Три Слова об ушкуйниках

Слово 1. Кто приучил викингов бояться русских парусов?

Храмовые воины Арконы, погибшей в результате крестового похода франков и датчан, не канули в небытие. Выжившие после того страшного боя ушли в Новгородские земли, передав там все свои знания и навыки новому сословию свободных воинов - ушкуйникам.

Разбитые, но не уничтоженные

Внесем некоторый диссонанс в стройную картину голливудского представления о суровых воинах Севера Европы. Уж сколько небылиц рассказано про "непобедимых", а по некоторым данным и не совсем вменяемых скандинавских викингов, просто не перечесть. Я бы рекомендовал всем желающим прочесть статью "Викинги - правда о северной пиратской вольнице".

Выходя за рамки своего прежнего повествования, хочу отметить важную деталь: этим ребятам в рогатых шлемах, приходилось ходить за добычей так далеко не потому, что рядом нечего было украсть, нет! Дело в том, что немногочисленные авантюристы совершавшие набеги на земли славян, потом жалели об этом так, как не жалели не о чем, в своей беспутной жизни. Да и то только те, кто смог дожить до этого волнующего момента.

Известное нам Балтийское море, вплоть до 12 века (как минимум) называлось морем Варяжским, по названию южно-балтийского воинского братства, образовавшего отдельное сословие. Вот кто был настоящим хозяином тех вод! Но всему приходит когда-нибудь конец, настал он и могуществу южно-балтийских славян. Христианская религия смогла объединить племена франков и данов, направив их соединенную силу против непокорных язычников-славян. В результате двух крестовых походов венедский край по сути прекратил свое существование, влившись остатками покоренных Родов в чужие этносы. По другому сложилась судьба родственных им восточных славян, исконно проживавших в землях Новгородской республики.

Новгородская вольница

Согласно последних исследований генетиков, представители самой большой части славян - носители гаплогруппы R1a1, проживали на Севере современной России уже 7000 лет назад. Когда еще не было ни миграции в Скандинавию, ни уральских народов (т.н. финно-угров), то есть они являются настоящими хозяевами этих суровых земель. И всегда об этом помнили, подтверждая свое право силой оружия. А напоминать приходилось постоянно. Новые народы на Скандинавском полуострове все время пытались оторвать себе куски чужой территории. За что бывали неоднократно и нещадно биты.

Вопросу отстаивания исконно русских интересов в этом регионе, я посвящу две отдельные статьи, а пока вернемся к выжившим после тотальной зачистки острова Руяна храмовым витязям Арконы, которые смогли перебраться в братскую Новгородскую республику. Им не пришлось что-либо создавать заново, чтобы передать свой уникальный опыт и воинские традиции. В землях Северной Словении (так иногда называют Новгородскую республику) конечно же были достойные воины, в том числе и в числе судовых ратей, сопровождавших купцов и ходивших порой потрепать викингов.

И тем не менее, с приходом руянских витязей, сформировался совершенно отдельный и уникальный вид воинского братства - ушкуйники. В нашей историографии о них упоминают неохотно и рассказывают в основном небылицы, а то и откровенную ложь. К этому определенно приложили руку романовские придворные историки, почему - объясню в следующих частях стати. А назвали их новгородской вольницей (11-16 веков), объединением вольных людей, неподвластных власти князей и бояр, живущим наймом воинского мастерства.

На князех не понадеясь...

Примерно в 12 веке по инициативе Василия Буслаева (реальный персонаж, отраженный в летописных источниках) поддержанного многими другими воинскими людьми, было положено начало формированию отдельному сословию воинов - ставшему в последствии известным, как ушкуйники. Тогда они входили в состав посадского войска, подчиненного новгородскому посаднику - выборному гражданскому городскому начальнику.

Князьям - наемным военным воеводам, они не подчинялись никогда. С течением времени, из посадского войска выделилась особая группа воинов, формально не входившая в посадскую рать, но тесно связанная с купцами и боярами. По большому счету, готовившая новые кадры для посадского полка. Именно это опричное воинство и названо в историографии вольницей, а по-настоящему бывшее ушкуйниками.

