Глава 19. Venezia anche un sogno

Поезд шел по морской глади… Элена приникла к окну, не в силах оторваться от незабываемого зрелища — железнодорожный мост через Адриатику! До этого она попадала в Венецию на машине, поэтому этот огромный морской мост ее впечатлил.

На вокзале среди толп туристов она сразу заметила Распоно, одетого в светлую рубашку и черные джинсы. Ему было на вид около сорока: стройная фигура, темные, слегка вьющиеся волосы, зеленые глаза. На его смуглом лице сияла запредельно счастливая улыбка. Венецианец помахал ей букетом. Первым делом Распоно вручил ей проездной билет на вапоретто, потом цветы. После чего подхватил чемодан и повел ее на пристань.

Всякий, кто попадает в Венецию, неважно, в первый раз или в десятый, наверняка испытывает это ошалелое чувство выпадания из реальности. Элена цеплялась взглядом то за Гранд-канал, то за набережные. Вокзальное здание за спиной казалось таинственным порталом, переходом из реального мира в мир Венеции. И ей стало весело! Этакие каникулы в сказку получаются! Она глубоко вдохнула воздух лагуны и шагнула на палубу вапоретто.

Стоя на кораблике, Элена подставила лицо теплому морскому ветру, который развевал ее волосы. Она шепотом называла проплывающие мимо достопримечательности: мост Риальто, Кампанилла, площадь Сан-Марко, Дворец Дожей, собор Санта-Мария… Наконец, они вышли в открытое море и стали отдаляться от Венеции. Корабль взял курс на остров Лидо, который стрелой вытянулся напротив старого города. Кампанилла Сан-Марко еще долго была видна, но вот и она скрылась при очередном повороте судна.
У пристани они взяли такси и вскоре были на месте. Синьора Маркони осмотрелась. Тихая улица с чередой красивейших частных особняков за высокими заборами. Распоно подошел к одному из них, открыл дверь ключом.
___________
 
*  «Венеция — это тоже сон» — строчка из современной итальянской песни.


— Прошу!

Они вошли в сад, чуть запущенный, но очень живописный. Здесь было много зелени, и тень давала прохладу. В глубине сада она увидела стол, скамейку, и сразу подумала: вот — отличное рабочее место, здесь даже днем не жарко! По мощеной дорожке прошли к дому. Другой ключ отпер и эту дверь. После чего вся связка была протянута ей.

— А кто здесь живет?
— Ты.
— В смысле?

— Это дом моего друга. Он сейчас в Америке. Просил присмотреть. Проходи, пожалуйста! Хозяина не будет еще полгода, так что дом и сад в твоем полном распоряжении!

— Вот это да! — выдохнула Элена. Она благодаря браку принадлежала к среднезажиточному классу итальянского общества. Семья ее мужа владела несколькими ресторанами. Но особняк с садом в Венеции — это чересчур шикарно даже для нее!
Распоно провел ее по комнатам. Внизу — прихожая, кухня и просторный холл, с лестницей, которая вела на первый этаж (второй — сказали бы в России). Наверху — две или три комнаты с кроватями, двери которых выходили в небольшой коридор, кабинет и еще один небольшой холл с балконом.

— Я холодильник заправил едой — тебе на первое время хватит. Супермаркет здесь недалеко, кажется, за углом этой улицы. Но есть большой магазин рядом с пристанью. Я подумал, машина тебе здесь не понадобится. К нам — вплавь, а тут — прекрасно ходит автобус. Остановку я тебе показывал. Расписание там есть. На этом же автобусе можно добраться до пляжа Альбертини — там просторно и чисто, в отличие от городского пляжа на пристани. Сегодня отдыхай. Завтра с утра жду тебя в музее. Часов в десять не рано тебе?

— Нет, конечно! Я же тоже в жарком климате живу. Можно и пораньше.
— Ну, для первого раза давай в десять. Пока осваивайся.
— А расписание вапоретто?

