Вулкан Суби

В конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого века мой папа служил в Центральной группе советских войск, в Чехословакии. Однажды он приехал в отпуск  и привёз, кроме всего прочего, книгу с загадочным названием «Вулкан Суби». Книга была, что называется, «взрослой», и я, в то время ученик начальной школы, полистав, и повертев в руках маленький томик,  отложил его в сторону. Тогда меня увлекали совсем другие книги, о чём я уже рассказывал.
Прошло несколько лет, и эта книжка снова оказалась у меня в руках. В этот раз я заинтересовался основательно, и  в первую очередь потому, что автором был современный американский писатель, Берт Коул, а речь в книге шла о военных действиях с участием американской армии. Я, как активный член школьного Клуба интернациональной дружбы,  принимал участие во всех антивоенных и других акциях, проводимых Клубом. В основном, почти все они были направлены против американского военного присутствия  во Вьетнаме, и вообще, везде. Поэтому книга была мне интересна ещё и как комсомольскому активисту, который не желает мириться с произволом Соединённых Штатов Америки во всём мире… В самом деле, как можно мириться, если они убивают мирных жителей!
Я снова полистал книгу, останавливаясь лишь в некоторых местах. Всё в ней было так, как я и ожидал. Американская оккупация какой-то необозначенной автором страны в Юго-восточной Азии… Но я почему-то был уверен, что речь шла о Вьетнаме. Попробовал почитать повнимательнее, но всё равно, книга для меня была ещё слишком взрослой. Сейчас-то мне понятно, чем отличаются книги для взрослых от книг для подростков, и даже очень развитых подростков. Но тогда, как не пытался, я не мог осилить роман целиком. Мне было многое непонятно, и я читал частями, отрывками, в общем,  не имея цельного представления о романе.
В повествовании  шла речь об одном  рядовом из американской военной базы по фамилии Джадсон. Этот солдат, как мог, помогал местному населению, страдавшему от голода и болезней. Он периодически убегал из военной части, огороженной колючей проволокой,  раздавал продукты и лекарства туземцам. У него даже появилась любимая девушка из местных. Мне показалось, что Джадсон был хорошим человеком, потому что ему было очень жаль местное население, и он всё время плакал. В отдельных главах рассказ продолжался от имени одного из офицеров базы, и события, происходившие в романе,  описывались немного по-другому.
Прошло немного времени,  и я ещё раз попытался прочитать книгу целиком, но меня всё время что-то отвлекало, всегда была какая-то помеха: то уроки, то занятия в музыкальной школе, то ещё какие-то мальчишечьи дела. Тем не менее, я время от времени возвращался к роману,  книга мне нравилась. В то время, в середине 1970-х годов, Америка была главным врагом СССР. Агрессивный блок НАТО угрожал мирным странам, и в особенности, государствам Восточной Европы, членам социалистического лагеря, объединённым в военную, но мирную  Организацию Варшавского договора. Нас, советских пионеров и комсомольцев  готовили к защите социалистических завоеваний, и многие ребята, мои сверстники, уже твёрдо решили после школы поступать в военные училища Страны Советов. Быть военным в те годы было очень престижно и почётно. Мама очень хотела, чтобы я, как и папа, тоже пошёл по «военной» линии. Я этому никак не сопротивлялся, хотя, если честно, меня увлекали несколько другие вещи.
По телевидению и радио каждый день передавали сообщения о новых преступлениях, творимых Пентагоном и Белым Домом, то там, то сям. И, одновременно, все (имеются в виду мои знакомые и приятели) стремились достать американские джинсы, американскую жвачку и американские сигареты. Когда в кинотеатре демонстрировался новый американский фильм, нужно было выстоять большую очередь в кассу, а плакаты с изображением заокеанских  кумиров музыки и кино были вожделенной редкостью и стоили недёшево.  Впрочем, ношение джинсов в школе было запрещено, а западную музыку не разрешали проигрывать  на школьных вечерах. На всевозможных митингах и демонстрациях мы, советские школьники и передовой отряд молодёжи – комсомол,    клеймили позором американского президента, ЦРУ, военщину, а также всяческих «наёмников» и «прихвостней» США в Западной Европе.
Но вот, в июле  1975 года, состоялся первый в мире международный орбитальный полёт космических кораблей «Союз» и «Аполлон», и на время, все как-то отвлеклись от того, что СССР и США непримиримые враги. По телевизору показали Леонида Ильича Брежнева, который испытывал глубокое удовлетворение и большую гордость оттого, что совместный полёт проведён успешно. Во время торжественного  приёма в Кремле, Генеральный секретарь  показывал всем пачку новой марки сигарет «Союз-Аполлон», и говорил, что, он бросил курить, но на пачках ставит свой автограф и дарит знакомым и приятелям… Но только… самым лучшим приятелям! И его шутке радовались все официальные лица, присутствующие на церемонии,  вся страна, что смотрела эту телетрансляцию, наверное, всё прогрессивное человечество, и, конечно, я.