Название это перешло на них из-за использования особого класса судов - ушкуев, длинных узких лодок, начавшихся изготавливаться примерно с 13 века в Новгороде. Парусно-гребное судно, прекрасно приспособленное для военных операций на морях и реках (для этого строили разные типы судов). Имели двусторонний ход - важная вещь для быстрой смены курса. Соотношение длины к ширине 5/1, а то и 6/1, длиной 12-14 м и шириной около 2,5 м. Отличительной их особенностью можно считать также неглубокую осадку судна - примерно полметра, но грузоподъемностью 4-4,5 тонны, позволявшей брать на борт 30 тяжеловооруженных бойцов. Учитывая близость полярных широт, назвали этот тип лодок по распространенному тогда имени белого медведя - ошкуй.

Хозяева Северных морей

Русский флот веками доминировал на Северных морях, торгуя с восточными племенами по обоим сторонам Урала, взимая дань с подвластных окрестных племен живших на новгородских территориях и воюя всякие скандинавские молодые народы, пытавшиеся встать на ноги. И в этом качестве, предлагаю вам оценить вранье официальной истории о том, что создателем русского флота является царь Петр...

Походы ушкуйников никак не связаны с походами или военными действиями княжьей дружины и новгородского ополчения. Это совершенно другой род войск (по современному выражаясь). Если дружину и ополчение можно сравнить с армейскими соединениями, то ушкуйники определенно являлись подразделениями спецопераций. Прекрасная разведка, предварительное исследование местности, населенных пунктов, ландшафта, создание сети осведомителей и резервных баз. Ушкуйники НИКОГДА не проводили не подготовленных операций! Это не бандиты с большой дороги с анархией во главе.

Место на веслах в ушкуе, предоставлялось далеко не каждому, отбор проходили строгий и подготовку имели великолепную. Действовали отрядами - ватагами количеством от нескольких десятков, до нескольких тысяч бойцов, в зависимости от поставленных задач. Набеги осуществляли ЕЖЕГОДНО и по разным направлениям. Били шведов, норвежцев, охраняли купеческие караваны судов и сухопутные дороги на Урал. А со второй половины 14-го века, начали серьезно трепать земли Золотой Орды, но об этом в следующей части статьи.

Викингам на погибель

Сведения о ушкуйниках были заботливо изъяты из большинства оставшихся в сохранности летописей, но некоторые - самые знаменитые их походы, все-таки дошли до нас. Одним из самых громких был пожалуй Сигтунский поход 1187 года, когда ушкуйники отвечая на постоянные набеги шведов на русские поселения, вместе с племенами карелов дочиста разграбили старую столицу Швеции город Сигтун, да так, что столичного статуса он уже больше никогда не имел.

В 1311 году им пришлось снова посетить немного оправившихся от страха шведов, а для полной ясности, повторить заход в 1318 году, разграбив и спалив город Або (ныне финский Турку), не преминув забрать себе налог в казну Ватикана, собранный за 5 лет. После чего вернулись домой без потерь. Шведский король был очень расстроен, но сделать ничего не мог, приходилось терпеть.

В ответ на участившиеся нападения норвежцев на русские поселения, в 1320 году ушкуйники разорили норвежскую (восточную) область Финской марки, пройдя частым гребнем по поселениям суровых викингов. Этого оказалось мало и в 1323 году поход повторили, но уже в центральную область - Халогаланд (в Финнмарке брать было уже нечего).

В отчаянии, шведский король Магнус Эриксон возопил о помощи к Папе Римскому, прося покарать наглых разбойников. Но пока суть да дело, ему пришлось заключить с Новгородом Ореховецкий мирный договор о разграничении владений и с твердыми гарантиями не нападений на мирные поселения. Однако душа сурового викинга не вынесла таких унижений, которые выпадали на его долю от русских ушкуйников.

Презрев свои обещания и не дождавшись Папской помощи, Магнус в 1348 году нарушает заключенный ряд и нападает на земли Новгорода, назвав свое разбойство крестовым походом на славян. Удача закончилась после взятия двух городков. Первый ответный удар от ушкуйников шведы получили вскоре в Ижорской земле, когда небольшой отряд в 400 воинов разбил шведскую рать. Шведские летописцы не замеченные в любви к русским, жалостливо описывают гибель своих 500 отборных вояк.

Через полгода захваченные города вернули силой, а чтобы объяснить ошибочность такого отношения к своим обязательствам, в 1349 году снова посетили Халогаланд (уже ее западную часть), спалив и разграбив город Бьяркей. А спустя еще 2 года состоялся успешный поход под Выборг, после чего Магнус сдался и попросил вернуться к мирному договору.