— Слушай, я никогда не пользуюсь расписанием! Катера ходят достаточно часто. Максимум ожидания — пятнадцать минут. Все! Ты располагайся, а я поехал.
Элена проводила Распоно, проверила, как работают ключи, вернулась в дом. Первым делом она пошла на кухню и сварила себе кофе. Пока Bioletti нагревалась, Элена заглянула в холодильник. «Да, — подумала она, — тут не только на первое, но и на последнее время хватит!». Овощи, фрукты, сыр, мясные нарезки, йогурты, молоко… Потом, с чашкой кофе в руках, пошла осматривать свои владения. Ванная — душ прекрасно работает, гостиная — окна в сад открываются, диваны мягкие, в углу — телевизор. Что ж, идем дальше! Спален на верхнем этаже было три. Одна была семейная и две другие с односпальной кроватью. Она выбрала ту, в которой вид из окон был более живописным, и принесла сюда чемодан. В комоде она нашла белье и сразу заправила постель. Потом направилась в гостиную. Открыла балкон. «Да, неплохо!» — призналась сама себе.

Вечером Элена, совершенно счастливая, рассекала морскую гладь и думала о том, как хорошо было со стороны неизвестной петербургской корреспондентки спрятать свой дневник именно в Венеции!

           * * *

Утро Элены началось, по обыкновению, очень рано. В шесть утра она уже занималась йогой в гостиной второго этажа с открытым балконом. Потом принимала душ. Потом пила кофе в саду и проверяла почту.

Время, когда утро принадлежало только ей, — закончилось. Нужно было готовиться к выходу в мир. Убрав волосы в высокий тугой узел, она занялась макияжем. Потом натянула светлые джинсы, голубую блузку. Покрутилась перед зеркалом и удовлетворенно кивнула. Надев сандалии, синьора Маркони вооружилась сумкой и покинула свой дворец, вступив в безмятежную тишину улицы.

В восемь часов она была на пристани. И в восемь двадцать пять ступила на площадь Сан Марко.

Вечная загадка Венеции в том, что на первый взгляд здесь нет никакой загадки. Вроде бы все как в любом историческом городе. Достопримечательности соответствуют путеводителю. Толпы туристов прилежно их посещают. Каждое сооружение имеет адрес, годы создания, историю, имена людей, жизнь которых была с ним связана. Но вот дело в том, что рассматривать исторические памятники по отдельности — в Венеции совсем не получается. Они настолько вросли друг друга, переплелись корнями, обвились водорослями, что немыслимы один без другого. И на пьяццу СанМарко лентами наматываются переулки и каналы. Пьяццетта неотделима от морской площади, а берега Гранд-канала прочно прошиты корабельным канатом с черной лагуной. Попадая сюда, перестаешь видеть отдельные сущности — все сливается в единый силуэт — Венеция!

Элена бродила по запутанным улочкам наугад. Навигатор она не включала — до назначенной встречи с Распоно оставалось еще полтора часа. А поскольку город можно пройти насквозь за полчаса, она вполне могла позволить себе заблудиться. Мыслями она вернулась в то, первое посещение города, когда она только переехала в Италию. Счастливый муж устроил ей нечто вроде свадебного путешествия по городам этой чудесной страны. Они путешествовали на машине. Элена тогда очень удивлялась: в каждом городе или деревне у Марко находились друзья и знакомые, которые радостно приветствовали их уже при въезде. Это поразило ее тогда больше всего. Казалось, что все итальянцы знакомы между собой и без конца ездят друг другу в гости. До Венеции добрались поздно ночью. Оставив машину на стоянке, они пересели в вапоретто. Она вспоминала таинственное мерцание бликов на черной воде и силуэты берегов. На следующий день они бродили по переулкам, взявшись за руки, заходили в бары, чтобы выпить по чашке кофе, катались на вапоретто. Элена была счастлива — она была с любимым, у нее начиналась новая жизнь.

