Мы в ответе за тех, кого мы приручили роль сюжета

Эпиграф:
Собираясь приручить Лиса помните!
Вы ОБЯЗАНЫ заплатить за всех съеденных хищником соседских кур!

"Мы в ответе за тех, кого мы приручили"

Помните эту добрую детскую сказку А.де Сент-Экзюпери?

"Маленький принц", да-да, всё дело в том, что он ещё маленький! У маленького, пусть даже и принца (а кто в детстве не был уверен, что он принц или принцесса?) и сердечко маленькое, и бьётся часто-часто, и дела и заботы маленькие, и в один-единственный день, который тянется долго-долго, если заболеть и никуда не выходить из дому, входит столько новостей, событий, радостей и трагедий, откровений и разочарований, что остаётся время и порадоваться, и погрустить, и пофантазировать, и к вечеру устать даже не от физического "стоптался до ушей, блин", а просто от перенасыщения впечатлениями.

И это -- нормально. А потом появляются Роза и Лис. Даже не столько как игрушки-друзья, как символ одиночества, сколько как знак того, что, как спел Окуджава, "мне нужно на кого-нибудь молиться". Где значимы и "мне", и "нужно", и"молиться", и "на кого-нибудь".

И, как Кенга Ру (не путать со взрослой игрушкой Renault Kangoo, там совсем по-другому игры играются), Пятачок и Кролик, Сова и Винни-Пух у Кристофера Робина, у Маленького, но у Принца всего две игрушки -- Роза и Лис. И возникает взаимосвязь "кто, если не я": кто, если не я, польёт мою Розу? Кто, если не я, поговорит с моим Лисом?

"Мы в ответе за тех, кого мы приручили" -- и игра, дружба, привязанность становятся обязанностью. Обязательством, накладываемым самим на себя. Долгом. Добровольным. Который суть Честь. Честь служить Розе и Лису. Как символам и друзьям. А если иначе -- болит Совесть.

Потому что Принц, хоть он и маленький, начинает взрослеть, начинает выстраивать свою личную систему ценностей, свою идентичность, идентифицировать себя через Розу, через Лиса, через шухарного, взбалмошного, весёлого и местами потного пройдоху Карлсона в подтяжках и с моторчиком пониже спины...

Что, кажется, будто "Карлсон -- это другое"?

Но не спешите, дорогие мои читатели, сейчас увидим, что это одно и то же! Да, как известно из психологии, благодетель испытывает к нуждающемуся гораздо больше добрых и нежных чувств, чем тот, кто получает благодеяние, но ведь это человеческие связи, да? А человеческие связи не могут быть односторонними: хотя бы какую-то, хоть вымышленную, но эмоциональную отдачу от действий своих человек (нормальный человек, не только Принц, хоть маленький, хоть большой) получить обязан. Хотя бы радость от того, что Роза -- растёт и пахнет. Хотя бы удовлетворение от того, что Лис сегодня сел к нему хоть чуточку ближе. Иначе просто перестанет совершать безответные, а значит, бессмысленные действия.

На этом, к слову, основана и другая общеизвестная "детская" проблема. Это когда вместо вменяемого и доброго хулигана Карлсона появляются Кот Базилио и Лиса Алиса.

Вот рядом с нашими Принцем и Малышом появляется третий, Буратино. И сразу же становится ясно, что Буратино постарше будет! Вот Принц и Малыш -- они где-то рядом, у них и события в жизни такие "комнатные", и их реакции тоже, а Буратино -- он уже в "ячестве", он уже настырен, настойчив и целеустремлён, пусть и умом с разумом недалеко от Малыша с Принцем ушёл, согласны?

Можно представить сюжет, где Принц от Малыша дорос до Буратины? Обуратинился? Но ведь тогда и пара "Роза и Лис" автоматически должны преобразоваться в Лису с Котом, да? Нет, в таком синтезе "Роза Алисовна и Лис Базилио" есть своя сатирически-юмористическая прелесть, конечно, но ведь логичнее предположить, что наш Принц, "обуратиниваясь", просто поумнел, сумел рассмотреть иждивенческую сущность привычных "карлсонов", изменил к ним отношение? Логично или нет?

Самое страшное, что нет! Вспомним французского лётчика: "Вы совсем не такие, как моя Роза!". Вспомним "всё равно его не брошу, потому что он хороший!". Вспомним "шведский синдром", вспомним, в конце концов, что благодетель испытывает чувства гораздо больше и сильнее, чем благодетельствуемый -- до тех пор, пока не случится нет, не просто подлости или гадости, а чего-то такого глобального и мироразрушительного, с самой большой в мире буквы Предательства, как, например, расстрел армией бывших своих мирных жителей в Донбассе, вот эта самая детская, "маленькая" привязанность будет доминировать, застилать взор, заставлять искать в Розе Алисовне и Лисе Базилио всё те же, привычные признаки "она такая ранимая" и "он сел чуточку ближе". Ну или закрывать глаза на буйные шалости Карлсона с непринадлежащим ему имуществом Малыша.