Уроки преподанные ушкуйниками, шведы переваривали почти 100 лет. А тот самый Магнус, будучи на смертном одре, оставил такое завещание потомкам: "Приказываю своим детям, братьям и всей земле шведской: никогда не нападайте на Русь, нет нам в том удачи". На этой трогательной ноте, можно и закончить первую часть повествования о ушкуйниках, но следует отметить еще одну деталь.

В шведских летописях правдиво описаны действия суровых викингов, когда они видели на горизонте внезапно появившиеся косые паруса русских ушкуев или получали горестную весть от сородичей - немедленно бежать как можно дальше от берега и дожидаться своей участи, надеясь и молясь о том, чтобы страшные славянские воины взяли что хотели и убирались обратно. Это очень близко к исходному тексту хроник.

Слово 2. Дрожь Золотой Орды

После мусульманского переворота 1313 года в Золотой Орде к власти пришла группа Чингизидов, отвергавшая Ясу основателя империи и ставившая выше всего деньги. Трехлетняя гражданская война в Орде закончилась в 1315 году поголовным истреблением приверженцев старого порядка. Только в первые дни переворота было зарезано около 120 принцев Чингизидов. Сменилась и политическая линия. Отношения с Русью изменились, став вместо союзнических ограниченно-вассальными.

Вероятно ордынские ханы и хотели бы полного подчинения русских княжеств, но сил для этого у них не было. Зато старый принцип разделяй и властвуй приносил еще нужные результаты. Участившиеся налеты на мирные поселения редко были отомщены, окраинные земли начали приходить в запустение. Но на Севере нашлась сила, которую ордынские ханы подкупить не смогли. Братство вольных воинов - ушкуйников, не подчинялось и не зависело от воли князей и боярства. Они развернули свои ушкуи на юго-восток и по рекам пошла потеха молодеческая. Города татар застонали от ответных набегов.

За 219 лет до похода Ермака

После прекращения отвлечения значительных сил на вразумление шведов и норвежцев, внимание ушкуйных ватаманов (от слова ватага) переместилось на восток и юго-восток. В 1363 году несколько десятков ушкуев дошли на реку Обь, где ватаги разделились: одна часть пошла к Студенному мору (к океану), а другая часть направилась в верховья - на стык Золотой Орды с другими улусами. Все вернулись без потерь и с добычей.

Пожалуй следует особо отметить освоение Сибири новгородскими купцами и ушкуйниками. Оно началось и успешно происходило задолго до экспедиции Ермака. Но кто об этом вспоминает? В 1364 году на восточной стороне Уральского хребта ушкуйники даже основали цепь укрепленных городков, опорных баз с небольшими гарнизонами! И кто сегодня об этом знает? Узкий круг специалистов.

Примерно в то же время, во второй половине 14 века, началось и активное противодействие грабительским набегам ордынцев на русские земли. Со времени переворота в Орде прошло почти 50 лет, перемены к худшему в отношениях бывших союзников стали очевидными. За это время разведка ушкуйников смогла собрать нужную информацию и обзавестись нужными людьми в татарских поселениях.

Жукотин брал, Булгар брал, Сарай... тоже брал

В 1360 году ушкуйники как снег на голову упали на крупный ордынский город Жукотин, как полагается в таких случаях разграбив его, а потом спалив дотла. Взяв богатую добычу ушкуйники ушли в Кострому на отдых. Ордынский хан Хидырь то ли побоялся, то ли постеснялся сам придти в Кострому за ватажниками, он просто потребовал выдачи удальцов у русских князей . Великий князь Владимирский Дмитрий, Нижегородский Андрей и Ростовский Константин, подговорив бояр костромских и городскую старшИну, напоили, пленили и выдали ушкуйников татарам. Это предательство впоследствии аукнется им всем, но об этом расскажу подробно в следующей части статьи.

В 1366 году несколько ватаг попросту перерезали торговый тракт между Казанью и Н. Новгородом, грабя басурманские караваны, сжигая и топя их суда, освобождая плененных татарами рабов. Поймать новгородцев не удалось и хан снова потребовал, теперь уже у Великого князя Дмитрия (в будущем Донского) наказать, а еще лучше выдать "злодеев". Князь понятное дело послал официальный запрос новгородскому посаднику, тот ему ответил честно и коротко: мол было дело, ходила молодежь погулять на Волгу, но то без нашего ведома и гостей (купцов) твоих не трогала, а только басурманских. Как говорится в таких случаях: на нет и суда нет, а кому есть что предъявить - пусть приходят.

