Об одном настоятеле Богоявленского монастыря

С ретроспективной просопографией Досифею, мягко говоря, не повезло.
Начиная с того, что в «Русском провинциальном некрополе» ни год смерти, ни возраст похороненного под Архангельским приделом Спасо-Преображенского собора архимандрита соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии не указаны (Русский провинциальный некрополь / вел. кн. Николай Михайлович.- М., 1914.- С. 265-266).
В «Азбучном указателе имен русских деятелей для русского биографического словаря» анонсированы Досифей как игумен Николаевского Бабайского и Богородицкого Игрицкого Песоченского (Азбучный указатель имен русских деятеле для русского биографического словаря: в 2 ч.- СПб, 1887.- Ч. 1: А-Л.- С. 216) и Досифей как игумен Иоанно-Предтеченского Железноборовского (Там же.- С. 217) монастырей Костромской епархии, однако в словаре статей нет ни об одном.
Он возглавлял, кроме того, Авраамиев Заозерский Успенский монастырь Галичского уезда и являлся строителем костромского Спасо-Запрудненского монастыря, исторических описаний которых, как и Богородицкого Игрицкого Песоченского монастыря Костромского уезда, не существует.
Среди настоятелей костромского Богоявленского монастыря Досифей в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Павла Михайловича Строева отсутствует, да и в «Исторических известиях о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век» его архимандрита и ректора Костромской духовной семинарии (1829-1837) Афанасия (Дроздова Александра Васильевича) (1800-1876) (Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии / сост. бывшим учителем семинарии и временным преподавателем гимназии Н. Андрониковым.- Кострома,1874.- С. 49; Баженов И.В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: исторический очерк / сост. Иван Баженов, преп. Костромской дух. Семинарии.- Кострома, 1895.- С. 3, 12, 17, 26, 44; Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- СПб, 2015.- С. 128-132) упоминается только лишь в общем списке (Афанасий [Дроздов А.В.]), архим. Исторические известия о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век.- СПб, 1837.- С. 29).
Т.е. исторических известий о костромских общежительных монастырях недоставало даже при их существовании, а поскольку не прибавилось и в дальнейшем, реестр бумаг середины XVIII столетия на имя настоятеля Богородицкого Игрицкого Песоченского монастыря Досифея в Государственном архиве Костромской области (Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 706. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-55) может считаться единственным документальным подтверждением его пребывания в Костромской епархии.
Вследствие этого немногочисленные и немногословные упоминания о нем в опубликованных источниках выглядят не то что противоречивыми, - взаимоисключающими.
Днем назначения Досифея игуменом Николаевского Бабаевского монастыря его историк Алесей Иванович Соловьев указывает 18 февраля 1742 года, а временем управления – 1742-1743 годы (Соловьев А.И. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Историко-статистический очерк.- Кострома, 1895 (обл. 1896).- С. 35-36), между тем как в «Азбучном указателе имен русских деятелей для русского биографического словаря» временем его управления названы 1745-1746 годы (Азбучный указатель имен русских деятеле для русского биографического словаря: в 2 ч.- СПб, 1887.- Ч. 1: А-Л.- С. 216).
Тем же временем управления Досифея Богородицким Игрицким Песоченским монастырем названы 1746-1760 годы (Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря: в 2 ч.- СПб, 1887.- Ч. 1: А-Л.- С. 216), однако из более достоверных источников известно, что, во-первых, оно началось «в лето 1745 года» (Арсеньев I.А., прот. Описание Костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 г. кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное.- М, 1837.- С. 33), во-вторых, в 1747-1750 и 1754-1758 годах Богородицким Игрицким Песоченским монастырем управлял его игумен и ректор Костромской духовной семинарии (1847-1760 Анастасий (Белопольский) (Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии / сост. бывшим учителем семинарии и временным преподавателем гимназии Н. Андрониковым.- Кострома,1874.- С. 3, 6, 8, 11, 49; Воскресенский А.А. Преподобный Иаков игумен, Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, Костромской епархии).- Кострома, 1913.- С. 92; Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- СПб, 2015.- С.87-89; Островский П.Ф., прот. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых.- Кострома, 1864.- С. 121; Румянцев П.М., свящ. Описание Железноборовского монастыря, Костромской губернии, Буйского уезда / сост. Священником Георгиевской церкви, что на реке Костроме, Буйского уезда, Петром Румянцевым.- Кострома, 1873.- С. 36), и, в-третьих, в 1754-1758 годах Досифей возглавлял Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, что подтверждают историки последнего Петр Михайлович Румянцев и Алексей Андреевич Воскресенский (Румянцев П.М., свящ. Описание Железноборовского монастыря, Костромской губернии, Буйского уезда / сост. Священником Георгиевской церкви, что на реке Костроме, Буйского уезда, Петром Румянцевым.- Кострома, 1873.- С. 30, 36; Воскресенский А.А. Преподобный Иаков игумен, Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, Костромской епархии).- Кострома, 1913.- С. 92).