И всё же, американцы, в большинстве своём, продолжали оставаться неприятелями, потому как, угрожали нам и миру во всём мире. И книга Берта Коула «Вулкан Суби» была, как раз, об этом… Автор, казалось,  задавался вопросами, вроде таких: «А что мы, американцы, делаем здесь, в джунглях,  на другом конце Земли?  И ради чего, собственно, проводится вся эта военная операция?» В общем, я был очень доволен, что познакомился с такой серьёзной книжкой, и мне, конечно, очень хотелось поделиться с кем-нибудь мыслями о том, что удалось прочитать.
В то время я посещал музыкальную школу, она размещалась на втором этаже Дома офицеров в самом центре нашего небольшого города. Я был старше остальных учеников моего класса, потому что учился уже в шестом классе обычной школы, и лишь в третьем школы музыкальной. В классе были сплошь девчонки, слишком мелкие и слишком неинтересные для меня. Была и  пара ребят, а один из них, такой же переросток, как и я. Мы с ним, в общем, были приятелями и часто болтали на групповых занятиях – уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Его звали Димой, и он тоже учился в шестом классе общеобразовательной школы, но не той, что посещал я, а соседней.  Поэтому мы общались только  когда встречались в «музыкалке».
Полноценными друзьями мы считаться, конечно, не могли, но нам бывало интересно обсудить некоторые темы. К тому же, он был, что называется воспитанным и скромным мальчиком, никогда не употреблял матерных слов, при этом всегда выглядел аккуратным и… солидным. Эдакий маленький, аккуратный, степенный мужичок…
     Разумеется, я ему рассказал о книге, и он, конечно же, очень захотел её прочитать.  На следующие занятия я принёс ему «Вулкан Суби», и как выяснилось немного позже, распрощался с ней навсегда. Потому что даже аккуратные, скромные и на вид честные ребята, не всегда возвращали книги, которые брали почитать у приятелей. То же, касалось и магнитофонных записей и пластинок, мелких денег и некоторых других, нужных и часто дорогих для подростков вещей.
Я несколько раз напоминал Диме о книге, и каждый раз он говорил, что обязательно принесёт на следующие занятия. А в следующий раз он говорил (с неизменной улыбкой), что уже даже приготовил её, чтобы принести, но в последний момент забыл положить в портфель, когда собирал учебники в школу.
Потом мои занятия в музыкальной школе закончились (я не доучился два класса, о чём сейчас сожалею), и мы с Димой больше никогда не встречались.
Так «Вулкан Суби» растворился в середине 1970-х годов, и в последующем эта книга мне уже  никогда не встречалась. В библиотеках моей взрослой жизни её не было, опытные читатели, которых на моём пути было хоть отбавляй, никогда о ней не слышали.
Окончился 20 век, прошло первое десятилетие 21-го, и однажды, я, совершенно случайно,  вспомнил о книге моего музыкального детства. Как это произошло, мне непонятно, но когда я стал активным пользователем Интернета, то в один из майских дней 2013 года просто набрал в поисковике «Яндекса»: «Книга «Вулкан Суби», купить», правда, я не помнил, как звали  автора романа. 
Чудо свершилось. Передайте всем, кто сомневается: чудеса бывают. Более того, они встречаются почти на каждом шагу, нужно только внимательно «читать знаки», которые нам периодически старательно показывает наше бытие. Книга обнаружилась в одном из букинистических интернет-магазинов далёкого Новосибирска. Всё сходилось: роман «Вулкан Суби», автор Берт Коул, издательство «Воениздат» 1964 года, и даже прилагалось фото обложки.
Да, это был мой «Вулкан»!
Я тут же сделал заказ по электронной почте, и какой-то очень добросовестный незнакомый продавец немедленно переслал мне её в Москву наложенным платежом. 28 мая 2013 года книга лежала на моём рабочем столе. Она была немного потрёпана, но учитывая её «преклонный» возраст (почти полвека), достаточно хорошо сохранившаяся.
Через некоторое время, я очень медленно и очень внимательно прочитал «Вулкан Суби». Точнее, очень обстоятельно, делая, как обычно, выписки в свою литературную тетрадь, перечитал. Я был счастлив. Не только читать, но и просто держать в руках эту книгу. Потому что, Прошлое вновь ожило в цветах и красках: наша маленькая квартира на пятом этаже «хрущёвки», музыкальная школа в Доме офицеров и улыбчивый, скромный Дима.
И, конечно же, первый в мире интернациональный космический полёт «Союз-Аполлон»,  1975 года. 


Рецензии