В 1369 году гуляли ушкуйники на Каме, Волге, под городом Булгаром. А вот в 1371 году уже по просьбе князя Дмитрия (Донского) напали на Сарай - ставку хана Золотой Орды. Похоже достали уже ордынцы своей наглостью князя Московского. Столицу Орды пожгли, взяли золота и девок ханских, пошли домой без потерь. Нормально сходили.

Потеря бдительности и трагедия

1374 год также отмечен большим походом, взятием откупа с Булгара и разграблением Сарая. Вообще создается впечатление, что грозную столицу Золотой Орды грабили и жгли по принципу "шли мимо, как не зайти, зашли конечно". Но это не так. К каждому малому, а тем более большому походу ушкуйников, предшествовала серьезная подготовка. Читая короткие строки о походе, добыче и возвращении без потерь, мы видим не просто верхушку, а малый краешек вопроса.

Доказательством тому стал поход 1375 года, когда после удачного прохождения привычного "маршрута" Булгар - Сарай, был взят откуп с первого (там "страшные татары" даже не пытались сопротивляться - сразу платили) и разорение после жаркого боя второго, было принято решение продолжить плавание на свой страх и риск, уже без подготовки. Подойдя к Астрахани и получив безропотный откуп от местного хана, ушкуйники расслабились и позволили заманить себя в ловушку: пир, пьянка, внезапное нападение, резня. Уйти тогда удалось немногим. Остается отметить, что "непобедимые" татары и в мыслях не держали сопротивляться в открытом бою, только хитростью.

Промысел у нас такой - татар бить

В одной из старых книг приводится диалог крестьянина с молодым ушкуйником, приехавшим домой на побывку и удивившим селян своим богатством и удивительными рассказами. "Как же татар бить, ведь не можно их осилить? - Ну пойми же дядя, одни белку бьют, другие бобра добывают, а мы татар бьем - промысел у нас такой!". Вот так, просто и буднично ходили новгородские ушкуйники мстить татарам за набеги, били их нещадно, грабили и освобождали попавших в рабство. Сегодня память народных защитников извратили и оболгали.

В 1380 году новый поход на Жукотин и Кашан (столица Кашанского улуса, третий по величине город в регионе после Булгара и Жукотина). Булгарские летописи после очередных причитаний докладывают, что ушкуйники пошли вниз к Сараю (не нарушать же традицию, тем более тут рядом совсем), грабя по дороге басурман.

Интересный случай описан в 1471 году, когда ватаман с 400-ми ватажниками (уже из города Хлынова) в очередной раз разграбил и сжег "многострадальный" Сарай, забрав золота без счета и ханский гарем в придачу. Хан Ахмат срочно вернувшись в столицу, бросился было в погоню, да куда там.... Однако он смог передать весть казанским татарам, а те перегородили реку цепями и лодками, устроив засаду. Ватажники не доходя до места засады, но в пределах ее видимости, стали высаживать на берег десант. Татары спеша показать свою удаль, гурьбой бросились к месту высадки, а когда подъехали - увидели переодетых девок и пленников.

Пока удивлялись, пока радовались и обнимались... постепенно успокоились и остро встал вопрос: а где тогда ушкуйники??? А робяты пользуясь сумятицей и боевым порывом татар, преспокойно доплыли до преграды, перетащили по берегу свои легенькие ушкуи на другую сторону и были таковы. При этом летописец гордо подчеркивает, что некоторые гаремные девки наотрез отказались покидать ватажников, уйдя с ними в Хлынов.

Наперекор истории

Как видно из сохранившихся летописей, татарские ханы не могли противостоять грамотным военным действиям и боевому мастерству ушкуйников, которые не надеясь на князей и бояр, своей волей давали укорот зарвавшимся ордынцам. А что же делали страшные ханы "непобедимой" Орды, "темной тенью подобно грозовой туче, нависавшей над беззащитными русскими княжествами"? Ну как что, вы же ведь помните про вассальные отношения могучей Орды и русских князей, вынужденных ездить в ставку за "правом на княжение"?