А наш Принц всё больше и больше взрослеет, матереет, обрастает знаниями, опытом, авторитетом, бородой, лысиной и животом, хотя глубоко внутри остаётся все так же маленьким, Малышом. Пусть даже не становится Королём, остаётся Принцем, хоть в его возрасте это уже как бы и не совсем прилично.

И кругозор его расширяется, жизнь и СМИ подсовывают на каждом углу ему новых Роз Алисовен с Лисами Базилио, и это становится даже ненапряжно, потому что виртуально: сначала "Old Spice и ты неотразим", потом "Жиллет -- лучше для мужчины нет", потом "новый айфон", потом "зачем платить больше", и уверенный в собственной крутизне Принц мажется, бреется, покупает, играет, моет и моется, оставаясь в сущности всё тем же повзрослевшим ребёнком.

В чём разница Розы, пусть даже Алисовны, и подсовываемой рекламой фотошопной дивы? Да в том, что для получения "ответки" от Розы или Лиса нужно было предпринимать хоть какие-то действия, а СМИ-шное чудо, как героиня фильмов для взрослых немецких сантехников, всё сразу делает сама! Не нужно поливать или ставить ширму, не нужно приручать, "оно само" даёт отдачу на несовершаемые Принцем действия!

То есть, иными словами... Иными словами, удалившиеся на недосягаемое через телеэкран расстояние Роза Алисовна и Лис Базилио приучают... Приучают Принцев получать, не вкладывая! Приучают Принца к тому, что его "чуточку ближе" и "пахнет красивее" всё равно к нему поступает! Приручают Принца к себе! Привязывают множественными тонкими ниточками и цепочками к собственным ценностям! Приручают потребителя к привычному корыту в свинарнике!

Повторюсь, это если не случится с самой большой в мире буквы Предательства, если не случится переоценка носителей привычных ценностей. Если Принц не начнёт становиться Королём, не поймёт, что нормальные ценности -- только внутри него самого, только лишь от одного него самого, только в результате его собственных действий.

А дальше -- просто. Дальше Принц и Король в жизни расходятся в разные стороны.

Король -- он потому и король, что владеет. Что сам распоряжается. Сам делает, сам изменяет, сам принимает решения и сам отвечает за результат. Нужны ему другие, чужие и чуждые? Люди, мнения, "отдачи"? Розы и Алисы, Коты и Лисы? Постольку-поскольку: как объекты воздействия, как материал, как сырая глина -- однозначно да. Как "контрольная точка", как способ измерения результатов своего труда, соизмеримости вложенных усилий и полученного результата -- желательны. Как эмоциональная отдача и привязанность -- однозначно нет. Он сам себе "мерило всех вещей", как в Возрождении, на то он и Король. А король Добра или Зла -- это уже следующий уровень.

А Принц всё так же не может выйти из детства, из внутреннего "маленького Малыша", а потому тщательно и ревниво наблюдает за окружением, за миром -- а что "день грядущий мне готовит?", а "что же будет говорить княгиня Марья Алексевна?".

И потому.

И потому, когда мы встретим в соцсети или на форуме едко вышучивающих или поливающих грязью своих оппонентов, лезущих с собственным мнением в любой чужой или чуждый топик, самоутверждающихся за счёт унижения своих оппонентов, врущим и передёргивающим факты в Сети или в СМИ -- это просто перепуганный, лысый, жирный и потеющий "прЫнц", который при одном только намёке на крушение собственного мирка научился "гадить в сети" вместо того чтобы "гадить в подштаники"; а суть одна и та же: он ссытся потому что ссытся!

Равно как и когда родители оболдуя "мыздесьвласть", "залетевшего" в полицию после очередного несанкционированного митинга, пишут злобные письма, ябеды, жалобы по всем инстанциям, призывают посадить, испепелить, четвертовать, наказать очередную Ксюшадь Кимовну Насральную, забыв, что их ребёнок -- это только их задача воспитания, и если к его "возрасту буратинки" его не научили отличать "Розу" от "Алисы", а "Лиса" от "Базилио", то вина вовсе не Розы Алисовны и Лиса Базилио, -- это те же "принцы с принцесками", вырастившие собственное потомство, но из пинеток и коротких штанишек в мозгах не выросшие.

Равно как и когда у нас в Донецке седой, беззубый, больной и старый, на верхнем этаже высотки в самом центре города, проснувшись от звуков обстрела, сидит на балконе ночью и дизлайкает, ставит минусы своим сетевым оппонентам, один разрыв -- один дизлайк, и неважно за что -- это тоже "неповзрослевший принц", только совсем уже старый и дряхлый, весь мир которого скукожился до интернета, до собеседников в сети.

Равно как и вооружённый подонок, наслушавшись бравурных речей и мозгомойки СМИ, размечтавшись о высоких доходах или славе и почёте военного звания, забывает о собственной человеческой природе, о "не убий" и безусловной высшей ценности -- жизни человека, идёт служить, бухать, мародёрить и убивать невооружённых некомбатантов... Да, и он тоже "прынцёныш", выкормыш-крысёныш Роза-Алисиного и Лиса-Базильевого циничного иждивенческого общества потребл@дства...


Рецензии