Об Иове. Ретрансляция без лишних комментариев

Иов был богат и при этом непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

Сатана утверждал, что вера Иова и его верность Богу не выдержат испытания лишениями. И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей.
[Сатана – это злое начало, находится во мне, оно находится во мне и корениться на самолюбии и гордыне. Написано: «злое начало в человеке – это Сатан, ангел смерти»].

Лишившись всего, что имел, Иов разодрал одежду свою, остриг голову свою, пал на землю, поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! В этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге.

Но опять подступил к Богу сатана: за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги [Бог никогда не отдаст душу человеческую сатане! Бог даёт человеку право выбора.].

И после поражения страшной болезнью открыл Иов уста свои и проклял день свой.
И пришли его увещевать друзья его.

Елифаз Феманитянин говорил:
— Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим? Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх. Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.

Отвечал Иов:
— О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простёр руку Свою и сразил меня! Тело моё одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится. Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды.

Сказал Вилдад Савхеянин:
— Он [Бог] ещё наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.

Иов отвечал:
— как оправдается человек пред Богом? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; и если я невинен, то Он признает меня виновным. Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Всё одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей.

Говорил ему Софар Наамитянин:
— Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать? Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку. Если ты управишь сердце твоё и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лицо твоё и будешь твёрд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе и яснее полдня пойдёт жизнь твоя; просветлеешь, как утро.

Ответил Иов:
— Посмешищем стал я — человек праведный, непорочный, для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали!

И Иов обратился к Богу:
— Теснишь его [человека] до конца … изменяешь ему лицо и отсылаешь его … но плоть его на нём болит, и душа его в нём страдает.

Елифаз Феманитянин:
— ты избрал язык лукавых ... и твой язык говорит против тебя. Разве совет Божий ты слышал или привлек к себе премудрость? Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи? Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?

Иов:
— Говорю ли я, не утоляется скорбь моя; перестаю ли, что отходит от меня? Но ныне Он изнурил меня. Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою. Лицо моё побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, при всём том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста ... Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него. Помутилось от горести око моё, и все члены мои, как тень.

Вилдад Савхеянин:
— когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? О ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?

Но Иов продолжает сокрушаться:
— доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, я кричу: «обида!», и никто не слушает; вопию, и нет суда. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Дыхание моё опротивело жене моей… Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня. Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей…

Но неожиданно говорит:
— А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.
[Это дух пророчества в нём говорит, но друзья того не слышат и продолжают увещевать, и уже сомневаются в праведности Иова].

Софар Наамитянин:
— Разве не знаешь ты, что от века — с того времени, как поставлен человек на земле, — веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна? Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков…

Иов:
— Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста. Лишь только я вспомню — содрогаюсь, и трепет объемлет тело моё ... как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.

Елифаз Феманитянин:
— разве может человек доставлять пользу Богу? Он доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдёт судиться с тобою? Верно, злоба твоя велика … Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; через это придёт к тебе добро. Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твоё. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься… ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лицо твоё. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет.

И отвечал Иов и сказал:
— О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело моё и уста мои наполнил бы оправданиями … Пусть Он только обратил бы внимание на меня. Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, — и я навсегда получил бы свободу от Судии моего. Но вот, я иду вперёд — и нет Его, назад — и не нахожу Его … Но Он знает путь мой; пусть испытает меня … Бог расслабил сердце моё, и Вседержитель устрашил меня. Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы, и Он не сокрыл мрака от лица моего! … Если это не так, — кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?

Вилдад Савхеянин:
— И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рождённому женщиною? Вот, даже луна, и та не светла, и звёзды не чисты пред очами Его. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль.

Иов:
— как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя? …жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе ещё дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесёт лжи!
Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу её; не укорит меня сердце моё во все дни мои ... Возвещу вам, что в руке Божией; что у Вседержителя, не скрою. Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите?
Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных? Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма. Мои внутренности кипят и не перестают; встретили меня дни печали.

Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал Елиуя, сын Варахиилов, и воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога.
Елиуй упрекает Иова за его самоправедность и осуждение Бога и говорит:
— Бог открывает человеку ухо, чтобы отвести от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своём и жестокою болью во всех костях своих, — и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нём пропадает, так что её не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, — Бог умилосердится над ним … Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лицо его и возвращает человеку праведность его … Вот, всё это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых. К Богу должно говорить: «я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду». По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.
Он повелевает … идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования.

И затем уже Господь отвечает Иову из бури, и спрашивает, какие же знания Иова о глубинах моря, вратах смерти, об уставах неба? будет ли состязающийся со Вседержителем ещё учить?! Обличающий Бога пусть ответит Ему!

И отвечал Иов Господу и сказал:
— вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои.

И продолжал Господь:
— Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на всё гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.

И отвечал Иов Господу и сказал:
— знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено … Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. [Иов полностью отказывается от себя, и сатана полностью теряет любую власть не только над его душою, но и над ним].

И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину:
— …пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму.

И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.

Злое начало, "ангел смерти" Сатан толкает нас к явно плохим вещам: убийствам, лжи, хитрости. Большинство и не пытаются противостоять этому, а плывут в этом злом потоке. Но явное зло хотя бы осознаётся. Есть же в арсенале Сатана и другие, более тонкие средства: самость и самоправедность. Этим средствам мы противостоять не можем без Божьего вразумления.
Мы видим и понимаем на примере Иова: все испытания ему были для того, чтобы открылась ему возможность отказаться от себя и не видеть более только себя, а УВИДЕТЬ ГОСПОДА. Иов стал угоден Богу [принял Господь лицо его].
Не ум и не праведность это открывает, но ВЕРА и смиренное следование воле Божией, а закрепляет и одухотворяет молитва за всех других.


Рецензии
Это Великая Книга среди книг Великой Библии.
И говорит она очень многое, воспринимаясь по мере... Посмотри.http://proza.ru/2019/08/04/1682
"Тайна Иова. По Иоанну Шаховскому"
Наталия Дементьева. "Моя тишина. О чем книга Иова?" http://proza.ru/2019/03/07/695

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   28.05.2021 09:07     Заявить о нарушении