Они жаловались, топали ногами и писали гневные письма Великим русским князьям, требуя оградить их от обид чинимых татарам ушкуйниками. Такая переписка сохранилась. Жалобы, стенания, воззвания к справедливому княжескому суду. Такие вот сюзерены... Напомню, что до нас дошли очень скудные сведения о походах ушкуйников и можно перечислить только самые крупные и знаменитые, но многие источники пишут о ежегодных набегах на супостата. Ответку за набеги на мирные русские поселения и пограничные городки, ордынцы получали серьезную и это сильно охлаждало их жажду наживы.

Что же случилось с вольным братством, которое судя по его успехам должно было процветать и усиливаться? Примерно так все и было, но до поры, до времени. Пока набравшее силу Московское княжество не подмяло их под себя и не уничтожило вольное сословие народного воинства - ушкуйников.

Слово 3. Месть - дело благородное

После крестовых походов Запада на Дунайскую и Варяжскую Русь, многие выжившие и не согласные сгибаться под новый порядок славяне уходили в последнее пристанище исконной традиции - Восточную Русь. Здесь оформилось новое воинское сословие - новгородская вольница, позже названная ушкуйниками. Это вольное братство жило предоставлением силовой поддержки купцам и охраной речных (морских) торговых маршрутов. Однако часто эти вольные стражи Русского Севера вступались за мирные русские поселения, подвергавшиеся нападениям извне и совершали ответные походы.

Так было в Скандинавии и в Золотой Орде, города которых порой не успевали оправиться от нападений ватажников. Такое народное сопротивление поддерживал простой люд и настоящая, истинная русская христианская церковь, но оно сильно мешало и путало карты самовластию князей, боярства и духовенства византийской епархии. По мере усиления централизации власти концентрировавшейся вокруг Москвы, конфликт усиливался. Вольному воинству надо было либо меняться, либо подчиняться государству.

Месть - дело благородное

В предыдущей части статьи я кратко рассказал о предательстве Суздальского, Нижегородского и Ростовского князей, которые с помощью боярства Костромы обманом смогли поймать и выдать на расправу татарскому хану старшИну ушкуйников, вернувшихся из похода и отдыхавших в городе. Не в обычаях вольного братства было забывать предательство, минуло 10 лет. В 1370 году значительные силы ушкуйников напали на предавший их город и разграбили его, при этом внятно объяснив причины атаки.

В 1375 году поход мести был повторен, причем делалось все напоказ, открыто - костромичи знали о нападении и готовились его отразить. Была собрана рать из 5000 воинов, им противостояли примерно 2000 ушкуйников, которые сошли с судов и разделившись, напали на костромичей с двух сторон одновременно. Первым сбежал храбрый костромской воевода, за ним потянулись и все остальные, сражение было проиграно, а Кострома вновь разграблена.

А в 1380 году (чрез 20 лет после выдачи ушкуйников) был разграблен и сожжен уже Нижний Новгород. Подобные примеры наказания за предательство интересов русского народа, нашли свое отражение в оставшихся после подчистки летописях. Вся идеология вольного воинского братства ушкуйников строилась на товариществе, поддержке и взаимовыручке. Когда же их предавали за то, что они мстили татарам за набеги на мирные селения, ватажники ожидаемо реагировали, иначе бы они не были силой с которой считались не только вороги, но и князья, боярство княжеское. А подтверждением тому - образование Вятской вечевой республики.

Оплот народоправства

Считается, что активное заселение тех земель стало происходить начиная с 12-го века, когда некоторые новгородцы, разочаровавшись в способе управления городом и республикой, отправились строить свою версию народной демократии. В 14-ом веке новое образование попадает в сферу интересов ушкуйников и начинает бурно развиваться. Приток денег от походов и беженцев из приграничных областей других княжеств, дают возможность расширения, строительства новых городов, заявления о себе как о самостоятельной силе. Центром республики стал город Хлынов (позже Вятка, а сегодня город Киров), куда со временем переместилось из Новгорода все ушкуйное братство.

В отличии от единовластного правления князей и трехсот "золотых поясов" (богатейших людей) контролировавших вече Новгорода, здесь власть была у двух выборных воевод, которым подчинялись ватаманы и подвойские (исполнители решений воевод). На этом все. Налоги платили один раз в год. Республика имела союзные отношения то с одним, то с другим княжеством, при этом сохраняя свою независимость. Несмотря на наличие множества церквей, поповства не было совершенно. Ориентация на народ и веротерпимость - важные отличия старой христианской веры славян, последний ее крупный оплот. Учитывая общую тенденцию на централизацию власти и усиление роли патриархата, так долго продолжаться не могло. У Москвы оказались очень длинные руки...