К тому же, как установил Иван Васильевич Баженов, «с 1755 г. временно Богоявленским монастырем управлял Железноборовский игумен Досифей до июля 1756 г., когда посвящен архимандритом этого монастыря» (Баженов И.В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: исторический очерк / сост. Иван Баженов, преп. Костромской дух. Семинарии.- Кострома, 1895.- С. 43-44), однако об этом назначении ни вышеуказанные историки Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, ни «Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря», ни  «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» не упоминают.
В свою очередь историки Костромской духовной семинарии Николай Осипович Андроников и Иоанн Иаковлевич Сырцов извещали о том, что «для построения семинарии был вызван из Железноборовского монастыря перемещенный в Игрицкий, с правом присутствовать в консистории, игумен Досифей, в последствии времени архимандрит Соловецкого монастыря… Думать надобно, что семинария из Семеновского монастыря переведена была на Запрудню в 1760 году, или в начале 1761 года; так как 8 декабря 1760 года консистория докладывала Преосвященному, что в новоучрежденной епаршеской семинарии для обучения учеников школы, учителей покои и другия для исправления их нужд службы состроены» (Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии / сост. бывшим учителем семинарии и временным преподавателем гимназии Н. Андрониковым.- Кострома,1874.- С. 13-14) и что «строителем был удачно выбран настоятель Железно-Боровского монастыря архимандрит Досифей» (Сырцов И.Я., прот. 150-летие Костромской духовной семинарии (1747-1897 гг.).- Кострома, 1897.-С. 12-13), хотя среди строителей костромского Спасо-Запрудненского монастыря в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Павла Михайловича Строева он также отсутствует.
В довершение всего строительство в Костроме каменной Успенской церкви на завещанные им средства авторитетные историки Костромской епархии объясняли исключительно тем, что он был «костромским уроженцем» (Беляев I.С., прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета Костромского Успенского Собора Протоиреем Иоанном Беляевым.- СПб, 1863.-С. 15; Островский П.Ф., прот. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых.- Кострома, 1864.- С. 103-104), однако с учетом иногородних источников его жизнеописание в общих чертах представляется следующим образом.
Досифей, в миру Дионисий Андреевич Лебедевич, родившийся в 1695 году и, быть может, подобно многим другим выходцам из Малороссии, получивший образование в Киевской духовной академии, принявший постриг в Киево-Печерской Успенской лавре и положительно зарекомендовавший себя во главе золотоношского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской епархии, Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом был назначен 6-м по счету наместником санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (1738-1745), после чего переведен в управление первого епископа Костромского и Галичского (31.03.-18.08.1745) и золотоношского уроженца Симона (Тодорского Симеона Федоровича) (1700-1754) (Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- СПб, 2015.- С. 675-679), а после назначения епископом Костромским и Галичским (18.11.1745) их земляка Сильвестра (Кулябки Семена Петровича) (1701-1761) (Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- СПб, 2015.- С. 667-670) вместе с ним находился в Костромской епархии, в которой оставался также при земляках Геннадии (Андреевском Григории) (ок. 1700-1758) (Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- СПб, 2015.- С. 196-199) и Дамаскине (Аскаронском Дамиане) (ок. 1708-1769) (Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- СПб, 2015.- С. 229-232) и лишь при вологодском уроженце и епископе Костромском и Галичском (1769-1778) Симоне (Лагове или Лаговском Стефане Михайловиче) (ок. 1730-1804) (Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- СПб, 2015.- С. 670-675) оказался архимандритом соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии (17.09.1761-22.06.1777) (Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи: полный список всех 1105 ныне действующих в семидесяти пяти губерниях и областях России (и в двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. С кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и четырьмя алфавитными указателями. С указанием ближайших к монастырям почтовых и железнодорожных станций. Со ста десятью рисунками в тексте и картой монастырей (в две краски) на вкладном листе.- М., 1908.- С. 18.- № 10), в котором и умер.
Что же касается взаимоисключающих датировок его перемещения по общежительным монастырям Костромской епархии, возможен вариант, при котором, как говорится, правы все стороны, если допустить, что во всех монастырях Досифей всего лишь исправлял должность настоятеля в его отсутствие и в действительности занимал должность строителя, тем более что и «Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря» называл его строителем Ройской Златоустовской пустыни Ярославской епархии в 1749 году (Азбучный указатель имен русских деятеле для русского биографического словаря: в 2 ч.- СПб, 1887.- Ч. 1: А-Л.- С. 217), после чего в Богородицком Игрицком Песоченском монастыре им был построен каменный собор Смоленско-Игрицкой иконы Божией Матери (1745), Иоанно-Предтеченском Железноборовском – Богородицерождественская (1758) и Иоанно-Предтеченская (1758) каменные церкви и Спасо-Запрудненском – деревянные службы для Костромской духовной семинарии (1760).


Рецензии