4. 6. Грузия. Джвари

http://proza.ru/2021/05/28/324      
        Коляска с Иваном Константиновичем Айвазовским и Гавриилом Ивановичем Тамамшевым легко бежала по грунтовой накатанной дороге. Давно уже закончились последние строения Тифлиса, то и дело попадали встречные кибитки, коляски и телеги, запряженные разномастными лошадками. Вдоль дороги ютились деревеньки глехов (крестьян), виднелись плантации виноградников, в полях то и дело видны были спины работающих людей.

       Впереди показалась с правой стороны дороги крутая, покрытая зелёной травой гора и на самом верху виднелось какое – то строение.

- Уважаемый Иван Константинович, - нарушил покой задумавшегося художника Тамамшев, - Видите на горе постройку, это и есть наш Джвари.

       Иван Константинович оживился и с интересом принялся смотреть на гору, на видневшийся на ней старинный монастырь.

- А знаете, Гавриил Иванович, давайте мы с вами взберёмся на неё пешком!

- Уж не знаю, Иван Константинович, больно крута и высока гора!

- Тогда сделаем так, - подумав сказал художник, - Вы заедите на верх на коляске, и будете меня ждать там, а я пешочком всё – таки попробую подняться к монастырю.

         Легко спрыгнув с коляски, хлопнув ладошкой по крупу лошади наш великий художник, имя которого знал весь мир, стал взбираться на гору. По началу дело шло споро и вскорости он преодолел середину пути. Гора уже шла вверх, как ему казалось, чуть ли не вертикально. Он остановился и сел на траву, которая жирно росла на земле. Посмотрел и ахнул: «Какая изумительная красота перед взором открылась, а воздух какой на травах! Внизу ещё стояла коляска. Гавриил Иванович, сидя в ней и приложив руку к глазам, отслеживал путь художника. Айвазовский сорвал несколько цветков, помахал ими и подумал: «Какие они уже все маленькие, а снизу и не скажешь, что она такая высокая окажется! Да подниматься уже тяжеловато, где – то в голове мелькнула мысль: «А не спуститься ли назад вниз? Нет, это уже даже не удобно!» Айвазовский развернулся, и так как идти уже было невозможно, продолжил путь на четвереньках, опираясь руками, и хватаясь ими за траву, чтобы поймать хоть какую – то опору. Когда великий маринист взобрался, то Тамамшев был уже там и немного спустившись на встречу, подал руку Айвазовскому:

- Держитесь пожалуйста, Иван Константинович, ну и как самочувствие, дорогой вы наш?

- Да, батенька, высоко! Я и не ожидал, что так будет взбираться не просто! – Иван Константинович тяжело дышал, пот стекал по высокому лбу, рубашка взмокла на спине и прилипала к телу.

- Давайте передохните немного, отдышитесь, вот вам водички родниковой! – протянув флягу, проговорил Тамамшев.

       Они подошли к монастырю, Айвазовский сел на камень многовековой постройки, а Гавриил Иванович, посмотрев на великого человека, которого знал весь мир, подумал: «Не поймёшь этих великих и зачем ему вздумалось испытывать себя подъемом на такую высокую гору». А в слух произнёс:

- Вы сидите, отдыхайте, а я вас посвящу в историю этого замечательного монастыре, не даром он так взволновал Михаила Юрьевича Лермонтова, что он написал в стихах целую поэму «Мцыри», помните строки:

«Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас».

        Иван Константинович встал, подошел к краю вершины и посмотрел вниз. Там под горой две реки слились в одну: «Да, всё как в поэме!»

        В это время из – за монастыря вышли три молодых красавца - певца с чёрными усами и бакенбардами переходящими в бороды, в серых национальных костюмах с глазырницами (кармашки на груди в виде патронташа) и в светлых сорочках со стоячими воротниками. Зазвучала грузинская мелодия, это заиграли музыканты на грузинских барабанах доли и даире (даидани) и зазвучала, вплетаясь в бой барабанов, саламури (свирель) сделанная из абрикоса. В это время вступили наши певцы и зазвучало божественное традиционное трехголосое мужское пение Сванетии, построенное на звукоряде из пяти звуков.

        Тамамшев с природным армянским темпераментом захлопал в ладоши. Айвазовский, не ожидавший такого подарка, забыв про усталость, присоединился к общему веселью и в такт начал жестикулировать руками, хлопать, потом подхватил альбом, любезно принесённый извозчиком, быстро в нём стал наносить какие – то линии карандашом. Айвазовский был воодушевлен, весело смеясь подошёл к артистам, пожал всем руки, приобнял музыканта саламури:

- Ну, Гавриил Иванович, порадовал, так порадовал меня, дорогой!

       После импровизированного концерта наш Тифлисский купец, светясь лицом, пригласил художника пройтись, показывая монастырь и рассказывая его историю:

- По преданию, Иван Константинович, святая равноапостольная Нино, идя по Грузии с проповедью, поставила здесь крест. «Джвари» и переводится как «крест».

       Еще в пятьсот сорок пятом году здесь был построен маленький храм, но от него остались только руины. Нынешняя церковь воздвигнута через полвека, и архитекторы приложили немало усилий, чтобы идеально вписать ее в ландшафт: пропорции со скалой один к семи. Фресок в Джвари нет — они появились позже, не раньше XI века, а этот монастырь после строительства в VI веке своего облика не менял.

- А есть ли имя архитектора, дорогой мой, Гавриил? - спросил Айвазовский.

- Нет, генацвале, имя архитектора достоверно неизвестно — предположительно, это был Микел Тхели. Средневековые мастера не были тщеславны, и действовали по словам псалма: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» — главным для зодчего было построить храм. Строили не на века, а на тысячелетия: используемая техника «ключевой архитектуры» состоит в том, что один камень оказывается «сидящим» в другом — чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция.

- Батоно, Иван Константинович, у нас с вами еще поездка в Мцхету, буквально ненадолго подъедем к храму Светицховели, и потом свернём ко мне в загородное имение, посмотреть народный праздник винограда ртвели. Там нас уже ждут!
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/05/31/660 Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Александр, добрый вечер!

Читаю главы и думаю, вот бы всё увидеть своими глазами. Об исторических лицах в предыдущих главах много интересных фактов. Славна Россия своими героями во всех войнах и талантами.

Пересекаются исторические факты с биографиями поэта Лермонтова и мариниста И. Айвазовского,каждый отразил историю монастыря Джвари.
Александр, интересно узнать, факт вхождения на гору художником исторический или художественный вымысел? В любом случае, он характеризует Ивана Константиновича как очень живого и подвижного человека, близкого к природе и любящего не только море.)
Спасибо! Интересно.

Светлана Весенняя   25.11.2021 22:51     Заявить о нарушении
Доброго дня, Светлана!Да, съездить в Грузию моя мечта, пройтись по местам молодости... Само восхождение на гору Айвазовского - это вымысел. А картины его не о море тоже впечатляют, мне особенно нравится зима в его картинах. спасибо за отзыв большое! С уважением - АВС.

Александр Смольников   26.11.2021 05:42   Заявить о нарушении
Александр, я картины И. Айвазовского очень хорошо представляю после посещения выставки, которая была несколько лет назад в С.-Петербурге. Вот тогда, рассматривая картины, и поняла, что художник много путешествовал,рисовал не только море. Но биографию его плохо знаю, поэтому и читаю вашу повесть с интересом.
С началом зимы,

Светлана Весенняя   02.12.2021 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.