Подчинение или перемещение?

Московские князья делали несколько попыток подчинить Вятскую республику, но до середины 15-го века все они были неудачными. В конце концов Василию I удалось добиться признания своего влияния, но опять-таки только номинально, по сути вятичи оставались самостоятельными. Военные походы на Вятку перемежались с внутренними заговорами и попытками внутреннего переворота сторонниками подчинения Москве. От ратей 1457, 1459 и 1464 года вятичам удалось банально откупиться. По настоящему серьезно за них взялись уже после полного подчинения Новгорода.

Иван III в 1471 году своим военным походом, присоединил Новгородские земли к Московскому княжеству, а в 1478 году и вовсе получил прямое управление в них. Настала очередь Вятской республики ждать гостей. В этот раз подготовка была основательной. Князь Щеня и боярин Морозов привели в вятские земли примерно 70 000 воинов и татарский отряд в придачу, сняв тем самым вопрос о исходе противостояния. После осады и зажжения городских стен, Вятка сдалась.

Всю вятскую знать ее переселили в подмосковные земли, а трех наиболее знатных земских воевод казнили на Красной площади. Кроме того, видимо чтобы исключить вопросы по наследникам, втихую удавили и их семьи (согласно данным летописцев). Однако было бы ошибочно предполагать, что на этом традиции народной вольницы и воинского братства пресеклись. Как уже случалось в начале 12-го века, самые яркие представители ушкуйников снова переместились подальше от княжеской власти - в донские степи.

Новая история ушкуйников - казачество

На берегах Дона между крымскими татарами и ногайцами, осели остатки вольных ушкуйников. Вполне вероятно, что выбор места определялся уже налаженными связями с бродниками - исконными обитателями тех мест. Так что ватажники пришли не на пустое место и значительно усилили прихожан Крутицкой (Сарайской) христианской епархии. Да, да, те места были населены в том числе христианами. Первое официальное упоминание о донских казаках относится к 1550 году в жалобе ногайского князя Юсуфа - все как и было у ушкуйников.

А уже в 1570 году самый прогрессивный русский царь Иоанн Грозный сообразил дать казакам официальный статус своей пожалованной грамотой, считающейся теперь точкой основания Войска Донского. И тем самым, признать наконец их заслуги в охране людей русских. Обычаи ушкуйников - вольница, народоправство, походы по рекам и морям, защита народа от набегов, веротерпимость и привечание всех вольных людей прибывающим к ним - все это мы наблюдаем и у донских казаков. Типичные представители: Ермак, Разин и Афанасий Никитин - полностью укладываются в продолжение традиций ушкуйников.

А что до веры казачьей, то вот как говаривал атаман Степан Разин: "В церковь не ходите, а свадьбы в кругу берез водите, как велят старинные обычаи..." - совсем не то, что нам пытаются втиснуть в голову попы и официальные историки, правда? Но история казачества, это тема отдельных статей, к которой возможно, мы вернемся позже. В словах об ушкуйниках, я представил вам версию возникновения этого сословия и его служения народу русскому, отличную от взглядов официальной истории. Так это или нет - судить вам, читателям, но мне эта версия ближе к сердцу. Непрерывная преемственность духа наших предков с берегов Варяжского моря, от самых стен белого Храма Арконы...

Публикация подготовлена по материалам исследователя-историка Д. В. Белоусова.

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.

Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.

Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: Добро пожаловать или посторонним В.

Рекомендую к прочтению мою первую книгу (https://ridero.ru/books/vera_nashikh_predkov/) «Вера наших предков. Неизвестные страницы» . Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries, где возможна услуга «печать по заказу», а также в приложение МТС «Строки» и «билайн книги».

В самое ближайшее время выйдет моя вторая книга, она посвящена скифам. Кроме того, чтобы «умыть» пиратские сайты, незаконно распространяющие первую книгу, планирую дополнить её содержимое новыми частями, обновить компоновку всего материала и в таком, законченном виде предложить в печать. Следите за новостями на моём сайте.


Рецензии