Теперь ощущения были другими. Но горечь утраты любви уже прошла. Элена закрыла свое сердце и старалась просто жить — для себя, для дочери, для работы. А здесь, в Венеции, всколыхнулись чувства, которые она положила на самое дно своей души и поплотнее застелила.

Внезапно какой-то образ мелькнул в памяти и погас. Потом еще раз. А потом она вспомнила… свой сон. Да, утром она проснулась с неясным ощущением, будто что-то случилось. Но картины реальности тогда сразу вытеснили сонные миражи из глубин сознания. И вот сейчас мутные воды лагуны всколыхнули спрятанное.

Сон Элены

Она сидит в гондоле. Корсет сдавливает грудь, длинная юбка требует постоянного внимания. Мелодичный голос гондольера словно убаюкивает. Мужчина рядом. Держит ее за руку и нашептывает что-то на венецианском диалекте. Она кокетничает с ним. Зачем? Лодка стукнулась в бревна причала. Пока гондольер закреплял канат, она пыталась изловчиться и встать в этом платье! Ее спутник уже на пристани, протягивает ей руку. Лодочник поддерживает ее... В общем, высадка прошла успешно. И под ногами больше ничего не качалось! Входная дверь была гостеприимно распахнута, и с маленького деревянного помоста, на котором с трудом помещались он, она и ее платье, они с облегчением шагнули внутрь — на сушу.
 
Что еще Элена помнила из этого сна? Она действительно попала в прошлое. Электричества не было. Замысловато наряженный слуга держал канделябр со свечами, антикварная по стилю мебель выглядела совсем новой. Ужин состоял из изысканных морепродуктов и тосканского вина. Потом была ночь любви…

Элена не узнавала себя в этих декорациях. Это было похоже на временное переселение в другое тело и вдобавок в другую эпоху. Женщина, в чью жизнь она погружалась в своих снах, была на нее похожа и все же была другой... Ее сон о пустыне, ночной разговор о наследстве, встреча с красавицей в алом на петербургском балу, и, наконец, последний, венецианский сон — были ли это случайные, не связанные между собой фрагменты? Или все это кусочки одной и той же истории.

Вспомнила самый первый сон — там она была женщиной средних лет, примерно, как сейчас. В разговоре с пожилым владельцем фотографии — была немного помоложе. В следующем сне, на балу, она разговаривала с молодой женщиной старше себя, значит, сама была совсем юной. Ну а в последнем сне — ощущала себя в самом расцвете молодости и красоты.

Да, возраст везде разный. Места снов тоже меняются: пустыня, темный кабинет, бальная зала, венецианский палаццо. Все говорит о том, что это — четыре несвязанных друг с другом сюжета. Но почему это с ней происходит? И могут ли сны транслироваться регулярно, как сериал по выходным?
 
Размышляя обо всем этом, Маркони едва не опоздала на встречу. Потерявшись в переулках, она долго не могла выйти к Гранд-каналу. Потом, чтобы наверстать время, ей пришлось сесть на вапоретто.

— Buongiorno, Elena! Buona giornata! Ben arrivata! Molto contento di vederti! Come stai?*

Совершенно счастливый итальянец тряс ее руку и говорил безостановочно и нараспев. Ответов на вопросы он не ждал, задавал все новые и новые: как устроилась, хорошо ли спала, как позавтракала, как поужинала, как добралась…

— Tutto e benissimo! Grazie! Andiamo guardare questo diario!**— с трудом вставила Элена.
— S;-s;-s;, Andiamo! Presto-prestissimo!***

Но еще в течение не менее получаса Распоно знакомил ее со всеми сотрудниками, показывал экспозиции, лаборатории, библиотеку.

____________
 
*  Добрый день, Элена! Добрый день! Добро пожаловать! Страшно рад видеть!
Как поживаешь?— итал.
**  Все прекрасно! Спасибо! Идем смотреть этот дневник. — итал.
***  Да-да, идем! Быстро-быстро! — итал.


Рецензии