлюбленную на расстоянии, а повседневно – со всеми житейскими мелочами…
Думаю, представить сие невозможно - потому что с любовью всей своей жизни он                не сказал ни слова. Желтков любил земную женщину или созданный им идеал? Наверное, всё-таки последнее.  Но ведь истинная любовь, как гласит Писание, покрывает множество грехов  - и, явно, не имеет ничего общего с поклонением созданному своей фантазией «божеству». Да и понятие «идеал» языческое…   
И вот «служению» этому идеалу отдаёт Желтков ум, душу, все свои помышления.                Он тайком «присвоил» и программку художественной выставки, и оставленную перчатку. Желтков ходил слушать музыку, покупая билеты «не по карману», чтобы быть ближе к  предмету обожания, а после, как выяснялось, ещё и деньги  казённые растратил...
Вот сам собою  и возникает вопрос: а где сам этот человек – вне преклонения перед княгиней Верой Николаевной?! Были же, наверное, когда-то юношеские мечты, устремления... А ответа, похоже, нет. Ведь по сути превратился главный герой в некого «жреца храма» созданного им самим «божества».
  Только одна из заповедей гласит: «Не сотвори себе кумира». А Желтков «сотворил». А «сотворив», обрёк себя на безысходность и на погибель. Ведь нельзя всё-таки забывать,  что совершает он смертный грех. Потому совершает, что потеряв созданный им идеал, созданное им божество,  полностью и весь смысл жизни утратил.  И для чего  тогда жить дальше?  Счёты с жизнью, наверное, и сводят прежде всего, если смысл утрачен  -  и дальше тьма непроглядная…   
Снова хочется повторить: повесть прекрасна и не может оставлять никого равнодушным. Только  отчего-то в ней всё словно обречено – и не только чувство Г.С. Желткова. 
 Почему? Об этом продолжим беседу в следующей главе.
(Продолжение следует)


Рецензии